Учитель Пузанов В. А. МБОУ ОСШ
Тема урока: Дискуссия западников и славянофилов ( 30-50-е гг. XIX в)
Цель урока:
Проанализировать взгляды западников и славянофилов, сравнить их позиции. Способствовать формированию личного мнения, умению его аргументировать.
Задачи урока:
образовательная — Изучить позиции западников и славянофилов по основным вопросам развития России, выяснить с чем связано возникновение дискуссии между ними, выделить, что было в их взглядах общего и в чём они различались. Показать актуальность дискуссии о судьбе развития России в наши дни
развивающая — Развитие у учащихся навыков заполнения таблицы, умения выделять главное, анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи; развивать устную речь
воспитательная — формирование ценностных суждений, способствовать воспитанию патриотизма, толерантности, уважению
Оборудование:
• раздаточный материал (форма заполнения таблицы,)
• учебник В.В. Кириллов, М.А. Бравина История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса., М. Русское слово Просвещение 2020.
• компьютер в кабинете;
• мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: самодержавие, конституционная монархия, дискуссия, философия.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.
II. Опрос
1) Какую главную задачу поставит Николай I во внутренней политике?
2) С какими событиями связано, что именно эта задача стала главной в годы его правления?
3) Как вы думаете как это повлияет на развитие общественного движение при нём?
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Видео фрагмент. Определяем какой вопрос волновал представителей общества.
УЧИТЕЛЬ: Именно в 30-50 годы 19 века вопрос о том по какому пути должна развиваться Россия, какие базовые ценности находятся в основе нашего общественного устройства становится одними из главных в общественной дискуссии. Обозначилось два направления- западничество и славянофильство
III. Этап усвоения новых знаний
Далее весь класс делится на две группы. Учитель ставит задачу: проанализировать позиции западников и славянофилов. Заполнение таблицы в рабочих листах у учащихся, выданы каждому ученику. Заполняют по учебнику
Вопросы | Западники с.165 | Славянофилы 166-167 |
Представители | В.П.Боткин, М.Н.Катков, Н. Х. Кетчер, Т.Н. Грановский | А. С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А. И. Кошелев |
Отношение к преобразованиям Петра I | Положительное | Отрицательное |
По какому пути должна развиваться Россия | Западноевропейский | Самобытный путь развития |
Отношение к крепостному праву | Ликвидация | Ликвидация |
Устройство власти | Конституционная монархия. | Самодержавие с опорой на Земский Собор сила власти — царю, сила мнения — народу |
Основы общественного развития | Гражданские права и свободы | Православие и община |
Далее каждая группа озвучивает ответы всему классу, учащиеся из другой группы записывают их ответы к себе в тетрадь. Если нужно учитель корректирует ответы группы, которая отвечала за выполнение задания.
УЧИТЕЛЬ (обращается к классу): Славянофилов и западников называли «друзья-враги». Как вы думаете почему?
УЧЕНИКИ:
- Друзья (общее) т к у них были сходные позиции по крепостному праву и они обсуждали один вопрос – путь развития России
«Враги»- различия. По всем остальным вопросам их позиции кардинально отличались.
УЧИТЕЛЬ: Чья точка зрения вам ближе?
Чтение и анализ стихотворения Хомякова «Не говорите: То былое»
Не говорите: «То былое,
То старина, то грех отцов;
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов».
Нет, этот грех — он вечно с вами,
Он в ваших жилах и крови́,
Он сросся с вашими сердцами —
Сердцами, мёртвыми к любви.
Молитесь, кайтесь, к небу длани!
За все́ грехи былых времён,
За ваши каинские брани
Ещё с младенческих пелён;
За стыд и скорбь святой царицы
За узаконенный разврат,
За грех царя-святоубийцы,
За разорённый Новоград;
За клевету на Годунова,
За смерть и стыд его детей,
За Тушино, за Ляпунова,
За пьянство бешеных страстей…
УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете представителем какого направления был автор? В чём главный смысл стихотворения? О каких исторических событиях упоминает автор?
УЧИТЕЛЬ. Дискуссия западников и славянофилов продолжилась в 60-80 годы 20 века. Сохраняет она актуальность и в наши дни.
V. Этап. Домашнее задание
§ 17. Вопросы на с.169 №5; таблица №2. Высказать своё отношение к словам
VI. Рефлексия:
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. За урок я 4. Мое настроение | активно / пассивно доволен / не доволен не устал / устал стало лучше / стало хуже |