Занятие 9
«Детско – родительские отношения. Разрешение конфликтных ситуаций»
План занятия
Информация для ведущего:
Конфликт – это столкновение двух или нескольких противоположных точек зрения, взглядов, мнений, религий и т.д.
Типы конфликтов:
Личностный – несогласие, разобщенность с самим собой.
Межличностный - разногласия между двумя или несколькими людьми.
Конструктивный – конфликт разрешен с позитивным результатом для всех оппонентов.
Деструктивный – неразрешенный конфликт или разрешен с помощью агрессивных методов, что наносит вред физическому и психическому здоровью (разрушающий конфликт).
Рефлексия предыдущего занятия.
Разминка:
А). Игра «Бип» (цель: повышение эмоционального настроя группы, сплочение коллектива):
Все сидят в кругу. В центре круга стоит ведущий с завязанными глазами. Ведущий присаживается на колени к кому-либо и тот измененным голосом произносит: «бип». Ведущий должен угадать, кто это.
Б). Игра «Постройся по алфавиту» (цель: развитие внимания, реакции, сплочение коллектива): Построиться в алфавитным порядке по заглавным буквам вашего имени (фамилии и т. д.).
2.Основная часть.
Ведущий: разбивает детей на группы.
Задание: Опишите качества идеального ребенка и идеального родителя.
Отметьте 3-5 предметов, по поводу которых возникают конфликты между родителями и детьми. Определите типы конфликтов.
Ролевая игра:
Ребенок хочет поздно вернуться в выходной, а родители требуют, чтобы он вернулся в 21.00 (разыграть данную ситуацию, кто-то в роли ребенка, кто-то в роли родителя).
Обсуждение вопросов:
Почему, по-вашему, большинство подростков и родителей испытывают трудности во взаимоотношениях?
Представьте, что вы являетесь родителем в данной ситуации. Что бы ва чувствовали? С какими действиями вашего ребенка вы бы согласились? Как бы вы хотели разрешить конфликтную ситуацию?
Почему, по-вашему, родители расстраиваются по разным поводам?
Задание: Напишите: «Когда я буду родителем, я…»
Ведущий: Свою жизнь мы начинаем под опекой родителей. Взрослея, мы делаем один за другим шаги к внешней и внутренней независимости от старших: первый учебный день в школе, первое свидание, первые каникулы вдалеке от дома, первый заработок, окончание школы. Не секрет, что нередко «самостоятельность» подростков выражается в том, что они отдаляются от семьи, уходят из дома, проводят все время в компании друзей, во всем противоречат родителям. Нам важно понять, в чем же состоит наша «взрослость»: в том, что мы грубим, протестум, начинаем курить, говорить непристойности в присутствии учителей и родителей или , она в том, что мы отвечаем за свои слова и поступки, контролируем свои эмоции, не причиняем напрасной боли любимым и близким людям? Сегодня мы попытались задуматься, что чувствуют родители, когда мы хотим чувствовать себя взрослыми. Запрещая нам что-то родители беспокоятся за нас, любя нас, ведь ребенок для родителей – это смысл его жизни. Родители пытаются реализовать в своих детях то, чего они не смогли достичь в жизни , желают видеть своего ребенка счастливым.
Задание: Скажите, что нужно сделать, чтобы родители доверяли вам, меньше беспокоились за вас? (сдерживать свои обещания, предупреждать о задержке, звонить и т. д.).
Ведущий: Итак, мы чувствуем себя взрослыми людьми, личностями, ожидаем к себе соответствующего отношения и очень болезненно переживаем, если не находим такового. Но давайте попробуем по-новому, по-взрослому строить свои отношения с родителями и окружающими. Давайте не думать только о себе, как это делают дети. Нам нужно попытаться понять своих родителей, найти в своем сердце сострадание к ним, научиться отвечать за свои отношения с родителями. Это отношения с родителями не потребительские, не полная зависимость от них, а сознательный выбор почтения, благодарности, прощения, понимания.
3. Рефлексия.
Подготовила: психолог Сухарева О.А.