СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга "Первый шаг. С чего начать?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование положительного образа будущего, свободного от употребления ПАВ.

Задачи:

·                     Формирование представлений о том, что употребление ПАВ ограничивает возможность жизненного выбора.

·                     Формирование негативного отношения к употреблению ПАВ.

Материалы: 

·                   мягкая игрушка

·                   цветные карандаши, фломастеры

·                   белые листы бумаги (формат А-3)

·                   магниты

·                   доска с проектором

·                   маркеры

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга "Первый шаг. С чего начать?"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Н.Кесаева»










Занятие с элементами тренинга для подростков

по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ)

"Первый шаг. С чего начать?"




Подготовил:

социальный педагог

Гуринова Ольга

Александровна







2017 год

Занятие с элементами тренинга для подростков

по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) "Первый шаг. С чего начать?"


Цель: формирование положительного образа будущего, свободного от употребления ПАВ.

Задачи:

  • Формирование представлений о том, что употребление ПАВ ограничивает возможность жизненного выбора.

  • Формирование негативного отношения к употреблению ПАВ.

Материалы: 

  • мягкая игрушка

  • цветные карандаши, фломастеры

  • белые листы бумаги (формат А-3)

  • магниты

  • доска с проектором

  • маркеры














Ход занятия


I. Вводная часть

Подростки входят в кабинет и рассаживаются в круг.

Представление ведущего:

-Здравствуйте! Меня зовут Ольга Александровна.

-В современном мире существует много проблем. Одна из проблем – это наркомания. Сегодня мы об этом поговорим. Тема нашего занятия будет звучать так: «Первый шаг. С чего начать?»

1. Визитка. Установление правил.

- По кругу мы будем передавать мягкую игрушку, и я попрошу вас представиться, назвав своё имя и высказать своё отношение к этой проблеме.

На нашем занятии будут установлены правила, которые вы должны соблюдать:

Правила занятия:

- Смотреть на того, к кому ты обращаешься;

- Выражать своё мнение, начинать речь со словом «я»;

- Говорить по одному;

- Уважать чужое мнение;

- Внимательно слушать, когда говорят другие;

- Говорите искренне.

- Эти правила обязательны для всех участников и для нас в том числе.

- Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю начать работу в игровой форме.

2. Упражнение «Дирижёр оркестра»

Участники начинают аплодировать, когда ведущий поднимает или опускает руки. Чем выше руки, тем громче участники хлопают в ладоши. Далее один из участников может взять на себя роль ведущего (дирижера оркестра).


II. Основная часть.

1. Упражнение «Зависимость – независимость»

- Назовите чувства, которые возникают у вас при слове «зависимость». Ответы ребят фиксируются на доске.

- Подберите синонимы к слову «независимость».

Акцент делается на позитивной окраске этого понятия (сила, уверенность, ответственность, решительность, самостоятельность и т.д.).

- Какие слова вызывают больше позитива?

Ведущий:

- В юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. О нём человек начинает задумываться рано. Но среди подростков есть такие, кто уже в начале жизненного пути резко ограничивает свои возможности: это те, кто оказался в зависимости от своих собственных пагубных пристрастий.

Давайте попробуем разобраться в причинах, почему подростки выбирают такой путь (ребята называют причины, а ведущий их записывает на доске)

Наиболее типичные ответы:

  1. Любопытство (60% попробовавших наркотик становятся наркозависимыми).

  2. Давление группы, отсутствие навыка отказа.

  3. Попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.

  4. Возможность привлечь внимание.

  5. Скука, неумение интересно проводить свободное время.

- К чему это приведёт, обсудите в группах, заполняя таблицу «Перспективы наркомана».

2. Упражнение «Перспективы наркомана» (Приложение 1)

Участники разбиваются на 4 групп, получают таблицу и при обсуждении заполняют бланк.


Таблица «Перспективы наркомана»

Утверждение

всегда

часто

редко

1. Ухудшение здоровья

 

 

 

2. Потеря доверительных отношений с родителями

 

 

 

3. Потеря друзей

 

 

 

4. Уголовная ответственность

 

 

 

5. Физическая зависимость

 

 

 

6. Снижение успехов в школе

 

 

 

7. Потеря возможности учиться, работать

 

 

 

8. Денежные проблемы

 

 

 

9. Контакт с криминальным миром

 

 

 

10. Духовная бедность, узость интересов

 

 

 

11. Использование сильных наркотиков

 

 

 

12. Преждевременная смерть

 

 

 


3. Упражнение «Создание образа зависимого человека».

  1. Заполнение таблицы «перспективы наркомана»

  2. Создание образа зависимого человека.

Ведущий:

- Заполнение таблиц «Перспективы наркомана» помогут вам в выполнении следующего задания.

- В каждой группе создайте образ человека, который соответствует признакам, отмеченным в таблице, нарисуйте его и защитите свой проект:

- Как он выглядит;

- Как сложилась семейная жизнь и карьера;

- Каковы его жизненные перспективы и т.д.

- Назовите чувства, которые вызывает в вас этот человек?

- Что чувствуют по отношению к нему его родственники? (образы крепятся к доске и группы защищают проекты)


Ведущий:

Люди, употребляющие наркотик, болезненно выглядят, их семьи распадаются, не держатся на работе, в перспективе их ждёт смерть.

В начале нашего занятия мы говорили о том, что подростки стоят в начале жизненного пути, они начинают задумываться о том, какая будет их жизнь. Начинают ее постепенно выстраивать. Подросток, становясь наркоманом, отрезает себе этот путь

А сейчас я предлагаю Вам немного расслабиться и послушать Легенду о напыщенном апельсине.

Легенда о напыщенном мандарине

Когда-то давно в старом Китае жил умный, но очень гордый мандарин (государственный чиновник). Целый день он только и делал, что примерял богатое платье и хвастался своим умом. Так шли дни за днями, годы за годами ... И вот страну облетела весть, что неподалеку поселился монах, умнее мандарина. Мандарин ужасно разозлился, но не выразил этого ни жестом, ни словом. Задумал он объявить поединок и отстоять славу мудрого нечестным способом: «Возьму я в руки бабочку, спрячу ее за спиной и спрошу, что у меня в руках-живое или мертвое? Если монах скажет, что живое, я задушу бабочку, а если мертвое-выпущу ее». И вот настал день поединка. В пышном зале собралось много людей, всем хотелось увидеть соревнования самых умных людей в мире. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода монаха. Но вот дверь отворилась, и в зал вошел небольшой худощавый мужчина. Он подошел, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой вопрос. Тогда надменный мандарин спросил: «Скажи мне, что я держу в руках-живое или мертвое?». Мудрец улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках». Смущенный мандарин выпустил бабочку с рук, и та полетела, радостно трепеща яркими крылышками.

Обсуждение:

- Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках»?

- От кого зависит решение, которое мы принимаем?

Заключение. Все, что делает человек, зависит, в первую очередь, только от него, выбор может влиять на его будущее.


III. Заключительная часть

Введение в образ (Звучит музыка «Одинокий пастух» Приложение 2):

-Сядьте удобно, расслабьтесь, положите руки на колени, можно закрыть глаза

-Представьте себя в будущем. Вы стали известными людьми. Кем вы стали, чего вы добились, как сложилась ваша жизнь.

1. Упражнение «Телеэфир»

- Вас пригласили на телепередачу, посвящённую профилактике наркомании, и сейчас вы можете обратиться к подросткам со словами, которые помогли бы ему не стать на путь наркомана.

2. Просмотр ролика «Спортсмены» Приложение 3

- А что по этому поводу думают спортсмены – люди успешные, независимые, добившиеся успехов.

3. Создание образа успешного человека:

  1. Создание образа независимого человека;

  2. Защита проектов.

- Мы послушали мнение известных спортсменов, а что по этому поводу думаете вы? Чем отличаются успешные, независимые люди от зависимых? Создайте свой образ успешного человека.

(образ независимого человека накладывается на образ зависимого человека)

4. Рефлексия.

- Наше занятие подходит к концу. Мы выяснили, что люди, ведущие здоровый образ жизни независимые, самостоятельные, свободные. Хочется узнать ответ на следующий вопрос: «В чем преимущество людей, независимых, самостоятельных, свободных?», ответьте каждый по кругу, передавая игрушку.

5. Ритуал прощания.

- В завершении встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами постараемся избавиться от всего плохого, отрицательного, что может быть на душе, отправив весь «негатив» в космос. По команде начинайте сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением произнося протяжно, резко обрывающееся «у-у-у»!

- Нам понравилась, как вы работали на занятии. Мы благодарим вас за занятие. Вы творческие, активные, жизнерадостные. Мы надеемся, что вы в своей жизни сделаете правильный выбор.




















Список литературы:

  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000.

  3. Родионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.

  4. Соловов А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 1999.

  5. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск, 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!