СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал из опыта работы учителя в 5 классе. Может быть использован на уроке и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»

Занимательная математика В клубе ПОЧЕМУЧКА Учитель МОУ СОШ №1 - Родич Валентина Григорьевна.

Занимательная математика

В клубе ПОЧЕМУЧКА

Учитель МОУ СОШ №1 - Родич Валентина Григорьевна.

   Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.                Б. Паскаль

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.

Б. Паскаль

Логика  Задача 1. Сколько серых  мышей у Андрея?  У Андрея 100 мышей, некоторые из них белые, некоторые - серые. Известно, что хотя бы одна мышь серая, а из двух мышей хотя бы одна - белая. Сколько серых мышей у Андрея ?   (A) 1;   (B) 49;   (C) 50;   (D) 99;   (E) невозможно определить

Логика Задача 1. Сколько серых мышей у Андрея? У Андрея 100 мышей, некоторые из них белые, некоторые - серые. Известно, что хотя бы одна мышь серая, а из двух мышей хотя бы одна - белая. Сколько серых мышей у Андрея ? (A) 1;   (B) 49;   (C) 50;   (D) 99;   (E) невозможно определить

Вариант 1. Устроим перебор пар мышей  так, чтобы одна мышь серая (упомянутая  в условии), а другая - какая придется.  Из условия следует, что все мыши,  которых  мы присоединяем к серой - белого цвета.  Ответ: (А) (одна мышь серая).   Вариант 2. Предположим, что имеются две, или более серых мышей.  В этом случае существует, по меньшей мере, пара мышей серого цвета, что противоречит условию.  Следовательно, предположение наше ошибочно и в хозяйстве Андрея имеется лишь одна серая мышь,  факт существования которой оговорен условием .

Вариант 1. Устроим перебор пар мышей так, чтобы одна мышь серая (упомянутая в условии), а другая - какая придется. Из условия следует, что все мыши, которых мы присоединяем к серой - белого цвета. Ответ: (А) (одна мышь серая). Вариант 2. Предположим, что имеются две, или более серых мышей. В этом случае существует, по меньшей мере, пара мышей серого цвета, что противоречит условию. Следовательно, предположение наше ошибочно и в хозяйстве Андрея имеется лишь одна серая мышь, факт существования которой оговорен условием .

Задача 2. Кто сидит рядом с мамой Мари?    На скамейке сидит Мари, ее мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой Мари ?   (A) Мари;   (B) бабушка;   (C) Мари и бабушка;   (D)Мари и кукла;   (E) бабушка и кукла.

Задача 2. Кто сидит рядом с мамой Мари? На скамейке сидит Мари, ее мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой Мари ? (A) Мари;   (B) бабушка;   (C) Мари и бабушка;   (D)Мари и кукла;   (E) бабушка и кукла.

      С бабушкой, по условию, сидит внучка. То есть остается пристроить куклу и маму.  Поскольку кукла не может сидеть рядом с мамой, то кукла и мама сидят по разные стороны от бабушки с внучкой.   Остается, что бабушка сидит рядом с мамой. Легко проверить, что эти расположения удовлетворяют условию. Верный ответ - (В).

С бабушкой, по условию, сидит внучка. То есть остается пристроить куклу и маму. Поскольку кукла не может сидеть рядом с мамой, то кукла и мама сидят по разные стороны от бабушки с внучкой. Остается, что бабушка сидит рядом с мамой. Легко проверить, что эти расположения удовлетворяют условию. Верный ответ - (В).

             Задача 3. Что вырастет у рассеянной хозяйки?   У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписью

Задача 3. Что вырастет у рассеянной хозяйки? У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписью "Огурцы","Цветы" и "Ромашки". Она посадила семена ромашек, огурцов и колокольчиков в эти ящики так, что все надписи оказались неверными. Что вырастет в ящике с надписью "Ромашки"? (A) огурцы;  (B) колокольчики;   (C) ромашки;   (D) нельзя определить;   (E) арбузы.

   В силу своей рассеянности, хозяйка не могла посадить в ящик с названием

В силу своей рассеянности, хозяйка не могла посадить в ящик с названием "Цветы" ни ромашки, ни колокольчики. Следовательно, она посадила в этом ящике огурцы. Теперь осталось ей посадить ромашки и колокольчики. Для них осталось два ящика с надписями: "Ромашки" и "Огурцы". Но рассеянная хозяйка не посадила ромашки в ящик с названием "Ромашки", как они того они заслуживали, а посадила их в ящик под названием "Огурцы". А колокольчики она посадила в ящик с надписью "Ромашки". Так что в ящике с названием "Ромашки" у нее вырастут колокольчики. Верный ответ - (B).

       Задача 4. Сколько существует натуральных чисел?    Сколько существует натуральных чисел, меньших 100, которые:  а) делятся одновременно на 2 и на 3?  б) делятся на 2, но не делятся на 3?  в) делятся на 3, но не делятся на 2?  г) делятся на 3, или на 2  ( по крайней мере на одно из этих двух чисел)?  д) не делятся ни на 2, ни на 3?

Задача 4. Сколько существует натуральных чисел? Сколько существует натуральных чисел, меньших 100, которые: а) делятся одновременно на 2 и на 3? б) делятся на 2, но не делятся на 3? в) делятся на 3, но не делятся на 2? г) делятся на 3, или на 2 ( по крайней мере на одно из этих двух чисел)? д) не делятся ни на 2, ни на 3?

        а)  Среди первых 99-ти натуральных чисел делятся на 2 и на 3, т.е. делятся на 6 [99 : 6] = 16 чисел.   б)  Чисел, делящихся на 2 (четных), среди первых 99-ти [99 : 2] = 49 .  Среди этих чисел есть 16, которые делятся и на 3.  Поэтому чисел, которые делятся на 2, но не делятся на 3, в рассматриваемом интервале всего 49 - 16 = 33.   в)  Чисел, делящихся на 3, в рассматриваемом интервале 99 : 3 = 33.  16 из них делятся также и на 2.  Поэтому, чисел, которые делятся на 3, но не делятся на 2, всего 33 - 16 = 17.   г)  Количество чисел, которые делятся и на 2 или на 3, определим, добавив к 49 четным числам 17 чисел, которые делятся на 3, но не делятся на 2 : 49 + 17 = 66.    д)  Всего в рассматриваемом интервале 99 чисел, из них 66 делятся либо на 2, либо на 3.  Остается 99 - 66 = 33 числа, которые не делятся ни на 2, ни на 3.

а) Среди первых 99-ти натуральных чисел делятся на 2 и на 3, т.е. делятся на 6 [99 : 6] = 16 чисел. б) Чисел, делящихся на 2 (четных), среди первых 99-ти [99 : 2] = 49 . Среди этих чисел есть 16, которые делятся и на 3. Поэтому чисел, которые делятся на 2, но не делятся на 3, в рассматриваемом интервале всего 49 - 16 = 33. в) Чисел, делящихся на 3, в рассматриваемом интервале 99 : 3 = 33. 16 из них делятся также и на 2. Поэтому, чисел, которые делятся на 3, но не делятся на 2, всего 33 - 16 = 17. г) Количество чисел, которые делятся и на 2 или на 3, определим, добавив к 49 четным числам 17 чисел, которые делятся на 3, но не делятся на 2 : 49 + 17 = 66. д) Всего в рассматриваемом интервале 99 чисел, из них 66 делятся либо на 2, либо на 3. Остается 99 - 66 = 33 числа, которые не делятся ни на 2, ни на 3.

Задача 5. Кто ближе к сыру: кошка или мышка?  Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка - в подвале, то мышка в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе.  Тогда обязательно:  (A) кошка в комнате;  (B) мышка в норке;  (C) кошка в комнате или мышка в норке;  (D) кошка в подвале, а мышка в комнате.

Задача 5. Кто ближе к сыру: кошка или мышка?

Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка - в подвале, то мышка в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе.

Тогда обязательно: (A) кошка в комнате;  (B) мышка в норке;  (C) кошка в комнате или мышка в норке;  (D) кошка в подвале, а мышка в комнате.

 Сначала поищем, где сидит кошка в этот дождливый день.  По условию задачи, она может быть в двух местах: в комнате или в подвале. Но в комнате кошка не может быть, так как сыр не лежит в холодильнике (он лежит на столе). Следовательно, кошка находится в подвале.   Итак, нам известно, что сыр лежит на столе, а кошка - в подвале. По условию, в этом случае мышка - в комнате . Верный ответ - (D).

Сначала поищем, где сидит кошка в этот дождливый день. По условию задачи, она может быть в двух местах: в комнате или в подвале. Но в комнате кошка не может быть, так как сыр не лежит в холодильнике (он лежит на столе). Следовательно, кошка находится в подвале. Итак, нам известно, что сыр лежит на столе, а кошка - в подвале. По условию, в этом случае мышка - в комнате . Верный ответ - (D).

 Задача № 6. Какая монета тяжелее ?   Из 60-ти одинаковых по виду монет одна отличается от других по массе.  Двумя взвешиваниями на рычажных весах без гирь определить, легче она или тяжелее ?

Задача № 6. Какая монета тяжелее ?

Из 60-ти одинаковых по виду монет одна отличается от других по массе. Двумя взвешиваниями на рычажных весах без гирь определить, легче она или тяжелее ?

Разделим подлежащие проверке монеты на 3 равные группы, одну из которых используем в качестве контрольной. При первом взвешивании кладем на чаши весов по 20 монет. В случае равновесия, заключаем, что некондиционная монета - в третьей группе. Убрав монеты с одной из чаш и поместив туда монеты третьей группы, определим, как соотносятся массы настоящей и фальшивой монет. Если при первом взвешивании перевесит одна из чаш, то, заменив монеты на этой чаше монетами третьей группы (здесь все монеты настоящие), мы определим, легче ли некондиционная монета настоящей (если чаша с монетами, оставшимися на весах после первого взвешивания, вновь поднимется), либо тяжелее (если весы уравновесятся).
  • Разделим подлежащие проверке монеты на 3 равные группы, одну из которых используем в качестве контрольной.
  • При первом взвешивании кладем на чаши весов по 20 монет.
  • В случае равновесия, заключаем, что некондиционная монета - в третьей группе.
  • Убрав монеты с одной из чаш и поместив туда монеты третьей группы, определим, как соотносятся массы настоящей и фальшивой монет.
  • Если при первом взвешивании перевесит одна из чаш, то,
  • заменив монеты на этой чаше монетами третьей группы (здесь все монеты настоящие), мы определим, легче ли некондиционная монета настоящей (если чаша с монетами, оставшимися на весах после первого взвешивания, вновь поднимется),
  • либо тяжелее (если весы уравновесятся).
 Задача № 7. Лидер оппозиции и логика  В парламенте некоторой страны две палаты, имеющие равное число депутатов.  В голосовании по важному вопросу приняли участие все депутаты, причем воздержавшихся не было.  Когда председатель сообщил, что решение принято с преимуществом в 23 голоса, лидер оппозиции заявил, что результаты голосования сфальсифицированы.  Как это он понял ?

Задача № 7. Лидер оппозиции и логика

В парламенте некоторой страны две палаты, имеющие равное число депутатов. В голосовании по важному вопросу приняли участие все депутаты, причем воздержавшихся не было. Когда председатель сообщил, что решение принято с преимуществом в 23 голоса, лидер оппозиции заявил, что результаты голосования сфальсифицированы.

Как это он понял ?

Общее число депутатов в парламенте - четное (в обеих палатах равное число депутатов). Следовательно, четно суммарное число депутатов, голосовавших за принятие решения и против. Но при четной сумме двух величин четна и их разность. Поэтому, преимущество в 23 голоса (т.е. разность между числом депутатов, голосующих за принятие решения, и числом депутатов, голосующих против)  есть не что иное, как фальсификация  (либо, что менее вероятно, ошибка  при подсчете голосов).
  • Общее число депутатов в парламенте - четное (в обеих палатах равное число депутатов).
  • Следовательно, четно суммарное число депутатов, голосовавших за принятие решения и против.
  • Но при четной сумме двух величин четна и их разность.
  • Поэтому, преимущество в 23 голоса (т.е. разность между числом депутатов, голосующих за принятие решения, и числом депутатов, голосующих против)

есть не что иное, как фальсификация

(либо, что менее вероятно, ошибка

при подсчете голосов).

геометрия  Задача 9. Делим квадрат на три части  MNPQ - квадрат со стороной 6 см, А и В - две точки на его средней линии. Ломанные МАР и МВР делят квадрат на 3 части одинаковой площади. Чему равна длина АВ ?  (A)  3,6см;     (B)  3,8см;     (C)  4см;     (D)   4,2см;     (E)  4,4см

геометрия

Задача 9. Делим квадрат на три части

MNPQ - квадрат со стороной 6 см, А и В - две точки на его средней линии. Ломанные МАР и МВР делят квадрат на 3 части одинаковой площади. Чему равна длина АВ ? (A)  3,6см;     (B)  3,8см; 

  (C)  4см;     (D)   4,2см;   

(E)  4,4см

Восстановим перпендикуляры из точек А и В. Рассмотрим образовавшийся зеленый прямоугольник. Видно, что его площадь равна площади MBPA и следовательно, равна одной трети площади большого квадрата и равна (6 · 6) : 3 = 12 кв.см. Высота зеленого прямоугольника  равна 6 : 2 = 3 (см).  Длина его второй стороны АВ равна:   12 кв.см : 3 см = 4 см. Верен ответ (C).
  • Восстановим перпендикуляры из точек А и В. Рассмотрим образовавшийся зеленый прямоугольник.
  • Видно, что его площадь равна площади MBPA и следовательно, равна одной трети площади большого квадрата и равна (6 · 6) : 3 = 12 кв.см.
  • Высота зеленого прямоугольника

равна 6 : 2 = 3 (см).

Длина его второй стороны АВ равна:

12 кв.см : 3 см = 4 см.

  • Верен ответ (C).
 Задача о пчелах   Есть кадамба-цветок;  На один лепесток  Пчелок патая часть опустилась.  Рядом тут же росла  Вся в цвету симендга,  И на ней третья часть поместилась.  Разность их ты найди,  Ее трижды возьми,  На кутай этих пчел посади.  Лишь одна не нашла себе места нигде,  Все летала то взад, то вперед и везде  Ароматом цветов наслаждалась.  Назови теперь мне,  Подсчитавши в уме,  Сколько пчелок всего здесь собралось?

Задача о пчелах

Есть кадамба-цветок; На один лепесток Пчелок патая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету симендга, И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Ее трижды возьми, На кутай этих пчел посади. Лишь одна не нашла себе места нигде, Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждалась. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось?

 Учиться надо только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. А Франс.

Учиться надо только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

А Франс.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!