Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы Составление описательного рассказа по игрушке
Программное содержание
Образовательные задачи:
- продолжать обучать детей составлять описательный рассказ по игрушке, используя план.
Развивающие задачи:
- продолжать развивать память, умение поддерживать беседу;
- совершенствовать моно- и диалогическую речь детей.
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать навыки культурного общения.
Активизация словаря: ввести в активную речь детей слова, обозначающие признаки предметов (заводной автомобиль, говорящая кукла, сборно-разборная машина и др.).
Предварительная работа: за несколько дней до занятия воспитатель сообщает детям, что у них в группе откроется магазин игрушек. Поручает детям отобрать в группе и дома интересные игрушки (7-8 игрушек). Отобранные игрушки воспитатель располагает так, чтобы они всем были хорошо видны. Чтение художественной литературы.
Материалы: парные числовые карточки (можно взять из математических наборов), целлофановые пакеты разных размеров, игрушечный микрофон.
Оборудование: прилавок для игрушек, стол для упаковки покупок.
Организация детей: занятие проводится со всеми детьми в специально организованной обстановке.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом, перед ними стоит прилавок с игрушками, рядом столик для упаковки покупок, на нем пакеты, числовые карточки, большой грузовик или корзина (для транспортировки товаров). Воспитатель объявляет через микрофон:
В – Внимание! Внимание! Сегодня в нашей группе работает выездной магазин игрушек!
Отложив микрофон, воспитатель спрашивает у детей:
В - Как можно, не имея денег, получить в магазине игрушку? (надо рассказать, как выглядит игрушка, описать ее).
В – Верно, ребята, нужно подробно и интересно рассказать об игрушке. В разговоре с продавцом назовите игрушку («Я хотел бы купить» или «Я хочу купить»), укажите ее размер (маленький автомобиль, невысокая куколка, большая машина и так далее), цвет ее частей, деталей, одежды; если игрушка заводная, озвученная или разборная, нужно рассказать об этом. Наш магазин – предприятие образцового обслуживания. Мы доставляем все покупки на дом. Не забудьте получить у продавца числовую карточку.
Перед открытием магазина выбирается продавец, упаковщица покупок и курьер для доставки товаров на дом. Магазин открывается. Если ребенок интересно и достаточно подробно рассказывает об игрушке, продавец передает ее упаковщице. Упаковщица кладет купленный товар в пакет, спрашивает у покупателя домашний адрес и выдает ему карточку. Покупатель благодарит продавца и упаковщицу.
Примерный диалог покупателя и продавца:
Маша (продавец) – Здравствуйте, чтобы Вы хотели купить?
Миша (покупатель) - Здравствуйте, я хотел бы купить машину. Это большой, красный автомобиль, на нём можно перевозить грузы, у него кузов откидывается назад, колеса большие, с резиновыми шинами.
Маша – Верно, такая машина есть в нашем магазине. Проходите, пожалуйста, к столу упаковки покупок.
Продавец передает игрушку упаковщице Василисе:
Василиса (укладывая игрушку в пакет) – Здравствуйте, назовите, пожалуйста, свой домашний адрес, по которому мы могли бы доставить Вашу покупку.
Миша – Запишите, пожалуйста, улица Садовая, дом 4, квартира 6.
Василиса – Спасибо за покупку, возьмите карточку для того, чтобы курьер мог проверить правильность доставки. До свидания, будем рады видеть Вас в нашем магазине.
Покупатель уходит, Василиса передает упакованный товар курьеру Грише. Гриша укладывает игрушку в грузовик и отвозит ее по адресу покупателя:
Гриша (звонит в звонок) – Добрый день! Примите, пожалуйста, Вашу покупку. Покажите Вашу карточку.
Миша (показывая карточку) – Пожалуйста, вот моя карточка.
Гриша – Спасибо, до свидания. Благодарю за покупку.
Миша (забирая покупку) – Всего доброго.
Воспитатель во время диалога следит за тем, чтобы дети называли все отличительные признаки выбранной игрушки, соблюдали вежливость при общении. Если описание игрушки не соответствует плану, то она остается в магазине. Можно предложить ребенку сесть за отдельный стол, рассмотреть более внимательно игрушку и подумать, как сделать рассказ более интересным и подробным.
Аналогично описываются и другие игрушки. Когда все игрушки «куплены», необходимо дать время детям поиграть с ними.