СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательный русский язык. Плеоназмы и тавтология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготолен для дополнительных занятий по русскому языку. Он содержит не программный материал. Поможет детям расширить знания по русскому языку и позволит не допускать речивых ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Занимательный русский язык. Плеоназмы и тавтология»

Внеклассное занятие: «Занимательный русский язык.» 4 класс

Тема: Плеоназмы и тавтология

Цели урока:

познакомить учащихся с плеоназмом и тавтологией как одним из видов многословия,

- формировать умение не допускать многословие в устной и письменной речи,

- продолжать работу над совершенствованием речевой грамотности,

- развивать языковое чутьё учащихся.


  1. Слово учителя.

Человека, который не занимается написанием текстов профессионально, легко можно узнать по обильному употреблению плеоназмов. Еще один отличительный признак — эти люди не знают, что обозначает слово «плеоназм».

Все просто: плеоназм — это оборот речи, содержащий избыточные слова. Плеоназмы –речевые излишества, засоряют речь. Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи логически излишних слов. Еще А.П.Чехов писал «Краткость- сестра таланта».

Так, например, выражения вроде «пять рублей денег» или «прейскурант цен» являются плеоназмами — в первом случае лишнее слово «денег» (поскольку и так понятно, что пять рублей — это деньги), во втором — «цен» (слово «прейскурант» и обозначает «справочник цен»; почему-то выражение «прейскурант цен» достаточно часто употребляют в торговле — его можно встретить даже в документах весьма солидных фирм).

При удалении лишних слов фраза становится менее громоздкой и более краткой и ясной, поэтому с плеоназмами и борются. Часто они возникают в тексте из-за невнимательности автора, который не вдумывается в то, что именно он пишет. Еще одна причина появления плеоназмов — незнание пишущим точного значения употребляемых им слов, особенно если они были заимствованы из иностранных языков — слово «прейскурант» является здесь классическим примером.

Часто встречаются и другие плеоназмы, например, «памятная мемориальная доска» («мемориальная» и обозначает «памятная»), «свободная вакансия» (слово «вакансия» обозначает свободную рабочую должность), «наиболее оптимальный» (значение слова «оптимальный» — «наиболее благоприятный»), «горячий хот-дог» (слово «хот» — это калька с английского «hot», которое и переводится как «горячий»).

      Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир - подарок на память, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромныйочень малюсенькийочень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

мокрая вода

ладонь руки

очень глобальная проблема

своя автобиография

человечный и гуманный

десять рублей денег

Прослушайте выражения, какие слова в них лишние:

отступить назад на два шага, впервые знакомиться, мы дорожим каждой минутой времени, вернуться в апреле месяце, десять рублей денег, написал свою автобиографию, своя родная семья, посидим молча, без слов, для приготовления яичницы надо иметь хотя бы одно яйцо.

  1. Упражнения на закрепление материала

Задание 1. Предложенные словосочетания сгруппируйте в 2 столбика (правильные и неправильные)

Народный фольклор, изображаемый образ, коллеги по труду, добродушный человек, бесчисленное множество, ветреный день, резьба по дереву, негодовал от возмущения, броский эффект, кисть винограда, сильнейшие асы, памятный сувенир, рассказанный в рассказе.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях

  1. Опустив голову вниз, он увидел примятую траву.

  2. Наступил август месяц – пора собирать урожай.

  3. Оставалось только негодовать от возмущения.

  4. Собравшиеся встречали гостя долгими и продолжительными аплодисментами.

Упражнение 2. Исправьте фразеологизмы (записаны на доске)

сломав голову (ломать голову или сломя голову)

скрипя сердцем (скрепя сердце)

как кур во щи (как кур в ощип)

показывать образец (пример)

зеница глаза (ока)

играет большое значение (Это ошибочное соединение двух других: «играть роль» и «иметь значение». Запомните, что играют только роли, как в театре. Примеры употребления: Это сейчас не имеет большого значения. Это обстоятельство играет огромную роль в нашей жизни.)

взял львиную часть (долю)

подстреленный воробей (стреляный воробей)

Тавтология

Если значение слова «плеоназм» знает далеко не каждый, то о тавтологии слышали практически все. Часто говорят, что тавтология — это «масло масляное», то есть фраза, содержащая несколько уточняющих друг друга слов, как в приведенном выше примере. Послушайте следующее высказывание: следует отметить следующие факты. Что здесь лишнего? Повторения «следует- следующие». Такое явление называется Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов. Тавтологическими ошибками "пестрят" не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Часто употребляют такие тавтологические сочетания, как «случился случай», «бежать бегом», «спросить вопрос». Дурацкие фразы, правда? Именно поэтому редакторы их и исправляют.

Найдите в следующих выражениях явление тавтологии, исправьте: Изображаемый образ наглядно показывает (Представленный читателям образ ……).

Все население объединилось воедино ( все население сплотилось или просто объединилось.

В поэме автор запечатлел свои впечатления ( ….. выразил….)

Все мысли и стремления героя были устремлены…. (…желания….)

В романе показаны черты характера, характерные для …( присущие..)


Упражнение 3.

Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

  1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

  2. У него сразу вспотели ладони рук.

  3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

  4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

  5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

  6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

  7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

  8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

  9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

  10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

  11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

  12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

  13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

  14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

  15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

  16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

  1. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

  2. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

  3. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

  4. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.

  5. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

  6. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.

  7. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

  8. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

  9. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.

  10. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

  11. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.

  12. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.

  13. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей.


 Исправьте ошибки: пример об успехах ученых; описывать о детстве; возглавить движение; озабочен о здоровье детей; кануть в историю; взаимное уважение друг друга; коснуться о теме любви; он похож с сестрой; указать о недостатках; посвятить жизнь на благо родины; сформулировать тему; выразить свой ответ; занять звание чемпиона; должность заведующего кафедры, познакомиться с местными аборигенами, задержаться благодаря плохой погоде, оказать вред.

ОТВЕТ:

Исправьте ошибки: пример  успехов ученых; описывать  детство; возглавить движение; озабочен  здоровьем детей; кануть в лету; взаимное уважение; коснуться  темы любви; он похож на сестру; указать на недостатки; посвятить жизнь во благо родины; сформулировать тему; выразить свою мысль; завоевать звание чемпиона; должность заведующего кафедрой, познакомиться с аборигенами, задержаться ввиду плохой погоды, нанести вред.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из скобок (слайд). Ответ обоснуйте.

Задание выполняется устно.


  1. В ночной тишине был слышен (тихий, взволнованный) шёпот.

  2. Выполнение этого задания связано с (смелый, большой) риском.

  3. Сегодняшний бой стал для него (первый, настоящий) боевым крещением.

  4. Недавно в городе открыли (мемориальный, новый) памятник.

  5. Введение новой технологии дало (положительный, неожиданный) эффект.

Сегодня мы узнали о новом виде многословия - плеоназме.

Многословие лишает нашу речь такого важного коммуникативного качества, как краткость, наполняет её лишними словами, при этом порой лишая точности и ясности. Обо всём этом необходимо помнить, когда мы общаемся с людьми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!