12
МБУДО Дом детского творчества г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
Комбинированное занятие
Тема: «Путешествие в мир птиц.
Изготовление и роспись сказочной совушки.»
Объединение: ИЗО «Акварель»
Руководитель: Вакорина О.Р.
г. Новокубанск, 2015 г.
Пояснительная записка
Занятие «Путешествие в мир птиц. Изготовление и роспись сказочной совушки.» представляет собой работу в художественно-эстетическом направлении дополнительного образования детей по модифицированной программе ИЗО «Акварель». Данная программа реализуется в течение двух лет обучения.. Первый год обучения рассчитан на 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), второй – 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа). Программа рассчитана для художественно-творческого просвещения и развития школьников 8 – 12 лет. Для групп 10-12 человек, где занятия по уровню сложности рассчитаны для одаренных детей, детей с художественно развитыми способностями и детей со средними развитием и способностями.
Тема занятия: «Мир птиц. Изготовление и роспись сказочной совушки».
Вид занятия: комбинированное (занятие-объяснение, занятие-игра, занятие-практикум).
Цель занятия:
- закрепить навыки работы с объемными изображениями, и работы в технике лепки из соленого теста. Показать различные способы и приемы лепки объемных деталей фигурки и общей компоновки формы птицы.
- создать условия для развития мелкой моторики, образного и логического мышления, эстетического вкуса.
Задачи занятия:
Обучающие:
- обучить общим знаниям о птицах, их видах, поведении;
- научить применять общие сведения об их строении и внешнем виде при изображении птиц в любой технике;
- научить выполнять птицу в объеме из соленого теста и расписывать гуашью.
Развивающие:
- развитие композиционного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие объемно-пространственного восприятия;
- развитие интереса и мотивации к предмету и выбранной теме;
Воспитательные:
- воспитание собранности, аккуратности, умения планировать свою работу;
- воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
- способствовать воспитанию чувств восхищения красотой природы и и красотой животного мира, любви к родному краю, трудолюбия.
Задание:
- вылепить фигурку совы, передавая ее характерные особенности, пропорции; высушить и расписать гуашью.
Оборудование:
Зрительный ряд - презентация о птицах, плакат со сказочным деревом для экспозиции изготовленных и расписанных сов.
Литературный ряд – стихи и загадки о птицах.
Музыкальный ряд – звуковая запись шума леса с пением птиц.
Материалы:
Соленое тесто, стеки, кисти, краски, салфетки, палитры, банки с водой.
Раздаточный материал:
карточки-схемы для лепки совы.
План проведения занятия
№ | Этап занятия | Оперативные задачи педагога | Способы, приёмы, методы организации деятельности и учебно-воспитательного процесса. Дидактический материал, техническое оснащение. |
1 | Организационный этап (1 мин.) | Проверить готовность детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов. Напомнить правила по технике безопасности обращения с кисточками, красками, палитрами и стеками. | Беседа, наблюдение. |
2 | Приветствие группы, знакомство с тематикой занятия (1 мин.) | Обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию. | Беседа. |
3 | Сообщение нового материала (12 мин.) | Рассказать о птицах (общие сведения). Посмотреть презентацию, посвященной источнику творчества – птицам. Прослушать птичьи голоса, посмотреть фотографий птиц. | Рассказ, диалог педагога и учеников. Совместный просмотр презентации, обсуждение тематики. Активный диалог, алгоритмический, наглядный, иллюстративно-объяснительный метод. (мультимедийная доска) |
4 | Практическая работа (24 мин) | Научить технологии заготовки общих больших и мелких деталей фигурки птицы. Научить основным приемам расположения элементов в общей композиции фигурки. Научить технике росписи фигурки гуашью. | Выполнение задания детьми совместно с педагогом. Выполнение задания сопровождается комментариями педагога и индивидуальными консультациями с детьми при необходимости. Прием активизации воображения, иллюстративно-поисковый, метод моделирования. (карточки-схемы) |
5 | Физкультминут ка (2 мин) | Обеспечить двигательную физическую активность. | Выполнение вместе с педагогом |
6 | Изучение птиц: различие по внешнему виду, окраске, поведению и голосу. (3 мин.) | Изучить птиц с помощью игровой ситуации – разгадывания загадок. | Игра, диалог педагога и учеников. Игровой метод, прием активизации воображения. (мультимедийная доска) |
7 | Контрольный этап | Кратко напомнить основы данной информации о птицах и приобретенных на занятии практических умениях. | Беседа, повтор пройденной информации на занятии, анализ занятия. |
8 | Подведение итогов (2 мин.) | Организовать экспозицию работ учащихся на сказочном дереве. | Анализ выполненных практических работ. |
План-конспект
Организационный этап:
Обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию. Проверка готовности детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов.
Перед тем, как начать работу, напоминание правил по технике безопасности обращения с красками, кистями, стеками и соленым тестом.
Сообщение нового материала:
Рассказ и просмотр слайдов:
1.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ... (птицы)
Ребята! Сегодня все вместе мы совершим путешествие в страну птиц!
2.
- Птицы – это высшие позвоночные животные, приспособившиеся к полету. Распространены они по всему земному шару и насчитывают до 9 тыс. видов.
Тело птиц покрыто перьями, передние конечности превращены в крылья.
- Класс птиц насчитывает более 8000 видов, объединенные в 35 отрядов.
Группы птиц:
Килегрудые или летающие
Бескилевые или бегающие
Водоплавающие
3.
- Рассмотрим первую группу птиц: килегрудые или летающие.
- Лесные птицы гнездятся и питаются в лесу, как на деревьях, так и в нижнем ярусе, на земле. Это дятлы, щеглы, чижи, зяблики, вьюрки, райские птицы, обитающие в Австралии. А также тетерева, глухари, куропатки, фазаны, обитающие на лесных полянах, опушках.
4.
- К болотно-луговым птицам относятся журавли, аисты, кулики, коростели, цапли. У птиц этой группы длинные ноги, питаются они мелкими животными. К птицам открытых пространств относятся жаворонки, высоко парящие в небе. Но гнездятся и питаются насекомыми на земле.
5.
- В группу водных объединяют тех птиц, большая часть жизни которых проходит на воде. Это чайки, утки, гуси, пеликаны, лебеди и др. Питаются они в основном рыбой.
6.
- Степно-пустынные птицы обычно хорошие бегуны. Наряду со страусами это дрофы, бегунки.
- Хищные птицы обитают повсюду, делятся на дневных и ночных хищников. Дневные хищники – это ястребы, соколы, орлы, канюки, орланы, кречеты, пустельги, а также грифы. К ночным хищникам относятся совы и филины.
7.
- Рассмотрим вторую группу птиц: бескилевые или бегающие.
- Они обитают в Африке, Австралии, Южной Америке. Это наиболее примитивная группа: грудина у них плоская, киль отсутствует, крылья развиты слабо. К ним относятся африканские и американские страусы, эму и казуары, населяющие Австралию. Это довольно крупные птицы, хорошие бегуны, достигающие в высоту 2,5 м.
8.
- Рассмотрим третью группу птиц: водоплавающие.
- К ним относятся пингвины. Пингвины – также нелетающие птицы, но у них на грудине есть киль. Самый крупный вид – императорский пингвин достигает в высоту 1 м. Все пингвины прекрасные пловцы, крылья их превратились в ласты, под водой они «летят», взмахивая крыльями и руля ногами, как другие птицы в воздухе, а на суше передвигаются неуклюже, переваливаясь.
9.
- Посмотрите на иллюстрацию! Гуси, утки, куры, индюки…- все это домашние птицы.
- Представьте, что мы с вами находимся сейчас на птичьем дворе! (Звук) Удивительно как там шумно!
10.
- Воробей, голубь, синица, снегирь, ворона – этих птиц мы можем увидеть в наших краях. Мы с вами можем не только их увидеть на фотографиях, но и услышать их голоса! (Звук)
11.
- Кукушка, ласточка, дятел, сорока, сова – эти птицы тоже нам хорошо знакомы. (Звук)
12.
- Пингвин, полярная сова, альбатрос и другие – относятся к птицам из холодных стран. (Звук)
13.
- Страус, пеликан, павлин и попугай – относятся к птицам жарких стран. (Звук)
14.
- Ребята! Для того чтобы изображать птиц как настоящие художники нам необходимо рассмотреть из каких частей состоит тело птицы. Для примера нам послужит ласточка.
- Это голова (глаза, клюв, ноздри), шея, туловище, хвост, конечности(крылья, ноги. Ног на этой фотографии не видно, так как при полете птица прижимает их к туловищу)
15.
- Тело птиц покрыто перьями. Они бывают разного размера, разного внешнего вида и строения. А также разнообразны по окраске. Как вы думаете для чего нужны перья птицам?
16.
- А где же живут птицы? Как выглядят их гнезда? Посмотрите из чего они построены.
17.
- Сейчас на дворе осень. И скоро настает зима. Ребята! Где же зимуют птицы?
…Потянулись гуси на далёкий юг.
Голоса их грустные ловит чуткий слух.
Пролетают мимо стороны лесной…
Возвращайтесь, милые! Будем ждать весной.
- Посмотрите, вот он, клин журавлей… наверняка летит на юг.
18.
- Давайте познакомимся с птицами, которые осенью никуда не улетают, зимуют в наших краях. Это оседлые или зимующие птицы.
- У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить холод и голод.
- В наших краях живет большое количество птиц, которые переживают зиму вместе с нами. Например, дятел, галка, сова, воробей и другие. Конечно же зимой им гораздо труднее отыскать пищу. Как вы думаете, ребята, чем они питаются в зимний период времени?
19. Фото оседлых птиц.
20.
- Давайте познакомимся с птицами, которые после размножения покидают свою территорию и перемещаются до весны в поисках пищи. Это кочующие птицы. К ним относятся поползень, синица, снегирь и другие птицы.
21. Фото кочующих птиц.
22.
- А теперь познакомимся с птицами, которые улетают на зиму в тёплые края. Весной они вновь возвращаются к нам. Это перелётные птицы.
- К ним относятся скворец, соловей, жаворонок, ласточка, зяблик, журавль и большое количество других птиц.
23.
Фото перелетных птиц (скворец, соловей, жаворонок, зяблик, журавль).
24.
- Места гнездовий, зимовок и маршруты пути у большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной они возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году.
- Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.
- Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров.
Практическая работа:
Сегодня источником творчество мы выберем ночную хищницу – сову.
1. Лепка фигурки сказочной совы из соленого теста.
2. Сушка фигурки.
3. Роспись фигурки сказочной совы красками.
4. Экспозиция творческих работ на «сказочном дереве».
Совы - очень интересные птицы. О них сложено много легенд, поверий и сказок. Из-за необычной внешности, страшного голоса, бесшумного полета и ночного образа жизни люди боялись этих птиц.
Сову часто называют лесной, или пернатой, кошкой. Почему? Оба животных ведут ночной образ жизни, хорошо видят в темноте и ловят мышей. Слух у сов в пятьдесят раз острее, чем у человека. Такой слух необходим сове, чтобы находить под снегом бегущих мышей.
У совы – большая голова, которой она может вертеть во все стороны, шея – маленькая, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Сова — единственная птица, у которой оба глаза находятся «на лице», а не по бокам головы. Повернув голову, сова может увидеть свою спину, такая у нее гибкая шея.
Сова – хищник. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать, чтобы не вспугнуть добычу. Природа наградила эту птицу одной особенностью: глаза совы не любят яркого дневного света. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она охотится, так как великолепно видит в темноте. А вот если днем ее вытащить из гнезда, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят.
- Предлагаю изобразить эту удивительную птицу всем вместе. По иллюстрации видны особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза желтого цвета с черными зрачками, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперенье.
Этапы выполнения работы (лепка).
Голова и туловище. Из теста скатать шарик, расплющить до лепешечки. Сразу прищипыванием сформировать торчащие перышки на голове, словно ушки. Стеком с круглым острым концом по центру туловища нанести неглубокие штрихи – пушистое оперение. Или же с помощью ножниц сверху вниз нанести разрезы-перышки.
Глаза. Скатать два шарика среднего размера – глаза, расплющить поочередно каждый посередине окружности головы и нарезать бахромой круглые края. Скатать маленькие шарики – зрачки, расположить их в первых кружочках. Сформировать одинаково направленные в сторону зрачки с помощью тонкого стека.
Брови-щеточки. Из кусочка теста скатать колбаску, изогнуть ее уголком и закрепить между глазами в верхней части головы. Стеком «распушить» брови короткими штрихами с наружной стороны бровей.
Клюв. Скатать короткую колбаску, пальчиками заострить один конец и слегка прижать его в нижней части головы острым концом вниз.
Крылья. Скатать длинную колбаску, разделить ее стеком на две части, каждую получившуюся колбаску-крылышко расположить с обеих сторон туловища и расплющить. В нижней части каждого крыла нужно сделать стеком насечки-перышки.
Лапки. Взять два небольших кусочка, скатать шарик, расплющить до блинчика, стеком сделать два надреза, слегка раздвинуть их к краям шарика, а получившиеся части расплющить пальчиками и заострить. Лапки следует крепить после изготовления веточки, на которой сидит сова.
Физкультминутка. (во время сушки изделия)
(После проведения физкультминутки дети продолжают работу).
- Ребята! Пока наши работы сушатся, мы можем немного отвлечься и поиграть - поразгадывать загадки! Делимся на две команды. Каждая команда будет получать за разгаданную загадку осенний лист. Выиграет та команда, у которой окажется наибольшее количество осенних листьев.
Загадки:
1. Прыг, да скок, ну что за птица,
Всё на месте не сидится,
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет … (воробей).
2. Он встаёт с утра пораньше.
Голосист, поёт без фальши,
Боевой у птицы дух,
Кукарекает …! (петух)
3. Утром нам снесла яйцо,
После вышла на крыльцо.
Вправо-влево щурится.
Ищет зёрна… (курица)
4. В огороде, как хозяин,
Бродит важно толстый барин.
В пёстрый выряжен сюртук,
Расфуфырился… (индюк)
5. В Антарктиде, как на пляже,
Никакой мороз не страшен:
Посреди снегов и льдин
Важно топает… (пингвин)
6. Без особого усилья,
Широко расправив крылья,
Славу в небе приобрёл,
Над землёй парит… (орел)
7. Вот такие невелички,
Ростом с муху эти птички!
Взгляды их к цветку прилипли,
Над цветком висят… (калибри)
8. Слышен стук в лесу недаром.
Это голос санитара.
Ствол проверил, всё уладил,
Помогает лесу … (дятел)
9. Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточка)
10. Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться.
Носит корм птенцам… (синица)
11. Сколотили мы скворечник
Птицам, мы должны беречь их.
Ну когда же, наконец,
В нём поселится…? (скворец)
12. Птицам этим очень рады,
Прячь, зима, свои наряды!
Даже маленький ручей
Рад приветствовать… (грачей)
13. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)
14. Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит в дупло.
(сова)
Далее идет этап сушки изделия. Как только работа полностью высохнет и затвердеет, ее можно расписывать красками. Краски сегодня подбираем по своему желанию и внутреннему чувству гармонии. Совушка должна получится сказочной и необычной.
От аккуратности нашей работы зависит эстетическая красота изделия! Поэтому, линии должны быть тонкими и красивыми, а мазки аккуратными
Контрольный этап:
Ребята, какие цвета вы выбрали для того, чтобы расписать нашу сказочную фигурку совы? В какой новой технике выполняли работу? Что нового вы сегодня узнали о птицах и о нашей птице сове?
Итоговый этап:
Все детские работы помещаются на общий плакат с нарисованным деревом для проведения мини-выставки. Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее задание? А как можно назвать нашу выставку?