Занятие Приложение №
Тема: ИЗ ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ.
Цели:
расширять кругозор детей;
формировать вкус;
развивать творческое воображение.
Оборудование: записи на доске - «Гласные - это река, а согласные - ее берега»
«Слово - одеж-всех фактов, а звук - одежда слова» (М. Горький).
Ход занятия
1. Введение.
1. Сообщение темы и обозначение задач занятия,
2. Вводная беседа.
- Для чего людям нужна одежда?
- Какую одежду носят мужчины? женщины? дети?
- Какой должна быть наша одежда? (Чистой, удобной, красивой, практичной, нарядной и т. д.)
II. Основная часть занятия.
1. Разговор о разновидностях одежды.
Акцентировать внимание на том, что одежда бывает разного
предназначения (рабочая, для дома, праздничная, официальная, спортивная , национальная)
2. Из истории одежды.
Всегда ли наша одежда была такой, какой мы привыкли ее видеть сейчас?
Самая первая одежда людей - это шкуры животных. Чтобы их сшить между собой, первобытный человек протыкал в пищ отверстия рыбьей костью или осколком кости животного (так выглядели первые шила), протягивал самодельную веревочку или что-либо еще. Так и получалось изделие. Но одеждой это| было еще очень рано называть.
Вязаная одежда появилась гораздо позднее. В гробнице Аме-немхета в Бени Гассане был обнаружен настенный рисунок, ко-! торый относится приблизительно к XIX веку до н. э. и изображает четыре женские фигуры, одетые в своего рода вязаные платья. А в развалинах дворца Санахериба в Ниневии был обнаружен рельеф воина в носках с подвязками, которые поразительно напоминают современные.
Мы уже знаем, что у каждого народа - своя одежда. И всегда она делилась на повседневную и праздничную.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
Одежда женская средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.
Рубаха - основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол - места возможных «входов» злых сил.
Сарафан надевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
На юге России вместо сарафана носили поневу домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линями, древом жизни, птицами), - берегиня. Он оберегал живот.
Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода.
По праздникам поверх надевали навершник из нарядной
ткани с вышивкой.
Голову девушек в будни украшала лента-подвязка, а в праздники - коруна. На конце длинной косы - косник из бисера. На шее - бусы, гайтаны из бисера.
Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани,
украшали вышивкой.
Порты (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову - шапку из сукна или войлока.
3. Рассматривание иллюстраций, изображающих национальные костюмы. Рассказ об одежде и ее деталях, способах декорирования одежды.
4. Защита рефератов. Дети рассказывают о национальной одежде.Показывают рисунки , а также демонстрируют свои костюмы..
III. Итог занятия.
1. Заключительная беседа: обобщение материала.
- Что такое мода?
«По одежке встречают...» Почему так говорят? Потому что одежда может многое рассказать о своем владельце.
Причудливая и вычурная одежда говорит о нескромном желании выделиться, тусклая и невыразительная - о пренебрежении к себе и окружающим.
Модно и со вкусом одет только тот, чья одежда соответствует возрасту, особенностям внешности, времени года, температуре воздуха и, конечно, обстановке.
Задумывались ли вы, какой у вас образ? Спортивный, романтический? Это очень важно для того, чтобы понять, какая одежда твоя... Когда вы узнаете свой образ и выберете свой стиль, то уже никогда не будете выглядеть нелепо в «чужой»
одежде...
Не думайте, что быть хорошо одетым - это значит носить дорогие вещи. Личный вкус проявляется в умении из недорогих, доступных вещей сделать интересный костюм, в выдумке, в особом умении носить одежду, вдохнуть в нее очарование.
Задирать нос и важничать неприлично, особенно из-за одежды. Плохо, если вы становитесь скованными и несете себя как манекен с выставки. Красивая одежда не должна портить характер.
2. Вопросы:
Чему учились на занятии?
Что нового узнали?