СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга «Профилактика экзаменационной тревожности».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с элементами тренинга

«Профилактика экзаменационной тревожности».

 

Дата проведения: май 2016 г.

Место проведения: МБОУ СОШ №1 с. Октябрьское

Участники: учащиеся выпускных классов

Проводит: педагог-психолог Лалиева Т.А.

 

 Цель:

- способствовать снижению стресса в экзаменационный период у

старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара;

- обучение методам нервно – мышечной релаксации, приёмам расслабления;

- формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

 

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Профилактика экзаменационной тревожности».»

Занятие с элементами тренинга

«Профилактика экзаменационной тревожности».



Дата проведения: май 2016 г.

Место проведения: МБОУ СОШ №1 с. Октябрьское

Участники: учащиеся выпускных классов

Проводит: педагог-психолог Лалиева Т.А.



 Цель:

- способствовать снижению стресса в экзаменационный период у

старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара;

- обучение методам нервно – мышечной релаксации, приёмам расслабления;

- формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.



Необходимые материалы: мяч, бумага, ручки.



План занятия:

  1. Информационный блок.

  2. Разминка «Приветствие на сегодняшний день».

  3. Упражнение "Ассоциации".

  4. Упражнение "Мои ресурсы".

  5. Упражнения на мышечную релаксацию.  

  6. Упражнение «Слова поддержки»



  1. Информационный блок.



Чем ближе государственная итоговая аттестация в школах. Тем острее накал дискуссий вокруг этой темы. ЕГЭ существенно актуализировал проблему взаимодействия личности, общества и государства в сфере образования. Что переводит его из разряда обычного экзамена, а общественную проблему.

Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. И значит, необходимо разобраться с тем, что такое стресс и какое влияние оказывает на человека ситуация неопределенности.

Психологический период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, чмо — это время первого взрослого испытания: оно показывает, на сколько выпускники готовы к взрослой жизни, на сколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Таким образом, цель занятия – оказание психологической помощи обучающимся, профилактика экзаменационного стресса.

Освоение методов саморегуляции, методов снижения напряжения и самоподдержки являются основными задачами данного занятия. Для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса необходимо уметь снимать напряжение, расслабляться, управлять своим психофизическим состоянием, т. к. если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы.

Сегодня мы с вами разучим приемы и упражнения, которые помогут преодолеть напряжения в стрессовых ситуациях.



  1. Разминка «Приветствие на сегодняшний день».

Ведущий: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч том, кому адресуете пожелания и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.



  1. Упражнение "Ассоциации".

Цель: настрой на тему, возможность поделиться чувствами по поводу экзамена.

Инструкция: «Ассоциация – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое – слово. Придумайте ассоциацию на слово «Экзамен». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».

Учащиеся по кругу говорят ассоциации к слову "экзамен".  

  1. Упражнение "Мои ресурсы".

Цель: помочь учащимся найти в себе, те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной напишите: "Чем я могу похвастаться" т. е свои сильные стороны. После заполнения первой части озаглавьте вторую часть листа "Чем это может мне помочь на экзамене?". Напротив, каждой своей сильной стороны вы можете написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты.







  1. Упражнения на мышечную релаксацию.

Цель: познакомить учащихся с методами нервно – мышечной релаксации, приёмами расслабления;




 Упражнение "Гармошка"

Представь, страх твой — гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела — гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа… До отказа сжать-выдохнуть, немного подождать… Снова разжать… Раз 7-12, полностью сосредоточившись. 
В конце упражнения от страха не останется и следа. 

     В данных упражнениях акцент делается на контрасте между состоянием напряжения на вдохе и расслаблением на выдохе.

Обсуждение: - Какие чувства вызвали у вас эти упражнения? Удалось ли вам расслабиться?

Ведущий: проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.



Упражнение «Перекрестный шаг».



Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

    Ведущий. Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах.

                 

  1. Упражнение «Слова поддержки»



Цель: научить поддерживать себя в ситуации экзамена.



Инструкция: «Напишите слова ободрения и поддержки, как если бы их сказал человек, который верит в вас и уважает вас».

После того, как задание выполнено, ведущий дает следующую инструкцию»:



«Вы можете сохранить эти листочки, как «амулетики» и память о нашем занятии. Пусть в сложные минуты жизни они напомнят вам о вашей уникальности, неповторимости и согреют вам душу».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!