СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защитники моральных устоев «века минувшего»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Защитники моральных устоев «века минувшего»»

Тема : Защитники моральных устоев «века минувшего»

Цель: показать суть общественного конфликта; воспитывать чувство человеческого достоинства и неприятия духовного конформизма; развивать умение сопоставлять образы героев, синтезировать отдельные характеры в собирательный образ общества.

Дома новы, но предрассудки стары

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся

Вопросы по содержанию

На прошлом уроке мы с вами определили суть личного конфликта, но в комедии А.С.Грибоедова затрагиваются острые социальные проблемы.

Ярко противопоставляется «век нынешний» и «век минувший»

2. Объявление темы и целей урока.

3. Работа над темой.

- Каким мы видим Фамусова? Чацкого? (характеристика Чацкого Софьей – д.1, явл.5 – «Остёр, умен, красноречив»)

1) Чтение монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой …» (д.2 явл.1) просмотр фильма (минута 37)

Карточка 1

Чем раздражён Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к его концу?

1

1. Как характеризует Фамусова его монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой…»? (д.2,явл. 1)

2. Как в этом монологе выражено авторское отношение к Фамусову?


О чём свидетельствует этот монолог?

Беседа:

- Из-за чего происходит схватка Чацкого с Фамусовым?

- Какие идеалы отстаивает каждый из них?

Чтение монолога или просмотр фильма (минута 55.10)


7

1. Почему Фамусов не хочет в Чацком видеть жениха Софьи (монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»)? (д.2, явл. 2)

2. Почему, обращаясь к Чацкому, Фамусов употребляет форму множественного числа?



3

Каково отношение Чацкого к Фамусову и к людям фамусовского общества, выраженное в его первом монологе «Ну, что ваш батюшка? все Английского клоба Старинный верный член до гроба?»




4

О каких отрицательных сторонах в жизни фамусовского общества говорит Чацкий в беседе с Софьей (монологи «Ну, что ваш батюшка? все Английского клоба Старинный верный член до гроба?» (д.1, явл. 7)


9

Прочитайте монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…» Как в нем выразилось презрение Чацкого к идеалу Фамусова (выраженному в монологе «Вот то-то, все вы гордецы…»)?

6

Что видит Фамусов положительного в жизни дворянского московского общества (монолог «Вкус, батюшка, отменная манера…»? (д.2, явл.4)


10

1. Как в монологе «А судьи кто?» выразилась сила разоблачения крепостнической России, тема бесправия народа?

2. Почему Чацкий, говоря от первого лица (монолог «А судьи кто?»), употребляет форму множественного числа?


Подведём итог

- Какие черты «века минувшего» и «века нынешнего» раскрыты в монологах Чацкого и Фамусова?


8

1. Какие исторические периоды имеет в виду Чацкий, когда говорит о «веке минувшем» и о «веке нынешнем»?

2. Как Чацкий характеризует преимущества «века нынешнего» перед «веком минувшим»?

( пожар в Москве, война 1812 года - рубеж веков, декабристское движение)

Составление таблицы

Учащиеся записывают свои мысли, ассоциации, характеристики представителей

«век минувший»

«век нынешний»

яростные крепостники, ненавидят просвещение, пресмыкаются перед начальством, цель жизни – достижение чинов и наград, идеал – богатство и власть, корыстолюбцы, эгоисты, интриги, сплетни

Отрицают крепостной строй и поклонение пред иностранным, патриоты, гуманисты, отстаивают идеалы свободы и равенства, защищают свободу и независимость личности




2

Свидетельствуют ли реплики Чацкого в разговоре с Софьей (д.1, явл. 7) о его полном отрицании фамусовского общества?

- Какую роль играет Скалозуб?

5

Докажите по первым репликам Скалозуба (д.2, явл. 5), что автор создает его образ в сатирических тонах.

Перечитайте диалог Фамусова и Скалозуба (там же). Почему можно считать, что это «диалог глухих»?

- Как отреагировал Скалозуб на монолог Чацкого «А судьи кто?»Что проявилось в словах Скалозуба – глупость или хитрость?

4. Итоги урока


5. Домашнее задание:



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!