Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Октябрьский лицей»
Калачёвского муниципального района Волгоградской области
Кружок «Школа исследователей»
Тема занятия «Сохраним первоцветы»
Автор: Погудина Надежда Павловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
п. Октябрьский
Актуальность исследования. Экологическая тема является актуальной в течение многих десятилетий. В настоящее время все более необходимым становится формирование у школьников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. С этой целью в школе проводится самая разнообразная внеклассная работа экологической направленности, где учащиеся имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать природные объекты, проводить простые исследования в природе, начинают понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней. Наш проект направлен на сохранение первоцветов. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу Волгоградской области. Первоцветы в наших лесах образуют, не везде, сплошные красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.
География исследования: МКОУ «Октябрьский лицей», окрестности территории посёлка Октябрьский
Сроки исследования: март, апрель, май 2012 г
Виды деятельности
учебно-игровая
исследовательская, коммуникативно-диалоговая, практико-ориентированная
Цель:
познакомить учащихся с многообразием первоцветов, встречающихся на территории Волгоградской области;
показать красоту первоцветов, необходимость их охраны, пропаганду знаний о первоцветах и выход в практику;
формирование навыков работы с дополнительной литературой, с целью выделения наиболее интересной и важной информации для сообщения.
Образовательные задачи:
дать понятие о первоцветах; выяснить, почему их так называют, какие приспособления существуют у этих растений для зацветания ранней весной;
познакомить учащихся нашего класса с первоцветами окрестностей посёлка.
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках окружающего мира, занятий на кружке.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания, образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
развитие творческих способностей учащихся;
развивать эстетическое восприятие природы.
воспитание любви к природе родного края;
воспитание экологической культуры.
самореализация личности ребёнка в коллективе через внеклассную деятельность.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор.
Мероприятия по проекту:
1. Заседания кружка «Сохраним первоцветы»
2. Сбор материала: работа с литературными источниками, поиск информации в сети Интернет, изучение Красной книги Волгоградской области.
3. Изготовление листовок и развешивание их на территории поселка.
4. Изготовление поделок «Первоцветы»
Ход мероприятия
Самоопределение и мотивация к деятельности
Улыбнись с утра щенку,
И росинке, и цветку,
Пестрой бабочке в лугах,
Солнцу в легких облаках.
Бабочка махнет крылом,
Солнце – ласковым лучом,
И росинка вспыхнет, радуя
Семицветной чудо - радугой.
И тогда увидишь ты,
Сколько в мире красоты!
Обменявшись добротою,
Будем мир дружить с тобою.
Психологический настрой на занятие
Итак, у нас кружок сейчас, друзья.
На вас надеюсь, как всегда.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказываний своих мыслей.
Организационный момент.
Учитель: Какой девиз нашего кружка? Какие исследования мы с вами провели в этом году
(Слайды № 1-3)
Актуализация знаний.
Учитель: Вы были на экскурсии в парке, что изменилось в природе? (Деревья все стоят зеленые появились цветы, трава зеленая)
- А для чего нужны цветы? ( Для красоты) А вот как об этом написал К.Бальмонт:
Быть может вся природа-
Мозаика цветов?
Быть может вся природа-
Различность голосов.
Быть может вся природа –
Лишь числа и черты?
Быть может вся природа-
Желанье красоты?
- Откуда появились цветы?
Дети: Люди сами вырастили цветы из семян, отростков, черенков, клубней.
А вот про то, как пришли на Землю цветы, еще и по-другому в народе сказывают. Возвращался будто бы Иван- царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а реки нет. Махнул три раза платком в правую сторону - появилась над рукой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону - радуга стала тоненьким мостиком. Баба-Яга доехала до середины моста, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга на мелкие осколки - цветочки. Одни цветы были добрые - от следов Ивана- Царевича, а другие, злые и ядовитые, - это где Баба-Яга ступала. «Сказка – ложь, да в ней намек»: - говорит народ. Вот и сегодня мы поговорим о цветах.
(Слайд № 4)
- Для того чтобы начать наше заседание кружка нам нужно отгадать ребус. Что за слово получилось? (Слайды № 5-9)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/8/9/289eb4b74ce3fdc453879e4ba812c70320f8184c/zaniatiie-kruzhka-shkola-issliedovatieliei-sokhranim-piervotsviety-1_1.png)
Ответ: Первоцветы.
Основная часть занятия
Учитель: Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. Они первыми появляются из-под снега, поэтому их ещё называют подснежниками. (Слайд № 9)
Цветущие ранней весной первоцветы, составляют уникальный природный комплекс степной флоры на территории Волгоградской области. Хоть и ждешь с нетерпением их цветения - все равно каждый год испытываешь удивление и восхищение от этой красоты. После длительного зимнего периода созерцание цветущих первоцветов в природе вызывает положительные эмоции у человека, что благоприятно сказывается на его здоровье, работе и психическом состоянии. Наше заседание кружка будет посвящено ПЕРВОЦВЕТАМ.
- Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной?
У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливали питательные вещества про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже может выпустить яркий цветок. Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. (Слайд № 4)
Страница 1. Редкие и охраняемые растения Волгоградской области
(Слайд № 10)
1. Мать-и-мачеха. (Слайды № 11-12)
Какое травянистое растение без листьев цветет? За что его так прозвали?
Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.
2. Первоцвет. (Слайды № 13-15)
Первоцвет. В самом деле, соцветие золотистых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминает связку золотых ключей. О появлении этих ключей рассказывается так. Ключи эти принадлежали богине весны Фрее. Эта молодая красавица носила многоцветное ожерелье из радуги, которое ей изготовили гномы. Когда богиня наклонялась, её ожерелье прикасалось к земле и из него выпадали золотые ключи, тотчас превращавшиеся в золотистые первоцветы. Этими ключами богиня открывала дверь настоящему весеннему теплу, и земля покрывалась яркими цветами.
3. Ветреница. (Слайды № 16-17)
Какое растение цветет только в сезон сильных весенних ветров?
4. Медуница. (Слайды № 18-19)
Какое растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик»?
Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик
5. Прострел (сон-трава). (Слайды № 20-21)
Однажды по весне в лесу, медведь выдрал из земли какое-то растение и начал его лизать. Лизал, лизал, да так и уснул. Что это было за растение? Почему его так называют?
6. Хохлатка. (Слайды № 22-23)
Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки
7. Тюльпан Геснера. (Слайд № 24)
8. Брандушка разноцветная. (Слайд № 27)
Страница 2. Отгадай цветок
Учитель: Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в “Красную книгу”. “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?
Ведь недаром говориться:
“Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”.
Сейчас я проверю как вы запомнили цветы, которые нельзя рвать. Конкурс «Отгадай загадку»
Подснежник.
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Слайды № 29-31)
Легенда. Давным-давно, когда на земле только начиналась жизнь и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка, сказывают, будто бы рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел землю, и на ней появилась жизнь.
В саду, где берёзки
Столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом подтянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это весна?» П. Соловьёв
Тюльпан. (Слайд №32)
Из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха,
Меж цветов он знатный пан,
А зовут его…
Мать-и-мачеха. (Слайд №33)
На глиняных откосах,
В оврагах вдоль дорог
Появился первым
Желтый огонек
Ландыш (Слайд №34)
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Одуванчик (Слайд № 35)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка.
Одуванчик придорожный
Был, как солнце, золотым.
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Он летит над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Одуванчику, как другу,
Долго я машу рукой:
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.
В. Степанов
Медуница (Слайд № 36)
Это прозвище не даром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет ……..
Не успел сойти белый снег,
Появился ранний, смелый побег,
А цветочки у него все разные:
Фиолетовые, синие, голубые, красные…
Они меняют окраску, следуя моде,
Красуются при холодной погоде,
Цветы ароматные - содержат много нектара,
Цветут в садах, очень любят дубравы.
Ветреница (Слайд № 37)
Белые и жёлтые сестрёнки скромны,
Но первоцветы нам эти очень важны.
Если закрыты цветочки, то жди –
Скоро начнутся злые дожди.
Открыты цветочки на радость народу –
Значит, прекрасная будет погода
Физкульминутка (Слайды № 38-47)
Страница 3. Составь слово (Слайды № 48-53)
Учитель: Вам предложены карточки, из которых надо составить название цветов.
Проверка. Один из этих цветов не будет являться первоцветом.
Ответы: ПОДСНЕЖНИК (Слайд № 49), ОДУВАНЧИК (Слайд № 50), МАТЬ – И – МАЧЕХА (Слайд № 51), ЛАНДЫШ (Слайд № 52), ХОХЛАТКА (Слайд № 53). РОЗА – лишняя
Учитель: Первоцветы - украшение наших весенних лесов, но численность их неуклонно сокращается. Поэтому в настоящее время особенно остро встает проблема охраны раннецветущих растений. На следующий год в этом месте расти оно уже не будет.![](https://fhd.multiurok.ru/2/8/9/289eb4b74ce3fdc453879e4ba812c70320f8184c/zaniatiie-kruzhka-shkola-issliedovatieliei-sokhranim-piervotsviety-1_3.png)
Первоцветы — очень нежные, хрупкие, привередливые цветы (недаром их очень трудно выращивать в домашних условиях — они начинают цвести лишь через 10 и более лет). Во-вторых, даже если цветок сорван без луковицы, все равно это отражается на нем негативно. Он будет лишен возможности размножаться семенами, да и сама луковица может зачахнуть, так как без цветка растение не может нормально расти.
Страница 4. «Охрана первоцветов». (Слайд №59)
Учитель: Разгадайте ребус, и вы прочтете одно из самых главных правил по охране первоцветов:
(Слайд № 60)
Е | К | Ш | Ь | В | Р |
Т | У | И | Л | И | Е |
Ы | Б | Е | О | Б | Н |
(Не рви большие букеты.)
Учитель: Каждый из нас тоже может помочь сохранить редкие цветы, если будет следовать простым советам. (Слайды № 61-67)
Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов.
Проходите мимо продавцов, торгующих трогательными букетиками, не покупая у них цветы.
Не надо рвать цветы в лесу, так как они могут на следующий год совсем не вырасти.
Цветы можно рвать лишь те, которые вы посадили сами. Например, в своем саду
Аккуратно ходи по лесу, не топчи первые весенние цветы
В лесу можно ходить только по тропинкам, которые называются экологическими тропами
Если тебя заинтересовал цветок, то не рви его, а лучше сфотографируй. Его красотой смогут полюбоваться и твои друзья
Внимание! Конкурс «Стоп! Кадр!» (Слайд № 68)
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Берегите первоцветы – украшение планеты! (Слайд № 69)
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок,
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если мы сорвем цветы
Учитель: Друзья! Вот и подошло к финалу наше занятие. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали много нового о первоцветах.
Рефлексия
Учитель: Сегодня вы услышали много стихов, пословиц, поговорок, народных примет, интересных сведений о природе весной. Надеюсь, вам было интересно. На доске нарисовано дерево без листочков. Давайте нарядим его. Те ребята, кому на уроке было интересно, комфортно, прикрепите к веточкам дерева зелёные листочки. Те ребята, кому было не очень интересно, беспокойно, прикрепите жёлтые листочки. Те, кому было совсем неинтересно, тревожно, прикрепите красные листочки.
(Дети выбирают листочки, прикрепляют их к веточкам дерева)
Посмотрите, какое по-весеннему нарядное дерево у вас получилось.
12. Домашнее задание
Подберите стихотворения, пословицы, поговорки, народные приметы о первоцветах.
Молодцы! Вы хорошо сегодня работали.