Тема «Глаза - зеркало души»
Цель: дать элементарные представления о строении и функциях органа зрения - глаза; развивать способность соотносить слово и образ; научить детей бережно относится к величайшему дару природы - зрению, обсудить возможные ситуации, несущие в себе угрозу повреждения глаз, научить приемам первой медицинской помощи себе и другим в случае повреждения глаз.
Содержание:
1. Начать урок с загадки: «Два братца через дорогу живут, друг дружку не видят» (глаза)
Игра «Жмурки»
Вопросы: Как вы двигались? Удобно ли вам с завязанными глазами? Как
лучше?
Вывод: Наши глаза - 2 окошечка, через которые мы смотрим на мир.
Беседа о глазах: У кого какие глаза? как я вижу? как появился глаз у рыбы?
(маленькие пятнышки чувствительные к свету, углубляются постепенно,
становятся ямкой. Затем эта ямка заполняется водянистой жидкостью и
покрылась пленкой)
Строение глаза, моделирование макета глаза и рассмотрение его в зеркальце
Словесные аналоги (какие бывают глаза?)
Вывод: По глазам можно определить настроение и характер человека, животного.
добрые, как у доктора Айболита;
грустные, как у царевны Несмеяны;
веселые, как у Буратино;
злые, как у волка;
хитрые, как у лисы;
зоркие, как у орла.
Посмотрите друг другу в глаза. В центре есть черная точка - это зрачок.
У меня он тоже есть. Посмотрите, что с ним будет если я направлю в глаз
яркий пучок света (опыт с фонариком). Зрачок - это отверстие, которое
кажется черной точкой, он изменяет свой размер в темноте и на свету. Вокругзрачка есть радужная оболочка. Она у разных людей бывает разного цвета. Отнее зависит цвет глаз (голубые, карие, зеленые). Помните, девочку из книги оНезнайке звали Синеглазка. А как можно назвать вас?
Роговица - прозрачная. Она защищает глаза от слез, пыли, мелких частиц. В
этом ей помогают ресницы. А зачем нам слезы?
Чтение рассказа Д. Родари «Для чего нужны слезы?»
Загадка: «Под мостом -мостище? Под соболем - соболищем два соболька
разыгрались» (брови, глаза).
Брови тоже защищают глаз - не дают поту, стекающему со лба, их залить. Потсодержит вредные вещества и соль. Она может слепить и раздражать глаз.
Веки и ресницы: снимают напряжение глаз. Игра «Не моргни!»
По ходу беседы дети выкладывают макет глаза.
Физ.минутка. Гимнастика для глаз.
Д/и «Полезно-вредно»
Обобщение случаев травматизма глаз. Плакат с иллюстрациями:
поступает мальчик гадко: в глаз он целится рогаткой;
Мальчику не повезло: глаз поранило стекло...
Взята бутылочка не таив глаза попала ... кислота;
Знает даже старый еж: не для глаз игла и нож.
Если ты играешь в салки- береги глаза от палки.
7. Зарисуй, что представляет собой опасность для глаз.
Основной вывод урока: беречь зрение- оберегать себя и других.
8. Д/и «Попади в цель», «Сбей кегли».
Материал: повязки для глаз, портреты сказочных героев, детали для макета,
глаз, фонарик, плакат с иллюстрациями ситуаций, вызывающий травматизм
глаз, плакат «Строение глаза», бумага и карандаши.
Литературный ряд: Дж. Родари «Для чего нужны слезы?»