СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заработная плата

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет составить аналогичную работу с вашими данными для сравнения количественной оценки величины заработной платы 

Просмотр содержимого документа
«Заработная плата»

Тема урока

Урок – практикум «Зарплата – основной источник дохода семьи»


Тип урока: комбинированный

Цель урока: определить количественные показатели зарплат родителей по классу, вывести средние показатели дохода мам и пап, а также средний доход на одного члена семьи. На основе полученных данных сделать выводы о сложившейся ситуации на рынке труда в с.Редькино и г.Бор.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Продолжить изучение экономических закономерностей формирования зарплаты на рынке труда.

2. Уметь рассчитывать средние показатели.

3. Уметь сопоставлять данные и делать выводы.

4. Продолжить формировать умения применять полученные знания для оценки практических ситуаций.

5. Формировать умения прослеживать причинно-следственные связи зависимости между профессией и количественными показателями зарплаты.

Развивающие:

1. Развитие мыслительных умений и перенос знаний в жизненные ситуации, формирование навыков выбора будущей профессии.

2. Развивать познавательную мотивацию на материалах урока.

3. Развивать произвольное внимание, память, словесно-логическое мышление.

4. Развивать коммуникативные умения: поддержка положительного эмоционального микроклимата, умения слушать друг друга.

Воспитательные:

1. Помочь понять, что выбор профессии – это ответственный шаг, который определяет будущее человека.

2. Воспитывать чувство ответственности к труду, т.к. именно зарплата является основным источником доходов в семье.

3. Повышать навыки использования экономической информации.

4. Воспитывать культурные отношения на уроке.



1. Устный опрос.

1. Что такое зарплата?

2. Что такое «интеллектуальный капитал», «человеческий капитал»?

3. Что такое премия?

4. Приведите примеры льгот.

5. Что такое комиссионные? Приведите примеры профессий, где могут использоваться комиссионные.

6. Категория, класс, разряд: что объединяет эти понятия?




















2.Изучение нового материала

(на основе собранных материалов по классу)

Каждой группе было дано заранее задание.

1 группа – по родительскому составу класса определяла состав работников производственной и непроизводственной сферы и деление их по отраслям.

2 группа – по родительскому составу класса определяла заработную плату родителей, среднюю зарплату на одного работающего, среднюю зарплату среди мам и пап.

3 группа – Определяла среднюю зарплату на предприятиях с. Редькино

4 группа – по статистическим данным определяла среднюю зарплату на предприятиях города Бор.


Каждая группа подготовила плакат и выступление по своему вопросу.

Приложения №3,4,5,6.

Выступление группы 1.

Мы представляем диаграммы распределения занятых родителей нашего класса по отраслям производственной и непроизводственной сферы. Мы видим (приложение № 3), что в отраслях производственной сферы занято 80% родителей, а в непроизводственной – только 20%. Еще мы составили диаграмму распределения работников по предприятиям с. Редькино и г.Бор. В

с. Редькино работает только 20% родителей.

Учитель:

Такие диаграммы мы с вами рассматривали на уроках географии, когда изучали тему «Хозяйство России»

Теперь попробуем сравнить их. Какие можно сделать выводы?

Ответы учеников:

1. В отраслях производственной сферы в России занято 65,8%, а среди родителей – 80%

2. Практически отсутствует сектор с.х. хотя мы живем в сельской местности.

3. В России самый большой процент занятых в промышленности, также и в этом классе большая часть родителей работает на стекольном заводе.

4. В непроизводственной сфере в России занято только 34,2%, а у нас – 20%.

5. Отсутствует сектор науки.

Выступление группы 2.

Мы определяли среднюю зарплату наших родителей, т.к. информация о зарплате – это личное дело каждого, мы взяли те суммы, которые нам указали. В результате чего получились следующие данные(приложение№7)

Учитель: Объясните, почему зарплата пап в среднем выше, чем у мам в 1,5 раза?

Ответ: Дискриминация в труде.

Выступление группы 3.

Мы определяли среднюю зарплату на предприятиях с. Редькино(приложение№6) получили следующие данные и вывели среднюю зарплату по предприятиям

с. Редькино – 10445 руб.

Учитель: Предприятия с. Редькино – это отрасли производственной или непроизводственной сферы?

Какие новые предприятия открыли в селе за последние годы? Почему?

Хорошо это или плохо для поселка?


Выступление группы 4.

Мы определяли среднюю зарплату на предприятиях г. Бор (приложение №7)В результате средняя зарплата в отраслях промышленности – 13474 рубля, а в отраслях непроизводственной сферы – 7275 рублей.


Вопросы учителя

Посмотрим на все таблицы, представленные вами и ответим на следующие вопросы:

1. Где выше зарплата на предприятиях

с. Редькино или г. Бор?

(на предприятиях г. Бор)

2. Средняя зарплата на одного родителя 16028 руб, а это больше, чем на предприятиях

с. Редькино, почему?

(т.к. 80% родителей работают на предприятиях г. Бор)

3. Средняя зарплата в промышленности по статистическим данным 31000 рубля, а у родителей 16028 руб., почему?

(в промышленности занято 80% родителей, но они не имеют высокой квалификации и образования, поэтому их зарплаты значительно ниже)

4. Где выше зарплата в промышленности или в отраслях непроизводственной сферы? Почему?

(в промышленности, т.к. г.Б ор – промышленный город)

5. Сколько родителей работают на перечисленных промышленных предприятиях?

(только три)

Вывод: При выборе профессии необходимо проанализировать ситуацию на рынке труда, учесть свои возможности, свое желание, возможность будущего трудоустройства на предприятиях своего района.







3. Этап закрепления материала

Ответить на вопросы только «да» или «нет»

1)зарплата – основной источник дохода семьи?

2) чем выше зарплата, тем большее количество работников будет нанято?

3) на рынке труда в настоящее время существует дискриминация?

4) чем выше квалификация работника, тем должна быть выше ставка его зарплата?

5) в промышленности зарплата ниже, чем в отраслях непроизводственной сферы?

6) между величиной зарплаты и предложением на рынке труда существует прямая зависимость?

7) чем выше класс, разряд или категория работника, тем больше его зарплата?

8) если на рынке труда ставка зарплаты будет ниже равновесной, то на таком рынке будет дефицит рабочей силы?

9) премия – это разово выдаваемая сумма денег?

10) комиссионные, которые получит работник за оформление сделки, будут относиться к его заработной плате?

Ответы: 1)да, 2)нет, 3)да, 4)да, 5)нет, 6)да,

7)да, 8)нет, 9)да, 10)да
















4. Этап постановки домашнего задания:


1. Выучить определения по теме «Рынок труда», подготовка к экономическому диктанту.

2. Определить положительные и отрицательные стороны выбора вами вашей будущей профессии (оформить это в виде таблицы)

(2 задание по желанию)











5. Итог урока.















Задачи этапа:

1. Систематизировать и закрепить знания.

2. Выявить проблемы и затруднения.

3. активизировать познавательную деятельность.

4. Уметь применять практически полученные знания при решении экономических задач.

Вопросы и задания носят частично-поисковый характер, используется фронтальная работа. Данные задания дают возможность определить степень осмысления учащимися теоретического материала. при решении задач возможность использования теории на практике.

Операционный компонент учебной деятельности: развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения и сравнения.

Прогнозируемый результат: Знание экономических понятий и умение решать экономические задачи.











Деление класса на группы активизирует работу на уроке. В каждой группе свой координатор, который следит и помогает другим. Группа работает в сотрудничестве, зависимость между участниками группы позитивная – по задаче, что значит, что всей группе ставится одна задача, в результате решения которой, выставляется одна оценка – каждому в группе – одинаковая.

Определены критерии работы группы, по которым будет определен результат. Это: количество выступающих, их ответы, поведение на уроке, ответы на дополнительные вопросы учителя. Для этого созданы карточки активности. Чем больше карточек набирает группа, тем выше результат.





Задачи этого этапа.

1. Активизировать познавательную деятельность детей.

2. Создать установку на возможность полного усвоения нового материала.

3. Развивать речь, память, логическое мышление, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение.

4. Обеспечить понимание экономических терминов.

5. обучать выборочному чтению и умению выделять главное.

6. Обобщать и систематизировать полученные знания.

7. Учить выбирать главное и уметь объяснять свой выбор.

8. Связь с жизнью.

Содержание.

Используются задания для развития и формирования учебных умений (умения слушать учителя и друг друга, делать конспект, формулировать краткие записи, понимать новые экономические понятия. Работа с текстом – умение выделять главное и делать выводы.

Используется частично-поисковый метод, наглядный, словесный, аналитический, синтетический метод, метод стимулирования и мотивации учения ( сотрудничество учителя и ученика, поощрение, совместная учебная деятельность) Ведется работа в группах и фронтальная вопросно-ответная работа. Операционный компонент учебной деятельности – развитие познавательной мотивации, внимания, памяти, речи, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения и сравнения.

Формы организации – групповая и фронтальная.

Акцентировалось внимание на развитии общих умений и навыков: умение выделять главное, правильно формулировать выводы, воспроизводить изученный материал и делать записи на доске, уметь самостоятельно и доступно объяснить материал.

Обратная связь: правильные, четкие ответы детей.

Прогнозируемый результат: знание экономических понятий, умение связать их с жизнью. Умение находить точный ответ, ориентируясь в изложенном материале.








Задачи этого этапа.

1. Обобщить и систематизировать полученные знания.

2. Развитие мыслительных операций и умение делать правильные выводы.

Операционный компонент учебной деятельности – развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения и сравнения.

Обратная связь: понимание сущности изученной темы. Используется логический и частично-поисковый методы. Применяются принципы научности, системности и последовательности.

Прогнозируемый результат: умение делать правильные выводы, связывать данную тему с жизнью, т.к. это может оказать помощь в выборе будущей профессии.























Задачи этого этапа.

1. Обобщить и систематизировать полученные знания.

2. Развитие мыслительных операций и умение делать правильные выводы.

Операционный компонент учебной деятельности – развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения и сравнения.

Обратная связь: понимание сущности изученной темы. Используется логический и частично-поисковый методы. Применяются принципы научности, системности и последовательности.

Прогнозируемый результат: умение делать правильные выводы, связывать данную тему с жизнью, т.к. это может оказать помощь в выборе будущей профессии































Задачи этого этапа.

1. Объяснить содержание домашней работы, инструктаж и советы по выполнению домашнего задания.

Содержание: Применяются творческие задания. Используется словесный метод (инструктаж) Форма организации – индивидуальная (домашнее задание .дается с учетом возможностей ученика, т.е. дифференцировано) Мотивационный компонент учебной деятельности – развитие познавательной мотивации через домашнюю дифференцированную работу.

Обратная связь: дети определили для себя свое домашнее задание.

Прогнозируемый результат: Умение определить для себя свое задание, которое ему больше понравилось.








Задачи этого этап.

Провести качественную оценку работы учащихся.

Содержание:

Поощрение детей, подведение итогов. Используется метод стимулирования, фронтальная работа. Присутствует собственная самооценка и оценка товарищей. Операционный компонент учебной деятельности – развитие внимания, памяти, обобщения. мотивационный компонент – развитие познавательной деятельности.

Обратная связь: доброжелательная обстановка на уроке. Заинтересованность в результате.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!