ЗАНЯТИЕ 13 О ЖИВОТНОМ НЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНОМ
Цель: расширить знания детей о лягушках, о приносимой ими пользе; воспитывать терпимое отношение к лягушкам и жабам; развивать внимание, мышление, воображение, конструкторские способности.
Оборудование: у учащихся - клей, ножницы.
Тему сегодняшнего занятия вы, ребята, сможете назвать сами, как только разгадаете загадки.
Задание 1 . Отгадайте загадки.
Выпуча глаза сидит,
Непонятно говорит.
.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадёт в ловушку
И комар и мушка.
Ответ. Лягушка (жаба).
Ответ. Лягушка (жаба).
Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух - И в воду плюх!
Ответ. Лягушка (жаба)
Что за странная охота? Языком стреляет кто-то,
Мух и мошек у пруда Добывая без труда .
Ответ. Лягушка
Озорные запятые
Плавают под мостиком
Черные, проворные,
С тонким, гибким хвостиком.
Запятые подрастут –
Прыгать по лугам начнут.
Ответ. Головастики.
Зайку спрашивает еж:
Что ты, заинька, ревёшь?
Очень я перепугался,
С диким зверем повстречался,
Он зелёный, пучеглазый,
Не видал таких ни разу.
Ответ. Лягушка (жаба).
Итак, речь пойдёт о лягушках. Услышав слово «лягушки», некоторые из вас поморщились, выражая тем самым свою неприязнь к этим существам. К сожалению, у многих людей такое незаслуженное отношение к данным животным, хотя всем достоверно известно, что лягушки — полезнейшие существа, так как, поедая насекомых, в том числе - вредных, регулируют их численность, спасая наши огороды от слизняков, жуков, улиток.
Говоря «лягушки», мы имеем в виду и жаб в том числе, потому что лягушки и жабы относятся к одному семейству. Они - земноводные, или амфибии. Слово «земноводные» состоит из двух корней - «земн» и «вод», ведь жизнь этих животных тесно связана и с землёй, и с водой. Большинство земноводных начальную часть своей жизни проводят в воде, а затем перебираются на сушу. Слово «амфибия» в переводе с греческого означает примерно то же.
Задание 2. Разгадайте значение слова «амфибия», зашифрованное в криптограмме.
12
8
Жидкое блюдо.
Щ и
Вечерний приём пищи.
7
3
8
9
У ж и н
Его издаёт волк, глядя на луну.
10
2
11
В о й
Вид спортивной борьбы.
1
5
6
1
2
Д з ю д о
Вид осадков.
1
2
3
1
4
Д о ж д ь
3
8
5
9
4
6
1
10
2
11
9
2
11
3
8
10
7
12
8
11
ж и з н ь ю
д в о й н о й
Ж и в у щ и е
Лягушка-попрыгушка -
Как огурец солёный:
В пупырышках-мурашках
И цвет такой зелёный.
Сидит и отмокает
В рассоле на болоте.
Но есть её не стоит –
Расстроится животик!
Прежде чем поближе познакомиться с лягушками, давайте изобразим предмет нашего разговора.
Задание 3. Вырежьте из Приложения детали ляушонка. Соберите их и наклейте в тетрадь.
Придумайте кличку лягушонку. Каков , по вашему мнению характер?
Иногда бывает трудно отличить лягушку от жабы. Они действительно очень похожи, у них много общего, но есть и различия.
Задание 4. Внимательно прочтите два текста и попробуйте догадаться, в каком из них речь идёт о лягушке, а в каком - о жабе.
ТЕКСТ 1. Она коренастая, неуклюжая. Зубов у неё нет. Кожа сухая, грубая, бородавчатая. Лапки короткие, прыгать высоко не может. Голова небольшая. Откладывает икринки, соединённые в цепочку и обвитые вокруг растений в воде. Ведёт ночной образ жизни. Для жилья ищет не совсем мокрые места, обычно расположенные ближе к жилью человека. Защищаясь, распространяет неприятный запах, отпугивая тем самым других животных. Неприятна, но совершенно безопасна для человека. (Жаба.)
ТЕКСТ 2. Ее тело удлинённое, грациозное. Кожа скользкая и гладкая. Лапки длинные, поэтому она может высоко прыгать. Голова большая. Имеются зубы. Откладывает икринки, склеенные между собой и напоминающие желеобразную массу. Для жилья выбирает мокрые места. (Лягушка.)
• Какие различия между жабой и лягушкой вы запомнили?
• Какие различия между жабой и лягушкой вы запомнили?
На земле существует огромное количество различных видов лягушек и жаб (около 2500). Они расселились почти по всему миру и приспособились к различным условиям - и к водоёмам, и к пустыням. Это довольно интересные существа. Лягушки, например, переодеваются, то есть меняют свою кожу (сразу вспомнили царевну-лягушку?) четыре раза в год, при этом каждый раз съедая свой поношенный наряд. Они являются единственными животными, которые могут дышать тремя способами - кожей, лёгкими и только ртом. Лягушки ловят свою жертву липким языком. Когда насекомое прилипнет к языку, они втягивают его в рот. Удивляют нас также и лягушачьи концерты. Причём, заметьте: кваканье, которое мы слышим по ночам, производится только самцами. Таким образом они привлекают внимание самок. Необычно и то, что во время прыжка лягушка втягивает в себя свои глаза. Кстати, видит она только движущиеся предметы. А мировой рекорд прыгучести лягушки - 409 см
Я и животные Интересно также, что молоденький лягушонок вступает в самостоятельную жизнь, пройдя 30 стадий превращения .
Послушайте стиховорение Б. Заходера «Куда спешат головастики».
Вихрем Мчится Под водой
Головастик молодой.
А за ним - Ещё пяток,
А за ним сплошной поток:
Тот - без ног,
А тот с ногами,
Кто - налево,
Кто - направо,
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда...
Почему?
Зачем?
Куда?
Головастики
Спешат
Превратиться в лягушат!
А вот в стихотворении Г. Сапгир «Лягушонок и мышонок»
лягушонок рассказывает о начале своей жизни.
Сначала икринкою,
Плавал я в ряске.
Но вдруг у меня
Обозначились глазки.
Я стал головастиком.
Долго потом
В воде я резвился,
Виляя хвостом. „
Но лапки затем
У меня появились,
Я громко заквакал
И на берег вылез.
Задание 5. Очень внимательно послушайте рассказ Г. Юдина «Лисёнок и лягушонок».
«В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, всё ломал, да ещё и дразнился: Зеленее всех зелёнок - лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисёнок не вырос.Пришёл он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня не получалось... Ничего! - сказал лягушонок. - Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».
• Ребята, вам понравился лягушонок из рассказа? Чем?
Запишите все слова из данного рассказа, которые вам удалось запомнить, содержащие в себе букву Л.
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».
Пример. Лес, лужи, жил, маленький лягушонок, глина, лепить, получать, сел, зелёное, смотрели, смеялись, ласково гладили...