СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Запоминаем легко!

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Орфоэпические запоминалки.

Просмотр содержимого документа
«Запоминаем легко!»

Мастер-класс учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» Горбуновой Натальи Евгеньевны «Звуковые ассоциации при изучении орфоэпии в условиях дистанционного обучения». Презентация педагогического опыта.

Данная педагогическая технология содержит приемы мнемотехники, а также метод образных ассоциаций, который поможет повысить орфоэпическую грамотность учащихся. Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию, нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном мастер-классе будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации. Ассоциация-это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводит к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним. Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов Ассоциация-это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти И т.д..

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполен (который трижды записывал каждое новое имя, затем рвал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то предпочитает произносить информацию вслух.

У людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (создание схем, рисунков, подчеркивание, раскрашивание).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются МНЕМОТЕХНИКАМИ.

Мнемоника («мнемос»-с греческого-память – искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мы должны пересмотреть вопрос о роли мнемотехники. В большинстве случаев роль мнемотехники явно недооценивается. «Необходимо найти адекватное применение этому несомненно могучему педагогическому средству». А. Н. Леонтьев, известный психолог.

Проблемы орфоэпии объяснимы, так как сложно русское ударение, происходят постоянные изменения в языке. Путаница возникает еще и потому, что в одном словаре слово имеет два варианта ударения, считающихся абсолютно равноправными, а в другом словаре это же слово имеет один вариант ударения, а второй вариант снабжен так называемыми запретительными пометами (допустимо, не рекомендуется). Это касается таких слов, как обеспЕчение- не рек. обеспечЕние, мАркетинг – ! неправ. маркЕтинг, бУнгало не рек. бунгАло, бОчковый не рек. бочкОвый и др.

Существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер- комбайнЁр, кАмбала – камбалА, бАржа – баржА, ржАветь-ржавЕть, Искристый- искрИстый, крОшится-крошИтся, бредовОйбредОвый ). Много слов, в которых один из вариантов ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным ( творОг и допустимо твОрог, МизЕрный и допустимо мИзерный, бижутЕрия и допустимо бижутерИя, бОндарь и допуст. бондАрь).

Но есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть, алфавИт, магазИн, звонИшь, боЯзнь, кУхонный, облЕгчить, ходАтайствовать, начАть, каталОг и др.

Вот на эти слова мы, учителя русского языка, должны обращать особое внимание. Во-первых, мы обязаны помочь нашим ученикам освоить правильное литературное произношение слов. Это необходимо для того, чтобы они были действительно культурными, интеллигентными людьми.

Во-вторых, необходимо подготовить их к всероссийской проверочной работе по русскому языку. Ведь практически ежегодно одно из заданий ВПР предусматривает проверку владения произносительными (акцентологическими, орфоэпическими) нормами русского литературного языка.

Современные школьники не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание и орфоэпические нормы ударения многих трудных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими и орфоэпическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Но не каждый учащийся знает, как правильно запомнить слова. Как помочь себе в овладении приемами запоминания слов. Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения этой проблемы. На своих уроках я учу детей использовать различные виды памяти при работе над словарным словом, а также отрабатываю приемы написания и правильной постановки ударения трудных слов через реальные виды деятельности. Я выбрала следующие приемы работы над правописанием и постановкой ударения трудных слов:

-разъяснение лексического смысла слова, этимология слова;

-метод звуковых ассоциаций:

При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах). Прием такого обучения способствует запоминанию слов, обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез. Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов. При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Представление системы учебных занятий.

Прием № 1. Разъяснение лексического значения слова, этимология слова. Палисадник. Многие учащиеся неверно толкуют значение слова, соотнося палисадник с гр. poly (“много, многое”). Исходя из такого толкования, они ошибочно заменяют гласную « а» на «о» в первом слоге. Чтобы исключить эту ошибку, достаточно объяснить этимологию слова. В основе палисадника лежит латинское слово palus – “заостренная палка”. Таким образом, проверочное слово найдено.

ЖОКЕЙ (можно прочитать английское слово «ОК!» («Все в порядке!») и запомнить правописание исходной лексемы посредством следующего варианта рифмовки:

Вот английский жокей!

У него все о’кей!

Приѐм № 2. Метод звуковых ассоциаций. А) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Пассажир – пассажир берет билет в кассе. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Запад – на западе солнце падает. Б) В слове спряталось другое слово. Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.) Облако – на облаке лак. Живя в трущобе-глядите в оба!

В) СТИПЕНДИЯ (бывает разного типа: повышенная, президентская и т.д.);

Г) ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и

ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО);

Прием №3 (делаем карточки)

Ударь по ударению !:

ДоговОр украл вор !

КаталОг-взгляни на потолок!

Печь дровами обеспЕчь!

У ФЕклы –свЕкла!.

Вот,вот-водопровОд!(газопровод,нефтепровод) Утюг, остЫнь –Уж нет простЫнь!

Кричат « ура « профессорА»

и докторА, директорА ,

Увидев церкви куполА!

Молчишь и не звонИшь!

Прием№4 Словарные слова ,которые любят счет

ПрИмИтИвный – три гласные И подряд. КАрАндАш – три гласные А подряд. ПАлАткА- три гласные А подряд.

Прием№5 Обращение к истории слова ПодлИнный-(раньше при допросе ,добиваясь истины, подсудимых били длинным кнутом ( длинником):слова, сказанные человеком под длинником, стали называть ПОДЛИННЫМИ. БлАгословить-(сказать БЛАГОЕ слово)

Прием№6 Запоминалки: А) Как будто пишем мы в два слова И дефиса никакого! Б) Кое,то,либо,нибудь-дефис вставить не забудь! В) Вследствие- «из-за» ясно вполне: Слитно напишем, конечная Е!

Прием №7 Включение словарных слов в связный рассказ.

А) Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с

аппетитом ест КРЫЖОВНИК.

На своих дистанционных уроках я даю возможность ребятам проявить себя, выполнив творческое задание: «Придумать к коварному слову созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался отчетливо». Эти пары слов записываются и проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки дома. Дети с охотой рисуют картинки-запоминалки и сочиняют ассоциативные тексты.

Если такую работу проводить из урока в урок , постоянно добавляя новые слова, то наши ученики будут в совершенстве владеть нормами русского литературного языка и соблюдать орфоэпические нормы.



Приложение

В помощь детям и учителям ассоциативный орфоэпический словарик.

Август – Августовский. От фирмы опытный агЕнт подарил нам всем презЕнт. Началась агОния без полива у бегОнии. АлкогОль вреден так же, как и сОль. Брат английский алфавИт тщетно целый день зубрИт. АнАтом знает тела каждый атОм . Мой братишка анонИм, мы письмо напишем с нИм. АпострОф ты не вставишь между стрОф. АрбУз замечательный на вкУс. Достойный аргумЕнт внесли мы в докумЕнт Если б не ночной арЕст, покоряли б ЭверЕст АсимметрИя в чертах вИя или не так страшна как малярИя. Мой знакомый астронОм ходит в новый гастронОм. АгронОмия для гнОмов. Этот гнОм будет классный агронОм. АристокрАтия отправлена в ХорвАтию. Устраивать афЕры совсем не может ВЕра.

Нельзя ребёнка баловАть- знает это только мАть. В бАре бАрмен БезУдержный зУд. БезУмолку болтает кУколка БоЯзнь вызывает неприЯзнь. БрОня для ТОни. Крепка бронЯ не у менЯ. БомбардировАть снегом будем мы асфАльт. БУнгало- бУм галла! БюрокрАтия замечена в ХорвАтии.

Увидев доход валовОй, бухгалтер будет сам не свОй ВербОвщик- людей прекрасный сортирОвщик. ВЕрование для ВЕры. ВетеринАрия- ветеринАр засадил морковкой Ар.

ГазирОвкой протрите грязь на монтирОвке. Вот,Вот –ВодопровОд! ГЕнезис –гЕн. ГрУша пьёт сок грУшевый

ДемокрАтия страну взяла в объЯтия. В слове этом дефИс, без сомненья, сюрпрИз. ДобЫча для БЫчи ДоговОр украл Вор! На диалОг вызывает эпилОг

ЖалюзИ скорей в машину погрузИ. ЖитиЕ моЕ.

ЗавИдно, что ничего не вИдно. ЗаИндеветь покрыться Инеем. ЗакУпорить – козУ доить. ЗвонИт добрый доктор АйболИт.

ИнструмЕнт подарил мне конкурЕнт. Изредка- Изь редка. ИзобретЕние ввели в стихотворЕние.

КаталОг взгляни на потолОк. КаучУк носить не будет наш барчУк. КАшлянуть в кАшу Убирать родной квартАл я, конечно же, устАл. КладовАя хороша не для сарАя. Из крапИвы не получишь пИва. Не старайся быть красИвей, а пытайся быть счастлИвей. КорЫсть будет совесть мою грЫзть.

ЛомОть надо есть, а не колОть. Рисуночек лубОчный я сделаю нетОчным.

МалЯр красил кистью чёрный шАр. МЕльком взглянули мы на Ель ту. Доход мизЕрный, хотя расчёты вЕрны.

НагнУтый –это не то, что гнУтый. НадОлго здесь разлилася Волга. НамЕрение- мЕра. В нефтепровОд пустим нефть, а не смесь вОд. НедоИмка обнаружена у РИмки.

Чтобы боли облегчИть, зубы мы начнём лечИть Люблю рынок я торгОвый, а особенно оптОвый. ОтчАсти фигуру делим мы на чАсти

ПАхота – причина стрАха. ПаралИч может каждого настичь. ДовЕрчиво поПЕрчить пЕрцем. ПремировАть- значит денег больше дАть. ПриговОр получил сегодня вОр. ПридАное - крепкое, недрАное. ПринУдить занУду. Небольшой совсем процЕнт получил за год доцЕнт. ПОни всё, конечно, пОнял. ПЕтя с пЕтлей Открывая цех текстИльный, мы открыли и прядИльный. Печь дровами обеспЕчь!

РакУшка. К ней лезет рак из Ушка. РжА- ржАветь. Металл не будет ржАветь, если мокрое не стАвить.

СвЁклу вырастила Фёкла. СвЕдущий завЕдущий. СиротА девчушка тА. Ведь это был обычный слУчай, меня ты слушай, а не мУчай. СтеногрАфия для грАфа. СтолЯр вырезал для нас футлЯр

ТОрты не засунешь в шОрты.

ТУфля отремонтирована КУфлевым Наша расфасОвщица отличная танцОвщица.

Учить непросто украИнский, а с ним латИнский и кубИнский. Если всё усугубИть, сможем ли потом любИть.

ФаксИмиле- факс И миля. Китайский фарфОр похож на светофОр. ФенОмен огрОмен. Свой бесценный фетИш спрятал в старый камЫш. ФОрзац- фОру зайцу.

Русский, грузИн, армянИн- каждый по-своему христианИн ДАть ход- ходАтайствовать.

ЦемЕнт для стройки нужный элемЕнт. ЦепОчка куплена для дОчки. Гришка- цыгАн – настоящий хулигАн.

ЧЕрпать из чЕрепа. ЧИстит чИстильщик трубу.

Жаль, что у таксИ отсутствуют шассИ. ШофЁр привёз большой ковЁр. ШпрИцы используем для птИцы.

ЩавЕль сложи-ка ты под Ель. ЩЕбень поместим на грЕбень. ЩепА совсем не тА.

ЭпилОг вызывает диалОг И работает ЭкспЕрт в нашей школе много лет!

ЮрОдивый в сморОдине.

ЯИчница пожарена отлИчнице.

Литература

1.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение, 1966

2.Валеева Н.А. «Приёмы мнемотехники на уроках русского языка»

3.Агафонов В.А. Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик.-Ювента,2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!