СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математическая игра 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математическая игра 2 класс.»

МБОУ «Многопрофильный лицей имени Героя Советского Союза Г.К.Камалеева» жилого комплекса «Усадьба Царево» с. Новое Шигалеево Пестречинского муниципального района Республики Татарстан















Математические игры для 2 класса.















Выполнила

Учитель начальных классов

Шакурова Э.Р.

























2022 год

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА 1. ИНСЦЕНИРОВКИ. РАССКАЗЫ Спор цифр (инсценировка) (Предварительно учитель повторяет с детьми запись круглых десятков.) Однажды цифры поспорили с нулем и стали его дразнить: «Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмет цифру 2 и поставит два кубика, а возьмет тебя и ничего не поставит». «Правда, правда, ни-че-го», — сказала пятерка. «Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка», — затараторили цифры. «Глупые вы, ничего не понимаете, — сказал ноль. — Вот единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!» — Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала... десяткой. «Вот я встану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь означать? Отвечай!» — Ноль встал справа рядом с пятеркой и стала она... пятью десятками, пятьюдесятью. Ноль становился рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала. «Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой назвали. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймете, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю... Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5—5=..., 7—7=... А ну-ка попробуйте? Никого из вас здесь нельзя поставить». Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам все же хотелось поспорить, и они затеяли спор между собой. «Я больше всех знаю, — заявила девятка, — я не какая-нибудь единица». Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала: «Кто теперь больше, ты или я? Отвечай!» Получилось... 19. «Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. А, молчишь?» Подбежала семерка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось... 79. «Я семь десятков, семьдесят, понимаешь?» Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше девятки. Удивилась девятка, смутилась... Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать? «Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно, когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное — это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа налево — десятки», — отвечают ученики. Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше. Примечание. На уроке инсценировку «Спор цифр» может прочитать учитель или ученик, а во внеклассной работе ее можно драматизировать. За автора читает учитель. Один ученик становится нулем. Девять детей изображают цифры. Они прикрепляют :к груди карточки с цифрами. В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого ею места. Как запутался Сережа? Сережа научился писать числа второго десятка — 11, 12, 13... 20. Однажды вечером отец положил перед Сережей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек. Сережа написал 41. — Правильно ли написал число Сережа? Как он рассуждал? 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ 1. Какое число задумал ученик, если после умножения его на 3 и деления на 3 он получил задуманное число? (Ответ: любое число после умножения и деления на одно и то же число не изменится). 2. Задумайте однозначное число. Умножьте его на 3. Сообщите мне цифру единиц произведения и я угадаю задуманное число. Для определения задуманного числа мы используем признак делимости на 3. Сумма цифр произведения должна делиться на 3, поэтому число десятков произведения должно дополнить цифру единиц до ближайшего числа, которое делится на 3. Например, ученик сказал, что у него цифра единиц произведения равна 8. Следовательно, число десятков равно 1, так как 1+8=9, и задумал он 6. Аналогично можно провести математический фокус на отгадывание задуманного числа. 3. Математический фокус «Угадывание месяца рождения». Порядковый номер месяца рождения увеличьте на 6, уменьшите на 5. Назовите результат. Для отгадывания надо из результата вычесть единицу, назвать месяц рождения ученика, который назвал результат. 5. Опять пять. Задумайте число от 1 до 5. Прибавьте к нему следующее по порядку. Добавьте к результату 9. Разделите на 2. Вычтите задуманное число. Получите 5. 6. Математические фокусы. а) Задумайте число, прибавьте к нему 7 и вычтите 6. Назовите результат. Как угадать? Что для этого надо сделать? б) Задумайте однозначное число, умножьте на 2. Назовите ответ. По ответу можно узнать, какое число вы задумали. Что для этого надо сделать? в) У кого какая цифра? Учитель вызывает к доске двух учеников, сам поворачивается к доске и предлагает ученикам взять карточки с цифрами 2 и 3. Коля берет карточку с цифрой 2, а Митя — с цифрой 3. Учитель предлагает Коле умножить свое число на 3, а Мите на 2. Теперь результаты сложите. По результату можно узнать, кто какую цифру взял. Объяснение. Отгадывающий тоже мысленно производит вычисления. Он предполагает, что у Коли цифра 3, а у Мити — цифра 2, и мысленно производит вычисления. Если вычисления отгадывающего совпадают с результатом вызванных к доске учеников, то предположение оказалось верным; у первого ученика цифра 2, а у второго цифра 3. 7. У кого какая монета? Учащиеся берут монеты достоинством в 3 и 5 копеек. Первый умножает свое число на 3, а второй на 4. Результаты складывают, Отгадывающий по результату отгадывает аналогично предыдущему случаю, у кого какая монета. Ученикам предлагается задумать число, прибавить к нему 6, от суммы отнять задуманное число, к результату прибавить 3. Получится 9. 8. Отгадывание номера дома. Задумайте номер дома от 1 до 10. Прибавьте к нему столько же, вычтите задуманное число, умножьте результат на 2, прибавьте столько же. Назовите ответ. По ответу можно узнать, какой номер дома вы задумали? Как догадались? 9. Задумайте какое-нибудь число от 1 до 10, лучше небольшое, чтобы легче было вычислять, и запишите его. Теперь прибавьте к задуманному числу 25, запишите ответ; от полученной суммы отнимите свое задуманное число и запишите опять ответ, прибавьте 19 и запишите ответ, теперь отнимите 4 и запишите ответ. У всех вас в ответе будет 40. Так, что ли? Как отгадать задуманное число? 10. Угадывание количества членов семьи. Учитель диктует: «К числу членов семьи прибавить один, полученное число умножить на 2, от последнего результата отнять 3». Чтобы угадать число членов семьи какого-либо ученика (а одно и гоже число получится одновременно у нескольких учащихся), учитель к названному последнему числу прибавляет единицу и делит это число на 2. Удовлетворив интерес детей к угадыванию, учитель раскрывает секрет и просит их самих угадать первоначально задуманные им числа. 11. На столе лежат 10 палочек. Учитель предлагает одному из желающих учеников большую часть этих палочек взять в правую руку (7), остальные — в левую (3) и показать классу, сколько палочек взято в каждую руку (а учитель этого не видит). После этого переложить из правой руки в левую столько, сколько было в левой (3), и вслух назвать число палочек, оставшихся в правой (4). После этого учитель (или подготовленный ученик) отгадывает, сколько, палочек было взято первоначально (7 и 3). Для этого достаточно от 10 отнять названное вслух число и полученный результат разделить на 2. Примечание. Все ученики в тетрадях производят действия с палочками: 1) 7—3=4; 2) 10—4=6; 3) 6:2=3; 4) 10—3=7. 12. Математический фокус. Задумайте какое-нибудь число от 1 до 4, прибавьте к нему столько же, прибавьте к полученному числу 12, разделите полученную сумму пополам, отнимите от частного задум-анное число. У всех получится число 6. 13. Угадывание чисел. Напишите любое двузначное число, в котором цифра десятков больше или меньше цифры единиц на 2 или более. Переставьте в этом чисйе цифры. Из большего числа вычтите меньшее. В полученном числе снова переставьте цифры. Это число сложите с полученной ранее разностью. Результат получится 99. Для большего эффекта это число можно заранее написать, положить в конверт и дать одному из учеников. 14. Как узнать задуманный день недели? Задумайте день недели, вспомните его порядковый номер. Порядковый номер дня недели умножьте на 2, прибавьте к этому числу 9. Вычтите 8. Назовите результат. По результату можно угадать задуманный день недели. Например, ученик задумал четверг — это четвертый день недели. Надо произвести с числом 4 следующие действия: 4-2=8, 8+9=17, 17—8=9. Для отгадывания надо из полученного числа вычесть 1 и разделить на 2. 15. Математический фокус: где какая монета? Предложите вызванному ученику взять в одну руку пятачок, в другую гривенник. (Учитель не видит, как ученик распределяет монеты.) Учитель предлагает утроить то, что находится в левой руке, и удвоить то, что у него в правой, и сложить полученные числа. Если четное число, то гривенник в левой, а пятачок — в правой. Если нечетное, то наоборот. Подумайте, отчего это так. Пр имечание. Ученики при вычислении заменяют умножение сложением. 16. Задумайте какое-нибудь нечетное число от 1 до 8. Умножьте его на 3. К полученному числу прибавьте 6. Полученное разделите на 3. Скажите, сколько получилось? Объяснение. От названного числа вычтите число 2. Полученное число и будет задуманным. 4. ЗАДАНИЯ НА СМЕКАЛКУ Математические лабиринты 10. Из семи цифр. Напишите подряд семь цифр: 1 2 3 4 5 6 7. Соедините их знаками плюс и минус так, чтобы получилось 40: 12+34 — 5+6—7=40. 11. Попробуйте найти другое сочетание тех же цифр, при котором получилось бы не 40, а 55. 12. Удивительное сложение. Мальчик написал на бумаге число 89 и говорит своему товарищу: «Не производя никакой записи, уменьши это число на 21 и покажи мне ответ». Не долго думая, товарищ показал ответ. А вы, ребята, сумеете это сделать? 13. Соедините знаками пять двоек так, чтобы в результате получилось 7. 2:2+2+2+2=7. 5. ЗАДАЧИ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ 1. Игрушка стоит 15 к. Какими монетами можно уплатить за эту игрушку? (Ответ: 5 монетами по 3 к. Разобрать другие способы.) 2. «Сколько стоит книга, которую ты купил?» — спросили Колю товарищи. «Я заплатил за нее 3 двугривенных, 3 гривенника и 2 пятачка», — ответил Коля. Сколько же стоит книга? (Ответ: 1 р.) 3. У мальчика было 14 монет достоинством в 3 и 5 к. Когда он сосчитал свои деньги, то насчитал 57 к. Не ошибся ли он? (Ответ: не ошибся.) 4. Мать дала сыну 1 к., 2 к., 3 к. и добавила еще 4 к. Он заменил все полученные деньги двумя одинаковыми монетами. Какими монетами? (Ответ: двумя монетами по 5 к.) 5. На столе лежат 10 монет. Есть ли среди них две монеты одинакового достоинства? (Ответ: есть, так как существует 9 монет разного достоинства.} 6. Можно ли расплатиться? У Маши 3 монеты по 5 к. Она хочет купить линейку за 8 к. Хватит ли у нее денег? (Ответ: останется 7 к.) 7. Зина купила 2 шарика. Подруга спросила, сколько стоит каждый шарик. «За один шарик, — ответила Зина, — я уплатила 5 одинаковых монет, а за другой — 7 таких же монет. За 96а шарика я уплатила 12 к.». Сколько стоил каждый шарик? Какими монетами заплатила Зина за шарики? (Ответ: однокопеечными монетами, один шарик стоил 5 к., второй — 7 к.) 8. Сережа шел по лестнице. Шагая через две ступеньки, он считал: «Один, два, три, четыре...» Когда ему нужно было сказать пять, то оказалось, что осталась одна ступенька. Сколько всех ступенек на лестнице? (Ответ: 14 ступенек.) 9. Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы. (Ответ: на восьмую.) 10. В одном ряду 8 камешков на расстоянии 2 см один от другого. В другом ряду 15 камешков на расстоянии 1 см один от другого. Какой ряд длиннее? (Ответ: одинаковой длины.) 11. Сколько раз нужно отрезать, чтобы веревку длиной в 10 м разрезать на части по 2 м каждая? (Ответ: 4 раза по 2 м.) 12. У доски стояли 3 мальчика: Дима, Витя и Сережа; Витя стоял посредине. Как сделать, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его? (Ответ: переставить Диму.) 13. На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его. (Ответ: переложить один из крайних карандашей с одной стороны на другую.) 14. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1 м друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 м. Сколько было учеников? (Ответ: 26 учеников.) 15. Две колхозницы шли в город и встретили по дороге еще 5 колхозниц. Сколько всего колхозниц шло в город? (Ответ: две колхозницы.) 16. Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша? (Ответ: Дима ниже, чем Миша.) 17. Сколько всего гусей? Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади, а два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (Ответ: 3 гуся; изобразить *их по-разному.) 18. Для спортивного выступления октябрята построились в 4 ряда так, что в первом ряду стояло 2 человека, а в каждом следующем на 2 человека больше, чем в предыдущем. Сколько октябрят стояло в четвертом ряду? (Ответ: 8 человек.) 19. Задачи про камешки. Ваня разложил на столе камешки на расстоянии 2 см один от другого. Сколько камешков разложил он на протяжении 10 см? (Ответ: 6 камешков.) 20. Слева от квадрата находится треугольник, а справа от не-го — круг. Где находится квадрат? Разместите эти фигуры так, как сказано в задаче. 21. Три сестры учились в разных классах одной школы: Таня, Катя и Валя. Таня была старше Кати, а Катя старше Вали. Кто старше: Таня или Валя? (Ответ: Таня старше, чем Валя.) 22. Если Марина на 2 года старше Веры, а Вера на 3 года старше Оли, то кто старше: Марина или Оля? На сколько лет? (Ответ: Марина старше Оли на 5 лет.) 23. Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, а Боря — 40 кг. Кто тяжелее: Валя или Володя? (Ответ: Валя тяжелее, чем Володя.) 24. Оля моложе Димы, а Дима моложе Коли. Кто моложе: Оля или Коля? (Ответ: Оля моложе, чем Коля.) 25. Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши? (Ответ: 8 яблок и 4 груши стоят поровну.) 26. Два сына и два отца съели 3 яйца. По скольку съел каждый? Как они разделили? (Ответ: по одному яйцу, так как это были дедушка, сын и внук.) 27. Когда пионера Васю спросили, сколько ему лет, он ответил: «Если отсчитать подряд 9 чисел, начиная с 2, через одно число, последнее число разделить на 3 и прибавить 2, то вы узнаете, сколько мне лет». Сколько лет Васе? (Ответ: 8 лет.) 29. Лена спросила Веру: «Сколько лет твоей сестре?» — «А вот догадайся сама, — ответила Вера.- — Если сложишь наибольшее однозначное число с наименьшим однозначным числом, то ты узнаешь возраст моей сестры». Лена догадалась. А вы догадались? (Ответ: 10 лет.) 30. Во дворе находятся куры и поросята. У них всех 5 голов, а ног 14. Сколько было кур и поросят? (Решать методом подбора.) (Ответ: 2 поросенка и 3 курицы.) 31. По двору ходят куры и кролики, у всех вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько всего кур и кроликов во дворе? (Решать методом подбора.) (Ответ: 6 кроликов и 14 кур.) 32. «Сколько девочек в вашем классе? — спросил Яша у Гали. Галя, подумав немного, ответила: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмерками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получится число девочек в нашем классе». Сколько же было девочек в этом классе? (Ответ: 21 девочка.) 33. Миша познакомился с дедушкой в сквере и захотел узнать, сколько ему лет. Дедушка сказал: «Догадайся сам, если из наибольшего двузначного числа вычтешь 90, результат увеличишь в 3 раза и прибавишь 73, то получишь число моих лет». Сколько лет дедушке? (Ответ: 100 лет.) 34. Кто такую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг — Катя, Галя и Оля — опустили в свой чудесный мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоника. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Они предлагают узнать, у кого какая игрушка находится в мешочке. (Ответ: Оля спрятала слоника, Катя — медвежонка, Галя — зайчика.) 35. Три товарища — Витя, Сережа и Коля — раскрашивали рисунки карандашами трех цветов: красным, синим, зеленым. Витя раскрашивал рисунок не красным и не синим карандашом, Коля — не синим карандашом. Каким карандашом раскрашивал каждый мальчик свой рисунок? (Ответ: Витя — зеленым карандашом, Коля — красным, Сережа — синим.) 36. Три подруги — Надя, Вера и Зина — пошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом и синем. Надя была не в красном, и не в голубом платье. Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка? (Ответ: Надя — в синем платье, Вера — в голубом платье, Зина — в красном платье.) 37. В каком классе учится каждый из них? В шашечном турнире каждый из ребят — Миша, Сережа и Яша — защищали честь своего класса. Один из них учился в 3 «А», другой — в 3 «Б», а третий — в 3 «В». Первую партию играли Миша и ученик 3 «А» класса. Вторую партию играл Сережа с учеником 3 «В» класса, а Миша отдыхал. Угадай их имена. (Ответ: В 3 «А» учится Сережа, в 3 «Б» — Миша, в 3 «В» — Яша.) 38. Три брата — Ваня, Саша и Коля — учились в разных классах одной школы. Ваня был не старше Коли, а Саша не старше Вани. Назови имя самого старшего из братьев, среднего, а затем младшего. (Ответ: Коля — старший брат, Ваня — средний брат, Саша — младший брат.) 39. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный? (Ответ: красный мяч тяжелее, чем зеленый.) 40. Если синий карандаш толще красного, а красный толще голубого, то какой карандаш толще: голубой или синий? (Ответ: синий карандаш толще голубого.) 41. Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (Ответ: 2 партии.) 42. Марина и Оля — сестры. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли? (Ответ: четверо детей в семье.) 43. Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже, 6 яблок или 3 груши? Что дороже и во сколько раз: 6 груш или б яблок? 8 груш или 4 яблока? 12 яблок или 3 груши? (Ответ: 6 яблок и 3 груши стоят одинаково, 6 груш стоят дороже, чем 6 яблок, 8 груш стоят дороже, чем 4 яблока, 12 яблок стоят дороже, чем 3 груши.) 44. Брат спросил сестру, сколько баллов она получила по математике. «А вот догадайся сам, — ответила сестра. — Я получила такое число баллов, которое получается и от сложения и от умножения двух однозначных чисел». Какую оценку получила сестра по математике? (Ответ: 4.) СПИСОК ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ II КЛАССА 1. Повторение изученного материала в I классе 1. Цепочка (I вариант) с. 6 2. Игра на внимание (I и II варианты) с. 7 3. Каких чисел недостает? с. 7 4. Чудесный квадрат с, 7 5. Игра в путешествие с. 8 6. Танграм (I вариант) с. 8 2. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток 1. Составим поезд с. 9 2. Украсим елочку игрушками с. 9 3. Математическая эстафета с. 13 4. Забей гол в числовые ворота с. 13 5. Угадай число с. 14 6. Определи маршрут самолета с. 15 7. Математический телефон (I вариант) с. 16 8. Путешествие по городам с. 16 9. Кто быстрее пробежит через свои ворота? с» 17 10. Десантники с. 17 11. Внимание, вам почта! с. 18 12. Цепочка (И вариант) с. 19 13. Кому подается мяч (I вариант) с. 19 14. Кому подается мяч (II вариант) с. 20 15. Угадайка с. 22 16. Цифровая акробатика с. 22 3. Сложение и вычитание в пределах 100 1. Что изменилось? с. 22 2. Как расставили игрушки? с. 24 3. На какую пристань ты причалишь? с, 25 4. Определи маршрут корабля с. 25 5. Где произойдет стыковка космических кораблей? с. 26 6. На какой час назначен сбор? с. 27 7. По какой тропинке ты пойдешь? с. 28, 8. Волшебная таблица с. 28. 9. Математический телефон (И вариант) с. 29 10. Телеграф с. 30 11. Вычислительные машины с. 31 12. Магазин с. 31 13. Танграм (II вариант) с. 32 14. В какой дом отнести телеграмму? с. 33 15. Кто быстрее долетит до Луны? с. 33 16. Меткие стрелки с. 34 17. Арифметическое домино с. 35 4. Игры для второй половины дня 1. Логическое домино с. 35 2. Узнай, какой значок на твоей шапочке с. 36 3. Правильно разложи карточки с. 36 4. Где пакет? с. 37 5. В зоопарке с. 38 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Блexер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в I классе. — М.: Просвещение, 1964. Занимательный калейдоскоп. Сост. М. А. Алиев. — Махачкала, 1983. Перельман Я. Н. Живая математика. — М.: Наука, 1978. Соболевский Р. Ф. Логические и математические игры. — Минск, 1977. Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. — М.: Просвещение, 1975.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!