СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заповедное дело

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении урока применяется форма игры, где учащиеся разделены на группы и выполняют задания, которые определены по станциям: проблемная, эскурсионная, Краснокнижная и литературная.  Использование презентации позволяет совершить  заочное путешествие по заповедным местам РБ.

Просмотр содержимого документа
«урок 5 -игра по биосфере»

Урок биологии

Тема «Заповедное дело»

Цели: образовательные: организовать деятельность учащихся, в результате которой они приобретут знания о том, что такое рациональное природопользование; об охраняемых природных территориях и их объектах;

развивающие: способствовать развитию информационной культуры, формированию логического мышления, наблюдательности, умений выделять главное;

воспитательные: способствовать формированию экологического мировоззрения, воспитанию личной ответственности за состояние окружающей среды, коммуникативной культуры.


Средства обучения: фотографии памятников природы, редких и исчезающих видов растений и животных; презентация по теме урока


Тип урока: урок изучения нового материала


Форма проведения: игра с использованием заочного путешествия по заповедным местам РБ.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы, объяснение условий игры.

    1. Создание проблемной ситуации:

Отправляясь в поход на остров, вы взяли с собой запасов продовольствия на 2 дня. Обстоятельства сложились таким образом, что вам придется задержаться на острове неопределенное время. Каковы ваши действия? (работа в группах по обсуждению проблемы)

Представитель от каждой группы высказывают свои действия.

Вывод: чтобы выжить, нужно расходовать имеющиеся запасы экономно, рационально.


1 станция- проблемная


Работа в четырех группах – использование приема «фишбон» (при полном освещение вопроса – 8 баллов получают учащиеся в группе)

Учащиеся должны выделить основные проблемы современности и показать пути их решения










Учащиеся должны выделить основные проблемы:

- количество отходов, которые плохо разрушаются, увеличивается

- запасы природных источников энергии уменьшается (запасов нефти и газа осталось на 50-60 лет)

- химические средства защиты растений таят в себе угрозу природе и человеку

-численность видов растений и животных уменьшается


Основными путями решения этих проблем является:

1. Создание малоотходных и безотходных технологий; утилизация пластиковых бутылок и преобразование их в волокнистые материалы: в качестве фильтров для очистки загрязненных сточных вод от горюче-смазочных материалов, для изготовления щеток уборочных машин и машинных моек, упаковочной ленты, тротуарной плитки и др.

2. Использование нетрадиционных видов энергии: солнечные батареи, геотермальных вод, энергии Солнца.

3. Использование биологических методов борьбы с некоторыми вредителями с/х культур: божьих коровок, наездников, трихограмму, жужелиц красотелов и т.д.

4. Создание охраняемых территорий, проведение экологического мониторинга, природоохранных законов, разведение редких видов растений и животных с последующим переселением их на охраняемые территории, создание генетического банка данных в виде хранилища семян растений, половых и соматических клеток животных.

2. Станция экскурсионная (за выступление максимально-6 баллов)

От каждой группы выступает по одному человеку с домашним заданием по темам:

1.Березинский биосферный заповедник

2. Полесский государственный радиационно-экологический заповедник

3. Национальный парк Беловежская пуща

4. Заказник республиканского значения Споровский


3. Станция краснокнижная (за правильный ответ- 1 балл)

Учащиеся должны на слайде узнать предложенные виды растений и животных


4. Станция литературная: проанализировать предложенные стихи (выступает один учащийся от группы -5 баллов за анализ)

Для 1 группы


С. Викулов

Моя планета - человеческий дом.

Ну, как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу?!

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая!

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Для 2 группы


Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого…пока.


Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и реки без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды

Р. Рождественский

Для 3 группы

Природа – мать


Услышу ль сосен шум в полдневный час,

Журчанье ль струй средь камушков у брода,-

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна по имени ПРИРОДА.


Три клада у природы есть:

Вода земля и воздух - три ее основы.

Какая бы не грянула беда:

Целы они - все возродится снова.


Но если…впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем, что это «если» значит.

Ты – человек. Ты – царь Природы.


Так, поскольку все в ней сущее

Тебе подвластно…

Живи, сверяя каждый шаг с природой,-

И все будет прекрасно!


И царские замашки не лелей в душе,

И не давай себе свободы…

Ты – царь Природы, так, но знай:

Трудней почувствовать себя венцом Природы! М. Пришвин


Для 4 группы


Природа и мудра и терпелива,

Но, люди, надоже понять:

Ей, как на фронте,

В случае прорыва

Приходится на флангах отступать.


И отступает

И теряет во всю она себя…

Да что там говорить!

Ее утрат ни в мраморе,

Ни в бронзе, ни в чем другом,

Уже не повторить. Ф.Федоров


5. Подведение итогов игры- объявление победителей.

6. Рефлексия «Продолжить фразу»:


Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…


7. Домашнее задание: §51, 52, с. 233- 234, подготовиться к тематическому контролю знаний по теме «Биосфера-живая оболочка планеты»


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!