СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Занимательно о русском языке» урок-соревнование по русскому языку, посвященный Дню Российской науки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-соревнование по русскому языку, посвященный Дню Российской науки проводится с целью популяризации достижений российской и мировой науки - лингвистики, формирования у студентов интереса к научному поиску, стремления к повышению своего интеллектуального и культурного уровня, обобщения знаний студентов, развитие интереса к русскому языку.

Задачи:

- активное включение студентов в процесс самообразования и саморазвития;

- развитее творческих способностей студентов и выявление наиболее одаренных в области науки - лингвистики;

- расширение кругозора студентов  в области достижений отечественной лингвистики;

- повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы студентов в интересующих областях лингвистики;

- организация научно-исследовательской и творческой деятельности студентов для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Просмотр содержимого документа
««Занимательно о русском языке» урок-соревнование по русскому языку, посвященный Дню Российской науки»



Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»





Российский день науки – 8 февраля







«Занимательно о русском языке»

урок-соревнование по русскому языку,

посвященный Дню Российской науки


для студентов первых курсов


Дата: 04.12.2016

Время: 08.00 – 09.30

Место проведения: аудитория 59






Автор: Щербакова Лилия Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы











г.Усть-Лабинск

2016 г.


Аннотация


У студентов велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества, а также позволяет повторить и обобщить знания по изученным разделам. Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных преподавателем. Игровые моменты вызывают интерес к предмету, делают умственную работу более продуктивной. Эта игра проводилась не для развлечения студентов, а для закрепления умений и навыков по русскому языку. Методическая разработка урока-соревнования может быть рекомендована преподавателям-филологам.

Введение

Урок-соревнование по русскому языку, посвященный Дню Российской науки проводится с целью популяризации достижений российской и мировой науки - лингвистики, формирования у студентов интереса к научному поиску, стремления к повышению своего интеллектуального и культурного уровня, обобщения знаний студентов, развитие интереса к русскому языку.

Задачи:

- активное включение студентов в процесс самообразования и саморазвития;

- развитее творческих способностей студентов и выявление наиболее одаренных в области науки - лингвистики;

- расширение кругозора студентов в области достижений отечественной лингвистики;

- повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы студентов в интересующих областях лингвистики;

- организация научно-исследовательской и творческой деятельности студентов для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Замысел урока-соревнования заключается в создании педагогических условий, необходимых для самопознания, самореализации и самовыражения студентов. Содержание учебного материала урока соответствовало особому типу урока - нестандартный урок (по общей дидактике - обобщение). Урок построен на основании следующих принципов: самоактуализации и индивидуальности, выбора, творчества и успеха, принципа доверия и поддержки.

Для выполнения учебных задач использовались современные средства обучения: компьютер, медиапроектор. Использован дополнительный материал при подготовке к уроку (ресурсы Интернет – видеоматериал, рисунки и материал к заданиям). Особую ценность уроку придаёт использование слайдовой презентации и видеофрагменты, что создаёт положительную мотивацию студентов на достижение цели урока, на сотрудничество преподавателя и студентов, студентов между собой и способствует полной включенности их в учебный процесс. Урок, организованный с применением информационно-коммуникационных технологий, позволяет вовлечь студентов в творческое сотрудничество, разнообразить учебную деятельность, усилить интерес к предмету, повысить интеллектуальную активность и должен вызвать в душе каждого студента чувство любви к родному языку. Такие уроки поднимают интерес к изучению русского языка, создавая стойкую мотивацию.

В уроке-соревновании принимают участие две команды. За неделю до его проведения преподаватель знакомит участников с правилами, критериями оценки результатов, даёт опережающее домашнее задание и список рекомендуемой литературы, проводит деление на команды. В роли ведущего-консультанта выступает педагог-словесник. Названия (представление) команд предлагают сами участники. Отдельная группа участников является экспертами, готовит раздаточный материал (жетоны-открытки) для поощрения команд - сюрпризный момент для участников игры.


«Занимательно о русском языке»

урок-соревнование по русскому языку,

посвященный Дню Российской науки


Тип урока: совершенствование умений и навыков


Вид урока: урок-соревнование


Цель: формирование представления о Дне Российской науки, о научных открытиях в области лингвистики, о родном языке на основе знаний по разделам программы «Лексика», «Словообразование», «Орфография» и «История русского языка»; методическая цель - совершенствование активных методов и форм преподавания русского языка.


Задачи:

- образовательная – систематизировать и совершенствовать знания по русскому языку; формировать у студентов потребность в постоянной тренировке как средстве самообразования и самовоспитания; учить применять знания, умения в необычной ситуации соревнования;

- развивающая – совершенствовать умение анализировать полученную информацию, сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; развить орфографическую зоркость, культуру речи, навыки применения на практике полученных знаний;

- воспитательная – воспитывать умение работать в группе, коллективе, оценивать свою работу и работу группы; развивать заинтересованность в осознанном отношении к русскому языку; выявить уровень грамотности.


Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный.


Формы работы: работа в группах, творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, использование ИКТ (презентация урока-игры «Занимательно о русском языке»), видеофрагмент «9 занимательных фактов о русском языке», критерии оценки для экспертов (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2), жетоны «Сова» и открытки «С Днем Российской науки» (Приложение 3), статуэтки на удачу «Совы» на стол каждой команде, как символ мудрости, знаний.

Участники: две команды-соперницы, ведущий-консультант (преподаватель-словесник), эксперты (студенты, преподаватели, классные руководители групп-участников), болельщики (зрители, гости).

На доске название урока, эпиграф «Да здравствует наука!», правила игры, номера команд.

Правила игры:

  1. На подготовку ответа на вопрос дается 2-5 минут.

  2. Капитан команды выдаёт ответ чётко, поясняя детали (если это требуется).

  3. За каждый правильный и оригинальный ответ эксперты выставляют по 3 балла (жетон «Сова»), используя карту с критериями оценивания ответов команд (Приложение 1).

  4. Штрафные очки снимаются с общего количества баллов за нарушение дисциплины, некорректность и прочее – 2 балла.

  5. Работать дружно, выслушивать мнение каждого участника.

Ход урока-соревнования:



  1. Организационно-психологический этап:

    1. приветствие участников и гостей.

    2. подготовка психологического настроя;

    3. обеспечение порядка.

  2. Этап постановки темы, цели и задач урока-соревнования.


Вступительное слово преподавателя: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Наша сегодняшняя встреча посвящена Дню Российской науки, который наша страна будет праздновать 8 февраля и науке о русском языке - лингвистике. Урок начинается стихами:

Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Вперед все в науку! 
Свершите большие дела!

Ребята!

Ежегодно 8 февраля отмечается профессиональный праздник российских ученых — День российской науки. Этот праздник был установлен Указом Президента РФ в 1999 году.

Выбор даты проведения Дня науки отсылает нас к истории Российской Академии наук. По императорскому распоряжению 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года в России была учреждена Академия наук.

В Советском Союзе Академия приобрела название Академии наук СССР. После распада СССР в 1991 году была организована Российская академия наук. В 1999 году Академия отпраздновала свое 275-летие. Так была восстановлена традиция празднования Дня науки 8 февраля. Российская академия наук сегодня – это крупнейший научно-исследовательский центр нашей страны.

Всего в Академии насчитывается 470 научных учреждений, более 55 тысяч научных сотрудников, в том числе, более 500 академиков и 800 членов-корреспондентов.

С XVIII века до наших дней Россия вносила огромнейший вклад в развитие мировой науки. Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку. Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Уместно вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».

Но мы с вами сегодня обратимся к такой науке о русском языке как лингвистика. В День науки мы проведем урок-соревнование «Занимательно о русском языке» между студентами группы ПНК-11 специальность «Преподавание в начальных классах» и посмотрим, хорошо ли они знают свой родной язык, такой знакомый и близкий, известны ли им открытиях в области такой науки, как лингвистика, а также выясним, кто же из вас достоин звания «Лучший знаток русского языка».

Я с удовольствием приглашаю всех, кого отличает любознательность, кому небезразлично постижение нового, кто стремится разобраться в сути вещей, кто хотел бы открыть для себя дорогу в мир знаний и новшеств на Творческую мозаику научных интересов студентов.

Сегодня не будет оценок, сегодня работу команд будут оценивать наши гости-эксперты (представление жюри) и в качестве баллов-подарков будут вам вручать открытки «С Днем науки!» и жетоны «Совы».

Объяснить, что символизирует сова (слайд).

  1. Объяснение студентам условий игры (студенты разделены на две команды). Итак, начнем соревнование!

Правила игры (слайд):

  1. На подготовку ответа на вопрос дается 2-5 минут.

  2. Капитан команды выдаёт ответ чётко, поясняя детали (если это требуется).

  3. За каждый правильный и оригинальный ответ эксперты выставляют по 2 балла, используя карту с критериями оценивания ответов команд (Приложение 1).

  4. Штрафные очки снимаются с общего количества баллов за нарушение дисциплины, некорректность и прочее – 2 балла.

  5. Работать дружно, выслушивать мнение каждого участника.

Игра состоит из нескольких конкурсов (слайд):

  1. Первый конкурс. «Представление команд, презентация»

  2. Второй конкурс. «Разминка «Что за наука?».

  3. Третий конкурс. «Ученые-лингвисты».

  4. Четвертый конкурс капитанов. «Лингвистические шарады».

  5. Пятый конкурс. «Увлекательные манёвры буквы Ё».

  6. Шестой конкурс. «Метаграммы».

  7. Седьмой конкурс пословиц и поговорок о языке. «Народная мудрость о русском языке».

За каждое правильно выполненное задание команда получает 2 балла (жетон «Сова»). Победителем становится та команда, которая набрала большее количество баллов. Эксперты подсчитывают количество баллов, подводят итог.


  1. Первый конкурс. Тема: «Представление команд, презентация».

Задачи:

    1. продемонстрировать творческие способности;

    2. аргументировать выбранное название;

    3. провести презентацию команды.

Преподаватель: Сегодня соревнуются две команды. Задание командам – придумать название команде, аргументировать его. Начнем соревнование с представление команд.

Команда

Команда №1


Команда №2


Название (можно использовать аббревиатуры)



Аргументация

Наше название расшифровывается как …..


Наше название расшифровывается как …..


Презентация

Команды самостоятельно проводят свою презентацию. Озвучивают девиз и представляют эмблему команды

Оценка экспертов.

Преподаватель: Команды готовы, эксперты работают, зрители в напряженном ожидании. Соревнования начались. Итак, следующий конкурс «Разминка».


V. Этап актуализации знаний, умений и навыков студентов.

Задачи:

  1. воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;

  2. установление внутрипредметных и межпредметных связей;

  3. опора на жизненный опыт студентов.

Преподаватель: Мы сейчас выясним в праздник День Российской науки, знают ли наши команды названия различных научных дисциплин. Каждой команде на заданный вопрос из 3-х вариантов ответов нужно выбрать один правильный (команды получают бланки с вопросами). После сигнала команды ищут ответ, а затем проверяем правильный ответ на слайде, эксперты подводят итоги. За правильный ответ засчитывается 1 балл. Итак, второй конкурс «Разминка «Что за наука?».

  1. Наука о звуке

а) статистика,

б) звукология,

в) акустика

2. Наука о рыбах

а) ихтиология,

б) миология,

в) этнология

3. Наука, изучающая влияние звёзд

а) астрология,

б) астрономия,

в) звездочётство

4. Наука о наследственности человека –

а)физиология,

б)психология,

в)генетика

5. Наука о птицах

а)методология,

б)орнитология,

в)энтомология

6. Наука, изучающая древних вымерших животных

а)геокриология,

б)лингвистика,

в)палеонтология

7. Наука о пещерах

а) краеведение,

б) спелеология,

в) селенология

8. Наука о полезных ископаемых

а)география,

б)геодезия

в) геология

9. Наука, изучающая поведение и эмоции человека в различных ситуациях.

а) психология,

б) педагогика,

в) психиатрия

Оценка экспертов.

Преподаватель: Команды готовы к третьему конкурсу, эксперты готовы к оценке. Соревнования продолжаются. Теперь нашим командам предстоит вспомнить о выдающихся ученых-лингвистах и рассказать, какой вклад они внесли своими трудами в русскую лингвистику.

Итак, следующий конкурс «Ученые-лингвисты» (команды обдумывают и записывают свои ответы в бланки, затем поочередно выступают, передают бланки с ответами экспертам).

Оценка экспертов.


Преподаватель: Молодцы! Успешно справились с заданием обе команды! И вот - новое задание - четвертый конкурс капитанов. «Лингвистические шарады». Проверим знания наших капитанов! Кто быстрее и правильно справится с заданием, тот и станет победителем в данном конкурсе. На выполнение дается минута! Итак, я засекаю время. Начали!



Капитаны выполняют задание «Разгадайте шарады», заполняя бланк для ответов.

1. В списке вы мой обнаружите корень,

суффикс – в собрании встретите вскоре,
в слове рассказ вы приставку найдёте,
в целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

2. Корень мой находится в цене,
в очерке найди приставку мне,
суффикс мой в тетрадке все встречали,
весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)


3. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (Пирог)



4. Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица. (Мина)



5. Мой первый слог – местоимение,

Второй же – времяисчисление,

Я третий слог из азбуки несу,

А целое сорвете вы в лесу. (Ягода)

Преподаватель: Наши капитаны справились с заданиями. Эксперты подсчитывают количество баллов, подводят итог. А мы с вами немного отдохнем и посмотрим видеофрагмент «9 занимательных фактов о русском языке».


Итак, слово нашим экспертам!

Преподаватель: Буква Ё - самая молодая и спорная буква русского алфавита. Сегодня, в день ее рождения - а ей исполняется 230 лет - мы расскажем об увлекательных ее маневрах, тонкостях, сложностях и хитросплетениях. А представители команд познакомят нас со своими открытиями! Итак, пятый конкурс. «Увлекательные манёвры буквы Ё».

Задачи:

1. тренировка памяти, внимания;

2. проверить эрудицию;

3. сотрудничество в группе.

Команда №1.

Участник 1. Точки над Е Депардье или Депардьё? Ришелье, а может быть Ришельё? Фет или Фёт? Где вселенная, а где вселённая, какой поступок был совершённым, а какой - совершенным? И как читать "Петра Первого" А.К. Толстого, если мы не знаем, должны ли стоять точки над ё в предложении: "При этаком-то государе передохнем!"? Ответ не так уж очевиден, и выражение "расставить точки над I" в русском языке вполне можно было бы заменить на "расставить точки над Е".

Участник 2. Эту букву заменяют при печати на "е", но заставляют ставить точки, когда пишут от руки. Но в телеграммах, радиосообщениях и азбуке Морзе ее игнорируют. Ее переносили с последнего на седьмое место русского алфавита. И ей удалось пережить революцию, в отличие, например, от более древних "фиты" и "ижицы".

Участник 3. С какими трудностями сталкиваются в паспортных столах обладатели фамилий с этой буквой, и говорить не приходится. Да и до появления паспортных столов путаница эта была - так поэт Афанасий Фёт навсегда остался для нас Фетом. Допустимо это или нет - судить нам.

Участник 4. У буквы «Ё» иностранная родословная. Самая молодая буква русского алфавита "ё" появилась в нем 29 ноября 1783 года - всего 233 года назад, что для буквы почти не возраст. Ее предложила княгиня Дашкова на заседании Российской Академии взамен неудобного сочетания IO с крышечкой, а также редко используемых знаков ьо, ió, ио.

Участник 5. Сама же форма буквы заимствована из французского или шведского языка, где она является полноправным членом алфавита, обозначая, правда, другой звук.

Участник 6. Подсчитано, что частота встречаемости русской Ё – 1% от текста. Это не так уж мало: на каждую тысячу знаков (примерно полстраницы печатного текста) приходится в среднем десять "ё".

Участник 7. В разное время предлагались разные варианты передачи этого звука на письме. Символ предлагали заимствовать из скандинавских языков (ö, ø), греческого (ε - эпсилон), упрощать надстрочный символ (ē, ĕ) и др.

Участник 8. Как же эта буква попала в алфавит? Несмотря на то, что предложила эту букву Дашкова, отцом ее в русской словесности считается Державин. Именно он первым стал использовать новую букву в переписке, а также первым напечатал фамилию с "ё": Потёмкинъ. В это же время Иван Дмитриев выпустил книгу "И мои безделки", отпечатав в ней все необходимые точки.

Участник 9. Но окончательный вес приобрела "ё" после того, как Н.М. Карамзин - авторитетный автор - в первом же издаваемом им альманахе "Аониды" (1796 год) пропечатал: «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол - «потёкъ». Правда, в его знаменитой "Истории государства Российского" "ё" не нашла себе места.

Команда №2.

Участник 1. И все же букву "ё" не спешили официально вводить в русский алфавит. Многих смущало "ёкающее" произношение, ведь оно было слишком похоже на "холопское", "низкое", в то время как торжественный церковнославянский язык предписывал везде произносить (и, соответственно, писать) "е". Представления о культурности, благородстве и интеллигентности не могли смириться со странным новшеством - двумя точками над буквой. В итоге буква "ё" вошла в алфавит лишь в советское время, когда никто уже не стремился блеснуть интеллигентностью. Ё могла употребляться в тексте или заменяться "е" по желанию пишущего.

Участник 2. По-новому на букву "ё" посмотрели в военные 1940-е годы. По-легенде, сам И.Сталин повлиял на ее судьбу, приказав в обязательном порядке печатать "ё" во всех книгах, центральных газетах и картах местности. Это произошло потому, что в руки русских разведчиков попали немецкие карты местности, которые оказались более точными и "дотошными", чем наши. Там, где произносится "ё", в этих картах стояло "jo" (ё) - то есть транскрипция была предельно точной. А на русских картах повсюду писали обычную "е", и села с названиями "Берёзовка" и "Березовка" можно было легко перепутать. По другой версии, в 1942 году Сталину принесли приказ на подпись, в котором фамилии всех генералов были написаны через "е". Руководитель пришел в ярость, и на следующий день весь номер газеты "Правда" пестрел надстрочными точками.

Участник 3. Но как только контроль ослабел, тексты стремительно начали терять свои "ё". Сейчас, в эпоху компьютерных технологий, сложно догадаться о причинах этого явления, потому что они... технические. На большинстве печатных машинок отдельной буквы "ё" не было, и машинисткам приходилось исхитрятся, делая лишние действия: напечатать "е", возвратить каретку, поставить знак кавычек. Таким образом, ради каждой "ё" они нажимали три клавиши - что было, конечно, не очень удобно.

Участник 4. О похожих сложностях говорили и пишущие от руки, и в 1951 году А. Б. Шапиро писал: «...Употребление буквы ё до настоящего времени и даже в самые последние годы не получило в печати сколько-нибудь широкого распространения. Это нельзя считать случайным явлением. ...Самая форма буквы ё (буква и две точки над ней) представляет собой несомненную сложность с точки зрения моторной деятельности пишущего: ведь написание этой часто употребляемой буквы требует трех раздельных приемов (буква, точка и точка), причем нужно каждый раз следить за тем, чтобы точки оказались симметрично поставленными над знаком буквы. ...В общей системе русского письма, почти не знающего надстрочных знаков (у буквы й надстрочный знак проще, чем у ё), буква ё составляет весьма обременительное и, видимо, поэтому не вызывающее к себе симпатии исключение».

Участник 5. Споры о "ё" не прекращаются до сих пор, и аргументы сторон порой удивляют своей неожиданностью. Так, сторонники повсеместного использования этой буквы строят иногда свою аргументацию на... эзотерике. Они считают, что это буква имеет статус "одного из символов русского бытия", и потому отказ от нее - пренебрежение к русскому языку и России.

Участник 6. «Ошибкой орфографической, ошибкой политической, ошибкой духовной и нравственной» называет написание е вместо ё ярый защитник этой буквы писатель В. Т. Чумаков, председатель им же созданного «Союза ёфикаторов». Сторонники этой точки зрения считают, что 33 - количество букв русского алфавита - священное число, и "ё" занимает в азбуке сакральное 7-ое место.

Участник 7. "А до 1917 года на священном седьмом месте 35-буквенного алфавита кощунственно располагалась буква Ж", - отвечают их противники. Они считают, что точки над "е" нужно ставить лишь в нескольких случаях: "в случаях возможных разночтений; в словарях; в книгах для изучающих русский язык (т. е. детей и иностранцев); для правильного прочтения редких топонимов, названий или фамилий". В общем-то, именно эти правила и действуют сейчас в отношении буквы "ё".

Участник 8. Существовало специальное правило о том, как должно писаться отчество Владимира Ильича Ленина. В творительном падеже обязательно было писать Ильичём, в то время как каждого другого Ильича Советского Союза после 1956 года предписывалось называть только Ильичом. Буква Ё выделяла вождя и подчеркивала его уникальность. Интересно, что в документах это правило так никогда и не было отменено.

Участник 9. Памятник этой хитрой букве стоит в Ульяновске - родном городе «ёфикатора» Николая Карамзина. Русские художники придумали специальный значок - "ёпирайт" - для маркировки ёфицированных изданий, а российские программисты - "ётатор" - компьютерную программу, которая автоматически расставляет букву с точечками в вашем тексте. 


Команды, прочитайте свои ответы. Мы просим экспертов оценить ответы и объявить результаты. Эксперты объявляют результаты.


Преподаватель: Спасибо командам и экспертам! А мы продолжим соревнование. Следующий конкурс - шестой «Метаграммы». Быстро говорить мы умеем. А вот быстро разгадать зашифрованное слово сможем? Участвует две команды, капитан решает, кто будет озвучивать правильный ответ. Если участник разгадал фразу правильно - 1 балл. Игрокам раздаются фразы «Метаграммы» на карточках, эти же фразы - на экране. На экране дается пояснение, что означает термин «Метаграмма».


Задачи:

  1. выяснить значение слова «метаграмма»;

  2. тренировать внимание, мыслительную деятельность;

  3. проверить находчивость, эрудицию участников.


Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово.

Первую метаграмму (meta - между, gramma - буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале «Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье». Российская история метаграммы пока изучена недостаточно, однако известны своими оригинальными метаграммами Р. Вердин, О. Степанов, Е. Ефимовский.

Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».



Предлагаются следующие фразы:



Команда 1.

  1. Я цвет одинаковый часто имею: 
    и с Г зеленею, и с К  зеленею.
    Но с Я: вам со мною рискованно быть:
    могу и до слёз довести, и убить.
    Лук - луг

  2. С К - для тенниса я нужен,
    С Т - я сладок и красив снаружи.
    Корт - торт

  3. С Т - его прочтём,
    с Д - мы в нём живём.
    Том - дом

  4. Когда меня ты открываешь,
    Обычно воду наливаешь.
    Но Н на Б смени скорей -
    И обитатель я морей.
    Кран - Краб

  5. С буквой Щ - на самом деле
    Я на службе у Емели.
    М поставь на это место:
    Без меня не будет теста.
    Щука – мука

  6. С В - у птиц найдёшь,
    С Ч - замок им отопрёшь.
    Клюв – ключ

Команда 2.

  1. С Г - к вам на праздник придёт,
    А вот с К - лишь собачка грызёт.
    Гость - кость

  2. С М я сладкая,
    С К я горькая.
    Малина - калина

  3. Кто с У - ползучий,
    А с Ё - колючий?
    Уж - ёж

  4. С Б я - хвойный лес,
    С В  - в чужой карман залез.
    Бор - вор

  5. С И - фонтан пускает,
    Сливки с О лакает. Кит - кот

  6. Я в геометрии фигура,
    Но не овал и не квадрат.
    Но К  на Д  смени скорее,
    И ты мне будешь страшно рад.
    Круг - друг


Преподаватель: Уважаемые эксперты, можете ли вы подвести итог конкурса и назвать общий итог за все конкурсы? Эксперты говорят о результатах конкурса.

Оценка экспертов.


Седьмой конкурс пословиц и поговорок о языке. Последнее задание «Народная мудрость о русском языке».

Задачи:

  1. тренировка памяти, внимания;

  2. оценивание качества речи;

  3. эрудиция участников команд.

Преподаватель: Теперь нашим командам предстоит вспомнить русские пословицы и поговорки о языке и на основе их составить народные советы «Почему важно знать родной язык». Подготовьте 10 пословиц и поговорок о язык, например:

Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Без русского языка не одолеешь самого опасного врага.

Говори с другими поменьше, а с собою побольше!

Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!

Жало остро, а язык — острей того.

За твоим языком не поспеешь босиком.

За словом в карман не полезет.

У языка зубы да губы два замка.

Когда голова думает, язык отдыхает.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает (пожинает).

Мал язык, да всем телом владеет.

На языке медок, а на сердце ледок.

Не спеши языком, торопись делом.

Никто за язык не тянет.

Один говорит – красно, двое говорят – пестро.

Острый язык змею из гнезда выманит.

Русский язык сила слабого!

Русский язык с Богом беседует.

Русский язык – горами качает. Языком, что рычагом.

Русский язык – стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.

Русский язык поит и кормит, и спину порет.

Работа с зубами, а лень с языком.

Язык без костей – мелет.

Языком не спеши, а делом не ленись.

Язык болтает, а голова не знает.

Язык ворочатся, говорить хочется.

Язык враг: прежде ума глаголет.

Языком болтай, а рукам воли не давай.

Язык до Киева доведет (и до кия, т.е. до палки, побоев).

Язык языку весть подает.

Наш родной язык один, и в будни и в праздник.

Кто русским языком владеет, тот большую силу имеет.

Слова русские не говорят, а правду сказывают.

Русское слово несется не изнови – исстари.

Время выполнения – 3 мин.

Давайте послушаем команды. Читать нужно выразительно, обязательно аргументируйте свои советы. А наши эксперты оценивают народные советы о русском языке и объявят результат последнего конкурса и общий счет игры.

Эксперты снова подводят счет голосов и объявляют итоги. Награждение победителей.

VI. Итог урока-соревнования. Заключительное слово преподавателя: Чтобы в знаниях не было пробелов, чтобы на любой вопрос вы знали ответ, обращайтесь чаще к книгам, к справочной литературе. Мы с вами убедились, сколько интересного в нашем языке, сколько важных открытий в науке о русском языке – лингвистике. Мы знаем наш язык и любим его!

Преподаватель: Так давайте уважать, ценить, любить, наш великий русский язык!

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Это клад, это достояние! Обращайтесь бережно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии творить чудеса!

И.Тургенев

И помните: наш родной язык один, и в будни и в праздник!

До новых встреч! Всех с праздником – Днем Российской науки! Интересных вам открытий!!!

Список использованной литературы


  1. Люстрова З.Н. , Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. - М.: «Знание», 1978

  2. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. - Волгоград: Учитель, 2008.

  3. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: к учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой «Русский язык 10-11 класс» / Составитель В.П. Сычева, - М.: Издательство « Экзамен», 2007.























Приложение 1.

Критерии оценивания ответов команд (максимальный балл - 3)

  1. Общая эрудиция участников команд.

  2. Сообразительность, смекалка.

  3. Полнота и глубина знаний.

  4. Умение использовать знания на практике.

  5. Адекватность сознания и поведения.

  6. Развитость воображения, наблюдательности.

  7. Творчество в деятельности. Творческий характер: нестандартность и оригинальность ответов.

  8. Умение организовать коммуникацию (обмен информацией) между членами команды.

  9. Взаимодействие всех членов команды.

  10. Активность всех членов команды.

  11. Мотивация участия в игре, выполнения заданий членами команды.

  12. Проявление эмоций, чувств.

  13. Стремление к анализу, обобщению и другим мыслительным операциям.

  14. Самооценка участниками команд своей деятельности.

  15. Отсутствие фактических ошибок.

  16. Грамотность: за каждую речевую и орфографическую ошибку снимается 1 балл; максимальный балл не ставится, если в работе имеются исправления на месте орфограммы.

  17. Содержание ответов: отсутствие необоснованных отступлений от темы вопроса; полнота и глубина ответа; аргументированность суждений; логичность; связность.

  18. Речевое оформление: богатство и выразительность речи (объем активного словарного запаса, разнообразие грамматических конструкций); уместность речи; правильность речи (соблюдение норм русского языка: оценка снижается на 1 балл за каждую ошибку).















Приложение 2.

Второй конкурс. «Разминка «Что за наука?».

Задание. Выбрать правильный вариант ответа

  1. Наука о звуке

а) статистика,

б) звукология,

в) акустика

2. Наука о рыбах

а) ихтиология,

б) миология,

в) этнология

3. Наука, изучающая влияние звёзд

а) астрология,

б) астрономия,

в) звездочётство

4. Наука о наследственности человека –

а)физиология,

б)психология,

в)генетика

5. Наука о птицах

а)методология,

б)орнитология,

в)энтомология

6. Наука, изучающая древних вымерших животных

а)геокриология,

б)лингвистика,

в)палеонтология

7. Наука о пещерах

а) краеведение,

б) спелеология,

в) селенология

8. Наука о полезных ископаемых

а)география,

б)геодезия

в) геология

9. Наука, изучающая поведение и эмоции человека в различных ситуациях.

а) психология,

б) педагогика,

в) психиатрия








Второй конкурс. «Разминка «Что за наука?».

Задание. Выбрать правильный вариант ответа

  1. Наука о звуке

а) статистика,

б) звукология,

в) акустика

2. Наука о рыбах

а) ихтиология,

б) миология,

в) этнология

3. Наука, изучающая влияние звёзд

а) астрология,

б) астрономия,

в) звездочётство

4. Наука о наследственности человека –

а)физиология,

б)психология,

в)генетика

5. Наука о птицах

а)методология,

б)орнитология,

в)энтомология

6. Наука, изучающая древних вымерших животных

а)геокриология,

б)лингвистика,

в)палеонтология

7. Наука о пещерах

а) краеведение,

б) спелеология,

в) селенология

8. Наука о полезных ископаемых

а)география,

б)геодезия

в) геология

9. Наука, изучающая поведение и эмоции человека в различных ситуациях.

а) психология,

б) педагогика,

в) психиатрия








Третий конкурс «Ученые-лингвисты»

Задание. Назвать выдающихся ученых-лингвистов и их труды (какой вклад они внесли в науку-лингвистику).

Например: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка - эту фразу придумал Л.В.Щерба для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять по его морфологии. Эта фраза не имеет смысла. Она просто демонстрирует, что можно узнать часть речи (прилагательное, существительное, наречие, глагол) по его признакам (окончаниям, суффиксам). Фраза Щербы, ставшая знаменитой далеко за пределами лингвистики.













































Третий конкурс «Ученые-лингвисты»

Задание. Назвать выдающихся ученых-лингвистов и их труды (какой вклад они внесли в науку-лингвистику).

Например: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка - эту фразу придумал Л.В.Щерба для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять по его морфологии. Эта фраза не имеет смысла. Она просто демонстрирует, что можно узнать часть речи (прилагательное, существительное, наречие, глагол) по его признакам (окончаниям, суффиксам). Фраза Щербы, ставшая знаменитой далеко за пределами лингвистики.












































Четвертый конкурс капитанов «Лингвистические шарады»

Задание. Разгадайте шарады. Ответ написать в скобках.

1. В списке вы мой обнаружите корень,

суффикс – в собрании встретите вскоре,
в слове рассказ вы приставку найдёте,
в целом – по мне на уроки пойдёте. (____________________)

2. Корень мой находится в цене,
в очерке найди приставку мне,
суффикс мой в тетрадке все встречали,
весь же – в дневнике я и в журнале. (____________________)

3. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (_____________________)

4. Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица. (___________________)

5. Мой первый слог – местоимение,

Второй же – времяисчисление,

Я третий слог из азбуки несу,

А целое сорвете вы в лесу. (________________________)

Четвертый конкурс капитанов «Лингвистические шарады»

Задание. Разгадайте шарады. Ответ написать в скобках.

1. В списке вы мой обнаружите корень,

суффикс – в собрании встретите вскоре,
в слове рассказ вы приставку найдёте,
в целом – по мне на уроки пойдёте. (____________________)

2. Корень мой находится в цене,
в очерке найди приставку мне,
суффикс мой в тетрадке все встречали,
весь же – в дневнике я и в журнале. (____________________)

3. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (_____________________)

4. Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица. (___________________)

5. Мой первый слог – местоимение,

Второй же – времяисчисление,

Я третий слог из азбуки несу,

А целое сорвете вы в лесу. (________________________)

Шестой конкурс «Метаграммы». Команда№1

Задание. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка». Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв.

Я цвет одинаковый часто имею: 
и с Г зеленею, и с К  зеленею.
Но с Я: вам со мною рискованно быть:
могу и до слёз довести, и убить. ______________________




С К - для тенниса я нужен,
С Т - я сладок и красив снаружи. __________________________




С Т - его прочтём,
с Д - мы в нём живём. ___________________


Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но Н на Б смени скорей -
И обитатель я морей. ______________________


С буквой Щ - на самом деле
Я на службе у Емели.
М поставь на это место:
Без меня не будет теста. ________________________


С В - у птиц найдёшь,
С Ч - замок им отопрёшь. __________________________





Шестой конкурс «Метаграммы». Команда№2

Задание. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка». Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв.



С Г - к вам на праздник придёт,
А вот с К - лишь собачка грызёт. ________________________________



С М я сладкая,
С К я горькая. _______________________________________




Кто с У - ползучий,
А с Ё - колючий? ________________________________________



С Б я - хвойный лес,
С В  - в чужой карман залез. ____________________________________



С И - фонтан пускает,
Сливки с О лакает. _________________________________________________

Я в геометрии фигура,
Но не овал и не квадрат.
Но К  на Д  смени скорее,
И ты мне будешь страшно рад. ___________________________________


Седьмой конкурс пословиц и поговорок о языке

«Народная мудрость о русском языке»

Задание. Напишите 10 пословиц и поговорок о русском языке, например:

Русский язык сила слабого!

Русский язык с Богом беседует.

Язык языку весть подает.

Кто русским языком владеет, тот большую силу имеет.

Слова русские не говорят, а правду сказывают.

Русское слово несется не изнови – исстари.

Время выполнения – 3 мин.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.




Седьмой конкурс пословиц и поговорок о языке

«Народная мудрость о русском языке»

Задание. Напишите 10 пословиц и поговорок о русском языке, например:

Русский язык сила слабого!

Русский язык с Богом беседует.

Язык языку весть подает.

Кто русским языком владеет, тот большую силу имеет.

Слова русские не говорят, а правду сказывают.

Русское слово несется не изнови – исстари.

Время выполнения – 3 мин.

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.




10






Приложение 3.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!