Дуркина Галина Николаевна
Воспитатель ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №14» с. Усть-Цильма Республика Коми
Занятие на тему: «Основные законы бесконфликтного существования».
Воспитатель ГОУ РК «С(к)Ш-И №14» с. Усть-Цильма Дуркина Г. Н.
Цель занятия: Знакомство воспитанников с ОВЗ с основами бесконфликтного общения.
Задачи:
Познакомить воспитанников с ОВЗ с понятиями «конфликт», «компромисс»;
Способствовать развитию у детей с ОВЗ таких личностных качеств, как эмпатия, толерантность; логического мышления; формированию социально-одобряемых форм поведения;
Развивать познавательный интерес, способы группового взаимодействия при решении задач, умение переносить опыт в реальную жизнь у воспитанников с ОВЗ и повышать их активность;
Воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
Коррекция взаимоотношений подростков через коррекцию сознания, развитие навыков бесконфликтного общения.
Материально-техническое обеспечение:
Презентация.
Раздаточный материал (карточки с ситуациями).
Мультимедиа, колонки, компьютер.
Песни Б. Окуджавы «Пожелание друзьям», Барбарики «Что такое доброта?», слова кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно».
Ход занятия
Вед.: Здравствуйте, дети, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем занятии.
Ребёнок 1. Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
-Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали.
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(В.Солоухин)
Вед.: Давайте и мы на капельку радостней, и добрей сделаем нашу жизнь. Умеете ли вы определять настроения друг у друга. Предлагаю назвать настроения, изображённые на картинке, определить, как выглядит весёлый и добрый человек.
(Ведущий показывает детям картинки- настроения) – Слайд 1.
А, что нужно, чтобы мы были радостными, и всегда улыбались?
Дети: Мы можем жить без ссор, помогать другим людям, не оставлять друг друга в беде.
Вед.: Тема нашего занятия: «Основные законы бесконфликтного существования». ( Слайд 2). Как вы понимаете название нашего занятия? Как мирно жить друг с другом.
Мы все живём среди людей, мы общаемся друг с другом. Хорошо и уютно мы чувствуем себя тогда, когда у нас складываются добрые отношения в семье, на работе, в общественных местах.
Слайд 3. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание- это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
(Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».)
Вед.: О чем говорится в песне? (варианты ответов детей).
Вед.: Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свои характер и темперамент.
1.Давайте проведём игру (Приложение 1). Вам выданы листочки, запишите черты характера, какие вы знаете? (даётся время 3-4 минуты) Теперь подчеркните на листочках те черты характера, которые свойственны вам и отличают от других людей (дети называют свою индивидуальную, по их мнению, черту характера).
- Каждый из вас встаёт и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: « Я отличаюсь от других людей тем, что я…». А всем остальным совет - не мешать высказываться друг другу, не удивляться, если мнение выступающих не будет совпадать с вашим, каждый человек имеет право на своё мнение.
Вед.: Вы назвали много черт характера и, наверное, заметили, что у многих они разные. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Все люди разные, многим отличаются друг от друга.
Вед.: Ребята! А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо.
Дети: доброта, отзывчивость, умение любить, дружить, помогать друзьям и прочие.)
Вед.: Всё правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основа человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Но человека, который никогда, ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.
Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. А как вы понимаете слово «конфликт»?
Дети: варианты ответов.
Вед: Слайд 4. Конфликт- это столкновение противоположных интересов, взглядов и стремлений; предельное обострение противоречий; ситуация, когда одна сторона противостоит другой (кто-то с чем-то не согласен, мнения людей не совпадают).
Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником конфликтов и ссор.
Вед.: Как вы думаете, можно избежать конфликта или ссоры? Как это сделать?
Ответы детей.
Вед.: Давайте вернёмся к теме нашего занятия. Сегодня поговорим об основных законах бесконфликтного существования, о правилах, которые помогут нам избежать конфликтов, ссор.
Эффективное общение - это одна из важных основ разрешения конфликтов. Надо уметь общаться, разговаривать, каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях? Вы можете предложить свой вариант решения проблемы. Выберите правильный, по вашему мнению, ответ, а когда выполните задание, обсудите вместе с соседом по парте (на слайде 5-8 даны ситуации (тест)), воспитанники письменно решают, а потом с соседом по парте обсуждают.
Ситуации (Приложение 2):
Слайд 5.
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
-будете плакать;
-ударите его;
-сделаете ему замечание;
-не скажете ничего;
-пожалуетесь учителю.
Слайд 6.
2.Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?
-будете плакать;
-пожмёте плечами;
-будете смеяться над ним вместе с обидчиком;
-будете защищать товарища кулаками.
Слайд 7.
3.Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?
-будете плакать?
-продолжите играть;
-начнёте злиться;
-ничего не скажете.
Слайд 8.
4. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
-пожалуютесь учителю;
-будете кричать;
-попытаетесь отобрать её;
-отлупите приятеля.
Обсуждение ситуаций в группе, выступление групп.
Ребенок 2.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился-
Ты ему греха не поминай.
(Р.Гамзатов)
Вед.: О чём говорится в этом стихотворении?
Дети: Всегда надо дать человеку шанс на исправление, обговаривать, не спешить с выводами.
Вед.: Ценное качество в людях - умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Очень часто можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. В таких случаях может возникнуть конфликтная ситуация. Собеседника надо принимать таким, каким он есть. Относиться к нему уважительно. Не навязывать своё мнение, впечатление, быть терпеливым. Когда у вас возникают конфликтные ситуации с кем-то из близких или друзей, что вы делаете?
Дети: стремимся понимать их.
Вед.: Вывод. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы с ними складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь становиться на их место.
Вед.: В людях есть не только хорошие, добрые, положительные черты характера, но и отрицательные. Предлагаю вам сыграть в игру. Заменить все плохие слова противоположными по смыслу.
Слайд 9. Грубость (вежливость), ненависть (любовь), обман (доверие), злость (доброжелательность), унижение (уважение), равнодушие (внимательность).
Слайд 10. Физминутка - Барбарики «Что такое доброта?»
Вед.: Мне хочется, чтобы вы были именно такими добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми, тогда и вы вырастите настоящими людьми. Ведь из-за плохих качеств характера и могут возникнуть конфликты между людьми.
Можно ли разрешить конфликт? (ответы детей)
Вед.: Разрешение конфликта дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации:
- Спокойное поведение во время конфликта значительно снижает напряжённость ситуации. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете? ( Ответы воспитанников)
-При назревании конфликта или при враждебных отношениях с человеком полезно обратиться к нему с просьбой о какой-нибудь услуге. Это подчеркнёт его значительность и снизит взаимное недовольство.
-Шутка, юмор, а ещё компромисс. Разрешить глубинный конфликт помогает компромисс. А вы знаете, что такое компромисс? (Слайд 11- определение слова компромисс)
Компромисс – согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту. Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.
Вед.: А теперь послушайте и посмотрите потешку об упрямых козликах
Слайд 12.
Ребёнок 3:
Вот мостик горбатый.
Вот козлик рогатый.
На мостике встретил он серого братца.
Упрямцу с упрямцем
Не стоит встречаться,
И стали толкаться,
И стали бодаться,
Бодались, бодались,
Толкались, толкались,
И в речке глубокой вдвоём оказались.
Вед.: Почему козлики не смогли договориться и уступить друг другу дорогу? (Ответы детей) Потому что никто не хотел уступить. А вы бывали в подобной ситуации? Общее решение можно найти в том случае, если стороны доверяют друг другу и не сомневаются в том, что каждый видит не только свои желания и потребности. При конфликте не исключён и третейский суд- обращение к третьему лицу, авторитетному для обоих людей.
Вед.: А теперь давайте посмотрим, как вы себя поведёте в той или иной ситуации? Разделимся на 3 группы. Перед вами на карточках написаны ситуации, которые вам необходимо разобрать и найти выход
Ситуации (Приложение 3).
Михаил регулярно обращается к однокласснику Николаю с просьбой списать домашнее задание. У них хорошие отношения, и Николай не отказывает. Но каждый раз Михаил за «творчески» списанное задание получает оценку выше, чем Николай за то же задание, которое он решил самостоятельно. Это, в прочем, не останавливает Михаила, и он в очередной раз приходит с той же просьбой к Николаю. Между ними назревает конфликт. Как из него выйти?
Какой совет мы можем дать мальчикам?
2.Классный руководитель объявил ребятам, что удалось достать 18 билетов на ёлку. А в классе 35 человек. Кого выбрать? Как поступить?
3.Ребята готовили к Новому году спектакль. Всем хотелось играть главные роли. Что делать?
Вед.: Молодцы! Справились с заданием все команды. В конце нашего занятия предлагаю разгадать кроссворд. В его основе лежит слово, которое помогает нам жить в мире и согласии, без ссор и конфликтов, - « доброта».
Слайд 13 Кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1.Она может быть настоящая и мнимая. (Дружба)
2.Готовность помочь, отозваться на чужие нужды. (Отзывчивость.)
3.Это чувство необходимо каждому человеку. (Любовь.)
4.Между друзьями должно быть взаимопонимание и …(доверие).
5.Столкновение противоположных интересов. (Конфликт.)
6.Доброе, отзывчивое отношение к человеку. (Теплота.)
7.Заботливое отношение к людям. (Внимание.)
Вед.: Какое слово помогает жить в мире и согласии?
Дети: Доброта
Подобрать песню про доброту.
Вед.: Что нового вы узнали сегодня? Где будете использовать знания, полученные на нашем занятии?
Вед.: Ребята! Давайте подытожим, о чем мы с вами сегодня говорили. И какие правила нам необходимо соблюдать, чтобы жить дружно.
Раздать памятки.
Вед.:
Слайд 14. Как жить дружно?
1.Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.
2.Больше общайтесь друг с другом и старайтесь видеть в людях только хорошее и доброе, от этого всем вокруг станет лучше.
3. Умейте в любом конфликте находить компромисс.
4.В споре будьте сдержанны и тактичны. Никогда никого не упрекайте.
5. Умейте мириться.
Слайд 15. Включить слова кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно».
Вед. Хочется завершить занятие пословицей «Делать людям хорошее - хорошеть самому».
Слайд 16. Всем спасибо за участие в занятии, до новых встреч.
Список использованной литературы.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2006, 312с.
Ушинский К. Д. Русская школа/Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой. М.: Институт русской цивилизации, 2015. -688с.
Газета для учителей начальной школы «Педсовет» №11, ноябрь 2006.
Интернет – источники:
- Яндекс. Картинки.
- Яндекс. Музыка.