СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

(МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное)



РАССМОТРЕНА

Методическим советом

МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

(протокол

от «__»__20__г.№__)

ПРИНЯТА

Педагогическим советом МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

(протокол

от «__»___20__г. №__)

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

от «___»___20__г. №___





Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Уровень: начальное общее образование

1-4 класс

общеинтеллектуальное направление

Составители:

учителя начальных классов

Лазарева Е.И.,Николаева А.А.,Сотникова Е.А.,Нагаева Е.В.,

Рементова С.Г.,Шовцева Н.Е.,Пинчук И.И.,Лосенкова Е.А.

Елпатова Н.Н.,Колокольцева О.А.,Сафронова А.С.

Баринова М.В.,Казанцева В.А.,Топоркова А.В.

Рожкова Е.О.,Наквакина М.И.,Романина Н.А.,,Ходырева Е.В.

Малютина Е.А.,Воробьева Н.А.,Шпадырева С.Е.,Боброва М.В.,

Володина Т.Ю.,Альбекова Г.А.,Краснова И.С.,Долгих М.А.,

Петрова Е.А.,Галкина М.Ф,Ястребова Е.Л.





с.Засечное, 2018 год



Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1- 4 классов «Занимательная математика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального(основного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) (ред. от 31.12.2015 №1577) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ им. М.Ю. Лермонтова с. Засечное и программы внеурочной деятельности Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика».

Данная программа реализуется на уровне начального общего образования в качестве программы курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1- 4 классах в общем объёме – 135 часов, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 1 классов и 34 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 2 – 4 классов.

I.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

1 класс

Личностные результаты

  • осознание роли математики в жизни людей;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;

  • осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • слушать и понимать речь других;

  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Предметные:

Ученик научится:

-определять названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;

-объяснять смысл сложения и вычитания в пределах 20;

-решать арифметические задачи с помощью предметных действий;

- анализировать и решать числовые головоломки;

- выделять последовательность решения текстовой задачи.


2 класс

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • различать способ и результат действия;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.

  • осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

Коммуникативные УУД

  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

  • Предметные:

  • Учащиеся познакомятся:

  • - с римской нумерацией, счетами, некоторыми денежными единицами, величинами;

  • - с правилами составлениями математических головоломок;

  • - с некоторыми разновидностями текстовых задач.

  • Ученик научится:

  • - обозначать числа с помощью римских символов;

  • -решать простейшие задачи на переливание;

  • - разгадывать числовые головоломки;

  • - находить значение выражений с несколькими действиями.

-

3 класс

Личностные результаты

  • осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

  • стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Метапредметные результаты:

РегулятивныеУУД

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • Предметные результаты:

  • Учащиеся познакомятся:

  • - с именами известных математиков и их вкладом в развитие науки;

  • - с задачами, решаемыми способом перебора и на доказательство;

  • - с числами-«великанами»;

  • - математическими софизмами.

  • Учащиеся научатся:

  • - решать задачи на сообразительность;

  • - составлять алгоритм разгадывания «магических» квадратов;

  • - объяснять математические фокусы;

  • - разгадывать и составлять ребусы.


4 класс

Личностные результаты

  • внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.


Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;

  • составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;

  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД

  • строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;

  • пользоваться различными источниками информации;

  • обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты:

  • Учащиеся познакомятся с :

  • - целыми и дробными числами;

  • - закономерностями в числах и фигурах;

  • - круговыми диаграммами;

  • - комбинаторными задачами и задачами-маршрутами;

  • Учащиеся научатся:

  • - решать задачи с геометрическим содержанием;

  • - моделировать фигуры из проволоки;

  • - сравнивать дроби;

  • - решать задачи из жизни на нахождение периметра и площади различных объектов.


Виды деятельности обучающихся:


На занятиях обучающиеся будут:

Создавать творческие работы;

Знакомиться с логическими задачами, упражнениями на распознавание геометрических фигур, решением уравнений повышенной трудности, решением нестандартных задач, решением текстовых задач повышенной трудности различными способами;

Размышлять над заданиями на смекалку, заданиями разных видов и уровней сложности;

Учиться определять правильный способ решения математической задачи;

Оценивать собственную работу, работы своей группы, команды;

Сравнивать математические объекты и явления;

Наблюдать за геометрическими объектами;

Собирать материал для собственных математических проектов;

Характеризовать математические объекты, описывать их с помощью специальной терминологии;

Извлекать информацию из различных источников (компьютер, Интернет, видеофильм, текст, презентация);

Моделировать и группировать математические объекты.

Формы организации занятий:

Математические олимпиады (внутришкольные и российские);

Конкурсы, викторины (командные, индивидуальные, между классами);

Математические игры (Магико, Геоборд, Кубики Никитина, Джанга, «Найди лишнего», «Выйди вперед»);

Математические дискуссии;

Изготовление математических моделей (объемных геометрических фигур);

Проекты (презентации на заданную тематику)

Математические квесты

Устный математический журнал

Мини-спектакль

Математическая эстафета (командная, между классами).

Формы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности

Оценка результатов внеурочной деятельности осуществляется в форме:

• викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

• создания и защиты собственного проекта;

• создания презентаций – представлений по изученной теме;

• конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

• участия в конференциях, олимпиадах, конкурсах разного уровня.


II.Содержание курса внеурочной деятельности

Программа 1 класса нацелена на формирование у детей представления о математике как науке, важнейшая задача первого года знакомства с курсом – развить интерес у детей к точной науке посредством игровых форм. Ребята узнают, насколько разнообразен мир математики, в частности. Геометрии: построение собственного маршрута (рисунка) и его описания, геометрические узоры, закономерности в узорах, моделирование фигур из деталей конструктора, поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации – все это способствует развитию мыслительных процессов: обобщения, классификации, анализа, синтеза.

Программа 2 класса углубляет знания детей, полученные в первом классе. Учащиеся познакомятся с нумерацией древних римлян, узнают о системах счисления и истории счета, узнают о существовании абака. Во втором классе учащиеся сами начнут составлять математические ребусы, что будет способствовать развитию гибкости мышления, его логики.

Программа 3 класса содержит разделы: «Исторические сведения о математике», «Числа и выражения», «Математические ребусы и головоломки», «Занимательные задачи», «Геометрическая мозаика». На третьем году освоения программы курса ученики смогут производить анализ и оценку готовых решений задачи, выбор верных решений. Они научатся решать задачи на доказательство, познакомятся с числами-великанами.

Программа 4 года обучения содержит разделы: «исторические сведения о математике», «Числа и выражения», «В мире ребусов», «Решаем нестандартные задачи», «Геометрическая мозаика». Практическая направленность программы позволяет обучающимся усваивать материал в деятельности, развивать интеллектуальные и поисково-информационные умения в ходе изучения математического материала».


Программа курса «Занимательная математика» в каждом классе содержит следующие разделы:

    1. Из истории математики

Как складывалась наука, известные личности-математики, вклад в развитие арифметики и геометрии отдельных стран

    1. Числа и арифметические действия с ними

Числа арабские и римские, действия с числами, порядок действий с числами, действия со скобками

    1. В мире ребусов

Математические ребусы и головоломки, старинные математические игры и забавы

    1. Мир занимательных задач

Текстовые задачи, старинные задачи на смекалку, логические задания

    1. Геометрическая мозаика

Геометрические фигуры: плоские и объемные, инструменты и приспособления для построения различных геометрических фигур, наблюдения за геометрическими объектами, их сравнение, классификация.



III.Тематическое планирование занятий

1 класс

Наименование раздела, тема занятия

Количество часов

Теория

11 ч.

Практика

12 ч

Что дала математика людям? Как люди учились считать.

1


 Из истории линейки. Из истории цифры семь.

1


Открытие нуля

1


Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах. 

1


Числа от 1 до 20.

1


 Числа от 1 до 20.


1

Решение и составление ребусов, содержащих числа.


1

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета).


1

Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.


1

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действий так, чтобы в ответе получилось задуманное число.

1


 Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1


Числовые головоломки.

1


Числовые головоломки. 

1


Заполнение судоку.

1


 Разгадывание математических ребусов

1


Разгадывание математических ребусов.


1

Составление простейших математических ребусов.


1

 Задачи, допускающие несколько способов решения.

1


Задача с недостаточными, некорректными данными, избыточным составом условия.

1


Последовательность «шагов» (алгоритм решения задачи). 

1


Последовательность «шагов» (алгоритм решения задачи).


1

 Задачи, имеющие несколько решений.

1


Задачи на сообразительность.

1


Задачи – шутки. 

1


Комбинаторные задачи.

1


 Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку).

1


Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах.


1

 Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.


1

Распознавание окружности на орнаменте.


1

 Составление орнамента с использованием циркуля (по образцу).


1

Составление орнамента с использованием циркуля (по собственному замыслу).

1


Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольник, уголки, спички)


1

Час занимательной математики

1




2 класс

Наименование раздела, тема занятия

Количество часов

Теория

10ч.

Практика

24ч.

Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами.


1

Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления.

1


Из истории одной копейки.

1


 Русские счеты.

1


 Занимательные задания с римскими цифрами. 


1

Занимательные задания с римскими цифрами.


1

 Интересные приемы устного счета.


1

Интересные приемы устного счета.


1

Задачи, связанные с нумерацией.

1


Приемы, упрощающие сложение и вычитание.


1

Магический квадрат.


1

Магический квадрат.


1

Поиск и чтение слов, связанных с мате-матикой (в таблице, ходом шахматного коня).


1

 Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов.


1

Числовые головоломки.


1

 Числовые головоломки.


1

Разгадывание и составление математических ребусов.


1

  Приемы вычислений.

1


Разгадывание математических квадратов.


1

 Задачи, имеющие несколько решений.

1


Обратные задачи и задания.


1

 Старинные задачи.


1

Логические задачи.


1

Их величество Величины 

1


Задачи на переливание


1

 Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

1


  Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля.


1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Расположение деталей.


1

 Их величество Величины

1


 Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.

1


  Поиск нескольких возможных вариантов решения.


1

Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.


1

  Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.


1

Решение задач с геометрическим содержанием.  Математический КВН.


1


3 класс

Наименование раздела, тема занятия

Количество часов

Теория

14ч.

Практика

20ч.

Имена и заслуги великих математиков.

1


Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках.

1


Сравнение римской и современной письменных нумераций

1


Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр

1


Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания


1

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных


1

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений


1

Числа – великаны. Интересные приемы устного счета.


1

Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.

1


Числовые головоломки.


1

Числовые головоломки.


1

Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов


1

Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов


1

Алгоритм составления магических квадратов


1

Алгоритм составления магических квадратов


1

Разгадывание и составление ребусов


1

Разгадывание и составление ребусов


1

Математические фокусы.

1


Математические софизмы


1

Задачи на сообразительность

1


Задачи на сообразительность

1


Старинные задачи.

1


Задачи – смекалки.

1


Задачи на взвешивание

1


Олимпиадные задачи


1

Олимпиадные задачи

1


Задачи со спичками.


1

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.


1

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

1


Моделирование из проволоки.

1


Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации.


1

Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации.


1

Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации


1

Математическая Олимпиада


1


4 класс


Наименование раздела, тема занятия

Количество часов

Теория

9ч.

Практика

25ч.

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.

1


Пословицы, поговорки, фразеологизмы с числами.

1


Целые и дробные числа.

1


Целые и дробные числа.

1


Сравнение дробей.


1

Закономерности в числах и фигурах.

1


Многозначные числа


1

Решение уравнений


1

 Решение уравнений.


1

Действия противоположные по значению.

1


Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.


1

Числовые головоломки.


1

Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов.


1

Алгоритм составления магических квадратов.


1

Разгадывание и составление ребусов.


1

Математические фокусы.


1

Математические софизмы.


1

Волшебный круг.

1


Составление круговых диаграмм.


1

 Решение задач с использованием круговых диаграмм.


1

Задачи на разрешение математических противоречий.


1

Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах.

1


Решение задач с помощью уравнений.


1

Задачи-маршруты


1

Комбинаторные задачи.


1

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

1


Моделирование из проволоки.


1

Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации.


1

Решение задач с геометрическим содержанием.


1

Решение задач с геометрическим содержанием.


1

Объем фигур.


1

Решение задач на нахождение объема.


1

 Решение задач на нахождение объема.


1

Математическая Олимпиада.


1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!