СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные игры

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ОВЗ инертны, неэмоциональны. Дидактические игры позволят привлечь внимание, заинтересовать каждого ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Занимательные игры»

14


Дидактические игры и упражнения направленные на развитие анализа:

Упражнение «Хлопушки»

Цель: Развитие умения определять количество слогов в слове.

Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.










Упражнение «Павлин»

Цель: Учить звуко-слоговому анализу слова.

На груди павлина прикреп­ляется картинка. Дети при­крепляют количество слогов (с помощью магнитов), ниже, в траве на цветах, под каждым слогом выполняют звуковой его анализ.


Дидактическая игра «Чей домик?»

Цель: Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование: Два домика, белого и синего (красного) цвета в зависимости от того, с согласными (синий домик) или гласными (красный домик) работают дети; набор предметных картинок.

Ход игры: Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладёт в синий (красный) домик, если изучаемого звука в слове нет – в белый домик.


Упражнение «Помоги Пьеро»

Цель: Закрепление умения определять наличие указанного звука в словах.

Пьеро собрался пойти в гости к своим друзьям. Как ты думаешь, кто его друзья? Почему ты так решил? Помоги Пьеро подобрать подарки для своих друзей. Для Буратино выбирай предметы, в названии которых есть звук [Р], для Мальвины – предметы, в названии которых есть звук [Л].


Упражнение « Угадай-ка»

Цель: Формирование умения производить звуковой анализ слова, выделять первый звук и соотносить его с буквой.

Какие слова загаданы на этих картинках? Подпиши под каждой картинкой букву, соответствующую первому звуку в названии картинки, и назови слово.



Упражнение «Сказочные герои»

Цель: Закрепление умения выделять первый звук в слове.

В этих домиках живут Буратино, Мальвина, Колобок, Леопольд, Дюймовочка. Выдели первый звук в имени каждого сказочного героя. Вспомни, какими буквами обозначаются эти звуки, и ты узнаешь, в каком домике живёт каждый герой.




Дидактическая игра: «Где спрятался звук?»

Цель: Развитие умения определять место звука в слове.

Оборудование: У логопеда набор предметных картинок. У каждого ученика карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная - если работа идет с гласным звуком, синяя с согласным).

Ход игры: Логопед показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Учащиеся повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трёх квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишки на карточке.



Упражнение «Телевизор»

Цель: Развитие умения определять последовательность и количество звуков в слове, выполнять звуковой анализ слова.

На экране телевизора появ­ляется картинка. Дети назы­вают ее, определяют последо­вательность и количество зву­ков в слове; составляют схему слова, обозначая звуки цвето­выми символами.

Дидактическая игра: «Новогодние флажки»

Цель: Развитие умения определять последовательность звуков в слове.

Оборудование: Разноцветные флажки, на обороте которых предметные картинки; два-три шнура для их нанизывания.

Ход игры: Каждый учащийся берет по одному флажку и называет слово. Затем, называет по порядку звуки и вешает флажок на шнур, если назвал звуки без ошибок. Победитель объявляется по количеству нанизанных а шнур флажков.

Примерный речевой материал: куст, бант, грач, волк, слон, зонт, стол, стул, груша, крот, плащ, шкаф, внук, мост, двор, брат и др.

Дидактическая игра: «Звуковая линейка»

Цель: Развитие умения определять количество звуков в слове. Оборудование: У каждого ученика линейка – это две полоски картона, склеенные с трёх сторон. С четвёртой, узкой стороны вставляется в линейку язычок. По размеру длиннее линейки. Внутренняя поверхность нижней полоски линейки окрашена в чёрный цвет. На верхней полоске вырезаны квадратики. Ход игры: Логопед называет слово или показывает картинку. Ученики, протяжно повторяя слово, произнесённое учителем, одновременно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один открывшийся тёмный квадратик (уухххааа). Произнеся таким образом все слово, ученик подсчитывает количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.

Дидактическая игра: «Где наш дом?»

Цель: Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование: Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).

Ход игры: Ученик берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Ученики выходят по очереди. Если ребёнок ошибается, его поправляют ученики. За каждый правильный ответ ученик получает фишку. Выигравшим считается тот, кто наберет большее количество фишек.

Примерный речевой материал: Ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Дидактически игры и упражнения направленные на развитие синтеза:

Упражнение «Исправь предложение»

Цель: Совершенствование умения составлять предложения.

Послушай предложения, которые придумал Незнайка. Найди ошибки и исправь их.




Упражнение «Составь предложение»

Цель: Совершенствование умения составлять предложения из отдельных слов.

Помоги Вини-Пуху: составь предложения из слов, которые принесли пчёлки.

Упражнение «Составь слова»

Цель: Развитие слогового синтеза.

Прочитай записанные на листочках слоги. Составь из них слова. Запиши эти слова в два столбика.


Дидактическая игра: «Включи телевизор»

Цель: Развитие умения составлять слова из выделенных звуков.

Оборудование: Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана - один под другим для предметных картинок и букв, а справа - изображение телевизора; за экраном - карман (для демонстрации картинок). Предметные, картинки и карточки с буквами. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

Ход игры: Логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах - названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет». Логопед вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.
Примерный речевой материал: Слова, которые можно составить по первым звукам: кот (ключ, обруч, топор), роза (рысь, обруч,‚ заяц, автобус).
Слова, которые можно составить по последним звукам:
ком (замок, ведро, сом), кот (молоток, кресло, самолет), рак (топор, пила, воли).

Дидактическая игра: «Как их зовут?»

Цель: Развитие умения составлять слова из выделенных звуков.

Оборудование: Таблица с изображениями детей: девочек и мальчиков (четырёх – пяти). Сверху – 4-5 длинных кармашка для предметных картинок, внизу – кармашки для букв. Предметные картинки и карточки с буквами а, у, о, с, л, м, ш, р.

Ход игры:

I вариант: Логопед предлагает узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображенных на таблице. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах - названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: лошадь, арбуз, рака, астру — и приходят к выводу, что девочку зовут Лара.

Примерный речевой материал: Шура (шар, утка, рыба, апельсин), Маша (мышь, автобус, шишка, антенна).

II вариант: Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах. Примерный речевой материал: Шура (камыш, кенгуру, шар, ваза), Лара (стол, кошка, топор, утка).

III вариант: Дети составляют имена по второму звуку в словах. Примерный речевой материал: Шура (уши, куры, грач, сани ), Лара (слон, рак, арбуз, мак)

Дидактическая игра «Снежный ком»

Цель: Повышение грамотности путем совер­шенствования языкового синтеза, формирование зрительного образа слова.

Оборудование: Игровое буквенное поле на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Ход игры: Сегодня мы будем выши­вать рисунок необычным способом (предва­рительно можно уточнить, кто уже занимал­ся вышиванием крестиком): вместо ткани у каждого из вас бумажные буквенные поля, вместо иглы с ниткой - цветные каранда­ши. Вы будете по моей команде закрашивать клетки, запоминая буквы, которые там напи­саны. Складывая их, получится слово.

Закраши­вая клеточку (в данном случае - коричневый или его оттенки) по инструкции ведущего, дети по очереди называют букву : например (слон), первый ученик закрашивает Г4 и на­зывает - с, следующий - закрашивает Ж6 и называет - сл, далее М10 - ело, и наконец, К4 - слон (игра «Снежный ком»). Если не называет один ученик, то ход переходит к следующему. (До игры необходимо опреде­литься, в какой последовательности будут отвечать дети - по часовой стрелке, по рядам или др.)

Г4, Ж6, М10, К4 - СЛОН

БЗ, Г5, И5, КЗ, Д8, Е6, И8, К5 - СТРЕКОЗА

Н12, М8, Н6, И7, К8, Ж11, ДЗ - КЕНГУРУ

Н9, ГЗ, З5, П6, З8, М7, Г6 - ПЕЛИКАН

Ж8, Л5, З7, Л7, М9, З9, Л6 -ЯЩЕРИЦА

Н8, З6, Л9, Ж12, М4, Н5, Е7, Г7 – КРОКОДИЛ

ВЗ, Ж13, Л4,П7, З10, Д7, М5 - ПОПУГАЙ

Ж9, Л3, Н10, Б4, Д1, И9 - ПАВЛИН

Ж7, Г8, Д5, Н13, К6, Е8 – СТРАУС

О6, И4, Д2, H11, К7, В4, М6 – БАБОЧКА

Д4, Д6, Н7, К9, Ж10, И6, Л8 - ДЕЛЬФИН


Упражнение «Кроссворд»

Цель: Развитие звуко-буквенного анализа слов.

Помоги Чиполлино- заполни клеточки кроссворда.


Упражнение «Озорные буквы»

Цель: Развитие звукового синтеза слов.

Озорные буквы спрятали слова. Найди их.



Упражнение «Мышонок Пик»

Цель: Развитие звукового синтеза слов.

Помоги мышонку Пик составить слово.






Упражнение «Собери слова»

Цель: Развитие звукового синтеза слов.

Переставь буквы в домиках так, чтобы получились слова. Назови и запиши их.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!