ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении районной заочной викторины
«Лесные богатства Дальнего Востока»,
посвященной году экологии в России
Общие положения
Лес играет в жизни человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса). С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса).
Положение определяет условия организации и проведения заочной районной викторины «Дальневосточный лес». Далее Викторина.
Организатором Викторины является Муниципальное бюджетное учреждение центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска, Амурского муниципального района Хабаровского края.
Цель работы:
Привитие интереса учащихся к теме лесоведения и природоохранной деятельности.
Задачи:
1. Активизация творческой деятельности участников Викторины в области лесоведения;
2. Формирование у учащихся ответственности за состояние окружающей природной среды;
3. Выявление и поддержка одаренных детей.
2. Участники конкурса
К участию в Викторине приглашаются учащиеся 5-х, 6-х классов общеобразовательных учреждений и дополнительных учреждений города и района, ДОО. А так же кураторы Викторины. Куратор — это преподаватель, воспитатель, под руководством которого участник выполняет задание Викторины, чье имя будет внесено в сертификат участника или диплом победителя в строку «Куратор:...».
Куратор выполняет следующие функции:
Разъясняет участникам правила проведения Викторины;
Организует проведение Викторины в ОУ (сбор выполненных работ и своевременная отправка организатору Викторины);
Осуществляет контроль за соблюдением участниками правил проведения Викторины.
Сроки проведения Викторины
Заявки подаются до 20 марта 2017 года.
Заявки на участие в Викторине принимаются в ЦДЮТиЭ г. Амурск, пр. Октябрьский 22, каб. № 9 или на электоронную почту учреждения detyuntur4673.amursk@yandexЗаявка заверяется руководителем и печатью образовательного учреждения. Форма заявки представлена в Приложении 1.
Викторина проводится с 21 марта по 03 апреля 2017 года,
Подведение итогов Викторины 04 апреля 2017 года.
Общее руководство мероприятием осуществляется педагогом дополнительного образования Алешиной Ольгой Александровной. Телефон для справок: 2-46-73, 89098680853.
Требования к оформлению конкурсных работ
Отвечать на вопросы конкурса нужно на бланке «Бланк ответов», который прилагается к заданию (Приложение 2). Бланк необходимо подписать. Каждый участник выполняет работу самостоятельно.
Условия проведения Викторины
Участникам предлагается выполнить письменно семь заданий:
«Разминка»;
«Пословицы и поговорки о лесе»;
Тест «Тропинка в лес»;
Знаки «Правила нахождения в лесу»;
«Причины возникновения пожара в лесу»;
«Каскад вопросов».
Условия написания заданий указаны на бланке «Бланк ответов» (Приложение 2). Задания к Викторине указаны на бланке «Бланк Заданий» (Приложение 3).
6. Подведение итогов Викторины и награждение участников
В результате проведения Викторины определяется только личное первенство участников. Победителями Конкурса считаются участники, набравшие наивысшие баллы в заявленной возрастной категории согласно критериям оценивания. Победители награждаются дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени. Количество победителей Викторины определяются жюри.
Участники конкурса, не вошедшие в число победителей, награждаются сертификатами участника.
Педагоги, подготовившие победителей и участников Викторины, награждаются благодарностями от управления образования.
Состав жюри:
Киршова Надежды Валентиновна, экскурсовод МБУК «Ботанический сад» г. Амурск;
Овсеенко Елена Александровна, педагог дополнительного образования МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурск;
Пастухова Татьяна Юрьевна, методист МБУ ДБЦ «Натуралист» г. Амурск.
8. Рекомендации
Для подготовки к Викторине рекомендуется использовать следующую литературу:
Усенко Н.В. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока – Хабаровск, 2009. – 272с.
Красная книга Хабаровского края. – Хабаровск: «Приамурские ведомости»,2008
Шлотгауэр С.Д. Они нуждаются в защите: Редкие растения Хабаровского края – Хабаровск, 1990.
Арамилев В. ,В.Соколов С.А. Справочник молодого охотника Владивосток,
112 с.
Приложение 1.
Заявка
на участие в районной заочной викторине
для учащихся 5-х – 6- х классов «Лесные богатства Дальнего Востока»
от (наименование учебного учреждения)
№п/п | Фамилия, имя участника | Школа | Класс |
| | | |
Куратор:
Директор (название учебного учреждения)
Контактный телефон:
Приложение 2
Районная заочная викторина для 5х-6х классов
«Дальневосточный лес», посвященная году экологии в России
БЛАНК ОТВЕТОВ
(максимальное количество баллов – 54)
Задание 1. «Разминка»
Среди множества букв найдите 10 слов, имеющих отношение к лесной тематике. Выделите эти слова жёлтым фоном. Читать слова можно как по горизонтали, так и по вертикали (нельзя по диагонали). Максимальное количество баллов 10.
Ф | И | В | И | В | О | К | А | Л | Т | В | Ы | Ь | Л | Б |
Ф | Ы | А | П | К | М | О | Л | Д | К | О | М | А | Р | Ю |
У | Г | П | Е | Н | Е | З | Ш | И | Ш | К | А | В | Э | Ж |
В | О | К | Ш | Ъ | Д | Ш | Г | У | А | Е | К | О | Д | П |
А | Т | А | О | Э | В | Г | Н | Р | В | Н | Е | Д | У | О |
Ч | А | Щ | А | Ю | Е | Н | В | Е | Т | К | А | А | П | Ж |
Е | Л | Е | О | З | Д | Е | Т | Д | А | С | П | Т | Л | А |
С | Ь | П | Г | К | Ь | К | У | О | В | И | И | О | О | Р |
О | Щ | М | Щ | Л | Е | С | Н | И | К | Р | С | П | Н | Н |
К | Д | Н | Д | Ш | Н | Ц | И | И | П | Е | Т | Ь | Г | Ы |
Й | Б | Р | Т | Р | О | П | И | Н | К | А | У | О | Е | Й |
Ф | Р | У | К | А | В | Л | Е | С | Т | Н | И | П | М | А |
Я | С | О | С | Н | А | А | Л | У | Щ | Р | Е | У | З | Ф |
Ы | В | А | А | П | Р | О | Ь | Л | Д | Ж | Э | Ш | Х | Ю |
У | Ж | Ш | Ж | Ь | О | В | А | Р | Л | З | О | К | Ъ | Я |
В | Ю | Л | Е | С | Т | Н | И | Ц | А | Ч | А | А | А | Ч |
Задание 2. «Пословицы и поговорки»
Запишите в колонки таблицы отгаданные слова, соответствующие номерам пословиц. Максимальное количество баллов 10.
Таблица ответов
№ пословицы (поговорки) | Отгаданное слово |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
Задание 3. Тест «Тропинка в лес»
Вам необходимо записать букву правильного ответа в таблицу.
Максимальное количество баллов 10.
Таблица ответов
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант ответа | | | | | | | | | | |
Задание 4. Знаки «Правила нахождения в лесу»
В кружочках нарисуйте знаки, которые гласят о правилах поведения человека в лесу. Максимальное количество баллов 6.
Задание 5. «Причины возникновения пожара в лесу»
Перечислить причины, по которым происходит возникновение пожара в лесу. Максимально количество баллов 10 .
Перечень возможных источников пожара в лесу:
№ п/п | Источники пожара в лесу |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
Задание 6. «Каскад вопросов»
Вам необходимо дать ответ на каждый вопрос. Ответы записать в таблицу. Максимальное количество баллов 10.
№ 1 вопроса | Ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
Приложение 3.
Районная заочная викторина для 5х-6х классов
«Лесные богатства Дальнего Востока», посвященная году экологии в России
БЛАНК ЗАДАНИЙ
(максимальное количество баллов – 46 )
Задание 1. «Разминка»
Среди множества букв найдите 10 слов, имеющих отношение к пожарной безопасности. Выделите эти слова жёлтым фоном в бланке ответов. Читать слова можно как по горизонтали, так и по вертикали (нельзя по диагонали).
Комментарий к оцениванию:
За каждое правильно выделенное слово – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 10.
Ф | И | В | И | В | О | К | А | Л | Т | В | Ы | Ь | Л | Б |
Ф | Ы | А | П | К | М | О | Л | Д | К | О | М | А | Р | Ю |
У | Г | П | Е | Н | Е | З | Ш | И | Ш | К | А | В | Э | Ж |
В | О | К | Ш | Ъ | Д | Ш | Г | У | А | Е | К | О | Д | П |
А | Т | А | О | Э | В | Г | Н | Р | В | Н | Е | Д | У | О |
Ч | А | Щ | А | Ю | Е | Н | В | Е | Т | К | А | А | П | Ж |
Е | Л | Е | О | З | Д | Е | Т | Д | А | С | П | Т | Л | А |
С | Ь | П | Г | К | Ь | К | У | О | В | И | И | О | О | Р |
О | Щ | М | Щ | Л | Е | С | Н | И | К | Р | С | П | Н | Н |
К | Д | Н | Д | Ш | Н | Ц | И | И | П | Е | Т | Ь | Г | Ы |
Й | Б | Р | Т | Р | О | П | И | Н | К | А | У | О | Е | Й |
Ф | Р | У | К | А | В | Л | Е | С | Т | Н | И | П | М | А |
Я | С | О | С | Н | А | А | Л | У | Щ | Р | Е | У | З | Ф |
Ы | В | А | А | П | Р | О | Ь | Л | Д | Ж | Э | Ш | Х | Ю |
У | Ж | Ш | Ж | Ь | О | В | А | Р | Л | З | О | К | Ъ | Я |
В | Ю | Л | Е | С | Т | Н | И | Ц | А | Ч | А | А | А | Ч |
Задание 2. «Пословицы и поговорки»
Вам нужно закончить пословицы и поговорки. Отгаданные слова из пословиц и поговорок запишите в бланк ответов.
Комментарий к оцениванию:
За каждую правильно отгаданную поговорку (пословицу) – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 10.
Дорого дерево не только плодами, но и ________
На сосне яблоки не ___________
Сломать дерево – секунда, а вырастить_____________
Лес и вода – брат и _______________
Дерево водой живет, дерево и воду ______________
Оберегая саженцы – оберегаем __________________
Возле леса жить – голоду не ______________________
Лес без Лешего не_______________________________
В лесу – и грибной ряд, в лесу – и пушнина,
в лесу – куриная________
Лесная полоса – всему полю_____________
Задание 3. «Тест»
Вам необходимо ответить на вопросы теста и выбрать один правильный ответ. Букву (А, В или С), которая соответствует правильному ответу, необходимо вписать в бланк ответов.
Комментарий к оцениванию:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 10.
Какая лесная птица выводит потомство в лютые морозы?
А) свиристель;
В) чиж;
С) клест.
2. Как называется памятник природы краевого значения в Амурском районе Хабаровского края?
А) «Тисовая роща»;
В) «Амурская дубрава»;
С) «Таежный уголок».
3. Что означает понятие лимитирующий фактор для вида?
А) восстановление вида;
В) сокращение вида;
С) стабильность вида.
4. Какие виды птиц относятся к боровой дичи?
А) утка-кряква, кулик;
В) рябчик, тетерев;
С) гусь сухонос, кроншнеп.
5.Через какой промежуток времени издается очередной том «Красной книги Хабаровского края?
А) 5 лет;
В) 10 лет;
С) 20 лет.
6. Из какого вида хвойного дерева добывают смолу, для изготовления скипидара, канифоли?
А) сосна;
В) лиственница;
С) кедровый стланик.
7.Как называется документ на добычу промысловых животных в определенных количествах?
А) приказ;
В) вексель;
С) лицензия.
8. Из какого вида дерева в старину делали обувь?
А) тополь;
В) дуб;
С) липа.
9. Как называются места обитания промысловых животных?
А) охотничьи угодья;
В) заповедные угодья;
С) рекреации.
10. Что такое живица?
А) смола;
В) кора;
С) хвоя
Задание 4. Знаки «Правила нахождения в лесу»
Вам необходимо вспомнить правила поведения человека в лесу. В кружочках нарисуйте знаки, которые гласят о правилах поведения человека в лесу. Подпишите каждый нарисованный знак.
Комментарий к оцениванию:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 4.
Задание 5. Причины возникновения пожара в лесу
Вам необходимо вспомнить и записать в таблицу десять причин возникновения пожара в лесу.
Комментарий к оцениванию:
Максимальное количество баллов за задание – 10.
Задание 6. «Каскад вопросов»
Вам необходимо дать ответ на каждый вопрос. Ответы записать в таблицу.
Комментарий к оцениванию:
Максимальное количество баллов за задание – 10.
Гусеницы этого насекомого могут повреждать до 300 видов растений дальневосточного леса. Кто это?
Почему корни сосны укрепляют пески, а корни ели нет?
Почему весной на деревьях молодые листочки клейкие?
Почему лес погибает, если вырубать старые, дуплистые деревья?
Почему у ели острая верхушка?
Древесина какого дерева очень прочна и устойчива к гниению?
Из коры какого дерева получают пробку?
Чем полезен рыжий лесной муравей для леса?
Какую роль играют мелкие камешки в жизни птиц?
Почему чаще всего лес вырубаю зимой?
Максимальное количество баллов - 54