12
МБУДО Дом детского творчества
г. Новокубанска муниципального образования
Новокубанский район
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Расписная разделочная доска»
Объединение:
ИЗО «Путешествие с палитрой»
Руководитель: Вакорина О.Р.
г. Новокубанск, 2015
Пояснительная записка
Занятие «Расписная разделочная доска» представляет собой работу в художественном направлении дополнительного образования детей по модифицированной программе ИЗО «Путешествие с палитрой». Данная программа реализуется в течение одного года обучения. Учебный год рассчитан на 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа). Программа рассчитана для художественно-творческого просвещения и развития обучающихся 6,5 – 12 лет. Для групп 10-12 человек, где занятия по уровню сложности рассчитаны для одаренных детей, детей с художественно развитыми способностями и детей со средними развитием и способностями.
Тема занятия: «Расписная разделочная доска».
Тип занятия: комбинированное (занятие-объяснение, занятие-игра, занятие-практикум).
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели:
- закрепить навыки работы компоновки рисунка на листе бумаги в соответствии с форматом, передачей пропорций и характерных признаков изучаемого объекта.
- проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии.
- создать условия для развития мелкой моторики, образного, объемно-пространственного и логического мышления, эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
- повторить и систематизировать знания о многообразии, строении и жизнедеятельности насекомых, о роли насекомых в природе и жизни человека;
Развивающие:
- развитие композиционного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие объемно-пространственного восприятия;
- развитие интереса и мотивации к предмету и выбранной теме;
- продолжить развитие логического мышления, навыков по применению биологических знаний на практике; анализировать и обобщать полученную информацию; стимулировать развитие навыков познавательного интереса; разносторонне развивать личность.
Воспитательные:
- способствовать формированию чувства ответственности за сохранение своего здоровья и окружающих; подвести к выводу о необходимости охраны насекомых; продолжить формирование научного мировоззрения, расширить биологическую картину мира и экоэтические взгляды на примере значения насекомых в природе и жизни человека;
- воспитание собранности, аккуратности, умения планировать свою работу;
- воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
- способствовать воспитанию чувств восхищения красотой природы и красотой животного мира, любви к родному краю, трудолюбия.
Задание:
- зачистить, загрунтовать доску клеем ПВА и дать высохнуть.
- на подготовленном рисунке к эскизу сделать тренировочные упражнении по выполнению росписи двойным мазком листьев, цветов, бутонов и насекомых, передавая характерные особенности, пропорции.
Оборудование:
- Доска, наждачная бумага, клей ПВА, копирка, карандаш, ластик.
- Бумага, гуашь, кисти, палитра, банка для воды, планшет.
Дидактический материал:
Зрительный ряд - презентация о бабочках.
Литературный ряд – загадки о различных насекомых.
Карточки с последовательностью прорисовки элементов изучаемого насекомого. Подготовленный рисунок для росписи доски.
План проведения занятия
№ | Этап занятия | Оперативные задачи педагога | Способы, приёмы, методы организации деятельности и учебно-воспитательного процесса. Дидактический материал, техническое оснащение. |
1 | Организационный этап (1 мин.) | Проверить готовность детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов. Напомнить правила по технике безопасности обращения с инструментами. | Беседа, наблюдение. |
2 | Приветствие группы, знакомство с тематикой занятия (1 мин.) | Обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию. | Беседа. |
3. | Практическая работа (5 мин) | Зачистить, загрунтовать доску клеем ПВА и дать высохнуть. | Выполнение вместе с педагогом. Наглядный метод, практикум. |
3 | Повтор пройденного и сообщение нового материала (10 мин.) | Напомнить о многообразии мира насекомых (общие сведения). Посмотреть презентацию, посвященной источнику творчества – красавице-бабочке. Рассказать о подборе рисунка для доски и компоновке на формате. | Повтор пройденного материала. Рассказ, диалог педагога и учеников. Совместный просмотр презентации, обсуждение тематики. Активный диалог, иллюстративно-объяснительный метод. (мультимедийная доска) |
4 | Практическая работа (19 мин) | Научить переводу рисунка на плоскость через копировальную бумагу. Научить основным приемам выполнения двойным мазком узора из растительных элементов. | Выполнение задания детьми совместно с педагогом. Выполнение задания сопровождается комментариями педагога и индивидуальными консультациями с детьми при необходимости. Прием активизации воображения, наглядный, алгоритмический, иллюстративный, метод моделирования, практикум. (карточки) |
5 | Физкультминут ка (2 мин) | Обеспечить двигательную физическую активность. | Выполнение вместе с педагогом |
6 | Изучение насекомых: различие по внешнему виду, окраске, поведению и голосу. (3 мин.) | Изучить многообразие мира насекомых с помощью игровой ситуации – разгадывания загадок. | Игра, диалог педагога и учеников. Игровой метод, прием активизации воображения. |
7 | Контрольный этап (2 мин.) | Кратко напомнить основы данной информации о насекомых и приобретенных на занятии практических умениях. | Беседа, повтор пройденной информации на занятии, анализ занятия. |
8 | Подведение итогов (2 мин.) | Организовать экспозицию работ учащихся на доске. | Анализ выполненных практических работ. |
План-конспект
1. Организационный этап:
Обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию. Проверка готовности детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов.
Перед тем, как начать работу, напоминание правил по технике безопасности обращения с инструментами.
2. Приветствие группы, знакомство с темой занятия.
Сегодня мы начнем работу над росписью разделочной доски. Источником нашего творчества будут цветочный луг и бабочки. Бабочки относятся к насекомым. Давайте вспомним, что о насекомых мы вообще знаем, какие виды нам знакомы.
3. Повторение пройденного материала.
Сообщение нового материала.
Большинство насекомых так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить. Но никто даже не задумывался над тем, что человек в действительности живёт на Планете насекомых, и при этом не имеет представления ни о существовании многих из них, ни об их количестве, ни об их жизни! Насекомые существуют на Земле уже 300 миллионов лет. В настоящее время насчитывается более 1 миллиона представителей насекомых, гораздо больше, чем всех остальных животных вместе взятых. А сколько ещё неизвестно науке! И сегодня они приглашают нас в гости!
1.Наука о насекомых называется “энтомология”. Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.
2.От какого слова произошло название класса – насекомые? (насечки, части тела)
3.Отличительные признаки класса насекомых:
- Части тела – голова, грудь, брюшко.
- Наличие крыльев – 1 или 2 пары.
- Глаза и усики - органы чувств.
- 3 пары ног.
- Органы зрения – 2 сложных глаза. (У пчел есть еще 3 простых)
- Дышат насекомые при помощи трахей.
- Хитиновый покров служит наружным скелетом.
- Пищеварительная система – 4 пары измененных конечностей, ротовой аппарат, глотка, желудок, кишка, анальное отверстие.
- Выделительная система – Мальпигиевы сосуды.
- Особенности размножения – раздельнополые, внутреннее оплодотворение.
- При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
Развитие с превращением и без превращения, полное и неполное.
яйцо – личинка – куколка – взрослая особь.
- Роль в природе – опыление, почвообразование, пища, паразиты.
Значение в жизни человека – вредители с/х культур, паразиты человека, переносчики болезней, дают мед, шелководство.
Вопросы:
1.Назовите насекомых, которые относятся к хищным? (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
2.Почему их называют хищными? (Потому, что они охотятся за другими насекомыми).
3.А ведь бывают и полезные насекомые, назовите полезных насекомых? (бабочка, пчела, муравей)
4.А какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
(пчелы опыляют цветы и дают нам мед и воск; муравьи разносят по лесу семена многих растений; бабочки опыляют цветы)
5.Назовите вредных насекомых? ( муха, гусеница, комар) фото.
(муха - разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комары - пьют кровь).
Сообщение нового материала:
Рассказ и просмотр слайдов:
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в удивительный мир природы. Нам предстоит узнать об удивительных бабочках и значении их названий.
Просмотр презентации.
Слайды:
1. Многообразие бабочек
2. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная.
4. Имена у них красивые, это часто имена греческих богов и героев: Аполлон, Психея, Гектор, Икар. Так люди выразили свое восхищение яркой красотой бабочек.
5. Легенды о бабочках:
В Японии считают, что увидеть бабочек в доме - счастье, потому что они символизируют все самое лучшее в жизни человека.
У индейцев Бразилии, жителей стран Азии - образ бабочки связан в легендах с душами предков. Покалечить бабочку считалось большим грехом…
Древние славяне по первым весенним бабочкам предсказывали будущее лето: белые бабочки сулили много молока, а красные- много меда и засуху.
6. Психея была так прекрасна, что ей стала завидовать сама богиня любви и красоты Венера. Она поручила своему сыну Амуру поразить сердце Психеи стрелой, наполненной любовью к самому презренному из людей. Однако Амур ослушался богиню. Он сам влюбился в Психею и поселил ее в чудесный дворец. Амур предупредил возлюбленную, что она никогда не должна видеть его лица, и прилетал к ней лишь темными безлунными ночами. Увы! Снедаемая любопытством, Психея однажды ночью зажгла светильник и с восхищением увидела лицо прекрасного бога. Капля горячего масла разбудила Амура, и он тут же покинул свою юную супругу, нарушившую роковой запрет. Чтобы вернуть его себе, Психее пришлось пройти множество испытаний.
7. Икар (греческая мифология) - сын Дедала. Икар поднялся в небо на крыльях, сделанных из птичьих перьев, скрепленных воском. Но, вопреки предупреждению отца, он слишком близко подлетел к солнцу. Воск расплавился, крылья рассыпались и, упав на землю, Икар погиб. Голубые крылышки бабочки олицетворяют вечное стремление человека к небу.
8. Галатея - морская нимфа, нереида, олицетворение спокойного, блещущего в лучах солнца моря. Нереиды благожелательны к людям, помогают морякам в опасности.
Галатея - изваянная из мрамора скульптором Пигмалионом. Для многих поэтов-романтиков Пигмалион был символом влюбленного, способного силой своей страсти создать идеал красоты.
9. Другая легенда рассказывает о Махаоне, сыне бога Асклепия, унаследовавшем от отца искусство врачевания. Как претендент на руку прекрасной Елены Махаон участвовал в осаде Трои. В одном из сражений он погиб, и душа его превратилась в бабочку с крыльями нежно-желтого цвета с изящным черным рисунком.
10. Наиболее широко распространен как в Европейской, так и Азиатской части. Он дает два поколения в год, бабочки летают в мае—июне и в июле—августе. У них желтые крылья с черным рисунком, состоящим из наружной каймы и крупных пятен; на задних крыльях широкая черная кайма украшена синеватыми пятнами, а у внутреннего нижнего угла находится оранжевое пятно; хвостик заднего крыла черный, не длиннее 1 см, размах крыльев до 8,5 см.
11. Научное название Павлиньего глаза — Ио. В мифологии Ио — дочь Инаха, возлюбленная Зевса. Ревнивая Гера, супруга Зевса, превратила Ио в корову и приказала Оводу преследовать её. Спасаясь от него, Ио впала в безумие. Линней же «превратил» её в реальную красивую бабочку.
12. Павлиний глаз дневной
Верхняя сторона крыльев вишнево-коричневая, на каждом крыле по большому глазчатому пятну; размах крыльев — 4—5 см.
13. Павлиний глаз ночной большой.
На крыльях этой красивейшей бабочки есть пятна, напоминающие глаза животных – это не что иное как защита от птиц. А сама бабочка раскрашена в коричневый и фиолетовый цвета. Известно свыше 1000 видов этих чешуекрылых, из которых только около 20 обитает в России. Среди тропических видов встречаются настолько крупные формы, что по сравнению с другими бабочками их можно назвать гигантами.. Самка этой бабочки достигает в размахе крыльев 15 см.
14. Артемида
Встречается на Дальнем Востоке, а также в Китае и Японии. Она бледного голубовато-зеленого цвета, передний край переднего крыла и воротник на грудке вишнево-бурые, крылья с небольшими коричневатыми глазками; задние крылья с длинными хвостами. Их гусеницы перед окукливанием плетут шелковистые коконы, причем эти коконы у многих видов вполне пригодны для получения из них шелка.
15. Аполлон
Достигает в размахе крыльев 7—9 см; передние крылья белые, по краям прозрачные, как стекло, с черными пятнами; задние крылья белые с двумя красными с белой серединой глазками, окаймленными черным. Бабочку обычно не трогают птицы. О своей «несъедобности» она предупреждает сама: если ее потревожить, она валится на землю, распяливает крылья, демонстрируя красные пятна. При этом она скребет ножками по нижней стороне крыльев, воспроизводя шипящий звук.
16. Голубянки
Обитают преимущественно в американских тропиках. Самцы окрашены в ярко-голубой цвет и имеют размах крыльев до 12 см. Яркий цвет им придают чешуйки, отражающие солнечный свет.
17. Данаиды
Настоящие рекордсмены по перелётам среди бабочек. Каждую весну эти американские бабочки отправляются в Канаду, а поздним летом возвращаются в Калифорнию, Мексику.
18. Атлас эта бабочка в размахе крыльев достигает 24 см. Распространена она в Индии, Индокитае и Индонезии. Наши виды не отличаются такими гигантскими размерами, как атлас однако и среди них есть очень крупные формы.
19. Лимонница
У этой бабочки самец лимонно-желтый, а самка зеленовато-белая; посредине каждого крыла имеется красная точка; размах — 5—б см.
20. Морфо Дидиус
Крылья этой красивейшей бабочки перламутрово-голубого, голубого переливающегося цвета. Она обитает в тропических лесах Боливии, Перу, Эквадора и Колумбии. Это одна из самых крупных и ярких бабочек рода Морфо (Morpho). Одной из примечательных особенностей является довольно сильная изменчивость их окраски и размеров. Редкие цветовые вариации и крупные формы высоко ценятся коллекционерами.
21. Морфо Ахилл
Крылья этой красивейшей бабочки чёрные, а на них голубые полосы, выделяющиеся, бросающиеся в глаза. На них сразу обращают внимание.
Группа морфо не большая.
22. Большинство бабочек являются опылителями цветковых растений.
23. Вредные бабочки
Способность насекомых размножаться в очень больших количествах, как бы давать «вспышку» размножения в определенные годы, опасна для лесов, садов, огородов. В таких случаях с ними ведется специальная борьба.
Плодожорки, сосновый, сибирский и кольчатый коконопряды, златогузки, совки, пяденицы и досаждающая в домах моль — вот немногие из вредных бабочек. Приносит вред и капустница. Ее гусениц хорошо склевывают птицы и домашние куры.
Но чтобы успешно бороться с вредными бабочками, надо создавать устойчивые, здоровые породы растений, соблюдая правильную агротехнику, а дома — чистоту и порядок.
24. В коллекциях, собранных более 100 лет назад, бабочки сверкают прежней свежестью красок.
25. Но ни одна коллекция с застывшими на булавках мертвыми насекомыми не принесет той живой радости, которую дает переливающееся цветами луговое разнотравье или полянка в лесу, где летают, порхают, танцуют в солнечном воздухе яркие, чудесные бабочки.
28. Половина списка насекомых, занесённых в Красную книгу – это бабочки.
Природа выработала у них многие приспособления, надежно охраняя от природных врагов.
Неприятный вкус, неприятный издаваемый запах, мимикрия (окраска), щетинки и т.д. позволяют бабочкам выжить в природе.
29. Только против человека бабочки бессильны. Бабочки сильно страдают от сокращения мест обитания. Неумеренный отлов и коллекционирование – тоже причина их сокращения. Поэтому еще раз напоминаем: научись любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй. Это — важное дело человека на Земле.
4. Практическая работа:
Подготовительный этап по росписи нашей доски не закончен. Сейчас мы переведем подготовленный рисунок на доску через копировальную бумагу. И выполним эскиз в цвете: подберем цветовую гамму и потренируемся выполнять растительные элементы нашего рисунка в технике двойного мазка. Давайте вспомним где мы могли встречать такую технику в ДПИ (хохлома, городец, жостово).
Учимся основным приемам выполнения двойным мазком узора из растительных элементов.
5. Физкультминутка.
6. Изучение насекомых: загадки.
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
С ветки - на тропинку,
С травки - на былинку
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка.
(кузнечик)
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
( божья коровка)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо.
(оса)
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву “ж” всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(жук)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит.
(комар)
Не зверь, не птица,
Нос как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит.
Кто его убьет,
Тот кровь прольет.
( комар)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это?...
(стрекоза)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза).
Он из веточек из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?...
(муравей)
На цветок она садится,
Не устав с утра трудиться
Людям воск и мед дала
Беспокойная…
( пчела)
Торопиться он не хочет,
Листья ест, деревья точит,
Слышан нам жужжащий звук-
То летит обедать- …
(жук)
7. Контрольный этап.
8. Подведение итогов:
Рефлексия.
– Ребята, давайте посмотрим, как у нас сегодня получилось выполнить упражнения для росписи нашей будущей доски – наши эскизы. Давайте создадим мини-выставку наших работ.
Сравнение выполненных эскизов в цвете и обсуждение положительных и отрицательных моментов.
Источники информации:
http://pro-babochek.ru/mnogoobrazie.php
http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=бабочки
http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-babochki/