Запорожское казачество на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Цели:
Образовательные:
актуализация и интеграция знаний, полученных на уроках литературы, истории, ИЗО;
знать сюжет повести, историческую основу повести.
Развивающие:
развивать чувство слова, умение выразительно читать отрывки повести.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания.
Задачи:
показать связь литературы, истории и искусства;
развивать речь учащихся;
формировать бережное отношение к истории и традициям своего народа.
Определение характера исторической эпохи; знакомство учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба".
Формирование представления об исторической истине и художественных задачах писателя.
Осмысление героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны.
Развитие ключевых компетенций учащихся.
Оборудование: электронная презентация; репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», карта «Русское государство в конце XV – XVI вв.», карта-схема «Размещение куренных селений XVIII в.», виртуальная экскурсия на остров Хортица.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Ребята, вы прочитали повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Наша встреча пройдет у нас в необычной форме – это урок-экскурсия в Запорожскую Сечь.
2. Сообщение целей урока.
Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожское казачество на страницах повести». Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы (правила)? На этот вопрос необходимо найти ответ.
Сначала вспомним о тех событиях, которые происходили на Украине в XVI – XVII вв. Затем сравним, как отражается тема Запорожской Сечи в творчестве Н.В.Гоголя и художника И.Е.Репина.
3.Введение в тему.
Слайд:
Эпиграф к уроку:
Так вот она Сечь! Вот то …,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как ….! Вот откуда
разливается … и казачество на всю Украйну!
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба
Слово учителя.
Для русской литературы 20–30 годов 19 века характерен интерес к истории (вспомните произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над “Тарасом Бульбой”.
Сообщение учащегося об истории создания повести «Тарас Бульба»
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.
Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.
Н.В. Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий XVI – XVII вв. на Украине: «…он строил некий общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы».
Гоголь намеренно относит действие повести к XV веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце XVI или в первой половине XVII века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.
В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов.
Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.
Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.
Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения. Прежде чем начнем работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, причинами ее возникновения.
Сообщение учеников, работа с картой. Рассказ об устройстве, географическом положении и укладе жизни Запорожских казаков.
Казачество на рубеже XVI - XVII веков представляло довольно сложную и неоднородную социальную массу, куда входили вольные казаки, беглые крестьяне, бедный мещанский люд, в основном ремесленники, а также мелкая служивая шляхта, из которой формировалась казацкая старшинская верхушка.
Недовольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожская Сечь, а себя – запорожскими казаками.
Усиление роли казачества в военной и общественно-политической жизни Речи Посполитой в начале ХVII века неразрывно связано с возрастанием значения Запорожской Сечи, как защитницы православия с одной стороны, и прибежища для всех, кто не мог смириться с панским своеволием и чинимым поляками насилием в отношении южнорусского населения, с другой.
Кроме того, Запорожская Сечь постепенно стала центром казацкой общины, которая пытается своими собственными силами, опираясь на свое внутреннее устройство и организацию, вести борьбу с турками и татарами.
Устройство Сечи
За время существования Запорожской Сечи ее географический центр неоднократно менялся, хотя всегда располагался на одном из островов в нижнем течении Днепра.
Войско Запорожское имело свою столицу - Сечь, основанную в 1555 году гетманом Дмитрием Вишневецким (Байдою) на днепровском острове Хортица.
Просмотр видеофрагмента – виртуальная экскурсия на остров Хортица.
https://www.061.ua/news/2012264/stolica-kazacestva-ekskursia-po-istoriko-kulturnomu-kompleksu-zaporozskaa-sec-fotoreportaz
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12664436770961563740&text=%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E+%D1%81%D0%B5%D1%87%D1%8C&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1582021916516505-1265297584184328890600067-vla1-0431&redircnt=1582021963.1
Как мы увидели, устройство Сечи было простым. В центре располагалась площадь с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, рядом находились несколько десятков длинных хат (куреней). Здесь же стояла военная пушкарня, где хранилось оружие, военное хранилище.
Сообщение ученика о вооружении казаков.
На вооружении у запорожских казаков были пушки гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.
Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырехугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.
За постройками начинались окопы и земляные валы. В окопах было установлено двое ворот: главные - от степи и боковые- к базару.
Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки.
Сообщение учеников о Раде казаков.
Все должностные лица коша избирались открытым голосованием на общей раде (совете) с участием всех казаков и из их числа сроком на один год. Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войсковой старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября (храмовый праздник на Сечи), Покрову и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.
Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.
Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул «Его вельможность господин кошевой атаман». Символ власти кошевого атамана — булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.
Запись в тетрадях:
Гетман - глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утверждался королем.
Все запорожское войско делилось на курени, во главе которых стояли выборные куренные атаманы. Первоначально курени, видимо, создавались по принципу землячества и в каждом их них состояли казаки из одной местности (например, Винницы, Нежина и т.п.), по названию которой именовался и курень.
Сам курень (имеется в виду строение) представлял собой просторный, сплетенный из хвороста шалаш, покрытый сверху лошадиными шкурами, в котором и проживали все казаки этого же куреня, как войсковой единицы. Куренной атаман отвечал за ведение всего войскового хозяйства, за организацию военной подготовки, быт казаков, занятие ими промыслом и т.п. Постоянное пребывание запорожцев на Сечи не было обязательным.
В мирное время казаки уходили пахать, занимались кузнечным, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали.
Но стоило прозвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага.
Несмотря на распространенное мнение о том, что на Запорожье принимали любого, кто хотел, в действительности, это не совсем так. Прежде всего, существовали определенные ограничения по возрасту- детей в войско не записывали, хотя на саму Сечь могли принять даже десятилетнего ребенка. Однако в войско зачислялись только те, кому исполнилось 20 лет. Пополнение войска происходило по решению рады (совета) и обычно начиналось ранней весной. В походах и сражениях новички участвовали наравне с ветеранами и если кто-либо проявлял трусость или дезертировал, то его могли даже казнить.
Да, стать запорожским казаком можно было любому человеку, но при определенных условиях: новичок должен быть неженатым, исповедовать православную веру, разговаривать на русском или украинском (малороссийском) языках. Запрет относительно женщин был суров - казака карали смертью, если он приводил в Сечь женщину, даже если это была его мать, или сестра.
Для приема на Сечь национальность значения не имела. В первое время в запорожцы принимали также и людей независимо от их религиозных убеждений. Позднее принадлежность к православной вере стала обязательной. Непременным условием для принятия в казацкую общину являлось подчинение общим правилам войска. У запорожцев не было писаного права, однако соблюдение обычаев требовалось неукоснительно.
В мирное время пьянство на Сечи не возбранялось, однако при объявлении военного положения и в походе за употребление спиртного полагалась смертная казнь.
Смертной казнью каралось воровство в своей собственной среде, убийство товарища, разбой и насилие в мирных христианских селениях. Ссоры между товарищами запрещались. Перед судом были равны все — начальствующий и простой казак.
Работа с текстом повести.
Давайте зачитаем фрагмент из повести, в котором повествуется о нравах и обычаях запорожских казаков – стр. 186 – 189.
Работа с текстом.
Что же увидели Тарас и его сыновья, подъезжая к Запорожской Сечи? (Кузницы; запорожца; тесные улочки)
Чтение текста от слов «Первый, кто попался им …» до слов «умевшую только гулять да палить …»
Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)
Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.
Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь)
Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье …» до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»
Найдите и прочитайте слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. («Так вот она, Сечь!...»)
Какова этимология слова «сечь»?
Где располагалось главное укрепление казаков? (За днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье. Запорожская Сечь не была организацией государственной, она создавалась для военных целей.
А почему Сечь – это гнездо?
(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах.)
Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.
Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?
Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?
Почему казаки подержали Тараса?
Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?
Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?
Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)
Вывод: Какая же она, Запорожская Сечь?
(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры.)
Проверка на внимательность.
Работа с карточками. Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос, как автор относится к Запорожской Сечи и её обитателям?
Авторский текст: «Вот то …..(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как ….(львы)! Вот откуда разливается ….(воля) и казачество на всю Украину!»
Работа с классом по группам.
Класс делится на несколько групп, которым даются вопросы для обсуждения.
Показать на карте Запорожскую Сечь, назвать, к какому государству относилась.
https://yandex.ru/images/search?pos=5&img_url=https%3A%2F%2Fbiograf.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F1047%2F3475e9ba6a429879734da7c5739841a0.gif&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B8&lr=11188&rpt=simage&source=w
Описать одежду и оружие ("Бурсаки вдруг преобразились...").
По каким причинам казаки брались за оружие ("...он считал себя законным защитником православия...", "из Сечи пришла весть...", "...нет уз святее товарищества...").
Все описанные в повести события нашли отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, а позднее на картинах художников.
Беседа по репродукции картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану».
Комментарий учителя:
Картина не является иллюстрацией к повести Гоголя. Это самостоятельное произведение. Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцев…», художник работал над картиной 13 лет.
Художник восхищался образами запорожских казаков.
В основе сюжета лежит подлинное историческое событие. Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является письмо запорожцев турецкому султану.
Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями.
Обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.
Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре - кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.
Какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек - наделенный силой и властью?
Какие ещё фигуры привлекают ваше внимание?
Кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?
О чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?
Как художник относится к казакам?
(И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов)
В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества? (На картине, как и в повести, изображены события XVI -XVII века. Запорожцев, удалых, бесстрашных, веселых, сильных духом людей объединяет в повести Н. В. Гоголя и на картине И. Репина братское родство, родство «по духу».)
Кого из героев повести напоминают запорожцы на картине?
Что сумел выхватить художник из гоголевского произведения?
Работа с пословицами и поговорками о казаках.
Задание. Прочитайте и определите, о какой черте характера казака говорится в пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки о казаках | Черты характера |
Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет. Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет. Казак в бою, как орел в небе. У казака в бою нет спины. Веселы привалы, где казаки запевалы. Казаки никому не кланяются. У казаков обычай таков: где пролез, там и спать ложись. | |
Рефлексия.
Меняется время, но есть вещи, которые вне временных рамок, вне пространства. Какие черты вам близки, какие черты вне пространства и времени? (любовь к родине, отчизне, товарищество)
Подведение итогов урока.
Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.
Домашнее задание. Решить кроссворд по повести «Тарас Бульба», составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия.
Приложение 1.
Приложение 2.
Кроссворд по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
| | | | | | 1 | | 2 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 3 | | | | | | |
| 4 | | 5 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 6 | | | | 7 | | | | | | |
| | | 8 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 9 | | | | | 10 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 11 | | | | |
12 | | | | | | | | 13 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 14 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 15 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали: | По вертикали: |
1. Прядь волос, спадающая на лоб. 3. Остров на Днепре, длиной 12 км и шириной 2,5 км, который находился во владении запорожских казаков, являлся их северным форпостом. 7. У запорожских казаков вече, сходка для решения общественных вопросов, выборов. 8. Войсковое подразделение в Запорожской Сечи и украинском войске. 9. Выборный вождь, лидер, начальник у казаков. 12. Особый фасон верхней одежды, узкий в талии, с застежками на крючках, с правой полой поверх левой. 13. Легковооруженный пехотинец. 15. Широкие казачьи штаны. 14. Каждый отдельный представитель казачьего рода. | 2. Старинное тяжелое ружье, заряжаемое со ствола. 3. Помощник командира полка, водружавший в бою знамя своего полка и оберегавший его. 4. Официальное и торжественное обещание соблюдать верность или какие-либо обязательства. 5. Металлическая или керамическая круглая и плоская фляга для воды. 6. В 16-17 вв. на Украине: выборный начальник казацкого войска; в 17-18 вв. – верховный правитель Украины. 10. Короткая твердая плеть. 11. Жезл, служивший признаком гетманского достоинства у казаков. |