СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заточка деревообрабатывающих инструментов 7 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков № 5-6 по технологии.

В процессе работы режущая кромка инструмента в результате истирания и выкрашивания, затупляется. Работать таким инструментом гораздо труднее, т.к. резец уже не перерезает волокна древесины, а сминает и разрывает их. В результате качество обработанной поверхности снижается. Поэтому периодически выполняют заточку режущих инструментов. Кроме того, в работе легче поранить руку тупым инструментом, чем остро заточенным.

Просмотр содержимого документа
«Заточка деревообрабатывающих инструментов 7 кл»

Конспект урока № 5-6

ТЕМА: Заточка деревообрабатывающих инструментов.


Цель: Формирование понятий и умений заточки столярного инструмента.

Задачи: 1.Научить правилам и последовательности заточки деревообрабатывающего инструмента. 2.Развивать технические знания в области резания материалов. 3.Воспитывать дисциплинированность, аккуратность и точность при выполнении работы.

Тип урока: комбинированный, практическая работа №3 «Заточка столярной ножовки».

Инвентарь и оборудование: деревообрабатывающий инструмент (стамеска, долото, нож рубанка, пила), абразивный брусок, оселок, трехгранный напильник, ромбический напильник, напильник в колодке, разводка.

Оформление доски: тема урока, новые слова (оселок, доводка, правка, заусенцы, абразивный инструмент, абразивный брусок, прифуговка), домашнее задание.

Дата проведения: 1 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Одевают спецодежду

II этап: Проверка домашнее задания

15 мин

1.Устный ответ по карточке.

1.Подготовить ответ на вопрос:

-- Что называется технологической документацией?.

2.Для этого вспомни:

  • что является основными технологическими документами;

  • что относится к технологическому процессу;

  • с чего начинается разработка технологического процесса.

3.Сделайте вывод.


2.Тестирование.

1.Сведения о процессе изготовления изделий приведены:

а) на чертеже изделия

б) на техническом рисунке;

в) на сборочном чертеже;

г) на технологической карте.

2.Технологическая документация – это…

а) комплект графических и текстовых документов;

б) единая система конструкторской документации;

в) графические и текстовые документы, определяющие технологию изготовления изделия.

3.Основными технологическими документами являются:

А) схема, чертеж, эскиз;

б) маршрутная, операционная карта и технологическая операция;

в) технологическая, маршрутная и операционная карта.

4.Технологическая карта – это…

а) документ, в котором записан весь процесс обработки детали и изделия;

б) операция, выполняемая на одном рабочем месте;

в) перечень переходов и установок.

5.Технологическая операция – это…

а) часть всего производственного процесса;

б) законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте;

в)описание отдельных маршрутов в технологии изготовления.

6.Точение на токарном станке – это…

а) технологическая операция; б) технологический переход; в) маршрутная карта.

7.В каком документе указывается последовательность изготовления изделия?

а) на чертеже; б) на эскизе; в) в технологической карте г) при разметке изделия.

8.В технологическую карту на изготовление металлического изделия не входит:

а) наименование операций;

б) эскиз обработки;

в) оборудование с инструментами;

г) производственный процесс.

9.Наглядное объемное изображение детали, выполненное от руки с указанием размеров и масштаба, - это…

а) эскиз; б) технический рисунок; в) чертеж; г) главный вид.

10.Условное изображение предмета, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов, - это:

а) эскиз; б) технический рисунок; в) чертеж; г) главный вид.


3.Терминологический диктант.

Написать в тетради, что означают данные термины: чертеж, сборочный чертеж, спецификация, схема, технологическая карта, маршрутная карта, технологическая операция.


Отвечает один ученик
















Выполняют тестовые задания.




























Дают определения

III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3 мин

В процессе работы режущая кромка инструмента в результате истирания и выкрашивания, затупляется. Работать таким инструментом гораздо труднее, т.к. резец уже не перерезает волокна древесины, а сминает и разрывает их. В результате качество обработанной поверхности снижается. Поэтому периодически выполняют заточку режущих инструментов. Кроме того, в работе легче поранить руку тупым инструментом, чем остро заточенным.

План:

  1. Приемы заточки стамески и ножа рубанка.

  2. Приемы заточки столярной ножовки.

  3. Правила безопасности во время работы.



Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.Рассказ учителя и демонстрация приемов работы:

Ножи рубанков, лезвия долот и стамесок затачивают при помощи точила шлифовального круга, насаженного на вал. Вращение его осуществляется вручную с помощью рукоятки или от электродвигателя. Затачивают инструмент на точиле до образования по всему лезвию тонкой и ровной кромки заусенцев.

Лезвие резца в профиль изображают остроугольным. Таким оно обычно кажется и при поверхностном визуальном осмотре. Но в действительности даже качественно заточенный инструмент имеет микроскопические заусенцы или изломы. У тупого резца лезвие закругленное, оно отражает свет и отливает белым. Лезвие остро заточенного ножа практически невидимо, как ни поворачивай его на свету.

Для доводки используются абразивные бруски с мелкими зернами (оселки). Инструмент прижимают к поверхности бруска передней гранью и перемещают из стороны в сторону, затем доводят фаску. Так, чередуя эти операции, делают до тех пор, пока лезвие не станет острым, без заусенцев.

Во время работы необходимо постоянно контролировать качество заточки ножа. Режущая кромка у правильно заточенного ножа расположена строго под прямым углом к боковой грани. Проверить это можно с помощью угольника.

Качество заточки (качество среза поперек волокон) проверяют и с помощью деревянного бруска или тетрадного листа. Необходимо провести по нему лезвием: если разрез получится без задиров, с ровными краями, значит, инструмент уже достаточно острый. Ни в коем случае нельзя проверять качество заточки пальцем, проводя по лезвию вдоль или поперек.

Работать пилой , если она тупая или неисправная, тяжело и непроизводительно. Поэтому, прежде чем начать работу, необходимо привести пилу в порядок и убедиться в правильности ее заточки.

Прифуговка(или фугование) – выравнивание зубьев по высоте. Для выравнивания используют специальное приспособление, деревянную колодку с прорезью, куда вставляют напильник и пилу; фугуют зубья до тех пор, пока на вершине каждого из них не образуется небольшая плоскость.

Развод зубьев пилы. Зубья по всей длине пилы разгибают поочередно в противоположные стороны.

Заточка зубьев пилы. Пилы, предназначенные для продольного раскроя материала, размещают в тисках или в специальном приспособлении. Начинают работу трехгранным напильником с правой стороны. Происходит одновременная обработка передней грани одного и задней грани соседнего зуба. Каждый зуб затачивают до тех пор, пока вершина не станет острой, т.е. образуется режущая кромка.

Пилы для разрезания материала поперек волокон затачивают в специальном приспособлении, позволяющем установить полотно под определенным углом. Затачивают только зубья, разведенные «от себя», направляя напильник под углом 60-70 градусов к полотну. Обе грани зуба затачивают с одинаковым наклоном. Затем полотно поворачивают и повторяют операцию.


2.Самостоятельная работа в тетради.

--- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при заточке режущего инструмента?

1.Надежно закрепить абразивный брусок на рабочем месте (используя приспособление или кусок резины).

2.Обе руки держать на ноже.

3.Не делать сильных, резких движений.

4.Не проверять качество заточки пальцами или ногтем.

5.При заточке и разводе зубьев пилы остерегаться ранения рук.

6.Закрывать незатачиваемые зубья пилы специальным чехлом.

7.Не производить заточку инструмента без разрешения учителя.



Слушают учителя.





Отвечают на вопросы, используя материал учебника













Слушают учителя.

















Работают в тетрадях.

V этап: Практическая работа


30 мин

Практическая работа № 3

Вариант 1.

«Заточка стамески или ножа рубанка»

1.Вводный инструктаж.

Подготовка рабочего мечта.

Выбор абразивных брусков для заточки и правки.

Заточка на крупнозернистом бруске.

Правка на мелкозернистом бруске.

Проверка качества заточки инструмента.

2.Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы

Контроль за соблюдением правил безопасной работы.

3.Заключительный инструктаж.

Анализ успехов и ошибок в работе.


Вариант 2.

«Заточка столярной ножовки».

1.Вводный инструктаж.

Подготовка рабочего мечта.

Выбор напильника.

Прифуговка зубьев пилы.

Заточка зубьев пилы.

Развод зубьев пилы.

2.Текущий инструктаж.

Проверка качества заточки зубьев пилы.

Проверка величины развода зубьев пилы.

3.Заключительный инструктаж.

Анализ успехов и ошибок в работе.








Выполняют практическую работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Почему лезвия инструментов периодически нужно затачивать?

  2. Как снимаются заусенцы с лезвия?

  3. Как затачивают стамески, долото и ножи стругов?

  4. Для чего нужна прифуговка зубьев пилы?

  5. Как затачивают зубья пилы для поперечной распиловки?

  6. Как производят развод зубьев пилы?


Отвечают на поставленные вопросы.


VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины. Оценивает работу. Объявляет ученикам оценки.


Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать п.4 стр. 15-21.


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Как выполнить заточку стамески или ножа рубанка?

-- Как выполнить заточку столярной ножовки?


Записывают в дневник и тетрадь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!