СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занимательная математика" для 1 мл.гр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей разработке подобран следующий материал для младших дошкольников: пословицы, поговорки, считалочки, стихи, задачки и др. на математическую тематику.

Просмотр содержимого документа
«"Занимательная математика" для 1 мл.гр.»





Подборка

занимательного

математического материала для детей первой младшей группы











Математические пословицы и поговорки





















Один раз солгал - навек лгуном стал.



Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.



Одна пчела много меда не натаскает.



Одной рукой и узла не завяжешь.



Один ум хорошо, а два лучше.



За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.



Старый друг лучше новых двух.



Заблудились в трех соснах.



Плакать в три ручья.



Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени - только три дня.



Без четырех углов изба не рубится.



Жить в четырех стенах.



Ноль внимания (равнодушие).



Как свои пять пальцев (хорошо знать).



Пятое колесо в телеге (лишний).



На седьмом небе (высшая степень радости).



У семи нянек дитя без глаза (без присмотра).



Восьмое чудо света (необыкновенное).



Девятый вал (грозное, бурное событие).



Дело десятое (не важное).



Не трусливого десятка (храбрый).



С пятое на десятое (как попало)



Ноль.

Сводить к нулю, свести к нулю (лишать всякого смысла, значения).

Абсолютный ноль, круглый ноль (человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле).

Один.

Один за всех, все за одного.

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

От одного слова, да на век ссора.

Один раз солгал, на век лгуном остался.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Два.

Одна голова хорошо, а две лучше.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Два сапога – пара.

Три.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.

Четыре.

Без четырёх углов изба не рубится.

Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.

Пять.

Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо).

Пятое  колесо в телеге.  (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек).

 Семь.

Семеро с ложкой – один с плошкой.

За семью печатями.   (Скрытое, недоступное пониманию).

На седьмом небе.  (Высшая степень радости, счастья).

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь пятниц на неделе.

Восемь.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.

Девять.

Девятый вал.  (Наивысший подъём, взлёт)

Десять.

Дело десятое.    (Не столь важное, несущественное).

Не трусливого десятка.   (Смелый человек).  

***  

Делу – время, потехе – час.

Время не воробей: упустишь, не поймаешь.

Всему своё время.

























Математические считалки

























 Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить...
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.

***

Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.

***

Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим: «Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!

***

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.

***

Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон.
Кто не спит, тот выйдет вон!

Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать — Раз, два, три, четыре, пять.

***

Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!

***

Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять —
Помоги их сосчитать!         

***

Чтоб лететь нам на планету.
Смастерили мы ракету.
Раз, два, три — Полетишь сегодня ты!

***

Бежит заяц через мост,
Длинны уши, куцый хвост.
Ты далёко не беги,
Посчитать нам помоги.
Раз, два, три —
Выйди ты!

***

Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? —
Пять.

Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для чижа.

Эта долька для утят, эта долька для котят.

Эта долька для бобра, а для волка кожура!

Он сердит на нас беда! Разбегайтесь кто куда!

Раз у нашего Степана караулил кот сметану.

А когда настал обед, кот сидит-сметаны нет.

Помогите-ка Степану-поищите с ним сметану.

***

На златом крыльце сидели: царь, царевич, король,

Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?

Говори поскорей не задерживай добрых и честных людей.

***

Чтобы дом построить новый, запасают тес дубовый.

Кирпичи, железу, краску, гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом, начинают строить дом.

***

Катилось яблочко по огороду, и упало яблочко прямо в воду-бульк!

***

За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.

Здравствуй, Ванечка-дружок, сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три, а водить то будешь ты!

***

Шла коза по мостику и виляла хвостиком.

Зацепила за перила, прямо в речку угодила.

Кто не верит-это он, выходи из круга вон!

***

Мы по лесенке бежали и ступенечки считали.

Раз, два, три, четыре, умножаем на четыре.

Делим, делим на четыре - получается четыре.

***

Первинчики, другинчики, летали голубинчики.

По утренней росе, по зеленой полосе.

Там яблоки, орешки, медок, сахарок, поди вон, в уголок!

***

Летала кукушка мимо сада. Поклевала всю рассаду.

И кричала «Ку-ку-мак, раскрывай один кулак! »

***

Конь ретивый с длинной гривой, скачет, скачет по полям,

Тут и там, тут и там! Где проскачет он - выходи из круга вон!

***

Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.

И кричали «Кук! Мак! Убирай один кулак! »

***

Сидит белка на тележке, продает она орешки,

Лисичке-сестричке, воробью, синичке. Мишке толстопятому,

Заиньке усатому, кому в платок, кому в зобок, кому в лопаточку»

***

Гори, гори. ясно, чтобы не погасло. Стой подоле гляди в поле-

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо - звезды горят, журавли кричат, раз, два, не воронь,

Беги, как огонь!

***

Бомба взрывается игра начинается. В начале игры: раз, два, три,

Огонь пали!

***

Курочка-протатурочка. Кукушка-рябушка. Сели, горели, за море летели, за морем горка, на горке дубровка. В дубровке царица,

Красная девица, медок, сахарок, поди вон – королек!

***

Шел баран по крутым горам, вырвал травку. Положил ее на лавку.

Кто ее возьмет – тот и вон пойдет!

***

Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох.

Уродился он густой, мы помчались, ты – постой!

***

Ходит свинка по бору, рвет траву-мураву.

Она рвет и берет и в корзиночки кладет, этот выйдет, вон пойдет!

***

Эй, Ванюша, посмотри- мы пускаем пузыри: красный, синий, голубой, выбирай себе любой!

***

Аты-баты шли солдаты, аты-баты на базар.

Аты-баты, что купили, аты-баты самовар.

***

Белки зайцев угощали, им морковку подавали.

Все орешки сами съели, а тебе водить велели.

***

Жил в реке один налим, два ерша дружили с ним,

Прилетели к ним три утки по четыре раза в сутки.

И учили их считать-раз, два, три, четыре, пять!

***

Тили-тили, тили-бом,

Сбил сосну зайчишка лбом.

Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить!

Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять!

***

Петушок, петушок, покажи свой кожушок!

Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять, невозможно сосчитать…

***

Завтра с неба прилетит синий, синий, синий кит.

Если веришь, стой и жди, а не веришь-выходи!

***

У Литейного моста я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко, съела его кошка.

Помогали два кота-вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу? Выходи из круга!

***

Раз-два-синева! Три-четыре-солнце в мире!

Пять-шесть-речка есть! Семь-восемь-майки бросим!

Девять-десять-загораем! Целый месяц!

***

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка, серая рубашка, откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

***

Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града!

Кто поднимет, тот и выйдет!

Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для чижа.

Эта долька для утят, эта долька для котят.

Эта долька для бобра, а для волка кожура!

Он сердит на нас беда! Разбегайтесь кто куда!

***

Раз у нашего Степана караулил кот сметану.

А когда настал обед, кот сидит-сметаны нет.

Помогите-ка Степану-поищите с ним сметану.

***

На златом крыльце сидели: царь, царевич, король,

Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?

Говори поскорей не задерживай добрых и честных людей.

***

Чтобы дом построить новый, запасают тес дубовый.

Кирпичи, железу, краску, гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом, начинают строить дом.

***

Катилось яблочко по огороду, и упало яблочко прямо в воду-бульк!

***

За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.

Здравствуй, Ванечка-дружок, сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три, а водить то будешь ты!

***

Шла коза по мостику и виляла хвостиком.

Зацепила за перила, прямо в речку угодила.

Кто не верит-это он, выходи из круга вон!

***

Мы по лесенке бежали и ступенечки считали.

Раз, два, три, четыре, умножаем на четыре.

Делим, делим на четыре - получается четыре.

***

Первинчики, другинчики, летали голубинчики.

По утренней росе, по зеленой полосе.

Там яблоки, орешки, медок, сахарок, поди вон, в уголок!

***

Летала кукушка мимо сада. Поклевала всю рассаду.

И кричала «Ку-ку-мак, раскрывай один кулак! »

***

Конь ретивый с длинной гривой, скачет, скачет по полям,

Тут и там, тут и там! Где проскачет он - выходи из круга вон!

***

Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.

И кричали «Кук! Мак! Убирай один кулак! »

***

Сидит белка на тележке, продает она орешки,

Лисичке-сестричке, воробью, синичке. Мишке толстопятому,

Заиньке усатому, кому в платок, кому в зобок, кому в лопаточку»

***

Гори, гори. ясно, чтобы не погасло. Стой подоле гляди в поле-

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо - звезды горят, журавли кричат, раз, два, не воронь,

Беги, как огонь!

***

Бомба взрывается игра начинается. В начале игры: раз, два, три,

Огонь пали!

***

Курочка-протатурочка. Кукушка-рябушка. Сели, горели, за море летели, за морем горка, на горке дубровка. В дубровке царица,

Красная девица, медок, сахарок, поди вон – королек!

***

Шел баран по крутым горам, вырвал травку. Положил ее на лавку.

Кто ее возьмет – тот и вон пойдет!

***

Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох.

Уродился он густой, мы помчались, ты – постой!

***

Ходит свинка по бору, рвет траву-мураву.

Она рвет и берет и в корзиночки кладет, этот выйдет, вон пойдет!

***

Эй, Ванюша, посмотри- мы пускаем пузыри: красный, синий, голубой, выбирай себе любой!

***

Аты-баты шли солдаты, аты-баты на базар.

Аты-баты, что купили, аты-баты самовар.

***

Белки зайцев угощали, им морковку подавали.

Все орешки сами съели, а тебе водить велели.

***

Жил в реке один налим, два ерша дружили с ним,

Прилетели к ним три утки по четыре раза в сутки.

И учили их считать-раз, два, три, четыре, пять!

***

Тили-тили, тили-бом,

Сбил сосну зайчишка лбом.

Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить!

Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять!

***

Петушок, петушок, покажи свой кожушок!

Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять, невозможно сосчитать…

***

Завтра с неба прилетит синий, синий, синий кит.

Если веришь, стой и жди, а не веришь-выходи!

***

У Литейного моста я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко, съела его кошка.

Помогали два кота-вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу? Выходи из круга!

***

Раз-два-синева! Три-четыре-солнце в мире!

Пять-шесть-речка есть! Семь-восемь-майки бросим!

Девять-десять-загораем! Целый месяц!

***

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка, серая рубашка, откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

***

Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града!

Кто поднимет, тот и выйдет!


Мы собрались поиграть.

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три – начинаешь ты!

***  

Шли мышата по тропе,

Увидали сыр на пне.

Раз, два, три – поровну дели.

***  

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

***  

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним повадился сам – друг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы вон попросим:

«К нам обжора не ходи»

Ну-ка, Мишенька, води.

***  

Плыл у берега пескарик,

Потерял воздушный шарик.

Помоги его найти –

Сосчитай до десяти.

Раз, два, три, четыре, пять,

 Шесть, семь, восемь, девять, десять.

***  

Раз, два, три, четыре, пять,

Собрались мы поиграть.

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

***  

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались чётко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять…

Прячься лучше! Прячься глубже!

Ну а ты иди искать!

  

























Стихи

(цифры, числа, геометрические фигуры)

















0.
Ноль похож на букву О,
Он не значит ничего.
Но любую цифру враз
Увеличит в десять раз.

1.
Стоит единичка,
Похожа на спичку.
Она просто черточка
С маленькой челочкой.

2.
По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.

3.
Два крючочка, посмотри,
Получилась цифра три.
Но на эти два крючка
Не насадишь червячка.

4.
Вилку как-то уронили,
Один зубчик отломили.
Вилка эта в целом мире
Называется "четыре".

5.
Цифра пять - с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.

6.
Что за вишенка, дружок,
Кверху загнут стебелек?
Ты ее попробуй съесть,
Эта вишня - цифра шесть.

7.
Я такую кочергу
Сунуть в печку не смогу.
Про нее известно всем,
Что она зовется "семь".

8.
Вилась веревочка, вилась,
В две петельки заплелась.
"Что за цифра?" - маму спросим.
Мама нам ответит: "Восемь".

9.
Ветер сильный дул и дул,
Вишенку перевернул.
Цифра шесть, скажи на милость,
В цифру девять превратилась.

10.
Словно старшая сестричка,
Ведет нолик единичка.
Только вместе пошагали,
Сразу цифрой десять стали.-

 

КРУГ

Круглый мяч и солнца диск

Формы круглой тоже!

По поляне мяч катись,

И круг катиться может!

 

КВАДРАТ

У квадрата стороны

Меж собой равны.

Ранец мой квадратный.

Не веришь? Посмотри.

 

ТРЕУГОЛЬНИК

Я под крышей треугольной

Спрячусь от дождя.

Крыша треугольная,

Спрячь скорей меня!

 

ОВАЛ

Передо мной овал пруда,

Я – с удочкой, рыбачу!

Овал похож чуть-чуть на круг,

А чем? Реши задачу!

 

РОМБ

Змей воздушный не простой!

Змей, он в форме ромба!

Он взлетает над землёй

Даже выше дома.

 

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Мой холст – не квадратный,

Он – прямоугольный!

На нем нарисую

Различные формы!

 











Занимательные

математические

задачи

 

















Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало?

***  

Четыре вороны на крышу сели,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело:

Сколько их на крышу село?

***

У кошки – три  котёнка;

Она мяучит громко.

В лукошко мы глядим:

А там ещё один.

Сколько котят у кошки?

***  

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

***  

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной   лягушке.

Если б было пять кадушек,

Сколько было бы  лягушек?

***

Восемь кубиков у Саши,

И ещё один у Паши.

Вы кубики эти

Сосчитайте, дети.

***

Я рисую Кошкин дом;

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху ещё окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки в домике у кошки.

***

Ёжик шёл по лесу, шёл,

На обед грибы нашёл.

Пять под берёзой, один у осины.

Сколько их будет

в плетёной корзине?

***  

Ёж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда, непоседа?»

- «Запасаюсь я к зиме.

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнёс, одно несу».

Призадумался, сосед, много это или нет?

***      

Я нашёл в дупле у белки

Девять штук орешек мелких.

Вот ещё один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

***  

Шесть весёлых поросят

У корытца в ряд стоят!

Тут один улёгся спать –

Поросят осталось…(пять)

***  

Шесть щенят, плюс мама-лайка.

Сколько будет, посчитай-ка.

***  

Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну, на картинку взгляни, поскорей:

Сколько овечек на травке теперь?

***  

Девять сосисок мама купила.

Киска одну через час утащила!

И посчитать мы вас, очень попросим,

Сколько сосисок досталось нам?.. (восемь)

***  

Высоко задравши нос, заяц шесть морковок нёс!

Спотыкнулся и упал – две морковки потерял!

Сколько морковок у зайца осталось?

                                                                                  М. Мышковская.

***  

Десять детей в хоккей играли,

Одного домой позвали.

Смотрит он в окно, считает,

Сколько их теперь играет?



























Физкультминутки























«Два хлопка»

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

***  

«Клён»

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклон и два наклон,

Зашумел листвою клён.

***

«Солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты – солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь, постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

***  

«Со стульчиками»

Один, два – все вставайте,

Три, четыре – приседайте.

Пять, шесть – повернись,

Семь, восемь – улыбнись.

Девять, десять – не зевайте,

Своё место занимайте.

***

«Ловкий Джек»

А вы знаете, что Джек – очень   ловкий человек?

Посмотрите, как сейчас прыгнет он вперёд пять раз.

Начинайте-ка считать:  раз, два, три, четыре, пять.

А теперь пять раз подряд прыгнет ловкий Джек назад.

Начинайте-ка считать:  раз, два, три, четыре, пять.

***  

«Считалки с башмачком»

Раз! Два! Три! Четыре!    (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

По дорожке я скачу.

Раз! Два! Три! Четыре!    (прыжки на месте)

Башмачок скакать учу!

Раз! Два! Три! Четыре!    (приседают)

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре!   (разводят руки в стороны)   

Заблудился башмачок.

***  

«Три медведя»

Три медведя шли домой.                    (шаги на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,            (поднимают руки над головой)

Мама с ним – поменьше ростом,      (руки на уровне груди )

А сынок – малютка просто!                 (приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил:                        (имитируют игру с погремушками)

Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!

***  

«Считай и делай»

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

***  

Широко расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Получается на славу.

Молодцы!

Влево, вправо, влево, вправо.  















Зарядка для пальчиков

























На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Кулачки на обеих руках сжимаются и разжимаются в ритм потешки. На последней строчке нужно поочерёдно загибать пальцы).

***  

Вышли пальчики гулять,

А вторые – догонять.
Третьи пальчики бегом,

А четвёртые – пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

(Пальцы рук сжаты в кулачки. На первой строчке пальцы обеих рук переставляются постолу. На второй строчке – указательные пальцы имитируют быстрый шаг. На третьей – средние пальцы изображают бег. На четвёртой – безымянные пальцы передвигаются по столу, на пятой – мизинцы, а на шестой – хлопнуть ладонями по столу).

***  

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

 Раз, два, три, четыре, пять.

Пальчики быстрые,

Хотя не очень…чистые.

(На первой строчке – загибаем пальцы на правой руке, на следующих четырёх строчках – сжимаем и разжимаем кулачок на правой руке. На шестой строчке – загибаем пальцы на левой руке. На седьмой – сжимаем и разжимаем кулачок на левой руке. На восьмой  - делаем круговые движения кистями обеих рук).

***  

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук.

Вот твоё богатство , друг.

***  

 

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять –

Веселятся все.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки.  На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой.









Порядковый счёт





























Первым я пришёл домой,

Брат пришёл домой за мной.

Если брат пришёл за мной,

Он не первый, он – второй.

***  

В речку прыгнули подружки,

Три подружки-хохотушки.

Первой прыгнула Ирина,

Вслед за ней, второй – Марина,

Третьей – Таня поплыла,

Никого не догнала.

***  

Я – пальчик первый. Я большой.

Указательный второй.

Третий пальчик – средний.

Четвёртый – безымянный.

А пятый – мизинчик,

Маленький, румяный.

***  

Рано утром по порядку

Вышли куклы на зарядку:

Маша – первая, а Рая,

Рая с бантиком – вторая,

Третья – Катя-Катерина,

А четвёртая – Полина.

Я же пятая стою

И команды отдаю.

***  

Первой к нам Зима идёт.

Новый Год она зовёт.

За зимой – второй – весна,

Говорят: «Весна – красна!»

Третьим – Лето, всё в цветах

И с малиной на кустах.

А четвёртой – Осень…

Лес наряд свой сбросил.









































Загадки





























На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля

Узнаёте? Это…  

                                (цапля)

***

Танцует крошка, а всего одна ножка.  

                                                                       (волчок, юла)

***

У кого одна нога, да и та без башмака.

                                                                                (У гриба)

***                                

Плотник с острым долотом, строим дом с одним окном.

                                                                                                                 (Дятел)

***                    

Не живой я, а шагаю,

Землю рыть я помогаю,

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад.

                                                 (Экскаватор)

***      

Зимой и летом одним цветом.

                                                               (Ёлка)  

***        

Два братца в воду глядятся –

Век не сойдутся.

                                          (берега)

***    

Двое глядят да двое слушают.

                                                             (глаза и уши)

***    

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.

                                                                                         (ножницы)

***

Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом.

                                                                                                      (солнце и луна)

***    

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка – только раз,

Та, что выше – каждый час.

                                                           (стрелки часов)

***

Треугольная доска, а на ней три волоска,

Волос – тонкий, голос – звонкий.

                                                                     (балалайка)

***  

У него глаза цветные, не глаза, а три огня,

Он по очереди ими сверху смотрит на меня.

                                                                                  (светофор)

***      

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный –

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Жёлтый глаз – погоди,

А зелёный – проходи.

                                                     (светофор)

***

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

                                             (бабочка)

***  

Под крышей четыре ножки,

А на крыше – суп, да ложки.

                                                           (стол)

***

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в копытце.

                                                          (поросёнок) 

***      

Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля)

***    

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.

                                                                    (пальцы в перчатках)

***

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят.

                                                                  (пальцы в варежке)

***    

Чёрен,  да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит, жужжит,

Упадёт, землю роет.

                                                 (жук)  

***  

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

                                          (дни недели)

Четыре четырки, две растопырки, седьмой – вертун.

                                                                                                          (корова)

***  

Приказало Солнце: «Стой!  Семицветный мост крутой».

                                                                                                            (радуга)

***  

Восемь ног,  как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк,

Покупайте, мухи, шёлк!

                                                        (паук)  

Есть у меня работники,

Во всём помочь охотники,

Целый десяток верных ребяток!

                                                                       (пальцы)

Про времена суток

 Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток? (Утро)

 

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)

 

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный... (вечер)

 

На дворе темным-темно,

Месяц смотрит к нам в окно.

Спят в кроватках сын и дочка —

Значит, наступила... (ночка)

 

Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется... (ночь)

Загадки про цвета

У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий — ... (красный)

 

Если ищешь этот цвет,

Знай, его в морковке нет.

А вот в репке бы нашел ты

Этот цвет. Какой он? (Желтый)

 

Спрятан этот цвет в листочках

И в гороховых стручочках.

Даже огурец соленый

Тоже летом был... (зеленый)

  

Незабудок цвет чудесный —

Светлый, радостный, небесный.

Угадаем мы с тобой

Этот цвет. Он — ...(голубой)

 

Снег, пшеничная мука,

В синем небе облака

И подснежник первый смелый —

Он по цвету тоже — ... (белый)























Стихи и потешки





























Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки,

На окно поставим,

Остывать оставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Всем по одному,

Лёшеньке – два…

 

Ладушки, ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два,

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

                ***                                                                    ***

 

У щенка четыре лапы,

Ровно две ноги у папы.

А у аиста видна

Почему-то лишь одна.

***

Наша мудрая сова

Любит игры с цифрой два.

Задаёт вопрос девчушке:

-Сколько ушек на макушке?

-Ушек два.

-А сколько глаз?

-У меня два и у вас.

Ручки две и ножки две,

Говорит она сове.

***

Три медведя утром сами

Собирались за грибами.

Первый – мишка косолапый,

Он – глава семьи, он – папа.

Мама рядышком идёт,

От него не отстаёт.

А за ними их сынишка,

 Торопясь бежит вприпрыжку.

***

Есть четыре стороны –

Мы запомнить их должны:

Север, Юг, Восток и Запад.

Мне рассказывал мой папа,

Что на Севере – снега,

Злые вьюги и пурга.

Если жарко, зной и пальмы,

Птицы райские вокруг,

Догадаетесь и сами,

Что попали вы на Юг.

На востоке – принц в чалме

Гордо едет на слоне.

А на западе ковбои

Очень храбрые герои.

***

Шепчет ротик

-Эй, послушай,
Что ты носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил.

Грустный носик отвечает:

-Разве ты не замечал,

Глазок двое,

Ушек двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живём с тобою

В одиночку, чудаки!

-Что ты, Носик,

Чем мы хуже?

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим,

Значит двое тоже нас.

 С. Капутикян

















Ориентировка во времени























Нет ног, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.          (Часы).

***  

Точно мы должны ходить,

Можем рано разбудить.

Бить умеем, но не вас:

Отбиваем каждый час.

Громко, весело мы бьём:

«Бим-бом-бом, бим-бом-бом»      (Будильник).

***  

Мы ходим ночью,  ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.     (Часы).  

***  

Доброе утро – птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам.

                                                     (А. Кондратьев)

***  

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?     (Осенью)

***  

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.           (Осень)

***  

Кто поляны белит белым?

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины?

Разукрасила витрины?            (Зима)

***   

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.      (Зима)

***

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь колосится, золотая пшеница.

Кто скажет, кто знает,  когда это бывает?   (Летом)



























Математическая сказка «Цифры и числа»



















В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король и была у него дочь - прекрасная принцесса Анастасия. Ни в одном царстве-государстве больше не было принцесс, которые могли бы сравниться с Анастасией. Она была очень красивой и умной, и слухи о ее красоте ходили по всем королевствам и царствам. Но вот однажды злая колдунья, разгневанная тем, что все восхищаются принцессой, решила заколдовать ее. Однажды ночью, когда принцесса спала, она подошла к ней и произнесла заклинание И с тех пор Анастасия не просыпалась. Шли дни, недели, месяцы, а принцесса все не просыпалась и никто не мог расколдовать ее. И вот однажды ко дворцу подошла старая женщина и сказала королю: «Я знаю, как разрушить проклятье злой колдуньи, это сможет сделать только тот, кто сумеет отыскать в королевстве Чисел волшебное число. Только оно сможет снять заклинание и вернуть принцессу к жизни». Обрадовался король и пообещал тому, кто найдет волшебное число дочь за него отдать и пол царства в придачу. И стали принцы из разных королевств искать волшебное число, но никто не смог найти его. И лишь один принц из далекого царства-государства не терял надежду найти это число и спасти прекрасную Анастасию и поэтому отправился он в королевство Чисел.

Шел он день, шел он ночь, через леса и поля, через горы и реки, но не видел нигде волшебного числа. Опечалился принц, что не может найти он число, сел у реки и стал думать, где же ему искать это волшебное число, как вдруг к нему на плечо села мудрая сова и говорит: «Не печалься принц, я помогу тебе! Знаю я, где тебе искать волшебное число! Иди по этой дороге и выйдешь к волшебной реке Сложения и она тебе подскажет, что это за число! ». Поблагодарил принц мудрую сову и отправился к реке Сложения. Пришел, встал на берегу и говорит: «Реченька, помоги мне отыскать волшебное число, которое сможет расколдовать принцессу, без тебя мне не справиться! ».

- Я помогу тебе - отвечает речка- я знаю, что это за число, чтобы узнал его и ты я тебе дам подсказку: ты получишь это число, если к двум прибавишь один! »

Но если я ошибусь и неправильно разгадаю твою подсказку я не смогу спасти принцессу! ~ ч

- Да, ты не должен ошибиться! Запомни мою подсказку и иди на поле Вычитания, оно тебе даст еще одну подсказку и ты сможешь отгадать, что это за число!

- Спасибо, реченька за помощь, я постараюсь правильно отгадать твою подсказку и спасти принцессу». (можно попросить детей помочь принцу угадать о каком числе идет речь.)

Принц попрощался с речкой Сложения и отправился к полю Вычитания. Шел он целый день, пока не вышел на большое зеленое поле.

- Здравствуй поле!

- Здравствуй принц, зачем ты пожаловал ко мне?

- Я ищу волшебное число, которое поможет снять проклятье с прекрасной Анастасии. Река Сложения сказала, что ты мне можешь помочь! Она мне дала одну подсказку, но я боюсь ошибиться и поэтому пришел к тебе! Помоги мне!

-Хорошо, я помогу тебе и дам еще одну подсказку. Слушай внимательно: ты узнаешь это число, если от четырех отнимешь один. Будь внимателен! Не ошибись!

(можно предложить детям отгадать вторую подсказку)

-Я постараюсь! Спасибо тебе поле за помощь! Я, по-моему, уже нашел это число! -Не торопись! Ведь у тебя только один шанс, чтобы помочь принцессе! Чтобы быть уверенным в том, что ты нашел именно то число, которое нужно, отправляйся на гору Счета, она-то тебе и скажет что это за волшебное число!

-Спасибо поле!

И отправился принц на гору Счета! Подошел к подножью горы и говорит:

«Здравствуй волшебная гора! Помоги мне, пожалуйста, узнать нашел ли я волшебное число или нет? »

- Здравствуй принц, я помогу тебе и дам третью подсказку! Сейчас я начну считать, а ты слушай внимательно! То число, которое я пропущу при счете, и будет тем, которое ты ищешь! Один, два, четыре, пять, шесть, семь.

- Да, я нашел его! Это число три! Ведь, если к двум прибавить один, получиться три, если от четырех отнять один, получиться тоже три! И при счете ты, гора, пропустила именно число три!

- Ты прав, это число три! Отправляйся скорей к принцессе и спаси ее!

- Спасибо гора за помощь!

И вернулся принц в царство-государство и говорит королю: «Я нашел волшебное число, теперь ваша дочь проснется, это число три! »

- Теперь осталось только написать волшебную цифру три на песке под окнами принцессы, и она проснеться!

- Но я, к сожалению, не умею писать цифру три! Теперь я не смогу спасти принцессу!

- Не печалься, я знаю кто тебе сможет помочь, кто тебя сможет научить писать цифру три, это волшебник Цифр! Отправляйся к нему!

И пошел принц к волшебнику, пришел и говорит:

- Добрый волшебник, помоги мне пожалуйста, я проделал долгий путь, чтобы найти волшебное число и нашел его, а вот как пишется волшебная цифра я не знаю и теперь я не могу спасти принцессу! Только ты знаешь, как пишутся цифры, только ты можешь мне помочь!

- Я знаю, что у тебя была нелегкая дорога и ты единственный, кто смог отыскать волшебное число три, поэтому я помогу тебе! Слушай внимательно и запоминай! Я расскажу тебе как пишется цифра три:

Это месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь - посмотри:

Получилась цифра 3.

Запомни это стихотворение и ты сможешь написать эту цифру!

- Спасибо тебе волшебник Цифр! Теперь я смогу расколдовать принцессу! Поблагодарив волшебника, принц отправился обратно к королю! Он подошел ко дворцу и под окнами принцессы стал писать цифру три, проговаривая:

Это месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь - посмотри:

Получилась цифра 3.

Как только он написал цифру три, проклятье разрушилось, и принцесса проснулась! Король очень обрадовался и выполнил свое обещание! И с тех пор счастливо живут в некотором царстве-государстве принц с принцессой!
























Сказка «Город геометрических фигур»



















В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом) .Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ). И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.

А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.

Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал:«Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок.У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ). Вот они и мешают двигаться».

Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. «Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла.А не будь их, ты бы был таким же как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс.Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины.Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала».

Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного - не будь кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок, черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города Геометрических фигур.























Лабиринты















Какая дорожка приведет маму-уточку к утятам?

Какая дорожка приведет маму-уточку к утятам? Раскрась эту дорожку.









Грузовик едет к грузу

Чтобы грузовик не заблудился в лабиринте, покажи ему правильный путь к грузу.











Помоги рыбке попасть в море.

Помоги рыбке попасть в море. Раскрась её путь.























Ребусы

















Что надевают?

Помоги котёнку ответить на вопрос. Что надевают: на праздник, когда ложатся спать, на пляж, зимой, во время дождя? Свои ответы покажи линиями.



Что делают утром, днём и вечером?

Рассмотри внимательно рисунки и скажи, что делают утром, днём и вечером?























Головоломки












Несколько простых правил игры со спичками с детьми

  • играть со спичками могут даже дети с 1.5 – 2 лет, но при условии, что они не грызут серу, и вы следите, чтобы спички не оказались в носу или ухе

  • обязательно подготовьте гладкую ровную поверхность. Это может быть книга, гладкий стол или доска.

  • начинайте с простого, даже если ваш ребенок давно не малыш. Убедитесь, что ребенок понимает, что такое переложить 1 спичку, квадрат, треугольник. Пусть ребенок почувствует радость от «победы»

Глеб и Марк играют со спичками

  • не показывайте правильный ответ. Просто отложите задачу до следующего раза, а следующий раз дайте более простую

  • не давайте задания с компьютера. Всегда давайте спички: детям важно пробовать, у них еще не развито образное мышление настолько, чтобы решать задачи «в уме»

  • чтобы головоломки были интереснее используйте мелкие игрушки или картинки. Как это делать вы поймете, взглянув на наши задачки.

Игры и головоломки со спичками я разбила на три этапа. Начинайте с первого этапа — он будет интересен даже младшим школьникам, а трехлетки обычно в полном восторге от этих игр-сказок!

Этап 1: играют малыши

Малыши 2-3 лет едва ли будут ломать голову над задачей о том, как сделать из квадрата….. Им нужны игры другого рода, а именно выкладывание фигур, предметов, а еще лучше сказки из спичек.

Нам было комфортно играть за низким журнальным столиком (он отведен у нас для детского творчества и игр). Итак, высыпаем несколько пачек спичек на середину и начинаем рассказ. Например, такой:

Жил был ежик

У него был свой домик

Однажды он встретил змею

Змея жила в густой траве

И так далее: расскажите о том, как они подружились, встретили лошадку, человека, пытались залезть на дерево и почему у ежика это не получилось.
Ребенок обязательно втянется, если его не трогать, а просто интересно творить, рассказывать и строить. Пройдет немного времени и уже вы будите слушать сказки в исполнении малыша =)

Этап 2: продолжаем играть и строить

Через время (думаю для детей от 3-4 лет), когда рассказываете сказку и строите из спичек, просите ребенка помочь вам. Построить ТАКОЙ ЖЕ домик, сделать лошадку-подружку, стулья для всех гостей. Благодаря этим заданиям, ребенок будет строить «по образцу», что очень важно для развития пространственного мышления. Без этого этапа, очень сложно будет перейти к следующему – настоящим задачам и головоломкам.

Этап 3: начинаем решать головоломки

Наконец можно переходить уже к настоящим головоломкам. Я собрала простые задачки, которые получалось решить моему 5 летнему сыну. Думаю, и ваши детки справятся!

Самые простые «подготовительные» игры

1. Сложи из 5 спичек 2 треугольника

 

2. Добавь одну спичку, чтобы получилось 2 квадрата. (Более сложный вариант: Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 четырехугольника)

 

3.  Переставь одну спичку так, чтобы стул зайца повернулся к капусте

 

4. Сколько здесь квадратов? А прямоугольников? А является ли квадрат прямоугольником?

 

5. Добавь 2 спички, чтобы стало 3 квадрата

 

6. Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 треугольника

 

 

7. Разверни следы в обратную сторону, переставив 4 спички

 

8. В корзине лежит морковка. Переложи 2 спички, так чтобы морковка лежала под корзиной

 

9. Сделай из буквы Н, букву П, переложив одну спичку

Более сложные игры

1. Переложи три спички так, чтобы рак пополз в другую сторону

 

2. Поверни избушку на курьих ножках в обратную сторону

3. Волк догоняет зайца. Переложи одну спичку так, чтобы волк убегал от зайца

4. Переложи три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратную сторону

5. В совке лежит синий мусор. Переложи 2 спички так, чтобы в совке оказался зеленый мусор

 

6. Сделай из 9 спичек — 100 (Только если ребенок знаком с этим числом)

 

7. Убери 3 спички так, чтобы получилась снежинка

 

8. Добавь три спички так, чтобы получилось колесо

 

9. Зайчик сидит на крыше. Спрячь его в домик, переложив три спички

10. Переложи 1 спичку так, чтобы крокодил ел не зайку, а морковку.

















Список литературы:

1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2.. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989 г.

3.Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991).

4. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.

5. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985

6. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М.. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.

7. Носова Е.А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр.47-62.

8.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г. стр.651 -652.

9.Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32,97-99.

 10. Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В. Шаталова. - Белгород, 1997. - стр.157

11.Словарь литературных терминов /Под ред. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974.

12.Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985.





 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!