СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заочная экскурсия «По тургеневским местам. Дом в Москве на Остоженке» (разработка)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

9 ноября 2023 года исполнилось 205 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883), который принадлежит к тем великим писателям, чьи творения сыграли громадную роль в духовном развитии русского общества, обогатили отечественную и мировую культуру.

Материал «По тургеневским местам. Дом в Москве на Остоженке» (презентация и текст) позволит совершить заочную экскурсию в дом, связанный с жизнью и творчеством И.С.Тургенева.

Просмотр содержимого документа
«Заочная экскурсия «По тургеневским местам. Дом в Москве на Остоженке» (разработка)»

Мы оказываемся с вами в Москве на одной из самых дорогих улиц столицы Остоженке, которая сейчас приобрела современный и даже фешенебельный вид. И этот одноэтажный, шитый деревом особнячок в семь окон по главному фасаду особенно привлекает внимание прохожих. Колонны портика с типичными для архитектуры первой трети XIX века ионическими капителями, украшенными лепными грифонами, старый сад позади дома…

Дом этот известен москвичам как усадьба, в которой в середине XIX века жила Варвара Петровна Лутовинова, матушка великого русского писателя И.С. Тургенева, и где неоднократно у нее гостил сам Иван Сергеевич. Об этом свидетельствуют и памятные доски, расположенные на фасаде. Народная молва называет его еще «домом Муму». Именно он описан в знаменитой тургеневской повести, а прототипом своенравной барыни, заставившей дворника Герасима избавиться от «вредной собачонки», была сама Варвара Петровна – в жизни такая же властная крепостница. Эту московскую усадьбу мать Тургенева снимала в течение десяти с лишним лет, здесь прошли ее последние дни. А Иван Сергеевич гостил здесь, приезжая в Москву. Из письма Варвары Петровны сыну Ивану: "У меня прекрасный маленький московский дом, ... в котором воздух всегда ровен, тепло, светло, сухо, покойно".

Музей здесь открылся лишь в 2009 году, а через девять лет, после масштабной реконструкции, его открыли ещё раз - как раз к 200-летию писателя.

Здание отреставрировали, воссоздали историческую планировку дома - теперь он выглядит так, как при И.С. Тургеневе. Более 1000 экспонатов музея были приобретены для этого музея на аукционах или получены в дар. Большинство из них - это подлинные вещи 1-й половины XIX столетия, среди которых немало мемориальных предметов.

Сегодня в Доме-музее открыто 12 залов, которые расскажут посетителям об истории создания особняка и Варваре Петровне Тургеневой - одной из его хозяек, об основных этапах жизни писателя: от детских лет до последних дней.

В парадной анфиладе залов разместилась выставка «Мир остоженского дома», рассказывающая историю дома на Остоженке, Москвы тургеневского времени. Интерактивная карта Москвы 1842 года знакомит посетителей с наиболее важными тургеневскими адресами.

II зал. Повесть И.С. Тургенева «Муму» 

Опубликованный в журнале «Современник» в 1854 году рассказ «Муму» начинается с описания дома на Остоженке: «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней». По словам воспитанницы В.П. Тургеневой Вареньки Богданович (Житовой), его события «не есть вымысел». В имении Варвары Петровны Тургеневой служил немой дворник по имени Андрей — прототип Герасима. Ему пришлось утопить свою собаку, чтобы выполнить требование хозяйки. Однако, согласно мемуарам сестры Тургенева Варвары Житовой, эта «печальная драма» в реальности закончилась по-другому: дворник не вернулся к себе в деревню. «Привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой ее смерти служил ей и, кроме нее, никого своей госпожой признавать не хотел».

Иллюстрации художников XIX–XX веков, предметы быта того времени раскрывают мир тургеневского произведения.

IV зал. Мир России, Москвы, семьи

Экспозиция рассказывает о Москве и России первой половины XIX столетия. Большой зал парадной анфилады Тургеневы чаще всего использовали как столовую: здесь Варвара Петровна устраивала детские праздники для своих воспитанниц, Варварины именины, «рауты» для московских друзей Ивана Сергеевича.

В зале представлены изображения Москвы и Петербурга того времени. В Москве проходят годы учебы будущего писателя, он встречает первую любовь, появляются первые произведения, первые театральные постановки, издания книг. На берегах Невы состоялась встреча с французской певицей Полиной Виардо, ставшая знаковой в его судьбе. В северной столице Иван Сергеевич несколько раз видел Пушкина, которому поклонялся всю свою жизнь.

V зал. Гостиная. Мир матери

Экспозиция размещается в гостиной, где В.П. Тургенева любила проводить время за чаем, картами, чтением. В комнате, украшенной цветами, по моде того времени стоит мебель с цветочной обивкой, представлены разнообразные декоративные предметы: натюрморты с букетами, сонетка с вышитыми растениями, вазы и кашпо с цветочной росписью. Жардиньерка с зеленью отделяет «читальный кабинет» Варвары Петровны. На столике — книги: «Евгений Онегин» и исторический роман А. Коцебу «Подземный ход». Интерьер украшен музыкальной механической игрушкой «Клетка с поющими птицами».

VI зал. Мир хозяйки 

В этом зале парадной анфилады находилась спальня и кабинет хозяйки дома. Центральное место занимает портретная миниатюра В. П. Тургеневой — одно из немногих ее изображений, сохранившихся до наших дней. Иконы и картины на библейские сюжеты свидетельствуют о том, что Варвара Петровна считала себя истинно верующим человеком. Библия, Псалтырь составляли неотъемлемую часть ее жизни, ее настольной книгой в те годы был трактат Фомы Кемпийского «Подражание Иисусу Христу».

Спальня Варвары Петровны. Никакой роскоши, всё скромно.

VII зал. Гардеробная. Мир женщин остоженского дома 

Досуг обитательниц дома заполняло вышивание «милых пустячков» бисером или по канве. Несмотря на властный и даже деспотичный характер В. П. Тургеневой, мир ее частной жизни по преимуществу оставался женским. В. Житова вспоминала: «как старушку я ее знала почти красивою, всегда прекрасно, изящно одетою: чепчики из дорогого тюля, с густой оборкой и кокетливым цветным бантом сбоку. Капоты ее были причудливых, но изящных фасонов...». Образцы женского и мужского платья XIX века напоминают о том, что и сам Иван Сергеевич в одежде всегда следовал последней моде. 

VIII зал. Мир московского детства и отрочества И.С. Тургенева. Годы учебы

Зал посвящен детским и юношеским годам И.С. Тургенева, проведенным в Москве, его обучению в университетах России и Германии.

В России XVIII-XIX веков воспитание дворян имело огромное значение. Поскольку дворяне являлись высшим сословием, то и воспитанию их, а также образованию уделялось самое пристальное внимание. Основы воспитания дворян, заложенные ещё при Петре I, предусматривали, что достоинство дворянина напрямую зависит от его образования. Поскольку службу несли лица мужского пола, то и воспитанию мужскому уделялось больше внимания, чем женскому, ведь дворянин на службе представлял не только себя, но и весь свой род. Немаловажное значение в воспитании имели различные игры. В играх у детей развивалась выдержка, смекалка, ловкость и сообразительность.

Г.А. Евреинов в книге «Прошлое и настоящее русского дворянства» отмечает: «Детством у дворян считался период до 7 лет. Дворянину не подобало выражать свои эмоции, он должен был вести себя статно, смиренно, поэтому ребёнок до 7 лет и не считался полноценным носителем дворянского статуса. В маленьком дворянине воспитывали чувство долга не только перед своим Отечеством, но и перед своей семьёй».

В семье Тургеневых, как известно, было три сына. Старший – Николай, средний – Иван и младший – Сергей. Поэтому значительное внимание уделялось их физическому воспитанию. Мальчиков готовили к военной службе: фехтование, танцы, плавание, гимнастика, охота, верховая езда. Как отмечает Б.В. Богданов, «В то время всерьёз считали, что храбрость можно воспитать, поэтому верховая езда была упражнением, направленным не столько на развитие каких-то физических качеств, а на развитие смелости».

Особое значение в воспитании будущих офицеров имели настольные военно-стратегические игры. И.С. Тургенев вспоминал: «Нас было трое братьев. Из них у меня и у старшего брата было воображение довольно сильное, у младшего меньше. У нас существовала, как сейчас помню, игра. Был целый архипелаг островов. Я даже помню имена. У каждого из нас было по острову. Я был королём на одном из них, на другом брат – великим герцогом и пр. Острова вели между собою войны. Происходили битвы, одерживались победы. Раз мне пришлось, помню, писать историю островов, и я написал вот такую толстую тетрадь. Когда я начал читать её братьям, то в тех местах, где я дополнял историю воображением, братья меня останавливали: “Нет, нет, не так!” Затем я должен был нанести эти острова на карту и до сих пор помню форму этих островов. После я не раз спрашивал брата, кто сочинил эту игру, этих королей и прочее. Он не знал. Сам я тоже не знал, кому это пришло в голову. Точно всё это с неба свалилось готовым, как предание, создалось помимо нашей воли».

Закончив частный пансион, Тургенев поступил в Московский университет в возрасте пятнадцати лет. Год спустя вместе с отцом он переезжает в Санкт-Петербург. Портрет Гоголя висит неспроста именно в этом зале: Николай Васильевич преподавал историю студенту Тургеневу. Юношу знакомят с В.А. Жуковским, он встречается с М.Ю. Лермонтовым, профессору А.В. Никитенко отдает на суд свои первые поэтические опыты. Начинает формироваться круг литературного общения будущего писателя. Изучение философии, истории и филологии в Берлине завершает его образование.

А теперь мы заглянем в тургеневские комнаты - их Варвара Петровна обустраивала для сына Ивана. Для этого поднимемся на второй этаж – антресоли с уютными небольшими комнатами.

Х зал. Мемориальный кабинет И.С. Тургенева

Экспозиция расположена в мемориальной комнате на антресолях, где в 1840-е — начале 1850-х годов, останавливаясь у матери, жил И. С. Тургенев, и посвящена «остоженскому» десятилетию жизни писателя. Сочинения Ж. Санд, М. Монтеня, И. К. Лафатера, П. Г. Фихте, И. Ф. Шиллера, портреты и бюсты знаменитых писателей очерчивают круг чтения молодого человека. Среди его московских друзей и знакомых — историк литературы, профессор словесности Московского университета С. П. Шевырев, литературный критик и переводчик В. П. Боткин, писатели- славянофилы А. С. Хомяков и К. С. Аксаков, историк Т. Н. Грановский…

На одной из стен, на ковре, висят ружья с охотничьей сумкой. Они напоминают об одном из главных увлечений Тургенева. Ковëр тоже не так прост: по преданию, он и при жизни писателя находился в этом доме.

XII Зал. Последние годы 

1870-е годы стали временем настоящего триумфа И. С. Тургенева. В России он избирается членом-корреспондентом императорской Академии наук, Оксфордский университет присуждает ему степень доктора гражданского права. Его произведения переводятся практически на все европейские языки.

В витринах зала можно увидеть прижизненные публикации романов «Дым» (1867) и «Новь» (1877), познакомиться с материалами, посвященными участию И. С. Тургенева в торжествах по случаю открытия памятника А. С. Пушкину в Москве в 1880 году. На портрете работы Ф. Е. Бурова Иван Сергеевич запечатлен в последний год жизни. Писатель умер 22 августа (3 сентября) 1883 года в местечке Буживаль под Парижем. Посмертная гипсовая маска и слепок руки выполнены по модели скульптора П. Н. Тургенева.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!