СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зарубки на сердце" по рассказу К. Паустовского "Телеграмма"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по русской литературе 6 класс.

Цель:   познакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского.

Учебно-воспитательные задачи:  проанализировать содержание рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», познакомить учащихся с композицией рассказа, способствовать формированию умения выразительно читать текст, анализировать его содержание, давать характеристику героев, определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и рассуждать, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского; развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи, а также осуществляя преемственность в обучении, опираясь на уже полученные знания, и личный опыт учащихся; воспитание милосердия, доброго отношения и любви к близким.

Просмотр содержимого документа
«"Зарубки на сердце" по рассказу К. Паустовского "Телеграмма"»

Сабақ /Урок 52 Сынып/Класс 6 Дата______________

Пән/Предмет: Литература

Тақырып/Тема: Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Мақсат/Цель: познакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно-воспитательные задачи: проанализировать содержание рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», познакомить учащихся с композицией рассказа, способствовать формированию умения выразительно читать текст, анализировать его содержание, давать характеристику героев, определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и рассуждать, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского; развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи, а также осуществляя преемственность в обучении, опираясь на уже полученные знания, и личный опыт учащихся; воспитание милосердия, доброго отношения и любви к близким.

Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия: учебник, хрестоматия, тетрадь, портрет писателя, картины художника А. Шилова

Сабақ түрі/Тип урока: Урок внеклассного чтения.

Әдіс-тәсілдер/Методы: практический, наглядный, словесный.

Сабақ барысы/Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Стадия вызова. Рассказ учителем притчи «О матери»

Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать? Мне страшно...

Бог ответил:

— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

- Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?

Бог ответил:

- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.

Ребенок задумался, затем сказал снова:

- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.

Бог ответил:

- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.

- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?

Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:

- Твой ангел расскажет тебе обо мне все. Так что я всегда буду рядом с тобой.

Затем ребенок спросил:

- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?

- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:

- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?

- Неважно как его зовут, у него много имен. Ты будешь просто называть его Мама.

Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этой притчи? (Дома мы прочитали рассказ К. Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.)

2. Работа с темой урока.

“Есть на свете прекраснейшее существо,

у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький


За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Паустовский

Чти отца твоего и мать твою,

Да благо ти будет, и долголетен

Будеши на земле.

Пятая заповедь Божия

Тема урока: «Зарубки на сердце» по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»

- «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения?

Словарная работа:

Как вы понимаете слово «зарубки»?

ЗАРУБКИ → (см. словарь) ЗАРУБКА -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь. 2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго

В каком значении употреблено это слово в теме урока? отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения.

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга – 1. Хищная птица семейства соколиных; 2. (простореч.) пустой, легкомысленный человек.

Ветла – вид ивы.

Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К. Паустовский?

- одинокой старости

- материнской любви

- милосердия

- взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы

Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.

Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе, она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке?

ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми.

Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.

Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили.

Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений детей и родителей (на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе.

Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг

Одна из его книг называется “Золотая роза”. В ней раздумья Паустовского о писательском труде.

В книге есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.

В этой главе Паустовский рассказывает об удивительной женщине, Катерине Ивановне Пожалостиной, с которой он познакомился, живя в Рязанской области в доме академика живописи Ивана Петровича Пожалостина. Эта история оставила зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылилась в содержание рассказа “Телеграмма”. Катерина Ивановна явилась впоследствии прототипом героини рассказа «Телеграмма».

Подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма»?

Вам приходилось получать её?

Сейчас редко мы отправляем телеграммы, а раньше это был один из самых распространенных способов передачи сообщений.

Запишите все ассоциации со словом телеграмма. Составление кластера.

Записываем на доске слова: радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть.

К. Паустовский известен нам как писатель - психолог и пейзажист и мастер такого жанра литературы, как рассказ.

(Повторить с классом, что такое рассказ.)

Рассказ – малый прозаический жанр литературы, повествующий, как правило, об одном художественном событии.

Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?

Что такое композиция?

Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим, как построен рассказ.

Сколько частей можно выделить? (3 части)

Озаглавим их и подберем эпиграфы.

1-я часть — «Мать». «Эх, горе ее горькое, страданье неписаное!»

2-я часть — «Дочь». «Эх ты, сорока!»

3-я часть — «Телеграмма». «За добро плати добром, не будь пустельгой».)

Можно ли еще выделись части рассказа? (Да, последняя часть в композиционном плане играет роль эпилога, так как основное действие уже закончено мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только увидеться с ней, но и на похороны. Но эта часть дополняет характеристику Насти и оставляет надежду на то, что холод ее души растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже «зарубка на сердце».)

Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки. (Она настраивает читателя на определенный лад, создает тональность повествования.)

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной".

Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником.

Какая картина представляется? (Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих).

Какая деталь, словно оживляет представляемое? (“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”).

Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне? Слово продиктовано чувством ритма.(Это как бы маленькое тёплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то. Катерина Петровна тоже одна в доме и в жизни. И у неё – осень жизни).

Ребята, какие два глагола в прочитанном отрывке очень созвучны и образованы одинаково?

-«доцветал» и «доживала»

На что указывает приставка до- в этих словах: на стремительность или продолжительность действия, которое никак не может закончиться.

- на продолжительность.

- В пейзаже у Паустовского нет ни одного случайного слова. Давайте выберем в этих эпизодах слова, которые подчеркивают усиление признаков поздней осени.

Тесовые крыши почернели

Спутанная трава полегла

Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья

Валил водянистый снег

Хмурое небо все ниже опускалось

- Как называется в литературе такой прием, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся значение? градация-

-Зачем Паустовский использует градацию? Что хочет подчеркнуть писатель? усиление ненастья – ощущение тревоги, которое нарастает-

Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.

Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).

Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).

Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? (Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом”.

Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).

Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Дни ее сочтены).

И она написала письмо дочери (читаю письмо): “Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”.

«Ненаглядная моя!» — всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ? (Дочь лишь чувствует смутное беспокойство; Насте не до матери-старушки и ее забот.)

Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини? (Плохо видит, сгорбленная, маленькая.)

Подберите синоним к слову маленькая. (Беззащитная.)

Как вы считаете, у Насти были серьезные причины, чтобы не поехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? (Она знала, что «Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье, лучше не мешать...»)

Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботятся о ней, оказывают посильную помощь.)

Что узнаем о жизни и занятии Насти? (Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад).

Что во внешнем облике подчеркивает автор? («Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг — в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным.)

- Л. Н. Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза?

- У людей бесчувственных, черствых душой, равнодушных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать. (Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку).

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали. Выставка предоставляла возможность самой Насте выдвинуться, стать заметной, прославиться).

Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”.

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя? (Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой”).

Кто, словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты! Сорока”).

«Эх ты, сорока!» — что вы слышите в этих словах? Почему сорока? ( Трещотка, легкомыс-ленная птица; это, может быть, и подсознательная самооценка Насти.)

«Не будь пустельгой», — говорит Тихон Манюшке, но ситуация и интонация произнесения этих слов позволяют предположить, что Тихон считает таковой именно Настю. Какое интересное слово: «пустельга»... Узнали его значение?



Пустельга - 1. Хищная птица семейства соколиных; 2. (простореч.) пустой, легкомысленный человек.

К Насте это слово пременимо и в первом, и во втором значении. (Конечно, можно было сказать: пустой человек. Но Паустовский употребляет это. Оно объединяет и пустой, и мелкий: «пустельга» похоже на «мелюзга»...; это одна из важных деталей, помогающих нам создать образ Насти.)

Итак, Настя казалась Сольвейг (доброй, верной, нравственно чистой), а на самом деле — сорока, пустельга. Пониманию происходящего помогло произведение искусства: в сквере, оставшись одна и вспомнив последнее письмо матери, Настя вдруг прозревает, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье». Как же передал писатель глубокую взволнованность Насти? (Внутренний монолог, со стоящий из вопросов, в том числе риторических, восклицаний, повторов слов, описание действий Насти — все показывает внутреннее потрясение и накал эмоций. Это первый кульминационный момент, связанный с дочерью; билетов в кассе уже не было, но слово «мама» действует как пароль, как пропуск.)

Телеграмма, отправленная Насте, лаконична, кажется, на нее невозможно откликнуться. Но этого не происходит. Получение телеграммы — кульминационный момент рассказа. Что вы можете сказать? (Поражает психологизм этой сцены. Катерина Петровна, конечно же, ждала дочь или отклик на письмо... Катерина Петровна поняла, что телеграмма не от Насти. Речь выдает авторство пожилого человека, так принято было подписываться раньше; автор сочувствует героине, преклоняется перед ее деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью; единственная слезинка — деталь, подтверждающая ее терпеливость, сдержанность; поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестает ждать и умирает.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие люди оказались. Кто это? (Монологические ответы:

Сторож Тихон – рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, даёт телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать.

Чужие люди оказались добрее, внимательнее, человечнее, чем родная дочь, не зря Тихон, выражая позицию автора, говорит соседской девочке Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Это простые люди, которых любил Паустовский, Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

Смерть и похороны Катерины Петровны — развязка. Обратим внимание на пейзаж. Почему он изменился? (Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность, связанная с томительным ожиданием приезда Насти. Смерть — это и избавление от страданий.)

А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? Зачем нужна новая героиня в конце? (Чтобы показать, что не все такие, как Настя. Её глазами мы видим похороны и по-другому оцениваем окружающий мир. Мы видим, что у неё доброе сердце. Хоть и чужая, подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У неё тоже где-то мама, и ей надо помнить о ней).

Пробудилась ли совесть Насти?

А что такое совесть?

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

Приехала с опозданием.

Прочитать конец рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Вывод.

Тему рассказа определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.

Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь).

А как вы думаете, почему герои получили такие имена?

Екатерина (греч.) – чистая, непорочная (Нравственно чистый, безгрешный).

Анастасия (греч.) - воскрешающая

Воскресит – восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое

Так к кому же обращена телеграмма? О чём она?

Я думаю, ребята, что в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. Паустовский нам посылает телеграмму - предостережение, предупреждение. «Будь человеком!- напоминает он. За добро плати добром. Не будь пустельгой». Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего, мама.

3. Итог урока. Рефлексия.

Чувствуется симпатия и любовь К. Паустовского к простым сельским жителям. Это земля, «любимая» и «родная» для тех, кто здесь родился, рос, работал. И потому она как бы разделяет их скорбь – «печальная».

Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего дедушки. Тогда связь времен и поколений не прервалась бы, Настя стала значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после ее смерти?

К. Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление.

Я думаю, разговор сегодня получился. У вас есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность. Любовь к маме. И подводя итоги сегодняшнего урока очень хочется надеяться, что никто из вас не будет пустельгой.

Обратите внимание на слова М. Горького: "Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать".

Репродукции картин.

Что вы можете сказать о портретах матерей? Их взгляд? Мимика, поза?


1. Какие «зарубки на сердце» остались после прочтения рассказа?

2. Какого отношения заслуживает Настя?

3. О чем заставил меня задуматься рассказ «Телеграмма»?

4. К чему призывает автор читателя?


На доске прикреплены три сердца, под ними подписи:

1. Настя. 2. Катерина Петровна. 3. Другой герой.

Человек не может жить без сердца. Но порой в сердцах людей уживаются любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло. Главным критерием человечности считается обладание такими качествами, как великодушие, сердечность, душевность. Литературный герой воспринимается нами как живой человек. Значит, и их сердца наполнены различными чувствами. Сейчас вам предстоит трудное задание, которое позволит нам узнать, насколько глубоко вы поняли героев рассказа К. Г. Паустовского. Прошу каждого из вас приготовленный символический образ героя в виде геометрической фигуры прикрепить к одному из сердец и высказать свое отношение к герою.

ПОМНИТЕ:

Ваша Мама - с вами всегда ....: она в шепоте листьев, если вы идете по улице; она - запах вашего дома, ваших отбеленных простыней; она - та прохладная рука на вашем лбу, когда вам плохо. Ваша Мама живет везде - внутри вашего смеха, в каплях ваших слез.

Она - и ваша любовь, и ваше горе, - ничто не сможет разделить вас. Ни место, ни время... ни даже смерть!

Чтение учащимися стихотворения «Не забывайте матерей»

Не забывайте Матерей!

Они печалятся в разлуке.

И нет для них страшнее муки –

Молчанье собственных детей.

Не забывайте Матерей!

Они ни в чём не виноваты.

Как прежде их сердца объяты

Тревогой за своих детей.

Пишите письма Матерям,

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

Не забывайте Матерей!

Ведь для молчанья нет причины,

И глубже с каждым днём морщины

От равнодушия детей.

Средь суеты и праздных дней

Услышьте, Господа и Дамы:

Болит душа у вашей Мамы!

Не забывайте Матерей!

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону,

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.


4. Домашнее задание: Написать сочинение на одну из тем:

“Что значит для меня отчий дом?” “Какой я сын (дочь)?” “О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма”. Спасибо за урок.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!