СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.»


Тема: Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.

– Развитие умений конструировать и пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без помощи союзов, составлять схемы этих предложений, объяснять постановку знаков препинания.

Этапы урока

Ход урока


Ι. Актуализация знаний.


1. Языковая разминка. Словарная работа.

1. – Спишите предложение, обозначьте орфограммы на месте пропуска букв.

Наш к_лодец –

Это дом

С озорным ж_л_цом-в_дром.

(Д. Кикин)

– Какое слово в этой строчке имеет значение «задорный, нарушающий порядок, поведение»? (Озорной.)

– Запишите это слово, обозначьте орфограмму.

2. – Замените словосочетания одним словом, запишите слова:

а) ребёнок, который озорничает (озорник);

б) заниматься озорством (озорничать).

– Какие слова вы записали? (Однокоренные.)

3. – Составьте предложение со словом озорной по схеме: [ – и – = ].

(Например: Беззаботные стрекозы и озорные бабочки радуются летнему деньку.)

2. Проверка домашнего задания.

1. Устный опрос по теме.

– Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С интонацией перечисления.)

– Как на письме они разделяются? (Запятой.) А соединяются? (Союзами и без союзов.)

– Когда ставится запятая между однородными членами?

– Когда не ставится запятая между однородными членами?

2. Проверка заданий № 2, 7, тема 2 в рабочей тетради.

– Как вы искали однородные сказуемые в предложениях в задании № 2? (Задавали вопросы к однородным членам, искали те, которые не отвечают на вопрос что делал(и)?)

– Какие однородные члены в выбранном вами предложении? (Подлежащие.)

– Какое предложение в задании № 7 оказалось лишним? (3)

– Почему? (В нём нет повторяющегося союза и.)

II. Формулирование проблемы.


Работа в учебнике.

– Прочитайте задание № 3, тема 2 в рабочей тетради. Выберите и назовите вариант ответа. (1.)

– На основе этого задания сформулируйте цель урока. (Определять, когда нужно и не нужно ставить запятую между однородными членами.)


– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)



III. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике.

1. Работа над правилом (с. 52).

а) – Прочитайте текст про себя.

Текст, который вы прочитали, – это текст правила или определения? (Это пунктуационное правило, так как регулирует, в каких случаях ставится и не ставится запятая в предложениях с однородными членами.)

– Из скольких частей состоит этот текст? (5.)

– Чем отличается 1-я часть от всех остальных? (В 1-й части говорится о том, как могут соединяться однородные члены, а в остальных – о постановке или непостановке запятой между ними.)

– В каких случаях между однородными членами всегда ставится запятая? (Без союзов, с союзами а, но.)

– Какую новую для себя информацию вы выделили на прошлом уроке? (Запятая при повторяющемся союзе и.)

– В какой части правила об этом говорится? (В последней.)

– Какие из схем иллюстрируют эту часть правила? (3-я и 4-я во 2-м столбце в конце правила.)

– Прочитайте ту часть правила, которой соответствуют схемы в первом столбце (1-я и 2-я) в конце правила.

– Как можно назвать союз и в этих случаях? (Одиночный, неповторяющийся.)

б) – Прочитайте предложения в упр. 57. Найдите в них однородные члены.

– Прочитайте часть правила и соответствующий ей пример.

– На все ли случаи постановки запятой есть примеры в этом упражнении?

– Прочитайте в упр. 57 на с. 53 информацию в рамке. Какие ключевые слова здесь выделены?

в) – Прочитайте внимательно вопросы после правила в рамке на с. 52.

– Выберите для себя удобную форму записи плана: в виде вопросов или схем. Составьте этот план. Предложите его соседу по парте. Обсудите результаты.

2. – Составление алгоритма постановки запятых в предложении с однородными членами.

а) – Просмотрите информацию после текста в рамке на с. 53.

– Как называется такой порядок действий? (Алгоритм.)

– Закончите предложения так, чтобы инструкцией можно было пользоваться при пунктуационном оформлении предложения.

б) Сравнение алгоритма, самостоятельно составленного учениками, с алгоритмом в учебнике на с. 162.

IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Упр. 58 – развивается умение расставлять запятые в предложениях с однородными членами, пользуясь алгоритмом.

Выполняется с комментированием у доски.

2. Задание № 8, тема 2 в рабочей тетради.

– Назовите буквы предложений, где есть повторяющийся союз. (а, г.)

– Почему не подходит предложение под буквой б? (Повторяющийся предлог за, а не союз и.)

– Какой же союз может повторяться? (и)

– Может ли повторяться союз а, но? (Нет, они противопоставляют однородные члены.)

– А почему в предложении под буквой в союз и не является повторяющимся? (Союз и соединяет разные однородные члены, между собой они не связаны – одни относятся к подлежащему, другие – к сказуемому.)

3. Упр. 59 – развивается умение «читать» схемы предложений, правильно пунктуационно их оформлять, подбирать примеры, соответствующие схемам.

Образец рассуждения:

[ – – – = ]. Однородные подлежащие соединены без помощи

союзов, поэтому между ними поставим запятую: [ – , – , – = ].

– Запишу предложение, соответствующее схеме:

Миша, Никита, Денис строили из песка крепость. И т.д.


V. Итог урока.


– Выполните задание № 4, тема 2 в рабочей тетради.

– В каком примере допущена ошибка? Объясните.

Сделайте вывод: в каких случаях перед союзом и ставится, а в каких не ставится запятая?

VI. Домашнее задание.

1. На выбор: упр. 2, с. 61 или упр. 3, с. 63 «Это ты знаешь и умеешь».

2. Прочитать рассказ В. Драгунского «Что любит Мишка».



© ООО «Баласс», 2014 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!