СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита производственной педагогической практики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Защита производственной педагогической практики»

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе

« Путешествие в космос »

Ход урока:

1.Организационный момент

-Приветствие.

-Организация рабочего места.

-Создание дружеской, рабочей атмосферы в классе.

Проверка готовности к уроку.

Учитель напоминает о правилах техники безопасности и правильной организации рабочего места.

2.Обьяснение нового материала

-Сегодня ребята, нам предстоит совершить увлекательное путешествие! А вот в какую неведомую страну, я и сама еще не знаю. Вы мне поможете узнать место нашего путешествия, вспомнив, какой сегодня праздник.

-Может быть, кто-то из вас уже догадался, в какое путешествие нам предстоит отправиться?

Дети высказывают свои мнения…

-Ну конечно же, в космическое путешествие!

Учащиеся дружно читают название темы урока «Путешествие в космос». Таким образом, ученики, а не учитель, делают вывод, что тема урока «Путешествие в космос».

Работа с иллюстрациями и репродукциями. Учитель демонстрирует изображения различных планет, космической техники. Во время демонстрации происходит беседа-рассуждение.

-Тысячелетиями человек мечтал о полете в космос. Очень много сказок и легенд складывали о космосе люди во все времена и на всех континентах. Им хотелось своими глазами увидеть, что же там происходит, кто там обитает. И вот, наконец, это свершилось! Учитель обращает внимание на репродукции с изображением космонавтов.

-Как называют людей, которые осваивают, изучают космос?

Дети: Космонавтами!

Кто из вас знает, как зовут человека, который впервые в мире совершил космический полет?

Дети: Юрий Гагарин!

-Да ребята, первым полет в космос совершил Юрий Гагарин, это событие свершилось 12 апреля, и поэтому этот день назвали Днем космонавтики. Демонстрируется репродукция с изображением Ю.Гагарина. Следующим полет над нашей планетой совершил космонавт Алексей Леонов. И он уже не только в кабине космического корабля, а сам свободно плавает над Землей! Несколько минут он находился за пределами космического корабля, в открытом космическом пространстве. Этим он доказал, что в космосе можно вести физические работы, проводить научные наблюдения.

-А каким вам представляется космос? Какие вы смотрели телепередачи, фильмы о космосе?

Сейчас проверим ваши знания. ВИКТОРИНА.

Дети делятся своими представлениями о космосе. Обобщая высказывания детей, учитель подводит их к пониманию необычного космического пейзажа.

-А вот отрывок воспоминания А.Леонова о красках космоса.

Особенно красиво выглядит горизонт Земли. Он контрастно делится на несколько слоев. У самой Земли ярко-красная линия. Потом идет теплых тонов палевая линия с желтизной. Следующая-голубая лента, которая переходит в темно-фиолетовую и затем в черное, бархатное небо.

-Побывав в космосе, космонавт захотел передать красоту увиденного на холсте. Так он стал художником-космонавтом. Демонстрируются репродукции картин космонавта с изображением космического пейзажа.

И сегодня, ребята, мы выступим с вами роли художников-космонавтов. Нам предстоит совершить путешествие в космический мир, в котором вас ожидает много нового, необычного и загадочного. И стартовать мы будем от планеты Земля. Что нам для этого нужно? На уроке изо?

Дети: - Включаем полет своей фантазии!

-Давайте еще раз рассмотрим изображения планет.

-Кто населяет планеты во вселенной?

Ведется коллективный поиск правильного решения. Ученики обсуждают поставленные вопросы, приводят свои доводы, делятся впечатлениями от просмотра репродукций. В результате дети приходят к решению, что в полете они могут встретить: необычные растения, сказочных животных и инопланетян.

3.Самостоятельная работа

Задание:

На альбомном листе предлагается наметить 3-4 эскиза будущего рисунка в карандаше. Основными сюжетами композиции могут быть:

  1. Космические пейзажи.

  2. Инопланетяне и земляне, встреча.

  3. Космонавты выходят из корабля на другой планете.

  4. Запуск космического корабля.

Учитель показывает техники работы: по сухому, по мокрому, вливание цвета в цвет.

Последовательность работы в цвете:

-Космическое пространство.

-Планета

-Корабль

-Космонавты, мелкие детали.

  1. Подведение итогов, рефлексия, выставка рисунков, уборка рабочего места. Наш полет, к сожалению, подходит к концу. И сейчас нам предстоит вернуться на Землю. Проходит обсуждение работ, анализ общих ошибок, рефлексия.

Учащиеся убирают рабочее место.















Приложение 2



Методика определения преобладающего типа темперамента



Цель методики: выяснить преобладающий тип темперамента у изучаемого учащегося методом наблюдения.

Порядок исследования

В процессе наблюдения в перечне показателей темпераментов наблюдатель отмечает присущие данному ребенку, рядом с номерами 1,2,3 ..., расположенными в столбик, ставит (+) или (-). После этого предлагается сосчитать количество плюсов в каждом из 4 столбиков и сложить их, т.е. определить общую сумму по всем 4 столбикам.

Затем определяется преобладающий тип темперамента у дошкольника.

Представленность того или иного типа темперамента у учащегося можно выразить в % по формуле:

Фт = Х (Ах/А) 100% + С (Ас/А) 100% +

Ф (Аф/А) 100% + М (Ам/А) 100%,

где: Фт - формула темперамента, Х - холерический темперамент, С - сангвинический темперамент, М - меланхолический темперамент, Ф - флегматический темперамент, А - общее число плюсов по всем видам, Ах - число плюсов в паспорте холерика, Ас - число плюсов в паспорте сангвиника, Аф - число плюсов в паспорте флегматика, Ам - число плюсов в паспорте меланхолика.

Заменив в формуле буквенные выражения числовыми значениями, и проведя арифметические действия, получим представленность каждого темперамента в % (арифметические действия производить только в скобках).

При 40% и выше - выраженность данного темперамента доминирующая, при 30-40% - достаточна яркая, при 20-29% - средняя, при 10-19% - малая.



Флегматик

  1. Спокойный и хладнокровный.

  2. Последователен и обстаятелен в делах.

  3. Осторожен и рассудителен.

  4. Умеет ждать.

  5. Молчалив и не любит попусту болтать.

  6. Обладает спокойной, размеренной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

  7. Сдержан и терпелив.

  8. Доводит начатое дело до конца.

  9. Не растрачивает попусту сил.

  10. Строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе.

  11. Легко сдерживает порывы.

  12. Мало восприимчив к одобрению и порицанию.

  13. Незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

  14. Постоянен в своих отношениях и интересах.

  15. Медленно включается в работу и переключается с одной работы на другую.

  16. Ровен в отношениях со всеми.

  17. Любит аккуратность и порядок во всем.

  18. С трудом приспосабливается к новой обстановке.

  19. Инертен, малоподвижен, вял.

  20. Обладает выдержкой.



Сангвиник

  1. Весел и жизнерадостен.

  2. Энергичен и деловит.

  3. Часто не доводит начатое дело до конца.

  4. Способен быстро схватывать новое.

  5. Неустойчив в интересах и склонностях.

  6. Легко переживает неудачи и неприятности.

  7. Легко приспосабливается к разным обстоятельствам.

  8. Склонен переоценивать себя.

  9. С увлечением берется за новое дело.

  10. Быстро остывает, если дело перестает интересовать его.

  11. Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую.

  12. Тяготится однообразием, будничной кропотливой работой.

  13. Общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми.

  14. Вынослив и работоспособен.

  15. Обладает громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами выразительной мимикой.

  16. Сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке.

  17. Обладает всегда бодрым настроением.

  18. Быстро засыпает и пробуждается.

  19. Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.

  20. Склонен иногда как бы скользить по поверхности, отвлекаться.



Холерик

  1. Неусидчив, суетлив.

  2. Невыдержан, вспыльчив.

  3. Нетерпелив.

  4. Резок и прямолинеен в отношениях с людьми.

  5. Решителен и инициативен.

  6. Упрям.

  7. Находчив в споре.

  8. Работает рывками.

  9. Склонен к риску.

  10. Незлопамятен и необидчив.

  11. Обладает быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью.

  12. Неуравновешен и склонен к горячности.

  13. Агрессивный забияка.

  14. Нетерпим к недостаткам.

  15. Обладает выразительной мимикой.

  16. Способен быстро действовать и решать.

  17. Неустанно стремиться к новому.

  18. Обладает резкими, порывистыми движениями.

  19. Настойчив в достижении поставленной цели.

  20. Склонен к резким сменам настроения.



Меланхолик

  1. Стеснителен и застенчив.

  2. Теряется в новой обстановке.

  3. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.

  4. Не верит в свои силы.

  5. Легко переносит одиночество.

  6. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.

  7. Склонен уходить в себя.

  8. Быстро утомляется.

  9. Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающийся до шепота.

  10. Невольно приспосабливается к характеру собеседника.

  11. Впечатлителен до слезливости.

  12. Чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию.

  13. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим.

  14. Склонен к мнительности.

  15. Болезненно чувствителен, легко раним.

  16. Чрезмерно обидчив.

  17. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями.

  18. Малоактивен и робок.

  19. Безропотно покорен.

  20. Стремиться вызвать сочувствие и помощь окружающих.







Приложение 3

Исследование мотивации младших школьников

Личностные универсальные учебные действия

Определение мотивов учебной деятельности

(М.Р. Гинзбург)

Цель: изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

Форма проведения: индивидуальная.

Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а). 
Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть" (рис. в). 
Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г). 
Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д). 
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему? (Выбор I)
2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Ученик последовательно осуществляет три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Мотивы:
1. внешний    (а),
2. учебный    (б), 
3. игровой    (в), 
4. позиционный    (г), 
5. социальный    (д), 
6. мотив - оценка    (е).

























      

     

  





      







Выборы

1 картинка

2 картинка

3 картинка

4 картинка

5 картинка

6 картинка

1







2







3







Контрольный выбор







            Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов (плюсов). Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация.  

Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.  

Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, но ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Когда ребенок выбирает три разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

















Приложение 4 Исследование доминирующего типа восприятия модальности учащихся по М. Гриндеру



Используя показатели в ходе наблюдения за школьниками, определите доминирующий тип восприятия ребенка.



Преимущественно визуал

Преимущественно аудиал

Преимущественно кинестетик

1

Смотрит вверх, когда говорит учитель

Проговаривает про себя, разговаривает с собой

Говорит медленно. Множество движений от шеи и ниже

2

Читает сам, если учитель читает

Легко повторяет услышанное

Раннее физическое развитие

3

Хмурит брови, щурит глаза, мигает

Шевелит губами, ушами, издает «а», «м»…

Подбородок вниз, голос низкий

4

Предикаты: смотреть, видеть, наблюдать, ясный, картина

Предикаты: слушать, ритм, подобные звуки

Предикаты: схватывать, чувствовать, трогать, придерживаться мнения

5

Осмотрительный, спокойный

Разговорчивый, любит дискуссии

Сильный интуитор, слаб в деталях. Вовлекает других в проекты, игры

6

Хорошо запоминает картинки, плохо словесные инструкции

Помнит то, что обсуждал, реагирует на словесные инструкции. В письменных работах более слаб, чем в устных ответах. Особенности памяти: «последовательность» и «целые звенья»

Обучается делая. Запоминает движения

7

Не отвлекается на шум. Видит слова «глазами мозга»

Любит музыку. Отвлекается даже на шепот

Много жестикулирует

8

В чтении силен, успешен, скор

Хороший имитатор. Легко осваивает языки

Хорошо работает с карточками, манипулируя

9

В книге обращает внимание на декорации, описания природы

В книге обращает внимание на диалоги

Любит книги, ориентированные на сюжет

10

Внешне и в вещах аккуратен

Отлично слушает других

Стоит близко, касается людей

Приложение 5



Методика оценки познавательной активности младшего школьника

(А. А. Горчинская)


Цель методики: оценка степени выраженности познавательной актив­ности младших школьников.

Оборудование: бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизирован­ной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возмож­ных вариантов ответов какой-либо один.

Бланк.

1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по мате­матике?

а) да;

б) иногда;

в) нет.


2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.


3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.


4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя
возникли вопросы?

а) всегда нахожу на них ответ;

б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.


5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, дру­зьями);

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.


Обработка данных.

Ответы а) свидетельствуют о сильно вы­раженной познавательной активности; ответы б) — об умерен­ной; ответы в) — о слабой выраженности.








Приложение 6



Исследование уровня эмоционального развития младшего школьника

Игра «Кто я?»

Цель. Упражнение выявляет и тренирует у детей способность использования жестов и мимики при подражании предметам внешнего мира.

Предложите одному из учащихся подумать и изобразить что-то или кого-то жестами, мимикой, звуками (например, поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыпленка, морскую свинку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху, самовар и т. д.). Остальные учащиеся отгадывают изображаемый предмет. После правильного ответа Вы спрашиваете, по каким признакам угадавший понял, что изображен именно этот предмет.

Затем отгадавший сам изображает, а после отгадывания рассказывает, что он делал, чтобы изобразить это.

























Приложение 7



Методика «Какой Я?» предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

Протокол методики “Какой я”

№ п/п

Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

 

 

 

 

2

Добрый

 

 

 

 

3

Умный

 

 

 

 

4

Аккуратный

 

 

 

 

5

Послушный

 

 

 

 

6

Внимательный

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8

Умелый (способный)

 

 

 

 

9

Трудолюбивый

 

 

 

 

10

Честный

 

 

 

 



10 баллов - очень высокий 

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Приложение 8 Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»

Цельизучить переживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Стимульный материал. Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21*29 см), 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), стирательная резинка.

Методика проведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется. После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

После выполнения задания ребёнку задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.

Анализ полученных результатов.

Анализ структуры рисунка.

Обычно, ребёнок переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи - это эмоциональный конфликт. Варианты:

1. вообще не изображены люди;

2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, покинутости; чувство небезопасности, большой уровень тревожности);

3. уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения (ребёнок разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или сестрами, ребёнок «монополизирует» любовь и внимание родителей);

4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё влияние в семье стремится уменьшить);

5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в волшебной стране, игрушки) - возможно ребёнок ощущает эмоционально отвержение в своей семье;

6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя (ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);

7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста - выражение потребности в равноправных, кооперативных связях, дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей - поиск человека, способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);

8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплочённость семьи (благополучие, восприятия целостности семьи, включённость в семью); разобщённость членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя отдалённо (чувство невключённости, отчуждённости); отделение другого члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него);

9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Большие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.

Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!