СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие кружка «Школа исследователей» «Сохраним первоцветы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая тема  является актуальной в течение  многих десятилетий. С этой целью в школе проводится самая разнообразная внеклассная работа экологической направленности, где учащиеся имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать природные объекты, проводить простые исследования в природе, начинают  понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней. 

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка «Школа исследователей» «Сохраним первоцветы»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Октябрьский лицей»

Калачёвского муниципального района Волгоградской области







Кружок «Школа исследователей»


Тема занятия «Сохраним первоцветы»
















Автор: Погудина Надежда Павловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории















п. Октябрьский


Актуальность исследования. Экологическая тема является актуальной в течение многих десятилетий. В настоящее время все более необходимым становится формирование у школьников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. С этой целью в школе проводится самая разнообразная внеклассная работа экологической направленности, где учащиеся имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать природные объекты, проводить простые исследования в природе, начинают понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней. Наш проект направлен на сохранение первоцветов. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу Волгоградской области. Первоцветы в наших лесах образуют, не везде, сплошные красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.


География исследования: МКОУ «Октябрьский лицей», окрестности территории посёлка Октябрьский

Сроки исследования: март, апрель, май 2012 г

Виды деятельности
  • учебно-игровая

  • исследовательская, коммуникативно-диалоговая, практико-ориентированная

Цель:

  • познакомить учащихся с многообразием первоцветов, встречающихся на территории Волгоградской области;

  • показать красоту первоцветов, необходимость их охраны, пропаганду знаний о первоцветах и выход в практику;

  • формирование навыков работы с дополнительной литературой, с целью выделения наиболее интересной и важной информации для сообщения.

Образовательные задачи:

  • дать понятие о первоцветах; выяснить, почему их так называют, какие приспособления существуют у этих растений для зацветания ранней весной;

  • познакомить учащихся нашего класса с первоцветами окрестностей посёлка.

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках окружающего мира, занятий на кружке.


Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания, образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие коммуникативных навыков.


Воспитательные задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • развивать эстетическое восприятие природы.

  • воспитание любви к природе родного края;

  • воспитание экологической культуры.

  • самореализация личности ребёнка в коллективе через внеклассную деятельность.


Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор.

Мероприятия по проекту:

1. Заседания кружка «Сохраним первоцветы»

2. Сбор материала: работа с литературными источниками, поиск информации в сети Интернет, изучение Красной книги Волгоградской области.

3. Изготовление листовок и развешивание их на территории поселка.

4. Изготовление поделок «Первоцветы»



Ход мероприятия

  1. Самоопределение и мотивация к деятельности

Улыбнись с утра щенку,
И росинке, и цветку,
Пестрой бабочке в лугах,
Солнцу в легких облаках.
Бабочка махнет крылом,
Солнце – ласковым лучом,
И росинка вспыхнет, радуя
Семицветной чудо - радугой.
И тогда увидишь ты,
Сколько в мире красоты!
Обменявшись добротою,
Будем мир дружить с тобою.

  1. Психологический настрой на занятие

Итак, у нас кружок сейчас, друзья.
На вас надеюсь, как всегда.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!

Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказываний своих мыслей.

  1. Организационный момент.

Учитель: Какой девиз нашего кружка? Какие исследования мы с вами провели в этом году

(Слайды № 1-3)


  1. Актуализация знаний.

Учитель: Вы были на экскурсии в парке, что изменилось в природе? (Деревья все стоят зеленые появились цветы, трава зеленая)

- А для чего нужны цветы? ( Для красоты) А вот как об этом написал К.Бальмонт:

Быть может вся природа-

Мозаика цветов?

Быть может вся природа-

Различность голосов.

Быть может вся природа –

Лишь числа и черты?

Быть может вся природа-

Желанье красоты?

- Откуда появились цветы?

Дети: Люди сами вырастили цветы из семян, отростков, черенков, клубней.

А вот про то, как пришли на Землю цветы, еще и по-другому в народе сказывают. Возвращался будто бы Иван- царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а реки нет. Махнул три раза платком в правую сторону - появилась над рукой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону - радуга стала тоненьким мостиком. Баба-Яга доехала до середины моста, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга на мелкие осколки - цветочки. Одни цветы были добрые - от следов Ивана- Царевича, а другие, злые и ядовитые, - это где Баба-Яга ступала. «Сказка – ложь, да в ней намек»: - говорит народ. Вот и сегодня мы поговорим о цветах.

(Слайд № 4)


- Для того чтобы начать наше заседание кружка нам нужно отгадать ребус. Что за слово получилось? (Слайды № 5-9)










Ответ: Первоцветы.

  1. Основная часть занятия

Учитель: Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. Они первыми появляются из-под снега, поэтому их ещё называют подснежниками. (Слайд № 9)

Цветущие ранней весной первоцветы, составляют уникальный природный комплекс степной флоры на территории Волгоградской области. Хоть и ждешь с нетерпением их цветения - все равно каждый год испытываешь удивление и восхищение от этой красоты. После длительного зимнего периода созерцание цветущих первоцветов в природе вызывает положительные эмоции у человека, что благоприятно сказывается на его здоровье, работе и психическом состоянии. Наше заседание кружка будет посвящено ПЕРВОЦВЕТАМ.

- Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной?

У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливали питательные вещества про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже может выпустить яркий цветок. Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. (Слайд № 4)

Страница 1. Редкие и охраняемые растения Волгоградской области

(Слайд № 10)

1. Мать-и-мачеха. (Слайды № 11-12)

Какое травянистое растение без листьев цветет? За что его так прозвали?

Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

2. Первоцвет. (Слайды № 13-15)

Первоцвет. В самом деле, соцветие золотистых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминает связку золотых ключей. О появлении этих ключей рассказывается так. Ключи эти принадлежали богине весны Фрее. Эта молодая красавица носила многоцветное ожерелье из радуги, которое ей изготовили гномы. Когда богиня наклонялась, её ожерелье прикасалось к земле и из него выпадали золотые ключи, тотчас превращавшиеся в золотистые первоцветы. Этими ключами богиня открывала дверь настоящему весеннему теплу, и земля покрывалась яркими цветами.

3. Ветреница. (Слайды № 16-17)

Какое растение цветет только в сезон сильных весенних ветров?

4. Медуница. (Слайды № 18-19)

  • Какое растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик»?

  • Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик

5. Прострел (сон-трава). (Слайды № 20-21)

Однажды по весне в лесу, медведь выдрал из земли какое-то растение и начал его лизать. Лизал, лизал, да так и уснул. Что это было за растение? Почему его так называют?

6. Хохлатка. (Слайды № 22-23)

Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки

7. Тюльпан Геснера. (Слайд № 24)

8. Брандушка разноцветная. (Слайд № 27)

Страница 2. Отгадай цветок

Учитель: Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в “Красную книгу”. “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?

Ведь недаром говориться:

“Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”.

Сейчас я проверю как вы запомнили цветы, которые нельзя рвать. Конкурс «Отгадай загадку»

  1. Подснежник.

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Слайды № 29-31)

Легенда. Давным-давно, когда на земле только начиналась жизнь и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка, сказывают, будто бы рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел землю, и на ней появилась жизнь.

В саду, где берёзки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом подтянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?» П. Соловьёв

  1. Тюльпан. (Слайд №32)

Из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха,
Меж цветов он знатный пан,
А зовут его…

  1. Мать-и-мачеха. (Слайд №33)

На глиняных откосах,

В оврагах вдоль дорог

Появился первым

Желтый огонек

  1. Ландыш (Слайд №34)

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

  1. Одуванчик (Слайд № 35)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка.

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым.

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Он летит над тёплым лугом

И над тихою рекой.

Одуванчику, как другу,

Долго я машу рукой:

  • Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

В. Степанов

  1. Медуница (Слайд № 36)

Это прозвище не даром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет ……..

Не успел сойти белый снег,

Появился ранний, смелый побег,

А цветочки у него все разные:

Фиолетовые, синие, голубые, красные…

Они меняют окраску, следуя моде,

Красуются при холодной погоде,

Цветы ароматные - содержат много нектара,

Цветут в садах, очень любят дубравы.

  1. Ветреница (Слайд № 37)

Белые и жёлтые сестрёнки скромны,

Но первоцветы нам эти очень важны.

Если закрыты цветочки, то жди –

Скоро начнутся злые дожди.

Открыты цветочки на радость народу –

Значит, прекрасная будет погода


  1. Физкульминутка (Слайды № 38-47)


Страница 3. Составь слово (Слайды № 48-53)

Учитель: Вам предложены карточки, из которых надо составить название цветов.

Проверка. Один из этих цветов не будет являться первоцветом.


Ответы: ПОДСНЕЖНИК (Слайд № 49), ОДУВАНЧИК (Слайд № 50), МАТЬ – И – МАЧЕХА (Слайд № 51), ЛАНДЫШ (Слайд № 52), ХОХЛАТКА (Слайд № 53). РОЗА – лишняя


Учитель: Первоцветы - украшение наших весенних лесов, но численность их неуклонно сокращается. Поэтому в настоящее время особенно остро встает проблема охраны раннецветущих растений. На следующий год в этом месте расти оно уже не будет.

Первоцветы — очень нежные, хрупкие, привередливые цветы (недаром их очень трудно выращивать в домашних условиях — они начинают цвести лишь через 10 и более лет). Во-вторых, даже если цветок сорван без луковицы, все равно это отражается на нем негативно. Он будет лишен возможности размножаться семенами, да и сама луковица может зачахнуть, так как без цветка растение не может нормально расти.


Страница 4. «Охрана первоцветов». (Слайд №59)

Учитель: Разгадайте ребус, и вы прочтете одно из самых главных правил по охране первоцветов:

(Слайд № 60)

Е

К

Ш

Ь

В

Р

Т

У

И

Л

И

Е

Ы

Б

Е

О

Б

Н







(Не рви большие букеты.)

Учитель: Каждый из нас тоже может помочь сохранить редкие цветы, если будет следовать простым советам. (Слайды № 61-67)

  • Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов.

  • Проходите мимо продавцов, торгующих трогательными букетиками, не покупая у них цветы.

  • Не надо рвать цветы в лесу, так как они могут на следующий год совсем не вырасти.

  • Цветы можно рвать лишь те, которые вы посадили сами. Например, в своем саду

  • Аккуратно ходи по лесу, не топчи первые весенние цветы

  • В лесу можно ходить только по тропинкам, которые называются экологическими тропами

  • Если тебя заинтересовал цветок, то не рви его, а лучше сфотографируй. Его красотой смогут полюбоваться и твои друзья

Внимание! Конкурс «Стоп! Кадр!» (Слайд № 68)

Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!

Берегите первоцветы – украшение планеты! (Слайд № 69)

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвешь цветок,

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

 И деревья, и кусты…

 И не будет красоты.

 И не будет доброты.

 Если только Я и ТЫ –

 Если мы сорвем цветы

Учитель: Друзья! Вот и подошло к финалу наше занятие. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали много нового о первоцветах.

  1. Рефлексия

Учитель: Сегодня вы услышали много стихов, пословиц, поговорок, народных примет, интересных сведений о природе весной. Надеюсь, вам было интересно. На доске нарисовано дерево без листочков. Давайте нарядим его. Те ребята, кому на уроке было интересно, комфортно, прикрепите к веточкам дерева зелёные листочки. Те ребята, кому было не очень интересно, беспокойно, прикрепите жёлтые листочки. Те, кому было совсем неинтересно, тревожно, прикрепите красные листочки.

(Дети выбирают листочки, прикрепляют их к веточкам дерева)

Посмотрите, какое по-весеннему нарядное дерево у вас получилось.

12. Домашнее задание

Подберите стихотворения, пословицы, поговорки, народные приметы о первоцветах.

Молодцы! Вы хорошо сегодня работали.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!