СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занятие «Оригами», как одно из направлений развития творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на МО воспитателей, обмен опытом. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«"Занятие «Оригами», как одно из направлений развития творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Целинные Земли.
















Занятие «оригами», как одно из направлений

развития творческих

способностей обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья











А.С. Кабанова













«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский


Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.

Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностью развиваться. Дети с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствие уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитие мелкой моторики рук, плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, процессы сравнения и обобщения затруднены, отмечается несовершенство логического анализа и синтеза, трудность абстрагирования, снижение познавательных интересов.

И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что ребенку, особенно ребенку с ограниченными возможностями здоровья, для полноценного развития, занятия творчеством необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение окружающего мира, красоты, гармонии.

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами.

Оригами — древнее японское искусство складывания бумаги. Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли, замки.

Кроме того - занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал.

Оригами

• Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

• Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

• Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

• Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

• Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

• Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;

• Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте, схеме способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели, что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Модульное оригами (складывание фигур из различных модулей), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его модули должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами, и модульное оригами в частности, - идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. 

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с ограниченными возможностями здоровья детьми.

И последний аргумент в пользу занятий модульным оригами его относительно недавнее появление и распространение в России, а значит- новизна и необычность. А то, что ново, неопознано, необычно, то особенно интересно детям.

Подводя итог вышесказанному, можно еще раз сделать вывод о большой значимости занятий оригами для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они не воздействовали.

Цель данных занятий: приобщение детей к миру оригами, как эффективного средства творческого развития личности ребенка.

Для реализации цели ставлю перед собой ряд задач:

• Научить и отработать навык складывания модулей;

• Учить читать схемы;

• Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

•Учить ориентироваться в проблемных ситуации.

•Развивать композиционные навыки при составлении тематических композиций

• Развивать творческие способности;

•Развивать умение анализировать, сравнивать; память, внимание, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук.

•Воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение, усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.

На занятиях я использую разнообразные методы:

• Репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам).

• Репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов (в данном случае бумаги, модулей), способов выполнения поделки.

• Творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями, выполнение абсолютно новой поделки, основанную на изученной технологии).

Нужно отметить тот факт, что занятия модульным оригами будут не столь интересны, если их не совмещать с другими техниками – классическим оригами, аппликацией, бумагопластикой и другими. Ведь мало сделать поделку, надо ее еще и оформить, дополнить мелкими на первый взгляд, но такими необходимыми деталями.

Для решения главной цели (активизация мыслительной деятельности) на занятиях я применяю следующие технологии:

1. «На все руки мастер». Эта технология – игровой тренинг, в котором путь создания поделки лежит в направлении «от материалов – к образу». Суть его заключается в том, что в начале занятия детям объявляется о том, что с какими модулями мы будем работать сегодня ( китайский треугольный модуль, трилистник, кёрлер, «модуль на конфетке»и т.п., какие материалы можно использовать кроме модулей (гофрированная и цветная бумага, нитки, фантики, ватные диски, поролон. А вот дальше предлагаю детям подумать, опираясь на имеющийся опыт складывания поделок, о том, какого героя сказки, цветок, зверюшку можно сделать, используя эти модули и материалы. Выполнять поделку можно теоретически и практически. Теоретически – в виде коротких разминок, для тренировки творческого мышления и для привыкания к заданию. Свой проект он описывает на словах или рисует. Когда дети готовы к практической работе, то они комбинируют выпавшие им материалы для изготовления своих изделий.

2. «Наблюдение» Это задание развивает наблюдательность, развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задания, планированию своих действий:

• Прочти схему, объясни ее выполнение, найди черты сходства и различия между предлагаемой схемой и теми поделками, которые ты уже собирал;

• Выдели и назови способы расположение модулей, их соединения, используемые при создании изделия;

• Выдели части целого, определи их количество;

• По фотографии поделки попробуй определить, как ты будешь ее собирать, как расположить модули в основании поделки, основное расположение модулей, какие модули тебе понадобятся. Например:

• Какие модули использованы в этих образцах?

•Посмотри и определи, как расположить модули первого, второго рядов. Сколько модулей лежит в основании поделки?

• Определи по схеме, в каком ряду и как меняется положение модулей.

• Есть ли убавления (прибавления) количества модулей, каким образом они будут убавляться?

• Сколько всего рядов нужно собрать до того, как начнем собирать шею (голову)?

• Как ты думаешь, туловище и голова собираются вместе или по отдельности и потом склеиваются. Можно ли сделать по другому.

• Рассмотри этих бабочек (кукол, зайцев и т.п.), чем они похожи и чем отличаются?

• Что можно добавить к этой поделке еще? Что можно изменить?

• Подумай, какими другими модулями можно заменить отдельные детали.

При такой работе мои воспитанники учатся не только анализировать, но и видеть другие пути выполнения поделки, способы ее видоизменения, способы выполнения другой поделки на основе данной. Детям приходится призывать свой ранее полученный опыт соединения деталей, их сборки. И работы получаются у всех разные, интересные.

Как показывает практика, детям нужен результат «здесь и сейчас», а в модульном оригами достичь результата за одно занятие практически невозможно. Как поступить, чтобы интерес не угас, желание доделать поделку не пропало?

В таком случае я даю ребятам домашнее задание-подумать над окончательной отделкой поделки, ее оформлением, выполнить зарисовки, наброски. Найти информацию в библиотеке об объекте работы. Например, собирая тюльпаны, нарциссы из треугольных модулей, одуванчиков из модулей, выполненных в виде конусов в технике квиллинг, подснежников из модулей «трилистник» детям надо было найти легенды об этих цветах, сказки, узнать, какие обряды с ними связаны.

На следующем занятии ребятишки с удовольствием рассказали товарищам эти легенды и сказки товарищам и с упоением принялись доделывать свои поделки.

3. «Открытие» Одним из важнейших моментов в творческой работе детей я считаю дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием, новое использование модуля. Например, одной из удивительных классических форм оригами является тюльпан. Если про поделку говорят – классическая, значит она придумана очень давно и её автор неизвестен. Тюльпан выполняется из «Водяной бомбочки». Требуется с силой подуть в заготовку, чтобы она раскрылась, в итоге получается готовый цветок. Можно ли по другому использовать эту заготовку?

Оказывается, можно. После того, как дети собирают заготовки для тюльпанов традиционного красного цвета, я прошу их сделать еще несколько, но уже других цветов. А затем прошу подумать, можно ли эту заготовку использовать в качестве модуля для других поделок. При этом дети имеют возможность экспериментировать, т.к. готовые «модули»- тюльпаны у них уже есть. Так рождается идея сделать куклу, дракончика, гусеницу.

Детям более старшего возраста предлагаю составить схему поделки из треугольных модулей по фотографии, объясняя это тем, что схемы нет, а младшие товарищи наверняка захотят сделать такую поделку.

Еще один прием, используемый мной в работе называется «Варианты» Один и тот же способ выполнения поделки можно использовать на разных уровнях сложности. Можно просто повторить образец. А можно с учетом изменений выполнить совершенно другой вариант поделки или иной способ ее изготовления (например, по-другому повернуть модули, получив таким образом более «гладкую поверхность».

Эти вопросы подсказывают, как можно видоизменить предлагаемое задание, упростив или усложнив его в соответствии со своими возможностями – уровнем подготовленности, эмоциональными предпочтениями т.д.

Внеси изменения в узор на крыльях бабочки; конструкцию, способ изготовления данного изделия;

• Создай другой объект из заданных деталей;

• Попробуй другой вариант этого же приема;

• Добавь детали к предложенной композиции;

• Предложи варианты оформления работы;

• Выбери другой способ отделки.

Например:

• Эту рыбку можно сделать объемной. Какие детали понадобятся для этого? Как собрать хвост и плавники? Каким способом их прикрепить?

• Можешь сделать с этими фигурками композицию к сказке « Колобок»? Что еще необходимо для этого собрать?

• Уши у собаки могут быть другими, например короткими или длинными, висячими. Догадайся, как это сделать? Каким способом их прикрепить?

• Можешь составить свою композицию с этими персонажами?

• Героями каких сказок могут быть ваши фигурки. Составьте композицию, оформите ее.

• Подумай, как изменить размеры или пропорции изделия;

• Нарисуй схему для изготовления изделия по заданному образцу;

• Усовершенствуй эту конструкцию.

4. «Творчество» Способность к выполнению творческих заданий, с одной стороны, определяется уровнем креативности детей; с другой стороны, постоянное и систематическое выполнение таких заданий различной степени сложности способствует повышению этого уровня:

• Придумай свой узор для крыльев бабочки, новую конструкцию, модель, композицию, которые можно выполнить из данных модулей;

• Дай обобщающее название серии изделий;

• Придумай, как использовать остатки модулей;

• Выполни серию изделий для сказки, стихотворения;

• Создай новый образ, предложенный в словесной форме;

• Сделай изделие по собственному эскизу;

• Выполни то же изображение, но из других модулей;

• Найди объекты, которые больше всего подходят для изображения этим способом.

Например, после того, как дети собрали жирафа, бегемота и слона, спрашиваю:

•Какое название можно дать этой композиции? (зоопарк)
• Подумай, как смастерить других животных? Как можно оформить работу?

Собирая птиц, предлагаю дополнить ее разными деталями, собрать еще одну птицу но уже в другой расцветке.

На занятии по сборке кактусов предлагаю детям собрать для них другие цветы, сделать цветы в технике классического оригами, «мокрой бумаги», «торцевания»

Это позволяет развивать художественное видение, творческие способности. Ребенку предлагается видоизменять предложенный объект, используя данные или добавляя новые детали. Необходимо подумать над практическим применением созданной поделки, предложить варианты ее использования.

Продумывая свои занятия, использую технологию дифференцированного обучения, так как дети усваивают технику оригами каждый в разном темпе. Дети разделены на подгруппы, по уровню развития навыков складывания фигурок оригами. Для каждой подгруппы, по мере усвоения техники сборки разных модулей, фигур оригами, определяется дальнейшая работа. Есть дети, которые долго не могут научиться собирать объемные фигуры из треугольных модулей. Для них я составляю схемы сборки плоских фигур.

На первый взгляд техника модульного оригами не оставляет пространства для фантазии и творчества. В самом деле есть модуль, есть схема, остается только собрать поделку. Однако, занимаясь с детьми в данной технике, можно и нужно работать над развитием творческого воображения.

Работая по проблеме развития творческих способностей детей, давно заметила, что один ребенок может сотворить шедевр, а у другого получается полная ерунда. От чего же зависит результат?

Творческая работа во многом зависит от мотивации хочется ли ребенку это делать, интересно ли ему это? Про «нужно и полезно» думают взрослые, а у детей свои приоритеты. Если удастся разбудить их интерес, то начинают пробуждаться способности и легче формируются умения. Большую помощь может оказать правильный выбор мотивационной идеи занятия.

Вот некоторые из таких идей:1. Дополнительная информация об изготавливаемом объекте.

Дополнительная информация — очень важная часть занятия. Она удовлетворяет детское любопытство, помогает найти разные варианты. Я предлагаю детям самим найти информацию об изготавливаемом объекте. Например, собирая цветы, мы вместе ищем сказки и легенды о тюльпанах, васильках, ромашках.

2. Информация о материале (в данном случае о бумаге). Как правило, эту работу провожу в начале учебного года

3. Информация о технике или о ремесле. Дети с интересом узнают о древних корнях оригами.

5. Нравственная мотивация. Мы с детьми делаем подарки учителям и воспитателям на день рождения, шефам, гостям школы, участвуем в конкурсах творческих работ.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет использование технологии мини- проектов. Ее я использую при выполнении композиций, во время подготовки в различным конкурсам. Объявляя детям тему конкурса или предстоящей работы, предлагаю обсудить, что мы можем сделать в известной нам технике оригами (или любой другой, уже известной детям), какую композицию мы можем составить. Какие детали композиции можно собрать еще, видоизменив уже известные нам и ранее выполненные поделки. Так родились коллективные работы «Грибная полянка» «Лебединое озеро» и «Озеро лотосов» для конкурса «Новогодняя ёлка», «На лесной опушке».

Таким образом, в системе методических приемов по развитию творческих способностей учащихся можно выделить три составляющие:

• Описание новых технологических приемов или комбинаций, ранее известных для выработки базовых умений и навыков;

• Система развития и тренировки креативного мышления, творческих способностей, изобретательности;

• Демонстрация разнообразных видов практической деятельности, в которых может осуществляться прикладное творчество.

В результате такой работы дети создают интересные, жизнерадостные работы, подбирают добрые сюжеты для своих персонажей, используют яркие краски. В них нет места жестокости, агрессии, отрицательного отношения к миру. Дети очень любят коллективные работы, когда фантазии всех участников сливаются воедино, и создается свой добрый, фантастический мир.



Фото работ воспитанников.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!