СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защитительная речь к проекту "Происхождение и значение фамилий моих одноклассников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сам проект и презентация в моих файлах.

Просмотр содержимого документа
«Защитительная речь к проекту "Происхождение и значение фамилий моих одноклассников"»

Слайд 1

Добрый день, уважаемая комиссия и присутствующие!

Меня зовут Нехца Ярослав, и сегодня я представляю вам свой проект «Происхождение и значение фамилий моих одноклассников».


Слайд 2

Начать своё выступление я хотел бы со стихотворения Сергея Михалкова «Смешная фамилия»:


Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин!

Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов —
Умишко комариный.


Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится,
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков — лисицей!

А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится как рак,
А все вперед стремится!

Плевков фамилию сменил,
Жемчужиным назвался,
Но в основном — ослом он был,
Ослом он и остался!

А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!


Слайд 3

Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег. Все граждане нашей страны имеют фамилии. Фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении, браке. Запомнив ее с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто раз навсегда данное и очень значимое для каждого из нас.


Слайд 4

Многие ли знают: откуда взялась и что означала при своем возникновении их фамилия? Можно сказать без ошибки, что объяснить происхождение большинства фамилий даже ученым нелегко, а иногда и невозможно. Обратившись с подобными вопросами к ребятам своего класса, мы поняли, что практически никто не знает о происхождении и значении своей фамилии, но всем интересно было бы найти хоть какие-то, пусть небольшие, сведения.


Слайд 5

Мы убеждены, что изучение истории Родины необходимо начинать с изучения своей семьи. Мы не Иваны, не помнящие своего родства. Нас заинтересовало происхождение своих фамилий. Мы стали читать специальную литературу, а потом решили расширить наш поиск и узнать происхождение фамилий учащихся нашей группы. Мы считаем, что очень важно узнать, откуда твои корни. Именно поэтому данная тема так актуальна.


Слайд 6

Цель нашей работы – проанализировать фамилии нашего класса с точки зрения разных вариантов происхождения, значения, развивать интерес к истории рода, а через него к истории своего Отечества.


Слайд 7

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме «Происхождение фамилий».

2. Провести опрос среди учащихся класса.

3. Проанализировать происхождение фамилий.

4. Обобщить наблюдения, сделать выводы.


Слайд 8

Предметом исследования стали личные фамилии учащихся 6 «В» класса.


Слайд 9

Объект исследования – происхождение фамилий русского населения.


Слайд 10

Для решения поставленных задач я использовал поисковый и исследовательский методы.


Слайд 11

Гипотезой работы является предположение, что фамилии моих одноклассников образованы от имён собственных, названий предметов и ремесел, которыми занимались наши предки.


Слайд 12

Данный проект позволяет обратиться к истокам возникновения фамилий, повысить интерес к истории своей семьи, страны, своего рода, потому что каждый человек хотел бы знать значение своей фамилии и своих предшественников. Следовательно, тему проекта можно считать актуальной.


Слайд 13

Происхождение фамилий

В переводе с латинского слово «фамилия» – семья, это наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании - к одной семье.


Слайд 14

В Римской империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов.


Слайд 15

Похожий смысл это слово позже имело достаточно долго в Европе и в России. Известны факты, когда даже в XIX веке крепостные крестьяне получали фамилию от своего господина.

Только к XIX веку слово «фамилия» в русском языке приобрело свое второе значение, ставшее сегодня официальным и основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».


Слайд 16

Чаще всего фамилии образуются от личных имён через притяжательные прилагательные. Русские фамилии часто имеют суффиксы -ов/-ев, -ин, от ответа на вопрос «чей?».


Слайд 17

Например, Власов – сын Власа.


Слайд 18-19

Другая группа русских фамилий образовалась от названий населённых пунктов, церковных праздников и имён святых.

В нашем классе таких фамилий 26.


Слайд 20

Другая группа русских фамилий образовалась от названий населённых пунктов, церковных праздников и имён святых с помощью суффикса и окончания -ский/-цкий.


Слайд 21

Учёные выделяют несколько 5 основных групп происхождения русских фамилий.

Фамилии, образованные под влиянием религии, по именам святых, указанных в Библии – самой главной книге христиан (Например: Авдей - Авдеева, Николай - Николаев)


Слайд 22 - 27

Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них чем занимался.

К таким фамилиям относятся:

!!! читаем со слайдов с 23 по 27 (Закончили Клекаловым)


Слайд 28, 29, 30

Некоторые фамилии, образованы от названия местности, родом откуда был один из предков.

!!! читаем со слайдов 29, 30


Слайд 31, 32, 33

Фамилии, образованные под влиянием традиций и культуры – «мирское имя». Это прозвища и слова – обереги. (Например: Дуб – Дубинин, Заяц – Зайцев)

!!! 32 и 33 читаем со слайдов


Слайд 34

Фамилии, образованные по смежности и сходству с животными и растениями.

Очень многим людям прошлых веков давали имена и прозвища, почерпнутые из богатейшей русской флоры и фауны. Современные фамилии хранят в себе сотни названий животных (как домашних, так и диких), птиц, рыб, насекомых, растений.


Слайд 35

Так называемые «птичьи» имена (Соловей, Сокол, Орел, Лебедь, Журавль и другие) в старину пользовались особой популярностью, так как птицы всегда почитались славянами.

Русский народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения-оперение. Священные птицы украшали наличники домов, а украшения-обереги в виде птиц считались самыми сильными: голубь, сокол, аист, петух.


Слайд 36.

Читаем со слайда.


Слайд 37

Проведённые исследования позволили сделать вывод, что фамилии учащихся разнообразна по своему происхождению. Итоги исследования вы можете видеть на слайде.


Слайд 38

Мы поняли, что анализ каждой фамилии — научная задача, нелегкая, трудоемкая и, к сожалению, не всегда решаемая. Но, анализируя фамилии, мы можем ощутить связь времен и народов, поймать тот неповторимый миг истории, с которого начинался род, определялось место в вечности.


Слайд 39

Своей работой мы хотели бы подтолкнуть людей на изучение истоков своей фамилии. Ведь это очень познавательное, увлекательное и интересное занятие. Старинные русские фамилии, в том числе и фамилии наших одноклассников, дают богатейший материал для исследования исторического прошлого как нашей страны, так и каждого из нас. История записана в языке народа. А что, как ни имена собственные (фамилии, имена), может дать нам ответы на многие вопросы!


Слайд 40

Итак, Мы узнали об истоках наших фамилий, это позволило расширить наше представление о фамильных корнях, о наших далеких предках.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!