Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Н.Кесаева»
Занятие с элементами тренинга для подростков
по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ)
"Первый шаг. С чего начать?"
Подготовил:
социальный педагог
Гуринова Ольга
Александровна
2017 год
Занятие с элементами тренинга для подростков
по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) "Первый шаг. С чего начать?"
Цель: формирование положительного образа будущего, свободного от употребления ПАВ.
Задачи:
Формирование представлений о том, что употребление ПАВ ограничивает возможность жизненного выбора.
Формирование негативного отношения к употреблению ПАВ.
Материалы:
Ход занятия
I. Вводная часть
Подростки входят в кабинет и рассаживаются в круг.
Представление ведущего:
-Здравствуйте! Меня зовут Ольга Александровна.
-В современном мире существует много проблем. Одна из проблем – это наркомания. Сегодня мы об этом поговорим. Тема нашего занятия будет звучать так: «Первый шаг. С чего начать?»
1. Визитка. Установление правил.
- По кругу мы будем передавать мягкую игрушку, и я попрошу вас представиться, назвав своё имя и высказать своё отношение к этой проблеме.
На нашем занятии будут установлены правила, которые вы должны соблюдать:
Правила занятия:
- Смотреть на того, к кому ты обращаешься;
- Выражать своё мнение, начинать речь со словом «я»;
- Говорить по одному;
- Уважать чужое мнение;
- Внимательно слушать, когда говорят другие;
- Говорите искренне.
- Эти правила обязательны для всех участников и для нас в том числе.
- Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю начать работу в игровой форме.
2. Упражнение «Дирижёр оркестра»
Участники начинают аплодировать, когда ведущий поднимает или опускает руки. Чем выше руки, тем громче участники хлопают в ладоши. Далее один из участников может взять на себя роль ведущего (дирижера оркестра).
II. Основная часть.
1. Упражнение «Зависимость – независимость»
- Назовите чувства, которые возникают у вас при слове «зависимость». Ответы ребят фиксируются на доске.
- Подберите синонимы к слову «независимость».
Акцент делается на позитивной окраске этого понятия (сила, уверенность, ответственность, решительность, самостоятельность и т.д.).
- Какие слова вызывают больше позитива?
Ведущий:
- В юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. О нём человек начинает задумываться рано. Но среди подростков есть такие, кто уже в начале жизненного пути резко ограничивает свои возможности: это те, кто оказался в зависимости от своих собственных пагубных пристрастий.
Давайте попробуем разобраться в причинах, почему подростки выбирают такой путь (ребята называют причины, а ведущий их записывает на доске)
Наиболее типичные ответы:
Любопытство (60% попробовавших наркотик становятся наркозависимыми).
Давление группы, отсутствие навыка отказа.
Попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.
Возможность привлечь внимание.
Скука, неумение интересно проводить свободное время.
- К чему это приведёт, обсудите в группах, заполняя таблицу «Перспективы наркомана».
2. Упражнение «Перспективы наркомана» (Приложение 1)
Участники разбиваются на 4 групп, получают таблицу и при обсуждении заполняют бланк.
Таблица «Перспективы наркомана»
Утверждение | всегда | часто | редко |
1. Ухудшение здоровья | | | |
2. Потеря доверительных отношений с родителями | | | |
3. Потеря друзей | | | |
4. Уголовная ответственность | | | |
5. Физическая зависимость | | | |
6. Снижение успехов в школе | | | |
7. Потеря возможности учиться, работать | | | |
8. Денежные проблемы | | | |
9. Контакт с криминальным миром | | | |
10. Духовная бедность, узость интересов | | | |
11. Использование сильных наркотиков | | | |
12. Преждевременная смерть | | | |
3. Упражнение «Создание образа зависимого человека».
Заполнение таблицы «перспективы наркомана»
Создание образа зависимого человека.
Ведущий:
- Заполнение таблиц «Перспективы наркомана» помогут вам в выполнении следующего задания.
- В каждой группе создайте образ человека, который соответствует признакам, отмеченным в таблице, нарисуйте его и защитите свой проект:
- Как он выглядит;
- Как сложилась семейная жизнь и карьера;
- Каковы его жизненные перспективы и т.д.
- Назовите чувства, которые вызывает в вас этот человек?
- Что чувствуют по отношению к нему его родственники? (образы крепятся к доске и группы защищают проекты)
Ведущий:
Люди, употребляющие наркотик, болезненно выглядят, их семьи распадаются, не держатся на работе, в перспективе их ждёт смерть.
В начале нашего занятия мы говорили о том, что подростки стоят в начале жизненного пути, они начинают задумываться о том, какая будет их жизнь. Начинают ее постепенно выстраивать. Подросток, становясь наркоманом, отрезает себе этот путь
А сейчас я предлагаю Вам немного расслабиться и послушать Легенду о напыщенном апельсине.
Легенда о напыщенном мандарине
Когда-то давно в старом Китае жил умный, но очень гордый мандарин (государственный чиновник). Целый день он только и делал, что примерял богатое платье и хвастался своим умом. Так шли дни за днями, годы за годами ... И вот страну облетела весть, что неподалеку поселился монах, умнее мандарина. Мандарин ужасно разозлился, но не выразил этого ни жестом, ни словом. Задумал он объявить поединок и отстоять славу мудрого нечестным способом: «Возьму я в руки бабочку, спрячу ее за спиной и спрошу, что у меня в руках-живое или мертвое? Если монах скажет, что живое, я задушу бабочку, а если мертвое-выпущу ее». И вот настал день поединка. В пышном зале собралось много людей, всем хотелось увидеть соревнования самых умных людей в мире. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода монаха. Но вот дверь отворилась, и в зал вошел небольшой худощавый мужчина. Он подошел, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой вопрос. Тогда надменный мандарин спросил: «Скажи мне, что я держу в руках-живое или мертвое?». Мудрец улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках». Смущенный мандарин выпустил бабочку с рук, и та полетела, радостно трепеща яркими крылышками.
Обсуждение:
- Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках»?
- От кого зависит решение, которое мы принимаем?
Заключение. Все, что делает человек, зависит, в первую очередь, только от него, выбор может влиять на его будущее.
III. Заключительная часть
Введение в образ (Звучит музыка «Одинокий пастух» Приложение 2):
-Сядьте удобно, расслабьтесь, положите руки на колени, можно закрыть глаза
-Представьте себя в будущем. Вы стали известными людьми. Кем вы стали, чего вы добились, как сложилась ваша жизнь.
1. Упражнение «Телеэфир»
- Вас пригласили на телепередачу, посвящённую профилактике наркомании, и сейчас вы можете обратиться к подросткам со словами, которые помогли бы ему не стать на путь наркомана.
2. Просмотр ролика «Спортсмены» Приложение 3
- А что по этому поводу думают спортсмены – люди успешные, независимые, добившиеся успехов.
3. Создание образа успешного человека:
Создание образа независимого человека;
Защита проектов.
- Мы послушали мнение известных спортсменов, а что по этому поводу думаете вы? Чем отличаются успешные, независимые люди от зависимых? Создайте свой образ успешного человека.
(образ независимого человека накладывается на образ зависимого человека)
4. Рефлексия.
- Наше занятие подходит к концу. Мы выяснили, что люди, ведущие здоровый образ жизни независимые, самостоятельные, свободные. Хочется узнать ответ на следующий вопрос: «В чем преимущество людей, независимых, самостоятельных, свободных?», ответьте каждый по кругу, передавая игрушку.
5. Ритуал прощания.
- В завершении встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами постараемся избавиться от всего плохого, отрицательного, что может быть на душе, отправив весь «негатив» в космос. По команде начинайте сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением произнося протяжно, резко обрывающееся «у-у-у»!
- Нам понравилась, как вы работали на занятии. Мы благодарим вас за занятие. Вы творческие, активные, жизнерадостные. Мы надеемся, что вы в своей жизни сделаете правильный выбор.
Список литературы:
Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000.
Родионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.
Соловов А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 1999.
Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск, 2000.