СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательная химии»



Принята педагогическим советом

от «___» ____________ 20____ г.

Протокол № _____


Утверждаю:

Директор

«____» ______________ 20___ г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Возраст обучающихся: 14 – 17 лет

Срок реализации: 1 год







Автор-составитель: Хужина Рима Жамиловна, педагог дополнительного образования











(стартовый, базовый, продвинутый)



























СОДЕРЖАНИЕ






Паспорт программы…………………………………………………...

3

1.

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы



1.1.Пояснительная записка…………………………............................

5


1.2. Цель и задачи……………………………………………………...

8


1.3. Планируемые результаты………………………………………...

8


1.4. Учебно-тематический план………………………………………

10


1.5. Содержание программы………………………………………….

11




2.

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно – педагогических условий



2.1 Календарно – учебный график (КУГ)…………………………...

15


2.2. Календарно – тематический план………………………………..

16


2.3. Форма аттестации…………………………………………………

22


2.4.Условия реализации программы …………………………………

25

3.

Список литературы……………………………………………………

35

4.

Приложение…………………………………………………………….

39



























1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.

Полное название

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная химия»

2.

Направленность

Естественнонаучная

3.

Тип программы

Общеразвивающая программа

4.

Вид деятельности

Естественнонаучная

5.

Авторы составители

Хужина Рима Жамиловна

6.

Цель

приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике и  создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.

7.

Задачи

Обучающие:

  • формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;                 

  • формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с   веществами;                

  • формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химическогоэксперимента;                                

  • продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,   настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;         

  • продолжить формирование коммуникативных умений;                 

  • формирование презентационных умений и навыков;                         

  • на примере химического материала начать развитие  учебной мотивации  школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;                

  • дать возможность учащимся проверить свои способности в    естественнообразовательной области.

  • Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Воспитательные:  

  • Вызвать  интерес к  изучаемому предмету;

  • Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

  • Воспитывать  нравственнее и духовное здоровье


8.

Краткое содержание

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.


9.

Ожидаемый результат

В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о: 

  • о прикладной направленности химии;

  • необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;

  • о веществах и их влияния на организм человека;

  • о химических профессиях.

Учащиеся должны знать:

  • Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

  • Правила сборки и работы лабораторных приборов;

  • Определение массы и объема веществ;

  • Правила экономного расхода горючего и реактивов;

  • Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;

  • Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;

  • Качественные реакции на белки, углеводы;

  • Способы решения нестандартных задач.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

  • Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.

  • Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;

  • Работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов  для проведения опытов;

  • Осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять  плотность исследуемых веществ;

  • Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;

  • Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией,  работать с растворами различных веществ;

  • Находить проблему и варианты ее решения;

  • Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять  ошибки в работе других участников группы;

  • Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные  средства наглядности при выступлении.

  • Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;

  • Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.

Учащиеся должны владеть:

  • Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации.

  • Навыками экспериментального проведения химического анализа.

  • Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.


10.

Продолжительность реализации программы

1 год

11.

Возраст и категория обучающихся

14 -17 лет (9 – 11 класс)

12

Адрес
































РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Занимательная химия» предназначена для учащихся 8-11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественного профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом нормативно- правовых документов:

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” (вступает в силу с 1.09.2020)

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Национальный проект «Образование», утвержденном на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 года № 10); образованияЦелевая модель развития региональных систем дополнительного(приказ об утверждении от 03 сентября 2020 года №467);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20

  • "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"


Актуальность программы

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную  направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих хорошими знаниями основных химических законов, базовых знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса.


Форма обучения

Обучение проводится в двух формах очной форме и с применением дистанционных технологий.

Ситуации использования ДОТ (дистанционных образовательных технологии) при реализации программ:

  • при возникновении ситуаций угрозы жизни и здоровью занимающихся (эпидемии, режим повышенной готовности);

  • при отсутствии материально-технической базы по различным причинам (ремонтные работы, соревновательная деятельность и т.п.);

  • возможность использовать высококвалифицированной педагогической помощью;

  • территориальная удаленность;

  • в случае карантина, актированных дней;

  • могут быть использованы индивидуально в случае болезни ребёнка, при необходимости создания особых образовательных условий;

  • при разработке индивидуального образовательного маршрута (одаренные дети, дети с ОВЗ).

В случае реализации программы с использованием дистанционных технологий образовательный процесс организуется в форме видео-уроков, которые педагог предварительно готовит в соответствии с темой. Видео-уроки отправляются обучающимся по электронной почте. При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с обучающимися с использованием приложения для ВКС Zoom, Skype. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам занятия в группе Viber. Общение с родителями и детьми ведётся в группе Viber.

Структурный

компонент/

форма обучения

Очная

Очная с использованием дистанционных

технологий

Объем и сроки

Освоения

Программа рассчитана на 1 год обучения. 36 недели. Всего часов – 72ч.

Программа рассчитана на 1год обучения. 36 недели. Всего часов – 72 ч.

Режим занятий

3 раза в неделю по 2 часу; занятие 45 мин., перерыв 15 мин.


3 раз в неделю по 2 часу; занятие 45 мин., перерыв 15 мин.


Особенности

организации

образовательного

процесса

В урочной форме

В формате видео-уроков, мастер – классов с использованием

электронной почты, Вайбер или в Контакте; в конференции Zoom.

Характеристика

контингента

Дети 14 – 17 лет.

Дети 14 – 17 лет



Занятия состоят из теоретической и практической частей. Основное время отводится на практическую часть деятельности. При разработке занятий учтены возрастные и психофизические особенности детей.

Образовательный процесс по программе включает один уровень освоения программы: стартовый уровень, который реализуется в течении одного учебного года.



    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.



Задачами программы:

Обучающие:

  • Формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;                 

  • Формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с   веществами;                

  • Формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;                                

  • Продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,   настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;         

  • Продолжить формирование коммуникативных умений;                 

  • Формирование презентационных умений и навыков;                         

  • На примере химического материала начать развитие  учебной мотивации  школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;                

  • Дать возможность учащимся проверить свои способности в    естественнообразовательной области.

  • Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Воспитательные:  

  • Вызвать  интерес к  изучаемому предмету.

  • Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

  • Воспитывать  нравственнее и духовное здоровье



    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о: 

  • о прикладной направленности химии;

  • необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;

  • о веществах и их влияния на организм человека;

  • о химических профессиях.

Учащиеся должны знать:

  • Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

  • Правила сборки и работы лабораторных приборов;

  • Определение массы и объема веществ;

  • Правила экономного расхода горючего и реактивов;

  • Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;

  • Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;

  • Качественные реакции на белки, углеводы;

  • Способы решения нестандартных задач.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

  • Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.

  • Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;

  • Работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов  для проведения опытов;

  • Осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять  плотность исследуемых веществ;

  • Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;

  • Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией,  работать с растворами различных веществ;

  • Находить проблему и варианты ее решения;

  • Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять  ошибки в работе других участников группы;

  • Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные  средства наглядности при выступлении.

  • Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;

  • Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.

Учащиеся должны владеть:

  • Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации.

  • Навыками экспериментального проведения химического анализа.

  • Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.

    1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раз

дела

Наименование раздела /темы/ учебный элемент (УЭ)

Очная форма обучения

Очная форма обучения с применением дистанционных технологий

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Количество часов

Форма аттестации/контроля

всего

теория

Практика

всего

Теория

практика

Химическая лаборатория

18

3

15

Беседа, игра

3

3

15

Фотоотчёт/

видеоотчёт

Логика

8

1

7

Беседа. Работа с источниками

12

1

7

Фотоотчёт/

видеоотчёт

Прикладная химия

31

10

21

Беседа. Работа с источниками

12

10

21

Фотоотчёт/

видеоотчёт

Неделя химии

15

5

10

Беседа. Работа с источниками

12

5

10

Фотоотчёт/

видеоотчёт


Итого часов:

72

19

53


72

19

53




    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1: «Химическая лаборатория»

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.  Игра по технике безопасности.  

3. Знакомство с лабораторным оборудованиемОзнакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов). Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории. Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей  Практическая работа. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей. Перегонка воды.

7. Выпаривание и кристаллизация . Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.  Демонстрация фильма. Практическая работа. Опыты. Иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. 

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.

10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.  Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы). Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.

11. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов. Вулкан” на столе, “Зелёный огонь”, “Вода-катализатор”, «Звездный дождь», Разноцветное пламя, Вода зажигает бумагу.


Раздел 2. «Логика»

12. Решение олимпиад школьного, муниципального тура Всероссийской олимпиады по химии.

13. Проведение дидактических игр. Проведение конкурсов и дидактических игр: кто внимательнее, кто быстрее и лучше, узнай вещество, узнай явление.


Раздел 3. «Прикладная химия»

14. Химия в бытуОзнакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.  Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.

15.Практикум исследование «Моющие средства для посуды». Работа с этикеткой. Опыт 1.  Определение кислотности. Опыт 2. Определение мылкости. Опыт 3. Смываемость  со стакана. Анкетирование. Социологический опрос.

16. Занятие - игра «Мыльные пузыри». Конкурсы: Кто надует самый большой пузырь, кто надует много маленьких пузырей. Чей пузырь долго не лопнет. Построение фигуры из пузырей. Надувание пузыря в пузыре.

17. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». Демонстрация опытов: Химические водоросли. Тёмно-серая змея. Оригинальное яйцо. Минеральный «хамелеон».

18. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. Ваше питание и здоровье . Химические реакции внутри нас.

19. Занятие по профориентации.

Ознакомление с институтами и коледжами Тюменской области.

20. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.  Устный журнал на тему химия и медицина.

21. Белки, жиры,  углеводы в питании человека. Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании. Таблица расхода энергии при различных видах деятельности человека.

22. Витамины. Витамины, их классификация и значение для организма человека. Источники поступления витаминов в человеческий организм. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Антивитамины. Авитаминоз. Исследование: витамины в меню школьной столовой.

23. Пищевые добавки. Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. (Приложение 7) Данное приложение используется во время всех практикумах  при работе с этикетками.

24. Практикум - исследование «Чипсы». Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека». Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования. Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2. Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов: ломкость, растворение в воде, надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира вкусовые качества. Опыт 3. Горение чипсов. Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.   Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи. Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.

25. Практикум - исследование «Мороженое». Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого». Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования. Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2. Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого. Учащиеся могут сами предложить эксперимент. Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция. В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот). Опыт 4. Обнаружение углеводов. В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (ΙΙ)  при этом восстанавливается до оранжевого  CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).

26. Практикум - исследование «Шоколад». Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада». Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования. Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2. Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада. Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде. Обнаружение жиров – разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров. Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт. Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.

27. Практикум - исследование «Жевательная резинка». Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?». Работа в группах. Опыт 1. Работа с этикетками. Опыт 2. Изучение физических свойств: Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой. Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет. Опыт 3. Наличие красителей. Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается. Опыт 4. Определение кислотности. В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду. Опыт 5. Обнаружение подсластителей. В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).

28. Тайны  воды. Самое необыкновенное вещество – вода. Вода – основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой.

29. Практикум исследование «Газированные напитки». Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека». Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2. Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием. Опыт 3. Определение кислотности. Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки. Опыт 4. Опыт с куриным мясом.

30. Пивной алкоголизм. Лекция с показом Презентации «Пивной алкоголизм». Лабораторная работа: влияние спиртов на белки.

31. Практикум исследование «Чай». Выступление учащихся с докладом «Полезные свойства чая»: Опыт 1. Рассматривание чаинок. Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.

32. Практикум исследование «Молоко». Опыт 1. Работа в группе с этикетками:

Работа с этикетками

МОЛОКО

ККАЛ

ЖИРНОСТЬ

СОСТАВ




УГЛЕВОДЫ

ЖИРЫ

БЕЛКИ

1.Молоко «Простаквашино»

58 ккал

3,2  %

4,7 г.

3,2 г.

2,6 г.

2.Молоко «Вамин»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

3.Молоко «Домик в деревне»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

4.Молоко «Вкуснеево»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

Опыт 2. Определение вкуса молока.

Опыт 3. Определение цвета молока.

Опыт 4. Определение консистенции молока.

Опыт 5. Определение кислотности молока. Универсальным индикатором.

Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция.

Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция.

Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту.

Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового раствора йода.


Раздел 4: «Неделя химии»

33. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».  Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами. Игра. «Счастливый случай»

34. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр: “Химическая эстафета”, “Третий лишний”.

35. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”  Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д. Проведение заключительной игры.

Игра. « Что? Где? Когда?»




РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ (КУГ)

Наименование

группы/год обучения

Срок учебного года (продолжительность

обучения)

Кол-во занятий в

неделю, продолж.

Одного занятия

(мин.)

Наименование дисциплины

(модуля)

Всего ак. ч.

в год

.

Кол-во ак.

часов в

неделю

«Связь времён»

(стартовый

уровень)

с 01.09.21 – 31.05.2022 г.г.

(36 уч. недель)


3 занятия в неделю

по 2*45 мин

(2 ак. часа),

перерыв

15 мин

Химическая лаборатория

18

2

Логика

8

Прикладная химия

31

Неделя химии

15









2.2. Календарно – тематическое планирование


разделов

Название тем

Форма занятий

Количество часов






Всего

Теория

Практ

1.Химическая лаборатория

1. Введение

Лекция

1

1



2.Ознакомление с кабинетом химии

и изучение правил техники

 безопасности

Игра по технике безопасности

1


1


3.Знакомство с лабораторным

оборудованием

Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования

2

2



4.Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

1


1


5.Нагревательные приборы и пользование ими.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

1


1


6.Взвешивание, фильтрование и перегонка

Практическая работа.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей

2


2


7.Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли

2


2


8.Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ

Лекция.

Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

4

1

3


9.Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.

2

1

1


10.Кристаллогидраты. Выращивание сада из кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов

2


2


11.Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

Показ демонстрационных опытов

2


2

2. Логика

1.Вперед к покорению вершин олимпиад

Решение олимпиадных задач различного уровня

6

1

5


2.Проведение дидактических игр:

кто внимательнее

кто быстрее и лучше

узнай вещество

узнай явление 

Игры с учащимися кружка

2


2

3.Прикладная химия

1.Химия в быту.

 Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. 

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

2

1

1


2.Практикум исследование «Моющие средства для посуды».

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

2

1

1


3.Занятие - игра «Мыльные пузыри»


1


1


4.Химия в природе.

Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

2

1

1


5.Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

Круглый стол, сообщения учащихся

2

1

1


6.Профориентационная лекция.

Онлайн экскурсия

2


2


7.Химия и медицина.

Лекция, сообщения учащихся Тест «Будьте здоровы»

2

1

1


8.Белки, жиры,  углеводы в питании человека.


1

1



9.Витамины


1

1



10.Пищевые добавки


1

1



11.Практикум исследование «Чипсы».

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

2


2


12.Практикум исследование «Мороженое»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

2


2


13.Практикум исследование «Шоколад»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

2


2


14.Практикум исследование «Жевательная резинка»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

2


2


15.Тайны  воды.


1

1



16.Практикум исследование «Газированные напитки»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1


1


17.Практикум исследование «Минеральные воды»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1


1


18.Пивной алкоголизм

Лекция, презентация

2

1

1


19.Практикум исследование «Чай»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1


1


20. Практикум исследование «Молоко»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1


1

4. Неделя химии

1.Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай».

Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами

Игра. «Счастливый случай»

3

1

2


2.Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка.

Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:

“Химическая эстафета”

“Третий лишний”.

4


4


3.Общий смотр знаний.

Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов

6


6


Итого


72

16

56



2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕННОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

С целью диагностики успешности освоения обучающимися образовательной программы, выявления их образовательного потенциала, определения педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки календарно-тематического планирования осуществляется текущий контроль успеваемости по программе. Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и предполагает качественную характеристику (оценку) сформированности у обучающихся соответствующих компетенций и устные рекомендации обучающемуся или его родителям по повышению успешности освоения программы. Текущий контроль проводится в форме опроса, проверочных заданий, проектов, защиты исследовательских работ, рефератов, проектов, педагогического наблюдения, анализа достижений. С целью определения уровня достижения планируемых предметных и личностных результатов в процессе освоения образовательной программы проводится промежуточная аттестация. Формы промежуточной аттестации определены учебным планом. В ходе промежуточной аттестации устанавливаются следующие уровни достижения планируемых результатов: высокий, средний, низкий (неудовлетворительный) в соответствии со следующими показателями.


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Стартовый уровень

Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делает собственные выводы.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их в решении конкретных вопросов.



График проведения аттестации

Общее количество

недель

Срок образовательного процесса

Сроки промежуточной и итоговой аттестации

Формы проведения аттестации

36 недель

с 01.09.2021 по 31 мая 2022


Текущий контроль

Опрос, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение



Промежуточная

аттестация:

декабрь 2021

Опрос, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

Итоговая аттестация:

май 2022

Защита проектов



Уровень сложности

Особенности

Методы

обучения

Формы контроля

Уровень сложности

(стартовый)

Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения

Традиционный объяснительно -иллюстративный; практико - ориентированный; - групповой; - деятельностный;

Викторина, тест – опрос, конференция, семинар, защита творческих работ, работа в архивах, музеях.



Во время дистанционного обучения текущий контроль осуществляется в формате беседы с обучающимися, анализ фото и видео с выполненным заданием, самоконтроль, онлайн опрос, онлайн консультирование.



2.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМММЫ

Предлагаемый курс включает 72 часа учебного времени, по 2 часа в неделю для каждого класса (9,10,11) в течение учебного года. 30 % учебного времени отводится на освоение теоретических знаний, 60 % - выполнение практических работ и 10% на защиту творческой исследовательской работы или проекта.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Наличие программы кружка, календарно-тематического планирования. Инструкции по технике безопасности. Подбор разработок занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.


Техническое оснащение кабинета химии:

Компьютер мультимедийный с выходом в интернет,

Проектор, экран -1

Лабораторное оборудование и реактивы.


Структура образовательного процесса:

  • 5 мин - организационная часть (подготовка детей к работе на занятии, обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности, сообщение темы целей и задач занятия);

  • 35 мин - основная часть (усвоение и закрепление новых знаний и способов действий в теории и практике);

5 мин - подведение итогов занятия (анализ и оценка успешности, достижения цели и перспектива последующей работы, мобилизация детей на самооценку). Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.



Организация мероприятий вне учебного плана

Для усиления воспитательного эффекта, формирования ценностей и развития личностных качеств, обучающихся в рамках образовательной программы проводятся мероприятия профилактического, досугового характера.

Воспитательная работа осуществляется в соответствии с планом работы АУ ДО «ЦДОДиМ» УМР на учебный год по 6 подпрограммам:

  • программа формирования и развития творческих способностей обучающихся, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи;

  • программа духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, возрождения семейных ценностей, формирования общей культуры обучающихся, профилактики экстремизма и радикализма в молодежной среде;

  • программа духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, возрождения семейных ценностей, формирования общей культуры обучающихся, профилактики экстремизма и радикализма в молодежной среде;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и комплексной профилактической работы (профилактики употребления ПАВ, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и детского дорожно-транспортного травматизма);

  • программа восстановления социального статуса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и включение его в систему общественных отношений;

  • программа формирования и развития информационной культуры и информационной грамотности;


Месяц

Воспитательное мероприятие

Конкурсное мероприятие

(фестивали, конкурсы, чемпионаты, соревнования, олимпиады )

Сентябрь

Посвящение в химики.

Конкурсы и викторины. Участие в химическом турнире.

Ноябрь

Участие в празднике ко Дню матери,

Видеопоздравление

декабрь

Подготовка к новогодним мероприятиям

Участие в конкурсах муниципальной ёлки

январь

«Неделя безопасности» воспитательное мероприятие для обучающихся


Участие во всероссийских и региональных

февраль

Празднование Дня Защитника Отечества


Участие в мероприятиях

март

Поздравление с 8 марта

Участие в мероприятиях

апрель

Празднование дня космонавтики

Участие в мероприятиях


май

Парад Победы


Участие в мероприятиях.




Инструкция по технике безопасности для обучающихся

Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит руководитель объединения не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения, обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности, по электробезопасности, правила поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, по правилам дорожно-транспортной безопасности, безопасному маршруту в учреждение и т.д.

  • В случае пропуска предупредить педагога;

  • приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий, иметь сменную обувь;

  • соблюдать чистоту в Учреждении и на территории вокруг него;

  • беречь здание Учреждения, оборудование и имущество;

  • экономно расходовать электроэнергию и воду в Учреждении;

  • соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете и других помещениях Учреждении;

  • принимать участие в коллективных творческих делах Учреждения;

  • уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих.

Всем обучающимся, находящимся в учреждении ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • использовать в речи нецензурную брань;

  • наносить моральный и физический вред другим обучающимся;

  • бегать вблизи оконных проемов и др. местах, не предназначенных для игр;

  • играть в азартные игры (карты, лото и т.д.);

  • приходить в Учреждение в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического опьянения

  • курить в Учреждении, приносить и распивать спиртные напитки (в том числе пиво), употреблять наркотические вещества входить в Учреждение с большими сумками (предметами), с велосипедами, колясками, санками и т.п., а также в одежде, которая может испачкать одежду других посетителей, мебель и оборудование Учреждения;

  • приносить во Учреждение огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы, отравляющие, токсичные, ядовитые вещества и жидкости, бытовые газовые баллоны; пользоваться открытым огнём, пиротехническими устройствами (фейерверками, бенгальским огнём, петардами и т.п.);

  • самовольно проникать в служебные и производственные помещения Учреждения;

  • наносить ущерб помещениям и оборудованию Учреждения;

  • наносить любые надписи в зале, фойе, туалетах и других помещениях;

  • складировать верхнюю одежду на стульях в вестибюлях 1-го и 2-го этажей; выносить имущество, оборудование и другие материальные ценности из помещений Учреждения;

  • находиться в здании Учреждения в выходные и праздничные дни (в случае отсутствия плановых мероприятий, занятий).

Требования безопасности перед началом и во время занятий

  • Находиться в помещении только в присутствии педагога;

  • соблюдать порядок и дисциплину во время занятий;

  • не включать самостоятельно приборы и иные технические средства обучения;

  • поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;

  • при работе с острыми, режущими инструментами надо соблюдать инструкции по технике безопасности; размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание; при обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемой техники, прекратить работу и поставить в известность педагога;

Правила поведения во время перерыва между занятиями

Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха. Во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и в других местах, не приспособленных для игр;

  • толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода проблем

  • употреблять непристойные выражения и жесты в адрес любых лиц, запугивать, заниматься вымогательством.

  • производить любые действия, влекущие опасные последствия для окружающих во время перемен обучающимся не разрешается выходить из учреждения без разрешения педагога.

На территории образовательного учреждения

Запрещается курить и распивать спиртные напитки в Учреждении на его территории. Запрещается пользоваться осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью.

Правила поведения для обучающихся во время массовых мероприятий.

Во время проведения соревнований, конкурсов, экскурсий, походов и т.д. обучающийся должен находиться со своим педагогом и группой. Обучающиеся должны строго выполнять все указания педагога при участии вмассовых мероприятиях, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для жизни окружающихся. Одежда и обувь должна соответствовать предполагаемому мероприятию (соревнованию, конкурсу, экскурсии, походам). При возникновении чрезвычайной ситуации немедленно покинуть Учреждение через ближайший выход.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники. В случае травматизма обратиться к педагогу за помощью. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу или другому работнику учреждения.

Правила поведения детей и подростков в случае возникновения пожара

При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить педагогу. При опасности пожара находиться возле педагога. Строго выполнять его распоряжения. Не поддаваться панике. Действовать согласно указаниям работников учебного заведения. По команде педагога эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам. При выходе из здания находиться в месте, указанном педагогом. Старшеклассники должны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой. Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения воспитанникам не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) обучающиеся обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.

Правила поведения детей и подростков по электробезопасности

Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратной последовательности. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками. Перед включением проверьте исправность розетки сети, вилку и сетевой шнур на отсутствие нарушения изоляции. Прежде чем включить аппарат внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации, и помните о мерах предосторожности: Не загораживайте вентиляционные. Не загораживайте вентиляционные отверстия, они необходимы для предотвращения перегрева; во избежание несчастных случаев не включайте аппарат при снятом корпусе. При прекращении подачи тока во время работы с электрооборудованием или в перерыве работы, отсоедините его от электросети. Запрещается разбирать и производить самостоятельно ремонт самого оборудования, проводов, розеток и выключателей. Не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него (может ударить током.) Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой. В случае возгорания электроприборов немедленно сообщите педагогу и покиньте помещение.

Правила для детей и подростков по дорожно-транспортной безопасности

Правила безопасности для обучающихся по пути движения в Учреждение и обратно. Когда идете по улицам, будьте осторожны, не торопитесь. Идите только по тротуару или обочине (с левой стороны, навстречу движущему транспорту). Не выходите на проезжую часть улицы или дороги. Переходите дорогу только в установленных местах, на регулируемых перекрестках на зеленый свет светофора. На нерегулируемых светофорах, установленных и обозначенных разметкой местах соблюдайте максимальную осторожность и внимательность. Даже при переходе на зеленый свет светофора, следите за дорогой и будьте бдительны - может ехать нарушитель ПДД. Не выбегайте на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное появление человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет водителю избежать наезда на пешехода или может привести к иной аварии с тяжкими последствиями. Переходите улицу только по пешеходным переходам. При переходе дороги сначала посмотрите налево, а после перехода половины ширины дороги направо. Когда переходите улицу, следите за сигналом светофора: красный СТОП - все должны остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - ждите следующего сигнала; зеленый - ИДИТЕ - можно переходить улицу. Если не успели закончить переход и загорелся красный свет светофора, остановитесь на островке безопасности. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом - помните, что автомобиль мгновенно остановить невозможно, и вы рискуете попасть под колеса.

Действия при обнаружении предмета,

похожего на взрывное устройство:

Признаки, которые могут указать на наличие взрывного устройства: наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты; подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом; от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.

Причины, служащие поводом для опасения: нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета.

Действия:

  • не трогать, не поднимать, не передвигать обнаруженный предмет! не пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место! воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе мобильных телефонов вблизи данного предмета; немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете администрации учреждения; зафиксировать время и место обнаружения подозрительного предмета; по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора).

  • Действия администрации при получении сообщения об обнаруженном предмете похожего на взрывное устройство: убедиться, что данный обнаруженный предмет по признакам указывает на взрывное устройство; по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора); немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы; необходимо организовать эвакуацию постоянного состава и учащихся из здания и территории учреждения, минуя опасную зону, в безопасное место. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.


ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Учащиеся должны знать

  • место химии среди естественнонаучных дисциплин;

  • основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;

  • признаки химических реакций и условия их протекания;

  • вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.


Учащиеся должны уметь

  • обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;

  • проводить простейшие исследования свойств веществ;

  • использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;

  • оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;

  • обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.


ФАКТОРЫ РИСКА

На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, компетентностно-деятельностный подход.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.

Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек.


ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ И СОЦИУМОМ

  1. Личные встречи с родителями кружковцев, посещения на дому, телефонная связь.

  2. Привлечение родителей к организации воспитательной работы, укреплению материальной базы кружка.

  3. Родительские собрания.

  4. Связь со школами, классными руководителями, родительским комитетом.

  5. Проведение праздника «Химия на маминой кухне»


ВОЗМОЖНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ

Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения материала активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения дляактивизации познавательной деятельности является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

За все время работы в школе на моих уроках получали знания по химии дети с умственной отсталостью, дети с нарушением слуха и речи. И для каждого ребенка необходимо было подобрать такие формы и методы обучения, чтобы образовательный процесс проходил качественно, а знания, полученные в ходе урока, были закреплены и усвоены.

Поэтому, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают темы по специальным (коррекционным) образовательным программам.

Индивидуальная образовательная программа по химии включает:

а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

б) четкое разъяснение заданий;

в) предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите небольшое эссе; предоставьте устное сообщение по данной теме);

г) поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

д) обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

е) перемена видов деятельности (можно даже отвести ребенка в какое-нибудь тихое место);

ж) предоставление дополнительного времени для завершения задания;

з) обеспечение копией конспекта других учащихся или записями учителя; печатными копиями заданий, написанных на доске;

и) использование видео и диафильмов, диктофона и др.

Вот некоторые рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе на уроках химии:

Книги

1)Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка. Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.

2) Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.

3) Желателен текст с иллюстрациями.

4) Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.

5) Разделять текст на небольшие смысловые части. В тексте должна быть зафиксирована только основная мысль.

6)Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.

Планирование работы в классе

1)Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребенок диктует ответы на диктофон.

2)Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения. 3)Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.

4)Уменьшать объем выполняемой учеником работы.

5)Предусмотреть работу в парах, в группах. Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.

6)Предлагать четкие алгоритмы для работы.

7)Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.

8)Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.

9) Обязательное использование наглядных средств.

10) Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка. 11) Избегать давать задание на переписывание.

Формулировка заданий

1)Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

2) Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом. 3)Побуждение ребенка к повторению задания.

4)Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.


Оценка

1)Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2)Не обращать внимания на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3)Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).


Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

В своей работе я использую следующие формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ:

Индивидуальные карточки «сделай по образцу». Учащийся получает карточку, где одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу подобного типа, только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.

Обязательно такие дети вовлекаются в групповую работу. В группе они должны получить посильное задание, с которым явно справятся. Все задания, предлагаемые детям с ОВЗ, должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку. К доске такие ребята не любят выходить, но, если я сама чувствую, что ребенок обязательно справится с задачей, вызываю.

При изучении химии большое внимание отводится проведению эксперимента, лабораторных и практических работ. При проведении лабораторной или практической работы продумываю задание посильного характера - ведь, работая в группе, ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет.

Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровьесберегающие технологии. Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто необходима, и это нельзя забывать. Вижу, что у ребенка пропал интерес к работе, стал отвлекаться: даю ему работу на другой вид деятельности – это карточки «сделай по образцу», прочитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме, проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей.

Одним из важнейших моментов на своих уроках я считаю создание ситуации успеха для детей с ОВЗ, т.е. возможность исправить свою ошибку. Например, я раздаю индивидуальные карточки с заданиями, в которых нужно разгадать кроссворд по пройденной теме, и при его выполнении учащийся может воспользоваться простым карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть неправильную надпись, причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих.

Также на уроках полезны задания, требующие выполнить схему, кластер, кроссенс илирисунок. Это облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ. В практической деятельности я учитываю, что для учащихся с ОВЗ важно постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке лучше всего усложнять постепенно.

Небольшой опыт работы с данной категорией детей убедил меня, что необходимо использовать на уроках химии большое количество красочного дидактического материала (наглядных пособий, презентаций, натуральных объектов).

С целью эффективного усвоения учебного материала учащимся необходимо многократное, поэтапное, частое обращение к «старым» знаниям. Задания на повторение необходимы на каждом уроке.

Для облегчения работы учащимся с ОВЗ я использую достаточное количество заданий с опорой на образец, т.е. задания репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом учебный материал вначале разбираем с ребятами по учебнику, лишь затем предлагаю выполнить в тетради самостоятельно, по образцу.

Исходя из опыта и особенностей детей с ОВЗ, я пришла к выводу, что на уроках и при выполнении домашнего задания необходимо использовать задания, направленные на развитие мелкой моторики учащихся.

Этому способствует работа с пластилиновыми моделями, которые выполняют учащиеся. Такая работа помогает развивать восприятие, повышает интерес учащихся к уроку химии.

При необходимости можно дополнительно использовать карточки-инструкции (модульное обучение), в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Если не удается уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, можно использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если нужно отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.

Практика показала, что если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80

  2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.

  3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003

  4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003

  5. Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64

  6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985

  7. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26

  8. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70

  9. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29

  10. Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.

  11. Автор составитель Г.А. Шипарева - Программы элективных курсов. Химия профильное обучение 10-11 класс – М, Дрофа 2006 г.

  12. Е.В. Тяглова – Исследовательская деятельность учащихся по химии – М., Глобус, 2007 г.

  13. И.М. Титова – Химия и искусство – М., Вентана-Граф, 2007 г

  14. Артеменко А.И., Тикунова И.В. Ануфриев Е.К. – Практикум по органической химии – М., Высшая школа, 2001 г

  15. О. Ольгин – Опыты без взрывов – М, Химия , 1986 г

  16. Э. Гросс, Х. Вайсмантель –Химия для любознательных – Л., Химия Ленинградское отделение, 1987 г.



Нормативно – правовая база:

  1. Федеральный закон российской федерации от 29 декабря 1912 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

  2. Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).

  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09 – 3242.

  4. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Менюсте России 18.09.2017 № 48226.

  5. Санитарные правила СП 2.4. 3648-20 «Санитарно – эпидеомологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждёнными 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18 12.2020 г.).

  6. Устав АУ ДО «ЦДОДиМ» УМР.


Литература для учащихся

  1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.

  2. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

  3. О. Ольгин – Опыты без взрывов – М, Химия , 1986 г

  4. Э. Гросс, Х. Вайсмантель –Химия для любознательных – Л., Химия Ленинградское отделение, 1987 г.

  5. Г. Фелленберг – Загрязнение природной среды – М, мир, 1997 г

  6. Т.Н. Литвинова – Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью, - Ростов-на-Дону. Феникс, 2001 г


Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

  1. Библиотека электронных наглядных и учебных пособий www.edu. rt.ru

  2. Электронные пособия библиотеки «Кирилл и Мефодий».

  3. htpp://www.alhimik.ru

  4. htpp//www./schoolchemistry.by.ru

  5. www.1september.ru

  6. htpp//www./school-collection.edu.ru



14.ПРИЛОЖЕНИЕ:





Приложение 1.

Тест. Будьте здоровы!

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от работы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению и поддержанию. Большинство этих привычек формируется в подростковом возрасте. Тест, для подростков: ответив на все вопросы и подсчитав очки, ты узнаешь, что ждет тебя в будущем – долгая здоровая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.

1. Как часто ты моешь руки:                                                          очки              

    - около 20 раз в день;                                                                         0

    - только перед едой и после туалета;                                               5

    - когда сильно испачкаю?                                                                  20

2. Сколько раз ты чистишь зубы:

    - 2 раза (утром и вечером);                                                                 0

    - 1 раз;                                                                                                   5

    - вообще не чищу?                                                                               15

3. Как часто ты моешь ноги:

   - каждый вечер перед сном;                                                                  0

   - когда заставит мама;                                                                           10

   - только когда купаюсь целиком?                                                         20

4. Как часто ты делаешь зарядку:

   - ежедневно;                                                                                           0

   - когда заставят родители;                                                                    15

   - никогда?                                                                                                25

5. Как часто ты простужаешься:

   1 раз в 2 года;                                                                                       0

   - 1 раз в год;                                                                                            5

   - несколько раз в год?                                                                            15

6. Как часто ты ешь сладости:

   - по праздникам и воскресеньям;                                                          0

  - почти каждый день;                                                                              20

  - когда и сколько захочу?                                                                       30

7. Как часто ты плачешь:

  - не могу вспомнить, когда это было в последний раз;                        0

  - пару раз на неделе;                                                                              15

  - почти каждый день?                                                                             25

8. От чего ты плачешь:

 - от боли;                                                                                                    0

 - от обиды;                                                                                                10

 - от злости?                                                                                               20

9. Сколько ты гуляешь:

 - ежедневно от 1,5 до 2 часов;                                                                0

 - ежедневно, но меньше часа;                                                                10

 - иногда по выходным?                                                                            20

10. Когда ты ложишься спать:

  - в 21-21.30;                                                                                              0

 - после 22 часов;                                                                                      10

 - после 24 часов?                                                                                     35

11. Соответствует ли твой вес росту:

  - соответствует или чуть меньше;                                                          0

  - немного больше;                                                                                   10

  - значительно превышает норму?                                                         50

12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:

  - не больше 1,5 часов, часто с перерывом;                                            0

  - больше 3 – х часов;                                                                              10

  - смотрю все, что нравится и сколько хочется?                                   30

13. Сколько времени ты тратишь на уроки:

  - около 1,5 часов;                                                                                      0

  - почти 2 часа;                                                                                         10

  - больше 3 часов?                                                                                   50

14. можешь ли ты взбежать на 5 – й этаж:

  - с легкостью;                                                                                            0

  - под конец устаю;                                                                                   15

  - с трудом и одышкой;                                                                             25

  - не могу?                                                                                                 35

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:

  - да;                                                                                                            0

  - нет?                                                                                                       15

Теперь займемся подсчетом. Если набралось:

От 0 до 20 очков – ты в полном порядке;

От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться;

От 70 до 110 очков – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья;

От 110 и выше – можешь даже не считать. Как, ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды! И здоровье тебя не покинет.

Источник: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677.

Приложение 2.

Расход энергии в час на различные виды деятельности человека 

Вид деятельности

Расход энергии (ккал)

Повседневная активность


Сон

65

Лежание без сна

77

Сидение

100

Стояние

110

Чтение про себя

105

Чтение вслух

110

Личная гигиена (одевание, умывание, чистка зубов, принятие душа и др.)

130

Пение

125

Писание

120

Набор текста на клавиатуре

140

Ходьба медленная

200

Ходьба быстрая

300

Домашняя работа


Шитье, вязание, чистка, вышивание и т.п.

120

Ручная стирка

250

Мытьё посуды

140

Мытьё полов

280

Подметание полов

120

Глажение белья

230

Влажная уборка поверхностей

130

Работа на подворье, даче, саду, огороде


Пилка дров

480

Столярные работы

270

Рубка дров

530

Копание, прополка, посадка, уборка снега

340

Активный отдых, развлечения, физкультура, спорт


Игры с детьми

240

Танцы

330

Езда на велосипеде

410

Бег медленный

570

Легкие гимнастические упражнения (зарядка)

170

Тяжелые гимнастические упражнения (гири, штанга)

450

Плаванье, альпинизм

500

Прыжки

550

Катание на лыжах, коньках, роликах, скейтборде и т.п.

600

Тяжелая атлетика

980

Борьба, бокс и др. контактные виды спорта

1100

Примечание: в таблице приведены среднестатистические данные для здорового человека с массой тела = 70 кг

Источник: http://www.doverie-clinica.ru/index.php?page=686

Приложение 3.

Витамины в меню школьной столовой.

Задание.

В течение всей недели записывайте меню школьной столовой в таблицу №1.

 По таблице «Содержание витаминов в пищевых продуктах (в 100 г продукта)» определите какие витамины входят в состав данных блюд, и запишите их в столбец «Наличие витаминов».

По  таблице «Суточная потребность в витаминах» определите, соответствует ли норме количество витаминов для подростка.

Таблица №1

4. Результаты перенесите в программу  Excel и покажите в виде диаграммы.

День недели

Блюда

Масса блюда

Наличие витаминов

Соответствие дневной норме

Понедельник

1.





2.





3.





4.





и т.д.




Вторник

1.





2





3





4.




И т.д.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!