СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Запорожское казачество на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-экскурсия в Запорожскую Сечь. Урок по повести Гоголя "Тарас Бульба" посвящён теме "Запорожское казачество на страницах повести". Познакомить учащихся с историей казачества, законами и укладом жизни казаков.

Просмотр содержимого документа
«Запорожское казачество на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Запорожское казачество на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели:
Образовательные: 

  • актуализация и интеграция знаний, полученных на уроках литературы, истории, ИЗО;  

  • знать сюжет повести, историческую основу повести.

Развивающие: 

развивать чувство слова, умение выразительно читать отрывки повести.
Воспитательные: 

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания.

Задачи: 

  • показать связь литературы, истории и искусства;

  • развивать речь учащихся;

  • формировать бережное отношение к истории и традициям своего народа.  

  • Определение характера исторической эпохи; знакомство учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба".  

  • Формирование представления об исторической истине и художественных задачах писателя.

  • Осмысление героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны.

  • Развитие ключевых компетенций учащихся.

  • Оборудование: электронная презентация; репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», карта «Русское государство в конце XV – XVI вв.», карта-схема «Размещение куренных селений XVIII в.», виртуальная экскурсия на остров Хортица.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Ребята, вы прочитали повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Наша встреча пройдет у нас в необычной форме – это урок-экскурсия в Запорожскую Сечь.

2. Сообщение целей урока.    

Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожское казачество на страницах повести». Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы (правила)? На этот вопрос необходимо найти ответ.

Сначала вспомним о тех событиях, которые происходили на Украине в XVI – XVII вв. Затем сравним, как отражается тема Запорожской Сечи в творчестве Н.В.Гоголя и художника И.Е.Репина.

 3.Введение в тему. 

Слайд:
Эпиграф к уроку:

Так вот она Сечь! Вот то …,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как ….! Вот откуда
разливается … и казачество на всю Украйну!

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба

Слово учителя.

Для русской литературы 20–30 годов 19 века характерен интерес к истории (вспомните произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над “Тарасом Бульбой”.

Сообщение учащегося об истории создания повести «Тарас Бульба»

Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.

Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.

Н.В. Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий XVI – XVII вв. на Украине: «…он строил некий общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы».

Гоголь намеренно относит действие повести к XV веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце XVI или в первой половине XVII века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов.
Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.


Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения. Прежде чем начнем работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, причинами ее возникновения.


Сообщение учеников, работа с картой. Рассказ об устройстве, географическом положении и укладе жизни Запорожских казаков.

Казачество на рубеже XVI - XVII веков представляло довольно сложную и неоднородную социальную массу, куда входили вольные казаки, беглые крестьяне, бедный мещанский люд, в основном ремесленники, а также мелкая служивая шляхта, из которой формировалась казацкая старшинская верхушка.

Недовольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожская Сечь, а себя – запорожскими казаками.

Усиление роли казачества в военной и общественно-политической жизни Речи Посполитой в начале ХVII века неразрывно связано с возрастанием значения Запорожской Сечи, как защитницы православия с одной стороны, и прибежища для всех, кто не мог смириться с панским своеволием и чинимым поляками насилием в отношении южнорусского населения, с другой.

Кроме того, Запорожская Сечь постепенно стала центром казацкой общины, которая пытается своими собственными силами, опираясь на свое внутреннее устройство и организацию, вести борьбу с турками и татарами.

Устройство Сечи

За время существования Запорожской Сечи ее географический центр неоднократно менялся, хотя всегда располагался на одном из островов в нижнем течении Днепра.

Войско Запорожское имело свою столицу - Сечь, основанную в 1555 году гетманом Дмитрием Вишневецким (Байдою) на днепровском острове Хортица. 


Просмотр видеофрагмента – виртуальная экскурсия на остров Хортица.

https://www.061.ua/news/2012264/stolica-kazacestva-ekskursia-po-istoriko-kulturnomu-kompleksu-zaporozskaa-sec-fotoreportaz

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12664436770961563740&text=%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E+%D1%81%D0%B5%D1%87%D1%8C&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1582021916516505-1265297584184328890600067-vla1-0431&redircnt=1582021963.1

Как мы увидели, устройство Сечи было простым. В центре располагалась площадь с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, рядом находились несколько десятков длинных хат (куреней). Здесь же стояла военная пушкарня, где хранилось оружие, военное хранилище.


Сообщение ученика о вооружении казаков.

На вооружении у запорожских казаков были пушки гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.

Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырехугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.

За  постройками начинались окопы и земляные валы. В окопах было установлено двое ворот: главные - от степи и боковые- к базару.

Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки.


Сообщение учеников о Раде казаков.

Все должностные лица коша избирались открытым голосованием на общей раде (совете) с участием всех казаков и из их числа сроком на один год. Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войсковой старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября (храмовый праздник на Сечи), Покрову и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.

Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.

Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул «Его вельможность господин кошевой атаман». Символ власти кошевого атамана — булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Запись в тетрадях:

Гетман - глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утверждался королем.

Все запорожское войско делилось на курени, во главе которых стояли выборные куренные атаманы. Первоначально курени, видимо, создавались по принципу землячества и в каждом их них состояли казаки из одной местности (например, Винницы, Нежина и т.п.), по названию которой именовался и курень.

Сам курень (имеется в виду строение) представлял собой просторный, сплетенный из хвороста шалаш, покрытый сверху лошадиными шкурами, в котором и проживали все казаки этого же куреня, как войсковой единицы. Куренной атаман отвечал за ведение всего войскового хозяйства, за организацию военной подготовки, быт казаков, занятие ими промыслом и т.п. Постоянное пребывание запорожцев на Сечи не было обязательным.

В мирное время казаки уходили пахать, занимались кузнечным, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали.

Но стоило прозвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага.

Несмотря на распространенное мнение о том, что на Запорожье принимали любого, кто хотел, в действительности, это не совсем так. Прежде всего, существовали определенные ограничения по возрасту- детей в войско не записывали, хотя на саму Сечь могли принять даже десятилетнего ребенка. Однако в войско зачислялись только те, кому исполнилось 20 лет. Пополнение войска происходило по решению рады (совета) и обычно начиналось ранней весной. В походах и сражениях новички участвовали наравне с ветеранами и если кто-либо проявлял трусость или дезертировал, то его могли даже казнить.

Да, стать запорожским казаком можно было любому человеку, но при определенных условиях: новичок должен быть неженатым, исповедовать православную веру, разговаривать на русском или украинском (малороссийском) языках. Запрет относительно женщин был суров - казака карали смертью, если он приводил в Сечь  женщину, даже если это была его мать, или сестра. 

Для приема на Сечь национальность значения не имела. В первое время в запорожцы принимали также и людей независимо от их религиозных убеждений. Позднее принадлежность к православной вере стала обязательной. Непременным условием для принятия в казацкую общину являлось подчинение общим правилам войска. У запорожцев не было писаного права, однако соблюдение обычаев требовалось неукоснительно.

В мирное время пьянство на Сечи не возбранялось, однако при объявлении военного положения и в походе за употребление спиртного полагалась смертная казнь.

Смертной казнью каралось воровство в своей собственной среде, убийство товарища, разбой и насилие в мирных христианских селениях. Ссоры между товарищами запрещались. Перед судом были равны все — начальствующий и простой казак.


Работа с текстом повести.

Давайте зачитаем фрагмент из повести, в котором повествуется о нравах и обычаях запорожских казаков – стр. 186 – 189.

Работа с текстом.

  • Что же увидели Тарас и его сыновья, подъезжая к Запорожской Сечи? (Кузницы; запорожца; тесные улочки)
    Чтение текста от слов «Первый, кто попался им …» до слов «умевшую только гулять да палить …»

  • Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)

  • Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.

  • Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь)

  • Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье …» до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»

  • Найдите и прочитайте слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. («Так вот она, Сечь!...»)

  • Какова этимология слова «сечь»?

  • Где располагалось главное укрепление казаков? (За днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье. Запорожская Сечь не была организацией государственной, она создавалась для военных целей.

  • А почему Сечь – это гнездо?

  • (Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах.)

  • Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.

  • Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?

  • Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

  • Почему казаки подержали Тараса?

  • Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?

  • Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

  • Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

  • Вывод: Какая же она, Запорожская Сечь?

  • (Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры.)

Проверка на внимательность.

Работа с карточками. Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос, как автор относится к Запорожской Сечи и её обитателям?

Авторский текст: «Вот то …..(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как ….(львы)! Вот откуда разливается ….(воля) и казачество на всю Украину!»

Работа с классом по группам

Класс делится на несколько групп, которым даются вопросы для обсуждения.

  • Показать на карте Запорожскую Сечь, назвать, к какому государству относилась.

  • https://yandex.ru/images/search?pos=5&img_url=https%3A%2F%2Fbiograf.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F1047%2F3475e9ba6a429879734da7c5739841a0.gif&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B8&lr=11188&rpt=simage&source=w

  • Описать одежду и оружие ("Бурсаки вдруг преобразились...").

  • По каким причинам казаки брались за оружие ("...он считал себя законным защитником православия...", "из Сечи пришла весть...", "...нет уз святее товарищества...").


Все описанные в повести события нашли отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, а позднее на картинах художников.


Беседа по репродукции картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану».

Комментарий учителя: 

 Картина не является иллюстрацией к повести Гоголя. Это самостоятельное произведение. Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцев…», художник работал над картиной 13 лет.

Художник восхищался образами запорожских казаков.

В основе сюжета лежит подлинное историческое событие. Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является письмо запорожцев турецкому султану.

Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями.

  • Обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.

  • Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре - кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.

  • Какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек - наделенный силой и властью?

  • Какие ещё фигуры привлекают ваше внимание?

  • Кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

  • О чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

  • Как художник относится к казакам?

  • (И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов)

  • В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества? (На картине, как и в повести, изображены события XVI -XVII века. Запорожцев, удалых, бесстрашных, веселых, сильных духом людей объединяет в повести Н. В. Гоголя и на картине И. Репина братское родство, родство «по духу».)

  • Кого из героев повести напоминают запорожцы на картине?

  • Что сумел выхватить художник из гоголевского произведения?


Работа с пословицами и поговорками о казаках.

Задание. Прочитайте и определите, о какой черте характера казака говорится в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки о казаках

Черты характера

Оскорбление одного казака есть оскорбление всех.

Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет.

Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет.

Казак в бою, как орел в небе.

У казака в бою нет спины.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Казаки никому не кланяются.

У казаков обычай таков: где пролез, там и спать ложись.











Рефлексия.

  • Меняется время, но есть вещи, которые вне временных рамок, вне пространства. Какие черты вам близки, какие черты вне пространства и времени? (любовь к родине, отчизне, товарищество)


Подведение итогов урока.

Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.


Домашнее задание. Решить кроссворд по повести «Тарас Бульба», составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия.






Приложение 1.


































Приложение 2.

Кроссворд по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»







1


2




































3








4


5




















6




7










8


































9





10





















11





12








13





































14






























15































































По горизонтали:

По вертикали:

1. Прядь волос, спадающая на лоб.

3. Остров на Днепре, длиной 12 км и шириной 2,5 км, который находился во владении запорожских казаков, являлся их северным форпостом.

7. У запорожских казаков вече, сходка для решения общественных вопросов, выборов.

8. Войсковое подразделение в Запорожской Сечи и украинском войске.

9. Выборный вождь, лидер, начальник у казаков.

12. Особый фасон верхней одежды, узкий в талии, с застежками на крючках, с правой полой поверх левой.

13. Легковооруженный пехотинец.

15. Широкие казачьи штаны.

14. Каждый отдельный представитель казачьего рода.

2. Старинное тяжелое ружье, заряжаемое со ствола.

3. Помощник командира полка, водружавший в бою знамя своего полка и оберегавший его.

4. Официальное и торжественное обещание соблюдать верность или какие-либо обязательства.

5. Металлическая или керамическая круглая и плоская фляга для воды.

6. В 16-17 вв. на Украине: выборный начальник казацкого войска; в 17-18 вв. – верховный правитель Украины.

10. Короткая твердая плеть.

11. Жезл, служивший признаком гетманского достоинства у казаков.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!