СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занимательный русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие в форме игры

Просмотр содержимого документа
«"Занимательный русский язык"»

Занимательный русский язык

Цель:

  • привить любовь к великому русскому языку,

  • повысить общую языковую культуру.

Задачи:

  • углубить знания учащихся по жанрам фольклора;

  • обогатить словарный запас учащихся;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

  • развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оборудование: компьютер, принтер, экран

В качестве музыкального оформления используется композиция Игоря Крутого

Ход игры

(Слайд 1).

Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём учиться в школу. Целое море слов целый океан речи подхватывает нас.

(Слайд 2). По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь составлению своего знаменитого словаря: “Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь”.

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык.

Приветствие команд.

Оценивается название команды, эмблема, девиз.

Разминка.

Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)

  2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)

  4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)

  5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)

  6. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)

Определяем, сколько фразеологизмов в тексте

 С ног до головы.

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!

(12).


Конкурс знатоков ударений.

(Слайд 3).

В словах нужно правильно расставить ударение.

  1. Аге′нт, гу′сеница, то′рты, балу′юсь, комба′йнер, те′фтели.

  2. Ме′льком, мусоропрово′д, вахте′р, щаве′ль, си′лос, кварта′л.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

Ребята справились с ударением. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

(Слайд 4). “Ведь пословица недаром молвится”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи.

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

  1. Дагестанская: “Торопливым людям не хватает мудрости”.
    (Поспешишь – людей насмешишь.)

  2. Украинская: “И живи до старости, и учись до старости”.
    (Век живи – век учись.)

  3. Киргизская: “Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь”.
    (Тише едешь – дальше будешь.)

  4. Малайская: “Кончил шить – оборвал нить”.
    (Сделал дело – гуляй смело.)

  5. Киргизская: “Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда”.
    (Что посеешь, то и пожнешь.)

  6. Таджикская: “Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда”.
    (Без труда не вытянешь рыбку из труда.)

(Слайд 5).

Следующее задание – подобрать окончания к поговоркам.

  1. Сам пропадай – …(а товарища выручай).

  2. По одежке встречают – …(по уму провожают).

  3. Семь раз отмерь – …(один раз отрежь).

  4. Глаза боятся – …(а руки делают).

  5. С кем поведешься – …(от того наберешься).

  6. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

Конкурс знатоков фразеологии.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. Что же означают некоторые из них? (Слайд 6)

  1. Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения).

  2. Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд).

  3. Авгиевы конюшни (очень загрязненное место).

  4. Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место).

Конкурс знатоков грамматики.

(Слайд 7).

Грамматика, грамматика – наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с Днем рожденья не поздравить!

Вас ждут грамматические загадки.

  1. Первая цифра стоит в середине,
    Буква с начала и буква с конца.
    А в целом – леса, города и равнины.
    К целому полны любовью сердца.
    (Р-один-а).
     

  2. Корень извлечь из начинки несложно,
    Приставка в сосуде хранится надежно.
    Суффикс в гудении явно услышишь,
    Вместе – на темы различные пишешь.
    (Со-чин-ени-е).

Определяем род несклоняемых имен существительных:

Какао ( с.р.), пюре(с.р.), желе(с.р.), трюмо(с.р.), купе (с.р.), ателье(с.р.), пальто(с.р.), рояль(м.р.), тюль( м.р.), панно( с.р.), мозоль( ж.р.)

Игра “Четвертое лишнее”.

(Слайд 8).

А. подлежащее
Б. глагол
В. дополнение
Г. определение

А. существительное
Б. наречие
В. сказуемое
Г. глагол

Викторина.

(Слайд 9). Кто был создателем первого славянского алфавита?

А. Кирилл и Мефодий
Б. Борис и Глеб
В. Афанасий Никитин
Г.Минин и Пожарский

(Слайд 10). Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”?

А. Ожегов
Б. Эфрон
В. Даль
Г.Чуковский

(Слайд 11).

– Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?

А. птичье молоко
Б. разбитое корыто
В. рог изобилия
Г.журавль в небе

– Как называется искусство красивого письма?

А. пиктография
Б. каллиграфия
В. скоропись
Г. клинопись

Конкурс “Раз! Два! Три!”.

(Слайд 12).

Вставьте пропущенные буквы и угадайте слова

Ответы: фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист, приказ.

Конкурс “Домашнее задание”.

Заслушаем небольшие рассказы, в которых слова начинаются с одной буквы “П”.

Отвечаем на вопросы

  1. Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь.)

  2. Какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)

  3. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое – сырым? (Другое значение слова сырой: невареный, недоваренный.)

  4. Как превратить слово но в местоимение? (Переставить буквы: он.)

  5. У каких башмаков не бывает каблуков? (Приспособление для торможения вагонов – башмак.)

  6. Как образовалось наречие сегодня(Из местоимения сего (этого) и существительного дня.)

  7. Какой ячмень нельзя молотить? (Ячмень на глазу.)

  8. Какого цвета неопытная молодежь? (Зеленая.)

  9. Какой корень в слове вынуть(От корня осталось только -н-.)

  10. Назовите слова, начинающиеся с 4 согласных. (Взгляд, всплеск, встреча.)

  11. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор – сверло в зубоврачебном кабинете, химический элемент.)

  12. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной вам остановки: выходите или сходите? (Выходим.)

  13. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)

Отвечаем на вопросы по словообразованию

Жители Москвы – москвичи, москвички

Как вы назовёте жителей Петербурга, Тулы, Архангельска, Курска,Перми?

(петербуржец, петербуженка; туляк, тулячка; архангелогородец, архангелогородка; курянин, курянка; пермяк, пермячка)

Играем на внимание

Составьте больше слов из букв слова «сообразительность».

(Рост, образ, нос, тело, тон, сон, лето, лоб, сор, зоб, барс, брат, торт, трест, тесто, тесть, рот, енот, тост, нарост, тир, батон, таз, низ, ноль, рант, соль и прочее)


Подведение итогов.

(Слайд 13).

Жюри подводит итоги игры. (Приложение 1)
Награждение.

Заключительное слово учителя.

(Слайд 14).

Мы сегодня вспомнили образные слова и выражения. Но это только капля в море слов. Возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!