СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательный русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательный русский язык для учащихся 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Занимательный русский язык»


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Программы развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 с. Октябрьское, 2016-2020 гг. (раздел: Совершенствование системы воспитательной работы и основных направлений развития дополнительного образования и внеурочной деятельности).

В основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 4 класса положена авторская программа, разработанная Л.В. Мищенковой и обеспеченная методическим пособием (Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет) / Л.В. Мищенкова. Методическое пособие. 4 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2013).

Данный предмет входит в перечень рекомендуемых предметов Министерством образования и науки РФ.

Направление данной программы – общеинтеллектуальное.

Курс способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

Уровень программы – углубленный, который предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке, но и расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

Курс «Занимательный русский язык» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен и разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели осуществляется на уроке.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходит на помощь занятие факультатива.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:

  • Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях /

Л.В. Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам).

  • Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет) / Л.В. Мищенкова. Методическое пособие. 4 класс. ФГОС – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Цель и задачи программы


Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Курс по русскому языку ставит следующие задачи:

  • воспитание любви к русскому языку;

  • развитие интереса к языку как учебному предмету;

  • расширение и углубление программного материала;

  • пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

  • совершенствование общего языкового развития младших школьников.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на младших школьников 9-10 лет


Сроки реализации программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности  «Занимательный русский язык» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа (1 час в неделю).

Принципы программы


Организация занимательных уроков основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.

Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.

Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на занятиях факультатива следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.


Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • актуальность;

  • научность;

  • системность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

- практико-ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).


Планируемые результаты

  • Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи.

  • Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

  • Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значений на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

  • Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа).

  • Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

  • Умение выделить синонимы и антонимы в тексте, подобрать синонимы и антонимы к данному слову.

  • Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

  • Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

  • Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложения.

  • Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными.

  • Умение интонационно правильно читать (произносить предложения с точкой, с вопросительным и восклицательным знаками).

  • Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливать. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

  • Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.


Универсальные учебные действия


Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе, умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.


Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя


Ресурсное обеспечение.

Информационно - методические ресурсы.

Технические средства: экран, проектор, компьютер.

Научно-методические ресурсы.

Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

Организационные ресурсы.

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.


Литература для учителя.


  1. Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам).

  2. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет) / Л.В. Мищенкова. Методическое пособие. 4 класс. ФГОС – М.: Издательство РОСТ, 2013.

  3. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986

  4. Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000

  5. Бугрова Н.А. Занимательный русский язык. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/programma-vneurochnoi-deyatelnosti-zanimatelnyi-russkii-yazyk1-4-kla

  6. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998

  7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1-4 – М: Русский язык,1981

  8. Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008

  9. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990

  10. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009

  11. Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995

  12. Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981

  13. Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998

  14. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987

  15. Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000

  16. Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982

  17. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

  18. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002

  19. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997

  20. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997










Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Дата

Ресурсное обеспечение

Тетрадь №1


1.

И снова о русском языке…

1


Презентация к занятию.

2.

Крылатые слова и афоризмы.

1


Презентация к занятию.

3.

Копилка занимательных заданий.

1



4.

Игротека.

1



5.

Об именах.

1


Презентация к занятию.

6.

О русских фамилиях.

1


Стихотворение Г.Граудина «Прадеды»

7.

В поисках сбежавших головоломок.

1


Презентация к занятию.

8.

Игротека.

1



9.

Мы играем в логогрифы.

1


Презентация к занятию.

10.

Учимся распознавать речевые ошибки.

1



11.

Коллекция заморочек.

1



12.

Игротека.

1


Презентация к загадкам.

13.

Ох уж эти фразеологизмы!..

1


Презентация к занятию.

14.

Работаем над рифмами.

1


Презентация к занятию.

15.

Словесные забавы.

1


Презентация к занятию.

16.

Игротека.

1



17.

Продолжаем работу над фразеологизмами.

1



18.

Русские пословицы и поговорки.

1


Презентация к занятию.

19.

Ассорти для любителей русского языка.

1


Презентация к занятию.

Тетрадь №2

20.

Игротека.

1



21.

И снова о фразеологизмах.

1


Презентация к занятию.

22.

Однородные члены предложения.

1


Презентация к занятию.

23.

Ошибочка вышла!..

1


Презентация к занятию.

24.

Игротека.

1



25.

Про омонимы и их разновидности.

1


Презентация к занятию.

26.

Ещё немного фразеологизмов.

1


Кроссворд.

27.

В стране перевертундии.

1


Презентация к занятию.

28.

Игротека.

1


Презентация к занятию.

29.

Что такое «Паронимы»?

1



30.

Запоминаем словарные слова.

1


Презентация к занятию.

31.

31 июня.

1


Презентация к занятию.

32.

Игротека.

1



33.


Повторяем…

Повторяем, повторяем…

1



Презентация к занятию.

34.

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».

1











































Учебно-методическое обеспечение


Литература для учащихся:

  • Рабочая тетрадь «Занимательный русский язык для 4 класса. /Л.В. Мищенкова,М., изд «РОСТ», 2013 г.

Литература для учителя:

  • Занимательный русский язык. 4 класс. Методическое пособие. ФГОС – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

  4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)


Технические средства


  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  3. Компьютер

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Видеофильмы, соответствующие тематике программы.

  6. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!