Экологическая игра:
«Запасной планеты
у нас нет»
Автор: Лобанова Наталья Александровна
Педагог дополнительного образования
МУДО ЦДТ «Светлячок»,
г. Ртищево Саратовская область
февраль 2022 год
Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.
Задачи: воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля; развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Ход мероприятия
Лесная нимфа. Здравствуйте ребята! Мы с вами сегодня поговорим об удивительных явлениях, поиграем в игры, где надо будет вспомнить имена маленьких жителей лесов, отгадывать веселые загадки. Наша встреча поможет вам понять, как прекрасен этот мир, в котором мы живем.
Повторяйте все за мной.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Все открой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои!
Ребята. Давайте разделимся на 2 команды
Итак, внимательно смотрим на экран и выполняем первое задание..
1. Карточки-задания.
Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.лес
Лесная нимфа
Ищу я дети, своих птиц.
Шла лесами я дремучими
Да по снегу по сыпучему.
Много мест я обошла,
Но негде их не нашла.
Ребята, не поможете ли вы мне их найти? (ответ детей)
3. Тогда отгадайте загадки.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Окраской - сероватая,
Походкой - мешковатая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая. (Ворона.)
Длиннохвоста, белобока,
И зовут ее ... (12сорока).
Живет в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица - ... (грач).
Хоть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Синичка.)
Лесная нимфа.
Молодцы, ребята, с вашей помощью я нашла всех птиц.
Лесная нимфа. Ребята, вы слышите, слышите! Что же это такое! Что за крики!
Экология: Добрый день, ребята! Я всякий раз обливаюсь слезами, когда вспоминаю, что еще совсем недавно наша планета была огромной, чистой и прекрасной. Но однажды на ней поселился ужасный микроб. Он разрушил разум людей, сделал их ленивыми и злобными, что дома их разваливались, а улицы превращались в горы мусора. Мне очень хочется, чтобы планета наша была чистой. Ребята, Вы поможете мне?
Лесная нимфа
4.Давайте с вами сейчас соберем весь этот мусор
(Дети собирают мусор в корзины( командами)
Экология
5. А теперь следующее задание Ваша задача: по окончании чтения стихов команды должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает та команда, чей перечень окажется длиннее.(записывают на листочках)
Я - женьшень, чудесный корень.
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернет и смех,
Ведь женьшень обозначает
Чудо - «корень-человек».
На тропинке, на дорожке –
Всюду чирьева трава,
Или просто подорожник –
Всем знакома, не нова!
Привязал листок к нарыву.
День-другой пройдет - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок каков!
Липа - средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
«Ну-ка, липа, выручай!»
Есть герань, гвоздика, кашка –
Всех цветов не сосчитать.
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар - успокоение.
Семена мои целебны –
При гастритах пьют настой.
Корни - убивают яды
И снимают в почках боль.
У меня одна беда:
Зацветаю я когда,
То цветов моих краса
Всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня,
Я боюсь их как огня!
Я прошу вас, пощадите
И пионы зря не рвите!
В нас не только фитонциды,
Что микробам так страшны,
Мы содержим витамины,
Что, бесспорно, всем нужны.
И поэтому, чтоб реже
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит,
Никогда не занедужит.
В доме много аромата,
Если в доме сохнет мята.
Мятная лепешка,
Настоя мяты ложка –
Нету больше тошноты,
Нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста –
Всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно
Эту травушку, ребята!
Лесная нимфа
Ребята, а вам когда нибудь приходилось собирать лекарственные травы?(ответы детей)
6. А теперь давайте соберем разные цветы в корзины
Экология
7. А сейчас, ребята, давайте поиграем. На листах написаны разные задания, которые вам и предстоит выполнить.
1. Для тебя есть лист клиновый.
Он резной красивый, новый.
А задание тебе:
На метле, как на коне,
Проскачи туда- обратно!
2. Лист осинки покружился,
Тихо –тихо опустился.
Очень любим голос твой!
Песню о рябине спой!
3. Это яблони листок.
Повезло тебе, дружок!
Не путай мысли в голове,
Загадай загадки две!
4. Липа плакала, скучала
И тосклива так молчала.
Это было в воскресенье,
А с тебя стихотворенье!
5. Дуб красивый, дуб надежный
Потерял листочек свой.
Ну а ты (такой серьезный)
Хоть частушечку нам спой!
6. Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Уронила лист ольха.
И поднял ты тот листок.
С тебя загадочка, дружок!
7. Лист березовый, он- твой.
Ну а ты теперь не стой.
Нас порадуй от души:
Ты в присядку попляши!
8. Ля –ля-ля да тополя,
Знаем песни ты да я.
У тополя листок простой,
Про деревья песню спой.
9. Лист рябиновый красивый
Все расскажет нам правдиво.
Ждет тебя успех и слава,
Рассмеши соседа справа.
10. Лист рябиновый красивый
Все расскажет нам правдиво.
Ждет тебя успех и слава,
Рассмеши соседа слева.
Лесная нимфа
8. Ребята, а теперь давайте пофантазируйте: что было бы, если ...:
1 команда - Не стало бы воды?
2 команда - Исчезли бы птицы?
Экология
9. Ребята, а вы знаете. Где используется древесина? (ответы) . Правильно, в промышленных целях используется много древесины, поэтому леса вырубаются и сажаются новые, молодые. Давайте и мы с вами посадим новый лес. ( дети из картинок сажают лес)
Лесная нимфа
Вы все знаете ребята что Земля –это наш дом, нам здесь жить. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек и кудрявая березка. А вокруг столько жестокости и равнодушия. Леса, реки оказываются на краю гибели. Вы должны знать, что бумага, брошенная вами будет лежать на земле и разлагаться 2 года, консервная банка 30 лет, стекло – 100 лет, а полиэтиленовый пакет 200 лет. И наша задача помочь природе. Больших проблем нам не решить, но убрать мусор, посадить дерево, подкармливать птиц мы можем. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь!
Заключение
На мероприятии дети вместе с лесной нимфой и лешим с удовольствием собирали лекарственные травы; превращались в лесных жителей; помогли лесной нимфе найти в лесу птиц; с лешим убрали весь мусор из леса. И так как вырубают много лесов, дети сажали новые молодые леса. Ведь все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек и кудрявая березка. А вокруг столько жестокости и равнодушия. Леса, реки оказываются на краю гибели. И наша задача помочь природе. Больших проблем нам не решить, но убрать мусор, посадить дерево, подкармливать птиц мы можем. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь!
Список литературы
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).