КОНСПЕКТ
Познавательного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей средней группы
ТЕМА: УШИ, НОСИК И ГЛАЗА ПОМОГАЮТ НАМ ВСЕГДА.
Задачи:
формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни;
уточнить и закрепить знания детей об органах слуха, зрения, обоняния;
развивать интерес к познанию себя и своих возможностей;
способствовать профилактике заболеваний и вредных привычек
содействовать воспитанию нравственно-волевых качеств личности ребенка (доброты, взаимовыручки, отзывчивости, выдержки, организованности и т. д.)
Оснащение: корригирующие дорожки, картины с изображением уха, мультимедийный офтольмотренажер, чеснок, камни, колокольчик, смайлики без улыбки, фломастеры, музыка для релаксации, ткань зеленого цвета, браслетики с запахом лимона, эфирные масла, клубок ниток, напиток из шиповника.
Словарная работа: стук, шелест, звон, журчание.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о гигиене, здоровом образе жизни.
2. Рассматривание с детьми демонстрационного материала на тему: «Соблюдай личную гигиену»
3. Чтение и драматизация сказок: «Мойдодыр», «Федорино горе» (Чуковский К. И., «Вредные советы» (Б. Заходер).
4. Выполнение физических упражнений в процессе физкультурных занятий и утренней гимнастики.
5. Ежедневное выполнение дыхательных упражнений.
6. Подготовка атрибутов к занятию
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте, мы рады Вас видеть!
Воспитатель: Когда мы говорим: «Здравствуйте», что мы хотим сказать, пожелать этим словом?
Дети: Мы желаем здоровья!
Воспитатель: Правильно. Давайте же еще раз поздороваемся, пожелаем здоровья гостям и подарим им свои улыбки.
Воспитатель: Я тоже хочу пожелать всем здоровья! И пригласить в интересное путешествие в мир красок, музыки и здоровья. Где мы вспомним о значении глаз, носа, ушей.
- В «Мир музыки» мы пойдем на звон колокольчика, в «Мир красок» нам поможет попасть волшебный клубок, но сначала я приглашаю вас в «Мир здоровья».
Дети идут по корригирующей дорожке.
Воспитатель: Вот мы и пришли на солнечную поляну Здоровья. Я улыбаюсь Вам, Вы улыбаетесь мне. Как хорошо, что сегодня мы вместе. Мы спокойны, добры и приветливы.
Воспитатель: Ребята, а для того, чтобы быть здоровым, ловким и сильным, что нужно делать?
Дети: Зарядку, есть полезную еду, гулять на свежем воздухе, умываться и мыть руки с мылом и др.
Воспитатель: молодцы, все правильно назвали. (дети садятся)
Ароматерапия.
Воспитатель: (обращается к детям) у нас в группе стоит какой-то запах. Резкий, не очень приятный, но полезный и приносящий пользу нашему здоровью. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем запах чеснока.
Воспитатель: Что Вам помогло почувствовать этот запах?
Дети: Наш нос.
Воспитатель: Значит наш нос может распознавать разные запахи, приятные и даже опасные. А еще для чего нужен нос человеку?
Дети: Нос нужен для того чтобы дышать.
Воспитатель: Верно, нос нужен человеку для дыхания. Вспомните, как правильно дышать в холодное время года на улице?
Дети: В холодное время года нужно дышать носом. В носу воздух согревается, а если дышать ртом, то можно простудиться и заболеть.
Воспитатель: Правильно. А еще у нас в носу есть ворсинки. Когда человек вдыхает воздух через нос, на ворсинках оседают пылинки и в легкие попадает уже чистый и теплый воздух.
Чтобы наш нос хорошо дышал надо за ним ухаживать. Как мы это делаем?
Дети: Мы моем нос, высмаркиваемся и делаем дыхательную гимнастику.
(дети выполняют упражнения на дыхание)
«Роза и одуванчик»
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.
«К нам залетел теплый ветерок».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха».
«На нас подул холодный ветер».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у».
«К нам в окно влетела пчела».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з»
Воспитатель: Мы с Вами говорили, что нос умеет распознавать разные запахи. Есть запахи, которые оздоравливают человека.
Запах масла ромашки, Лаванды –успокаевает.
Эвкалипт-устраняет повышенную утомляемость, вялость.
Лимон-поднимает настроение, обеспечивает прилив сил.
Сейчас я подарю вам браслетики с запахом лимона это поможет нам в нашем путешествии.
Физминутка:
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям, физкультпривет.
«Мир музыки». (Раздается звон колокольчика)
Дети идут по корригирующей дорожке на звон колокольчика.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами оказались в стране музыки.
Воспитатель: Что помогло нам сюда дойти?
Дети: Звон колокольчика.
Воспитатель: Что помогло вам услышать этот звук?
Дети: Наши уши.
Воспитатель: А зачем нужны уши человеку? Попробуйте закройте уши ладонями. Что произошло? Вы стали плохо слышать звуки, нам с вами стало труднее общаться. Наши уши помогают нам общаться, познавать окружающий мир. Проверим как слышат ваши уши.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Закройте глаза и послушайте (шелест бумаги, стук камней, звон колокольчика, звук льющейся воды). Скажите, что вы слышали? (ответы детей).
Словарная работа. Проговариваем с детьми: стук, шелест, звон, журчание.
Воспитатель рассматривает с детьми схему уха. Рассказ об ухе.
Слух - способность воспринимать звуки. Звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки звуковые колебания передаются во внутренне ухо, затем колебания передаются по слуховому нерву в головной мозг.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете нужно уши беречь или нет? (дети: конечно).
- И чтобы уши не болели, а слух был хорошим, следует выполнять ряд правил. Какие это правила? Давайте вспомним,
Дети: не ковырять в ушах, защищать уши от сильного ветра, не слушать громкую музыку, не сморкаться очень сильно, не допускать попадания в уши воды.
Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам сделать массаж ушей, чтобы не болеть гриппом.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Воспитатель: Дети, я кажется что-то слышу. Это гром. Кажется, что на солнечной полянке сейчас польет дождь.
Перед громом всегда сверкает молния Вжик, вжик.
Гром гремит на всю округу Р-Р-Р, Р-Р-Р
Грому рады словно другу Р-Р-Р, Р-Р-Р
С треском, грохотом гремит,
Так что вся земля дрожит Тр-Тр-Тр
Давайте спрячемся друг за другом, пока не полил сильный дождь (дети в кругу поворачиваются друг за другом и делают массаж впереди стоящему)
Звук дождя и капель. (6)
Закапали капельки по головке, по плечам, по спинке, и полил сильный дождь (поглаживание по спине) Дождь закончился и надо встряхнуть ручки.
«Мир красок» (по корригирующей дорожке).
Воспитатель: - Давайте с вами катнем клубок, который приведет нас в мир красок. Вот мы с вами очутились в мире красок, посмотрите, как здесь красиво.
Воспитатель: загадывает загадку:
«Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят»
Дети: Глаза.
Воспитатель: Посмотрите друг другу в глаза, Глаз — это цветное колечко- зрачок. В темноте зрачок расширяется, а при свете сужается, Глаза очень нежные, поэтому их нужно защищать. У каждого глаза есть стражи, это веки, брови, ресницы, слёзы. Они защищают их от пыли, ветра, пота. Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. Глазам, как и нам надо заниматься физкультурой.
Мультимедийный офтольмотренажер (Пчелка)
Воспитатель: Путешествие подходит к концу, наша дорога проходит через солнечную поляну, где после дождя выросла высокая, высокая трава. В ней так приятно отдыхать. Ложитесь поудобнее, я накрою вас травой. Ручки лежат на полу, и вы внимательно слушаете мой голос
Включается релаксационная музыка. (7)
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Музыка выключается.
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше подминаем.
Подтянулись, улыбнулись.
Итог занятия
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Что нового и интересного вы узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята скажите, когда человек здоровый, как он выглядит?
Дети: Он веселый, радостный, у него хорошей настроение и др.
(подходят к столу, где лежат смайлики без улыбок и картинки двух человечков – грустный и веселый)
Воспитатель: (показывает грустного человечка) Посмотрите на этого человечка. Какое у него настроение? А у этого?
Дети: Грустное. Веселое
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на этих смайликов. У них что-то не хватает? Возьмите каждый по одному смайлику и дорисуйте ему то настроение, какое у вас сейчас.
Если хорошее - рисуем улыбку, если плохое – рисуем улыбку наоборот
(дети рисуют)
Воспитатель: Я вижу у вас у всех хорошее настроение, я хочу предложить вам подарить его нашим гостям.
Я желаю вам здоровья! Будьте всегда добрыми, весёлыми, щедрыми на улыбку. Никогда не унывайте! Берегите своё здоровье смолоду!
Воспитатель: И чтобы вы были здоровы, я хочу угостить вас и наших гостей волшебным напитком, в котором очень много витаминов.
Дети подходят к столу и пьют отвар шиповника.