Отдел образования, спорта и туризмаТолочинского райисполкома
ГУДО « Толочинский районный центр детей и молодежи »


Методическая разработка в рамках районного этапа
IX республиканской выставки-конкурса
учебно-методических материалов
научно-методического и педагогического
опыта учреждений дополнительного
образования детей и молодежи
эколого-биологического профиля
Куратник Татьяна Леопольдовна,
учитель биологии высшей квалификационной категории,
педагог дополнительного образования, руководитель объединения по интересам «Фитотерапия» при ГУО «Кохановская средняя школа имени И.П. Кожара Толочинского района»
Телефон: +375 (29) 5-10-11-07; Факс: 8 (2136) 2-45-03;
Эл. почта: kuratnik36@gmail.com
КОХАНОВО, 2016год
Оглавление
2
АННОТАЦИЯ 3
Тема занятия 4
Сценарный план занятия. 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10
Приложение1 11
Приложение 2 13
Приложение3 17
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка «Листопад и его биологическое значение» это занятие объединения по интересам.
Данное мероприятие способствует формированию экологически образованной личности.
Организация занятия базируется на принципах:
Гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Научности – на доступном уровне раскрывается идея целостности природы, единства и взаимосвязи растительного мира и человека.
Деятельностного подхода и индивидуализации учебно-воспитательной работы, где каждый ребенок выступает активным творцом отношений к природе, к себе, своему здоровью и другим людям.
Интерактивного подхода, который основан на свободе ученика, решающего образовательную задачу на обратной связи в системе преподаватель – ученик.
При реализации мероприятия используются идеи личностно-ориентированного педагогического процесса.
В ходе мероприятия ученики познакомятся с причинами явлением листопад и его биологическим значением.
Занятие проводится в рамках программы объединения по интересам лекарственные растения «Фитотерапия».
Разнообразные приемы занятия позволят развить творческий потенциал школьников, будут способствовать активному усвоению знаний.
Методическая разработка адресуется педагогам и воспитателям учреждений образования. Будет также полезна учащимся общеобразовательных школ.
За опытом обращаться в ГУДО « Толочинский районный центр детей и молодежи »
Тема занятия «Листопад и его биологическое значение
Цель занятия: Расширение и углубление знаний учащихся о листопаде как экологическом процессе адаптации растений к неблагоприятным условиям.
Задачи занятия: Создать условия для:
расширения знаний о листопаде;
проявления творческой активности
развития коммуникативных умений;
формирования умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
формирование навыков работы в группе.
ТСО:
Мультфильм «Почему желтеют и падают листья?» , мультимедийный проектор.
Методические советы на подготовительный период: знакомство с литературой по теме, подготовка участников. Для контроля эмоционального состояния школьников хорошо использовать цветовой дневник. (Приложение 1). Занятие рассчитано на два часа.
Предполагаемый метод: информационно-развивающие методы.
Форма проведения: занятие – мастерская, работа в группах.
Возраст участников: мероприятие для учеников 6-7 классов.
Условие его осуществления: классная комната, музыкальное сопровождение.
Оборудование, оформление: гербарии листьев, репродукции картин об осени, бумага, маркеры, клей, сбор трав для чая.
Распечатка текста - Георгий Рудольфович Граубин «Почему осенью - листопад?»(Приложение2),календарь сбора лекарственных растений в октябре
Предполагаемый результат: Учащиеся усвоят три пункта значения листопада, будут знать причину листопада, по итогам занятия будет заснят материал для видеоролика «Люблю я пышное природы увяданье
Сценарный план занятия.
МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
БЛОК ПОЗНАНИЯ.
ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК.
Ход мероприятия.
1.МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК.
Как описывают поэты это время года?
Учащиеся читают стихи:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой..,
(И. Бунин)
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыхание.
И мглой волнистою покрыты небеса.
(А. Пушкин)
День ото дня редеет неба синь,
Тень облаков над озером нависла.
И ветер с пламенеющих осин
Срывает листьев праздничные числа.
(Л. Татьяничева)
Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)
Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.
Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой – теплая.
Прежде времени лист опадает – к долгой зиме. Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Творческое задание выполняется в группах.
Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему – кластер:
На доске записано слово «ЛИСТОПАД» Его надо истолковать с помощью слов или словосочетаний, относящихся к теме занятия.
Л- | листья |
И- | иней |
С- | слякоть |
Т- | туман |
О- | октябрь |
П- | приспособление |
А- | авитаминоз |
Д | дождь |
2 .ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. Просмотр мультфильма «Почему желтеют и падают листья?»
3.БЛОК ПОЗНАНИЯ. Прочитать текст (Приложение2) и выделить причины листопада (сокращение светового дня)
Назвать значение листопада ( сокращение испарения, сброс шлаков, защита кроны от снега).
На основании полученных знаний составим рассказ по тем наглядным пособиям, которые заранее подготовили ученики. (Приложение3)
Анализируем календарь сбора лекарственных растений в октябре
Выбираем растения для изучения их лекарственных свойств – домашнее задание
Название растения | Собираемые части |
|
Алтей лекарственный | корни | |
Валериана лекарственная | корневища с корнями | |
Горец змеиный (Раковые шейки) | корневища | |
Девясил высокий (Девясил лекарственный) | корневища с корнями | |
Змеевик(горец змеиный) | корневища | |
Калина обыкновенная | плоды, кора | |
Клюква | плоды | |
Кровохлебка лекарственная | корневища и корни | |
Лапчатка прямостоячая (Узик, Дубровка, Калган) | корневища | |
Можжевельник обыкновенный (Верес) | шишкоягоды | |
Одуванчик лекарственный | корни | |
Окопник лекарственный | корни | |
Ольха серая | шишки | |
Папоротник мужской | корневища | |
Первоцвет весенний | корневища с корнями | |
Пырей ползучий | корневища | |
Рябина обыкновенная | плоды | |
Стальник полевой (Стальник пашенный) | корни | |
Сушеница топяная (Сушеница болотная) | трава | |
Толокнянка обыкновенная (Медвежье ушко) | листья | |
Цикорий обыкновенный | корни | |
Шиповник коричный | плоды | |
Щавель конский (Щавель густой) | корневища и корни | |
4.ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК.
Найти ответ на вопрос - Почему весенние морозы страшнее зимних? На каком склоне - на теплом, южном, или на холодном, северном, - деревья скорее "простудятся"?(Приложение2),
5.ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК. А сейчас сочиним стихи про осень, или составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим их к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна.
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из четырех слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Листопад
Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист
Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге. Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. Защита проектов.
Осень
Скажем лету мы пока,
Наступила Осень
Близко-близко к нам зима
Через месяц просто.
Ну а осень не проста,
На подарки принесла.
Все деревья разукрасила
Жёлтый, красный, золотой
Все деревья в разнобой.
А зима всё ближе-ближе,
Не даёт покою нам.
Холода метель и вьюга
Нам слышны и тут, и там.
Осень
Скажем лету мы пока,
Наступила Осень
Близко-близко к нам зима
Через месяц просто.
Ну а осень не проста,
На подарки принесла.
Все деревья разукрасила
Жёлтый, красный, золотой
Все деревья в разнобой.
А зима всё ближе-ближе,
Не даёт покою нам.
Холода метель и вьюга
Нам слышны и тут, и там.
6. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК.
- Что важного вы открыли в содержании нашей мастерской?
- Что в работе было самым интересным
- Что в работе было самым интересным?
Заполните цветовой дневник. (Приложение 1)
Заключительное слово учителя.
А теперь идем на прогулку в школьный двор. Наслаждаемся осенней природой, отдыхаем, играем. Собираем листья для флористических работ и изготовления роз из листьев клена. Ведем видеосъемку.
Результат занятия - (видеоролик можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/LJro-vREUsE )

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.
https://www.youtube.com/watch?v=NL0vPt81qS8 Обучающий мультфильм - Почему желтеют и падают листья? Развивающий мультик для детей
http://biouroki.ru/book/listopad.html Граубин Георгий «Почему осенью – листопад»
Приложение1
ЦВЕТОПИСЬ
(Леванова + методика А.Н. Лутошкина)
Создай цветовой дневник настроения обучаемого (обучаемых) .
Если вы хотите узнать, как «дышит» коллектив, какие состояния переживают учащиеся, как и под влиянием чего формируются и изменяются их настроения, можете воспользоваться приемом цветописи. Цветопись – это цветовой дневник настроения. Расшифровка цветов.
Красный – восторженное; Оранжевый –радостное, теплое; Желтый – светлое, приятное; Зеленый – спокойное; Синий – неудовлетворенное, грустное; Фиолетовый – тревожное, напряженное; Черный – упадок, уныние.
На плотном листе бумаги – семь цветовых полос. Каждая цветовая полоса – условный знак настроения. В данном случае цветовые символы заменены буквенными обозначениями: К – красный, О – оранжевый, Ж – желтый, З – зеленый, С – синий. Ф – фиолетовый, Ч – черный. Цветовые полосы можно получить методом аппликации: наклеить в дневник необходимые полоски цветной бумаги. Цветодневников нужно изготовить столько, сколько обучаемых примет участие в этой работе.
Ежедневно в одни и те же часы (лучше после занятий, в конце дня) раздается цветодневник каждому из обучаемых и они самостоятельно, не советуясь ни с кем, ставят в правой стороне листа дату (число этого дня) напротив той цветовой полосы, которая обозначает их настроение к этому времени.
Однако перед тем как начать работу надо выполнить ряд важных условий. Настроение – это интимный мир каждого, и вторгаться в него не совсем прилично. А потому нужно:
• получить согласие всех добровольцев вести в течение определенного времени цветодневники;
• гарантировать обучаемым тайну их эмоциональной «исповеди», если они того пожелают;
• убедить их быть искренними в своих оценках настроения.
Если вы изо дня в день заполняете цветоматрицу, то перед вами постепенно раскроется картина. Живописный цветовой ковер даст вам возможность увидеть настроение в цвете. Он вам расскажет, какое настроение и, в какие дни преобладает у обучаемых, в целом в коллективе: по вертикали – у всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали – у каждого и у всех на протяжении всего времени изучения. Анализируя цветоматрицу, обратите внимание на то, как эмоционально откликаются обучаемые на ту или иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Взглянув на цветоматрицу, можно выяснить, оставило ли то или иное событие в коллективе значимый след в переживаниях обучаемых, кто наиболее близко воспринял это событие, кого оно оставило равнодушным. Цветопись может помочь определить существует ли единство в переживаниях обучаемыми значимых ситуаций, если нет такого единства, задумайтесь, что стоит за этим. Возможно, что проводимое дело не затронуло обучаемых, возможно, что коллектив не настолько еще сплочен, чтобы проявить единство переживаний. Обратите внимание и на настроения отдельных обучаемых. Если кому-то длительное время плохо и это отражается на его состоянии (синий, фиолетовый и черный цвета преобладают), то постарайтесь выяснить, в чем дело, что случилось с этим человеком.[ 1]

Приложение 2
Георгий Рудольфович Граубин Почему осенью - листопад? Как-то весной мне пришлось заночевать с товарищем на берегу сибирской реки Онон. Заснуть нам так и не удалось: наши зубы стучали от холода, хотя поверх спальных мешков мы прикрылись телогрейками и плащами. Но каково же было наше удивление, когда утром мы увидели лужицы, которые не покрылись за ночь даже тоненькой коркой льда! А ведь поздней осенью, выезжая на охоту, мы спали в этих же самых мешках в такие ночи, когда лужи промерзали до дна, а берег быстрой таежной речки сковывал крепкий лед! Оказывается, осенью наш организм готовится к зиме и наступление холодов ему не страшно. А весной закалка теряется - поэтому даже небольшой холод так сильно ощутим. Не только человек, но и все живое потихоньку, исподволь готовится к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. Накапливают его летучие мыши, комары. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество. Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме.
ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.
Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым. Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет. Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.
А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.
КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины... Все как по часам. И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние "часы". Эти "живые часы" чутко ощущают смену дня и ночи. Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками. Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами. Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.
ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь "работа" у листьев очень напряженная. В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит. Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи". Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды. Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить. В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется. Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил ее пять раз! Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега. Однажды я видел такое печальное зрелище. Снег выпал, а деревья еще не сбросили листву. И все березы, стоявшие вдоль дороги, согнулись в дугу. Их так придавило снегом, что вершины опустились до земли. Прошло много лет. Я опять увидел эти березы - многие стволы так и остались похожими на коромысла. Значит, деревья эти не совсем здоровы, движение соков в них нарушено. Ведь именно по стволу поднимаются к листьям питательные соки. Листопад приспосабливает деревья к зиме.
КАК ЖИВЕТ ДЕРЕВО ЗИМОЙ Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветках крахмал. Соки дерева постепенно густеют. К первым холодам клетки деревьев плотно набиты крахмальными зернами. Крохотные "амбарчики" прямо ломятся от этого добра. Запасы питания на зиму приготовлены. Там, где зимы теплее, крахмал так всю зиму и остается крахмалом. Где морозы пожестче, крахмал заменяется сахаром. Вспомните про картофель: подмороженный, он сластит. Это крахмал перешел в сахар. Создав запасы питания, дерево готово выдержать морозы в 10-12 градусов. А первые морозы закаляют его, делают еще выносливей: сок дерева еще больше густеет, крахмал переходит в сахар. Движение соков замедляется, почти останавливается. Дерево словно бы засыпает. Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в 200 - 400 раз слабее, чем летом. Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года. Если в это время срезать ветки черемухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго. А срезанные после Нового года просыпаются быстро, словно они только и ждали, когда их разбудят.
ПОЧЕМУ ВЕСЕННИЕ МОРОЗЫ СТРАШНЕЕ ЗИМНИХ Терять закалку деревья начинают в весенние оттепели. Как только пригреет солнце, их морозостойкость как рукой снимает. Дни становятся длиннее, света больше - деревья понемногу отходят от спячки. Начинают дышать, распускаются почки. Вот тогда деревья могут пострадать даже от небольших заморозков. Если я спрошу тебя, на каком склоне - на теплом, южном, или на холодном, северном, - деревья скорее "простудятся", не спеши ответить: на холодном, северном. Как раз наоборот: на теплом, южном. Когда южный склон пригреет весеннее солнце, деревья проснутся от спячки. А на северном склоне холодно, деревья там еще спят. Ударит снова морозец, спящим деревьям он не страшен - они переносили и не такие морозы. А проснувшиеся будут застигнуты врасплох. Ведь дерево не может моментально перестроиться, как человек, который снова достанет из сундука шубу, если похолодает. * * * Та ночь на реке Онон, с которой я начал рассказ, помогла мне узнать, как зимуют деревья. В лесу, в тайге даже в лютые холода они чувствуют себя, как котята на теплой печке. Ведь они не бесчувственные бревна, а живые растительные организмы, хотя и накрепко привязанные к земле. И не все их тайны еще разгаданы. Придет время, и ты, возможно, тоже сможешь кое-что выведать у деревьев, у лесов. Главное, чтобы они были всегда здоровы и украшали нашу планету. Для вас и для нас, для маленьких и больших.

Приложение3


1