СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Западники и славянофилы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Западники и славянофилы»

Учитель Пузанов В. А. МБОУ ОСШ

Тема урока: Дискуссия западников и славянофилов ( 30-50-е гг. XIX в)

Цель урока:

Проанализировать взгляды западников и славянофилов, сравнить их позиции. Способствовать формированию личного мнения, умению его аргументировать.

Задачи урока:

образовательная — Изучить позиции западников и славянофилов по основным вопросам развития России, выяснить с чем связано возникновение дискуссии между ними, выделить, что было в их взглядах общего и в чём они различались. Показать актуальность дискуссии о судьбе развития России в наши дни


развивающая — Развитие у учащихся навыков заполнения таблицы, умения выделять главное, анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи; развивать устную речь


воспитательная — формирование ценностных суждений, способствовать воспитанию патриотизма, толерантности, уважению

Оборудование:

• раздаточный материал (форма заполнения таблицы,)

• учебник В.В. Кириллов, М.А. Бравина История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса., М. Русское слово Просвещение 2020.
• компьютер в кабинете;
• мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: самодержавие, конституционная монархия, дискуссия, философия.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

Организация внимания.

II. Опрос

1) Какую главную задачу поставит Николай I во внутренней политике?

2) С какими событиями связано, что именно эта задача стала главной в годы его правления?

3) Как вы думаете как это повлияет на развитие общественного движение при нём?


II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Видео фрагмент. Определяем какой вопрос волновал представителей общества.





УЧИТЕЛЬ:  Именно в 30-50 годы 19 века вопрос о том по какому пути должна развиваться Россия, какие базовые ценности находятся в основе нашего общественного устройства становится одними из главных в общественной дискуссии. Обозначилось два направления- западничество и славянофильство


III. Этап усвоения новых знаний

Далее весь класс делится на две группы. Учитель ставит задачу: проанализировать позиции западников и славянофилов. Заполнение таблицы в рабочих листах у учащихся, выданы каждому ученику. Заполняют по учебнику

Вопросы

Западники с.165

Славянофилы 166-167

Представители

В.П.Боткин, М.Н.Катков,

Н. Х. Кетчер,

Т.Н. Грановский

А. С. Хомяков,

братья Киреевские, братья Аксаковы,

Ю.Ф. Самарин,

А. И. Кошелев

Отношение к преобразованиям Петра I

Положительное

Отрицательное

По какому пути должна развиваться Россия

Западноевропейский

Самобытный путь развития

Отношение к крепостному праву

Ликвидация

Ликвидация

Устройство власти

Конституционная монархия.

Самодержавие с опорой на Земский Собор

сила власти — царю, сила мнения — народу

Основы общественного развития

Гражданские права и свободы

Православие и община

Далее каждая группа озвучивает ответы всему классу, учащиеся из другой группы записывают их ответы к себе в тетрадь. Если нужно учитель корректирует ответы группы, которая отвечала за выполнение задания.


УЧИТЕЛЬ (обращается к классу): Славянофилов и западников называли «друзья-враги». Как вы думаете почему?

УЧЕНИКИ:

- Друзья (общее) т к у них были сходные позиции по крепостному праву и они обсуждали один вопрос – путь развития России

«Враги»- различия. По всем остальным вопросам их позиции кардинально отличались.

УЧИТЕЛЬ: Чья точка зрения вам ближе?




Чтение и анализ стихотворения Хомякова «Не говорите: То былое»


Не говорите: «То былое,

То старина, то грех отцов;

А наше племя молодое

Не знает старых тех грехов».


Нет, этот грех — он вечно с вами,

Он в ваших жилах и крови́,

Он сросся с вашими сердцами —

Сердцами, мёртвыми к любви.


Молитесь, кайтесь, к небу длани!

За все́ грехи былых времён,

За ваши каинские брани

Ещё с младенческих пелён;


За стыд и скорбь святой царицы

За узаконенный разврат,

За грех царя-святоубийцы,

За разорённый Новоград;


За клевету на Годунова,

За смерть и стыд его детей,

За Тушино, за Ляпунова,

За пьянство бешеных страстей…


УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете представителем какого направления был автор? В чём главный смысл стихотворения? О каких исторических событиях упоминает автор?

УЧИТЕЛЬ. Дискуссия западников и славянофилов продолжилась в 60-80 годы 20 века. Сохраняет она актуальность и в наши дни.

V. Этап. Домашнее задание

§ 17. Вопросы на с.169 №5; таблица №2. Высказать своё отношение к словам

VI. Рефлексия:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. За урок я

4. Мое настроение




активно / пассивно

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!