СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заочная литературная викторина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная заочная литературная викторина позволит ознакомиться с представителями Пензенского края в мире литературы.

Просмотр содержимого документа
«Заочная литературная викторина»










Заочная литературная викторина, посвященная жизни и творчеству пензенских писателей и поэтов – юбиляров 2016 года


















Выполнила:

Баранова Полина Дмитриевна, 1999 года рождения,

10 Б класс МБОУ гимназия № 1, тел.89374103733

Преподаватель: Егайлова Наталья Евгеньевна











Кузнецк, 2016

1. 9 декабря 1864 года через три года после своей отставки с поста тверского вице-губернатора Михаил Евграфович Салтыков снова поступил на службу. Он подал прошение министру финансов об определении его на открывшуюся вакансию председателя казенной палаты в Полтаве, но получил на значение на эту же должность в Пензу. Казенная палата — губернский орган министерства финансов по департаменту государственного казначейства —ведала делами по казенным расходам и доходам в губернии, по собиранию в казну податей и сборов, тяжебные дела, сопряженные с казенным интересом, и т. п. Председатель, или, как его затем переименовали, управляющий казенной пала той, считался вторым после губернатора лицом в провинциальной администрации. (А.Храбровицкий. Салтыков-Щедрин в Пензе.)


2. Как председатель казенной палаты Салтыков-Щедрин часто бывал в Чембаре (ныне Белинский), Мокшане, Нижнем-Ломове, Керенске (ныне Вадинск), Наровчате, Городище,а также в Краснослободскее, Инсаре и Саранске, которые в то время входили в состав Пензенской губернии.


3. По воспоминаниям сына Салтыкова-Щедрина однажды Михаил Евграфович получил выговор в письменной форме за «невиданную дерзость». Как-то поздно вечером он зашел в казенную палату и застал в канцелярии спящего над неоконченной работой «министерского писца». Салтыков-Щедрин не стал его будить, а тихонько взял бумаги и ушел. Приехав домой, он, ввиду того, что бумага была срочная, и что почта отходила из Пензы как раз на следующий день, лично вписал конец донесения в начатую работу писца. А так как почерк у председателя казенной палаты был малопонятный, а начало работы было написано каллиграфически, то вышло очень оригинально. Получив этот документ, чиновники в министерстве финансов были поражены и вынесли Салтыкову-Щедрину письменный выговор. На обороте этой бумаги тот написал: «угрозами не руководствуюсь» и, подписав, отослал ее обратно в Петербург.


4. Для повышения культурного уровня служащих пензенской казенной палаты М.Е.Салтыков-Щедрин создал при казенной палате библиотеку для служащих.


5. Пензенские впечатления М.Е.Салтыкова-Щедрина нашли отражение в таких его произведениях, как «Письма о провинции», «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонские рассказы», «История одного города». Правда, их трудно выделить, так как они отразились в форме сатирических обобщений и типов. Например, в «Письмах о провинции» Щедрин пишет: «Кто поверит, например, чтобы в губернии мог занимать видное место и виртуозничать человек, значащийся по всем документам умершим?» Пенза здесь не названа, но именно такой случай был в Пензе при губернаторе Панчулидзеве, скрывавшем под видом умершего своего приближенного от суда.

В «Помпадурах и помпадуршах» в очерке «Сомневающийся» имеется такое место: «Он еще в кадетском корпусе слышал, что есть на свете явление, именующееся «борьбою с законом». Что многие боролись успешно, но многие же и изнемогали в этой борьбе. Так, например, один губернатор более двух десятилетий боролся, и даже чуть было не победил, но приехал ревизор и сразу заставил победителя положить оружие». Это также, несомненно, о Панчулидзеве, правившем в Пензе 28 лет и отставленном после ревизии сенатора Сафонова.

Во многих произведениях Салтыкова-Щедрина Пенза обозначена как город П*** Именно в Пензе стали складываться у М. Е. Салтыкова-Щедрина «Очерки города Брюхова». Видимо, то, «как ели в Пензе», настолько поразило Михаила Евграфовича, что в его многочисленных сочинениях, где упоминается город Пенза, присутствует «гастрономическая» тема.

В рассказе «Приятное семейство» эта тема продолжается: «В П*** вас сразу ошибает запах еды, и вы делаетесь невольно поборником какой-то особенной религии, которую можно назвать религией еды». Приезжий в П*** скоро не выдерживает натиска и всеобщности этого «культа», «сдается» и восклицает: «Мамон, я твой! я твой — навсегда!».

В этом же рассказе Салтыков-Щедрин пишет о распространении «пагубных, потрясших Западную Европу идей», которые «с особенною силой действовали между воспитанниками местной гимназии» (чуть ниже она названа «П—ской гимназией»). Этот момент можно связать с Пензой , так как здесь речь идет о внимании, проявленном органами политической полиции к пензенской гимназии в связи, с тем, что стрелявший в 1866 году в Александра II Каракозов был воспитанником пензенской гимназии, так же как ряд членов революционного кружка, к которому принадлежал Каракозов, в том числе и руководитель кружка — Ишутин.

Намеки на эти злободневные политические события 60-х годов введены и в рассказ «Испорченные дети». Писатель в этом рассказе дает также едкую сатиру на жизнь пензенского общества, обращает свой взор на времяпровождение пензенских жителей (Пенза здесь также обозначена как город П***.

Выразительный образ пензенского дворянина Вани Поцелуева сатирик нарисовал в очерках «В больнице для умалишенных», продолжающих «Дневник провинциала в Петербурге». «Поцелуев! не пензенский ли? не сын ли корнета Петра Ивановича Поцелуева? – Он пензенский, и, вероятно, сын того Поцелуева, которого вы знаете, потому что его зовут Иваном Петровичем», - эта деталь также указывает на связь с Пензой, так как в еще в рассказе «Приятное семейство» говорится, что город П*** «был сплошь населен отставными корнетами». В «Дневнике провинциала...» и его незаконченном продолжении «В больнице для умалишенных» «отставные корнеты» раскрываются как «пензенские корнеты».

Но в ряде случаев пензенская действительность у Салтыкова-Щедрина не обозначена прямо, а только угадывается, например, в «Пошехонских рассказах» есть характеристика пензенского дворянства, наблюдения о пореформенной жизни и быте крестьян. Эти наблюдения легли также в основу цикла фельетонов «Круглый год», очерков «Глуповское распутство», «За рубежом».


6. Актуальные цитаты из произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:

Пошлость имеет громадную силу; она всегда застает свежего человека врасплох, и, в то время как он удивляется и осматривается, она быстро опутывает его и забирает в свои тиски («Господа Головлевы»).

Серьезный труд не приходит сам собой, а дается только упорному исканию и подготовке, ежели и не полной, то хотя до известной степени помогающей исканию («Господа Головлевы»).

У кого, дело есть, да кто собой управлять умеет — тот никогда скуки не знает («Господа Головлевы»).

Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь («Господа Головлевы»).

Родители могут судить детей; дети же родителей — никогда («Господа Головлевы»).

Проведя более тридцати лет в тусклой атмосфере департамента, он приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтобы хотя одна минута его жизни оставалась свободною от переливания из пустого в порожнее («Господа Головлевы»).

У кого совести нет,для того все законы открыты,а у кого есть совесть,для того и закон закрыт («Господа Головлевы»).

Перед таким непреоборимым пустословием оставалось только покориться («Господа Головлевы»).

В нужде и кулик соловьем свищет («Господа Головлевы»).

У ней была в распоряжении громадная сила: упорство тупоумия («Господа Головлевы»).

Не купи двора, а купи соседа («Господа Головлевы»).

Между тем измена не дремала («История одного города»).

Успех никогда не обходится без жертв, и если мы очистим остов истории от тех лжей, которые нанесены на него временем, то в результате всегда получится только большая или меньшая порция «убиенных» («История одного города»).

Отсутствие единомыслия может в самих обывателях поселить недоумение и даже многомыслие («История одного города»).

«Просвещение» полезно только тогда, когда оно имеет характер непросвещенный («История одного города»).

От иронии до крамолы - один шаг («История одного города»).

Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд («История одного города»).

Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом («История одного города»).

Градоначальник не столько сражался, сколько был сражаем («История одного города»).

Идея отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных — предостерегает от множества гнусностей, которые без нее, несомненно, были бы совершены («Убежище Монрепо»).

Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной («Убежище Монрепо»).

На свете существует множество всяких слов, но самые опасные из них — это слова прямые, настоящие («Вяленая вобла»)

Ежели у кого совесть, вместе с прочей требухой, из нутра вычистили, у того робости и в заводе нет, а зато камней — полна пазуха («Вяленая вобла»).

Единственный целесообразный прием, при помощи которого мы можем прийти к какому-нибудь результату, представляют ежовые рукавицы («Вяленая вобла»).

Карасем зовется, а об ухе не слыхал! («Карась-идеалист»).

Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать («Книга о праздношатающихся»).

Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать? (очерк «Новый нарцисс, или влюбленный в себя»).

Великие предприятия, как и великие мысли, в тишине зреют («Пошехонские рассказы»).

Виноват тем, что сунулся на глаза начальнику не вовремя; потому что ведь и он тоже человек и по временам имеет надобность в уединении («Помпадуры и помпадурши»).

Но что же может быть покладистее, уживчее и готовнее хорошего, доброго взяточника? Ради возможности стянуть лишнюю копеечку он готов ужиться с какою угодно внутренней политикой, уверовать в какого угодно Бога («Помпадуры и помпадурши»).

Это не граждане, а бесполезные пискари («Премудрый пискарь»).

Когда у орлов кровь закипает, то они педагогические приемы от крамолы отличать не умеют («Орел-меценат»).

То ли просвещение для орлов вредно, то ли орлы для просвещения вредны («Орел-меценат»).

Он, собственно говоря, не был зол, а так, скотина («Медведь на воеводстве»).

Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят («Медведь на воеводстве»).


7. Александра Петровна Анисимова с 1924 г. работала в Ульяновске репортером газеты «Пролетарский путь». Любовь к природе, к сельским людям с их песнями и сказками потянула писательницу из города в деревню, и Анисимова в 1935 году переехала в город Каменку, где стала работать в районной газете.


8. С 1935 года жизнь А.П.Анисимовой неразрывно связана с Пензенской областью. Сначала она жила и работала в районном городе Каменка, затем в посёлке Башмаково. В 1938 году Анисимова перебралась в село Поим Белинского района, недалеко от лермонтовской усадьбы Тарханы, где трудилась в газете “Сталинское знамя”. Александра Петровна прожила в Поиме около 15 лет. В 1952 году Анисимова уехала из Поима в Пензу. Последние годы жизни А.П.Анисимова провела в г.Пенза, работая в альманахе «Земля родная».


9. В 1943 г. пензенское издательство выпустило первый сборник А.П.Анисимовой «Песни про войну».


10. Несколько А.П.Анисимовой песен вошли в репертуар Государственного хора имени Пятницкого. Это «Комбайн косит и молотит», «Что за небо голубое», «Частушки о лесонасаждении».


11.


12. Важную роль в работах Белинского играли вступления, в которых критик подводил читателя к мысли о том, какое общественно-политическое, этическое или эстетическое значение имеет рассматриваемое произведение. Сам Виссарион Григорьевич называл их «предварительные объяснения».


13. Имя Белинского долгое время было под запретом. Н.А.Некрасов считается одним из первых, кто решился его публично упомянуть. Сначала на свет появилась поэма, посвященная критику. Затем Некрасов напечатал стихотворение «Памяти приятеля», впоследствии переименованное в «Памяти Белинского».


14. Осенью 1834 г. Белинский в течение нескольких месяцев печатал в газете «Молва» свою первую дебютную критическую статью «Литературные мечтания», с которой и начинается его настоящая литературная деятельность. В ней Белинский впервые в русской критике сделал попытку показать литературный процесс в развитии противоборствующих тенденций, в борьбе мнений и направлений. Литература стала рассматриваться как составная часть культуры и развития общества в целом.


15. «На горизонте нашей поэзии взошло яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. Мы говорим о Михаиле Юрьевиче Лермонтове», - писал Белинский, который один из первых отметил талант Лермонтова, первый оценил его по достоинству, определив его место в истории русской литературы. В его представлении Лермонтов всегда оставался третьим после Пушкина и Гоголя, русским поэтом, призванным выразить в поэзии «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».


16. Автором всех представленных афоризмов является В.Г.Белинский.

«Поэзия есть высший род искусства» - цитата из статьи Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»;

«Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются – и старые, и малые» - цитата русского критика из рецензии на книгу Владимира Одоевского «Детские сказки дедушки Иринея»

«Величайшее сокровище – хорошая библиотека. - писал В.Г.Белинский - Умножай свою библиотеку, - но не для того, чтобы иметь много книг, но чтобы просвещать свой разум, образовывать сердце, чтобы творческими произведениями великих гениев возвышать свою душу».


17. 28 февраля 2016 года пензенская поэтесса Лариса Яшина отмечала свой 75-летний юбилей.


18. Писать стихи Лариса Яшина начала, когда училась в третьем классе. Весной 1953 года в районной газете «За высокий урожай!» Путятинского района Рязанской области было опубликовано ее первое стихотворение.


19. Поэма Ларисы Яшиной, написанная к 250-летию со дня рождения А.Н.Радищева, называется «Свет от света».


20. После выхода на пенсию Лариса Ивановна Яшина работала в Объединении литературных музеев Пензенской области и Пензенской областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова.


21. Фрагмент стихотворения Ларисы Яшиной, посвящённого пензенцам — участникам Великой Отечественной войны увековечен на двух воинских мемориалах в России — в Пензе и Зеленограде.

«Колонны шли за горизонт,

Где ты, земляк наш, только не был…

Отсюда начинался фронт,

Отсюда виделась Победа»

Этот фрагмент стихотворения Ларисы Яшиной выбит на памятном знаке, который представляет собой раскрытую книгу, установленном рядом с памятником «Проводы» в городе Пензе. Этот памятник располагается на месте, где в годы Великой Отечественной войны находился призывной пункт. С этого призывного пункта ушли на фронт свыше шести тысяч пензенцев.

В Зеленограде, аналогичный фрагмент стихотворения Ларисы Яшиной выбит на гранитной стеле, которая привезена из Пензы и установлена возле памятного знака «Рубеж-41» — рядом с Ленинградским шоссе, в месте ожесточённых сражений Московской битвы. Инициатива установки в Зеленограде этой стелы выдвинута ветеранами 354-й стрелковой дивизии, формировавшейся в Пензе и героически сражавшейся с противником в боях за деревню Матушкино в 1941 году на территории современного Зеленограда.


22. В. О. Ключевский родом из духовного сословия – предки его принадлежали к бедному сельскому духовенству. Прадед Ключевского, Степан Иванов, дьячок церкви села Ключей Чембарского уезда Пензенской губернии и дед Василий Степанов, дьячок, позже дьякон церкви того же села, еще не носили фамилию «Ключевский», а заменяли ее отчеством, что было в обычае того времени. Фамилию же получил отец историка Иосиф (в просторечии Осип) в Нижнеломовском приходском училище. Смотритель училища изобрел для него фамилию, произведя ее от названия села, где служил дьяконом отец мальчика.


23. Однокашники по пензенской духовной семинарии называли Василия Ключевского Филаретом (по имени московского митрополита ) и Златоустом, так как он был гордостью учебного заведения: учился блестяще и поражал учителей и товарищей удивительными успехами и знаниями, приобретенными в результате непрерывного чтения.


24. Дядю (мужа сестры матери) В.О.Ключевского звали Иван Васильевич Европейцев. Он был священником Боголюбской церкви города Пензы и поощрявший в племяннике желание учиться в университете.


25. С 13 лет Ключевский начал зарабатывать деньги. Он давал частные уроки, приобретая педагогический опыт.


26. Магистерская диссертация В.О. Ключевского называлась "Древнерусские жития святых как исторический источник"


27. С 1872 года Василий Осипович Ключевский состоял преподавателем трех учебных заведений: Александровского военного училища, Московской духовной академии и Высших женских курсов. С 1879 преподавал в Московском университете. В 1893 — 1895 годах, по поручению императора Александра III, он читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу. В Абас-Тумане с 1900 по 1911 г. преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1893 — 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901 г. был избран ординарным академиком, в 1908 г. — почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук.


28. В.О.Ключевскому принадлежат следующие афоризмы:

- Характер – власть над самим собой, талант – власть над другими.

- Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

- Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.

- «... язык запомнил много старины, свеянной временем с людской памяти» (из Курса русской истории В.О.Ключевского).


29. Всего в разных издательствах у Дины Злобиной вышло тринадцать стихотворных книжек, из них одна для детей, которая называется "На тучках месяц ехал...".


30. Д.Злобина вспоминала, что в детстве обязательно кто-нибудь из родителей рассказывал на ночь страшную или грустную сказку. «Да, сказок было много, любимой же была сказка про "Аленушку и братца Иванушку", над ней я пролила столько детских слез», - рассказывала поэтесса.


31. Д.Злобина говорила: «Моя главная героиня в стихах — Россия. Меня еще, помнится, раньше ругали за это. Ведь надо было воспевать СССР, но я была непреклонна — воспевала Россию всегда и всюду, где и как только можно…».


32. 1 сентября 2010 года в средней школе села Чернозерье Мокшанскоого района была установлена мемориальная доска, посвященная памяти Дины Злобиной, как ее выпускницы.


33. В 1957 году, набравшись храбрости, молодая поэтесса отправила небольшую стихотворную рукопись на конкурс в Москву, в Литературный институт имени Горького, и стала его студенткой.


34. Повесть «После зимы» Николая Михайловича Почивалина была переведена на венгерский язык.


35. Повесть Николая Михайловича Почивалина «Юность» о военных журналистах, во многом автобиографична.


36. Отец Н.М.Почивалина был лесничим.


37. Всего у Почивалина вышло 60 книг.

38. Роман Почивалина «Летят наши годы» связан с Кузнецком.


39. Соответствия между автором и его произведением:

Михаил Евграфович Салтыков Щедрин – «Пошехонская старина»

Василий Осипович Ключевский – «Сказание иностранцев о Московском государстве»

Лариса Ивановна Яшина – «Обидно жизнь мала…»

Николай Михайлович Почивалин – «Выстрел на окраине»

Виссарион Григорьевич Белинский – «Литературные мечтания. Элегия в прозе»

Александра Петровна Анисимова – «Птица – радость»

Дина Дмитриевна Злобина – «Черемуха у проходной»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!