Тема : Защитники моральных устоев «века минувшего»
Цель: показать суть общественного конфликта; воспитывать чувство человеческого достоинства и неприятия духовного конформизма; развивать умение сопоставлять образы героев, синтезировать отдельные характеры в собирательный образ общества.
Дома новы, но предрассудки стары
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся
Вопросы по содержанию
На прошлом уроке мы с вами определили суть личного конфликта, но в комедии А.С.Грибоедова затрагиваются острые социальные проблемы.
Ярко противопоставляется «век нынешний» и «век минувший»
2. Объявление темы и целей урока.
3. Работа над темой.
- Каким мы видим Фамусова? Чацкого? (характеристика Чацкого Софьей – д.1, явл.5 – «Остёр, умен, красноречив»)
1) Чтение монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой …» (д.2 явл.1) просмотр фильма (минута 37)
Карточка 1
Чем раздражён Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к его концу?
№1
1. Как характеризует Фамусова его монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой…»? (д.2,явл. 1)
2. Как в этом монологе выражено авторское отношение к Фамусову?
О чём свидетельствует этот монолог?
Беседа:
- Из-за чего происходит схватка Чацкого с Фамусовым?
- Какие идеалы отстаивает каждый из них?
Чтение монолога или просмотр фильма (минута 55.10)
№7
1. Почему Фамусов не хочет в Чацком видеть жениха Софьи (монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»)? (д.2, явл. 2)
2. Почему, обращаясь к Чацкому, Фамусов употребляет форму множественного числа?
№3
Каково отношение Чацкого к Фамусову и к людям фамусовского общества, выраженное в его первом монологе «Ну, что ваш батюшка? все Английского клоба Старинный верный член до гроба?»
№4
О каких отрицательных сторонах в жизни фамусовского общества говорит Чацкий в беседе с Софьей (монологи «Ну, что ваш батюшка? все Английского клоба Старинный верный член до гроба?» (д.1, явл. 7)
№9
Прочитайте монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…» Как в нем выразилось презрение Чацкого к идеалу Фамусова (выраженному в монологе «Вот то-то, все вы гордецы…»)?
№6
Что видит Фамусов положительного в жизни дворянского московского общества (монолог «Вкус, батюшка, отменная манера…»? (д.2, явл.4)
№10
1. Как в монологе «А судьи кто?» выразилась сила разоблачения крепостнической России, тема бесправия народа?
2. Почему Чацкий, говоря от первого лица (монолог «А судьи кто?»), употребляет форму множественного числа?
Подведём итог
- Какие черты «века минувшего» и «века нынешнего» раскрыты в монологах Чацкого и Фамусова?
№8
1. Какие исторические периоды имеет в виду Чацкий, когда говорит о «веке минувшем» и о «веке нынешнем»?
2. Как Чацкий характеризует преимущества «века нынешнего» перед «веком минувшим»?
( пожар в Москве, война 1812 года - рубеж веков, декабристское движение)
Составление таблицы
Учащиеся записывают свои мысли, ассоциации, характеристики представителей
«век минувший» | «век нынешний» |
яростные крепостники, ненавидят просвещение, пресмыкаются перед начальством, цель жизни – достижение чинов и наград, идеал – богатство и власть, корыстолюбцы, эгоисты, интриги, сплетни | Отрицают крепостной строй и поклонение пред иностранным, патриоты, гуманисты, отстаивают идеалы свободы и равенства, защищают свободу и независимость личности |
№ 2
Свидетельствуют ли реплики Чацкого в разговоре с Софьей (д.1, явл. 7) о его полном отрицании фамусовского общества?
- Какую роль играет Скалозуб?
№5
Докажите по первым репликам Скалозуба (д.2, явл. 5), что автор создает его образ в сатирических тонах.
Перечитайте диалог Фамусова и Скалозуба (там же). Почему можно считать, что это «диалог глухих»?
- Как отреагировал Скалозуб на монолог Чацкого «А судьи кто?»Что проявилось в словах Скалозуба – глупость или хитрость?
4. Итоги урока
5. Домашнее задание:
4