Урок биологии
Тема «Заповедное дело»
Цели: образовательные: организовать деятельность учащихся, в результате которой они приобретут знания о том, что такое рациональное природопользование; об охраняемых природных территориях и их объектах;
развивающие: способствовать развитию информационной культуры, формированию логического мышления, наблюдательности, умений выделять главное;
воспитательные: способствовать формированию экологического мировоззрения, воспитанию личной ответственности за состояние окружающей среды, коммуникативной культуры.
Средства обучения: фотографии памятников природы, редких и исчезающих видов растений и животных; презентация по теме урока
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма проведения: игра с использованием заочного путешествия по заповедным местам РБ.
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы, объяснение условий игры.
Создание проблемной ситуации:
Отправляясь в поход на остров, вы взяли с собой запасов продовольствия на 2 дня. Обстоятельства сложились таким образом, что вам придется задержаться на острове неопределенное время. Каковы ваши действия? (работа в группах по обсуждению проблемы)
Представитель от каждой группы высказывают свои действия.
Вывод: чтобы выжить, нужно расходовать имеющиеся запасы экономно, рационально.
1 станция- проблемная
Работа в четырех группах – использование приема «фишбон» (при полном освещение вопроса – 8 баллов получают учащиеся в группе)
Учащиеся должны выделить основные проблемы современности и показать пути их решения
Учащиеся должны выделить основные проблемы:
- количество отходов, которые плохо разрушаются, увеличивается
- запасы природных источников энергии уменьшается (запасов нефти и газа осталось на 50-60 лет)
- химические средства защиты растений таят в себе угрозу природе и человеку
-численность видов растений и животных уменьшается
Основными путями решения этих проблем является:
1. Создание малоотходных и безотходных технологий; утилизация пластиковых бутылок и преобразование их в волокнистые материалы: в качестве фильтров для очистки загрязненных сточных вод от горюче-смазочных материалов, для изготовления щеток уборочных машин и машинных моек, упаковочной ленты, тротуарной плитки и др.
2. Использование нетрадиционных видов энергии: солнечные батареи, геотермальных вод, энергии Солнца.
3. Использование биологических методов борьбы с некоторыми вредителями с/х культур: божьих коровок, наездников, трихограмму, жужелиц красотелов и т.д.
4. Создание охраняемых территорий, проведение экологического мониторинга, природоохранных законов, разведение редких видов растений и животных с последующим переселением их на охраняемые территории, создание генетического банка данных в виде хранилища семян растений, половых и соматических клеток животных.
2. Станция экскурсионная (за выступление максимально-6 баллов)
От каждой группы выступает по одному человеку с домашним заданием по темам:
1.Березинский биосферный заповедник
2. Полесский государственный радиационно-экологический заповедник
3. Национальный парк Беловежская пуща
4. Заказник республиканского значения Споровский
3. Станция краснокнижная (за правильный ответ- 1 балл)
Учащиеся должны на слайде узнать предложенные виды растений и животных
4. Станция литературная: проанализировать предложенные стихи (выступает один учащийся от группы -5 баллов за анализ)
Для 1 группы
С. Викулов
Моя планета - человеческий дом.
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу?!
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая!
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Для 2 группы
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька.
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого…пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды
Р. Рождественский
Для 3 группы
Природа – мать
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье ль струй средь камушков у брода,-
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна по имени ПРИРОДА.
Три клада у природы есть:
Вода земля и воздух - три ее основы.
Какая бы не грянула беда:
Целы они - все возродится снова.
Но если…впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем, что это «если» значит.
Ты – человек. Ты – царь Природы.
Так, поскольку все в ней сущее
Тебе подвластно…
Живи, сверяя каждый шаг с природой,-
И все будет прекрасно!
И царские замашки не лелей в душе,
И не давай себе свободы…
Ты – царь Природы, так, но знай:
Трудней почувствовать себя венцом Природы! М. Пришвин
Для 4 группы
Природа и мудра и терпелива,
Но, люди, надоже понять:
Ей, как на фронте,
В случае прорыва
Приходится на флангах отступать.
И отступает
И теряет во всю она себя…
Да что там говорить!
Ее утрат ни в мраморе,
Ни в бронзе, ни в чем другом,
Уже не повторить. Ф.Федоров
5. Подведение итогов игры- объявление победителей.
6. Рефлексия «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
7. Домашнее задание: §51, 52, с. 233- 234, подготовиться к тематическому контролю знаний по теме «Биосфера-живая оболочка планеты»