СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье человека предмет комплексного междисциплинарного исследования

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.

          

Просмотр содержимого документа
«Здоровье человека предмет комплексного междисциплинарного исследования»

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ КОМПЛЕКСНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

КАК ПРЕДМЕТ

КОМПЛЕКСНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Характерные особенности, выявляющие современное понимание проблематики здоровья

1. Междисциплинарный статус проблемы. В настоящее время здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.

Анализ сущностных признаков здоровья говорит, что всё их разнообразие может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей определения понятия здоровья:

а) Медицинская модель здоровья. Предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов.

б) Биомедицинская модель здоровья. Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчёркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.

в) Биосоциальная модель здоровья . В понятие здоровье включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придаётся приоритетное значение.

г) Ценностно-социальная модель здоровья . Здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ « Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов»

2. Целостность. Большинство специалистов сходится в том, что здоровье не может быть сведено к простой сумме нормативных показателей. Оно представляет собой системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности. Когда понятие здоровья используется в психологическом контексте, то подразумевается определённый уровень интегрированности личности (Юнг, Олпорт, Гроф) или способность к интеграции (ассимиляции) жизненного опыта (К.Роджерс). Интегративные процессы здоровой психики традиционно противопоставляются дезинтеграции и расщеплённости, характерной для психопатологии. Такой подход базируется на тезисе: целостность предмета должна соответствовать целостность его научного видения.

3. Признание глобальности проблемы. Длительное время здоровье трактовалось как проблема индивидуально-личностного бытия, имеющая значение, главным образом для выживания и развития отдельного индивида. В настоящее время здоровье всё больше осмысливается как значимый феномен собственно социального бытия, как структурообразующий фактор социальности. Пытаются исследовать здоровье в его объективной всеобщности, в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия на определённом этапе становления. Иными словами, здоровье приобретает значение сложного и глобального социокультурного явления. Поэтому допустимо говорить не только об отдельных технологиях оздоровления, но и о единой «политике здоровья».

4. Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы. Комплексное исследование проблемы здоровья требует всестороннего анализа того социокультурного контекста, в котором проблематика здоровья приобретает специфическое социально обусловленное значение. Исследуется влияние культурных ценностей и стереотипов на здоровье и душевное благополучие представителей отдельных культур; определяется роль культурных установок или позиций психотерапевта и пациента в психотерапевтическом процессе. Высказываются идеи об общей переоценке культурных ценностей и о построении особой идеологии, способствующей оздоровлению целых сообществ. Исследовать социокультурные измерения здоровья - это значит исследовать процессы, факторы и детерминанты здоровья, специфичные для отдельных культур и сообществ.

4. Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы. Комплексное исследование проблемы здоровья требует всестороннего анализа того социокультурного контекста, в котором проблематика здоровья приобретает специфическое социально обусловленное значение. Исследуется влияние культурных ценностей и стереотипов на здоровье и душевное благополучие представителей отдельных культур; определяется роль культурных установок или позиций психотерапевта и пациента в психотерапевтическом процессе. Высказываются идеи об общей переоценке культурных ценностей и о построении особой идеологии, способствующей оздоровлению целых сообществ. Исследовать социокультурные измерения здоровья - это значит исследовать процессы, факторы и детерминанты здоровья, специфичные для отдельных культур и сообществ.

Наиболее распространённые альтернативные подходы к исследованию феномена здоровья    1. Нормоцентрический подход.  Здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения, в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Это некий оптимальный уровень функционирования организма и психики. 2. Феноменологический подход. Проблемы здоровья и болезни трактуются как фундаментальные аспекты или вариации индивидуального, неповторимого способа бытия в мире, они включаются в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в её контексте. Процедуры исследования в данном случае не формализованные, а сводятся к феноменологическому описанию, основанному на глубинном понимании и эмпатии.

Наиболее распространённые альтернативные подходы к исследованию феномена здоровья

  1. Нормоцентрический подход. Здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения, в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Это некий оптимальный уровень функционирования организма и психики.

2. Феноменологический подход. Проблемы здоровья и болезни трактуются как фундаментальные аспекты или вариации индивидуального, неповторимого способа бытия в мире, они включаются в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в её контексте. Процедуры исследования в данном случае не формализованные, а сводятся к феноменологическому описанию, основанному на глубинном понимании и эмпатии.

3. Холистический подход. Здоровье понимается как обретаемая человеком  в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость (Олпорт), интеграцию жизненного опыта (Роджерс) и примирение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования или интрапсихических полярностей (Юнг). Естественно-научные принципы анализа дополняются гуманитарными, что обеспечивает целостное видение проблемы. 4. Кросс-культурный подход. Здоровье – это социо-культурная переменная, его характеристики относительны и детерминированы специфическими социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира. Проведённые в рамках данного подхода экспериментальные исследования показали, например, что некоторые нарушения психического здоровья, характерные для европейца, всецело обусловлены специфическими особенностями западной цивилизации, присущим ей духом соперничества и индивидуализма. Поэтому они практически не встречаются, например, у папуасов или эскимосов.

3. Холистический подход. Здоровье понимается как обретаемая человеком в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость (Олпорт), интеграцию жизненного опыта (Роджерс) и примирение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования или интрапсихических полярностей (Юнг). Естественно-научные принципы анализа дополняются гуманитарными, что обеспечивает целостное видение проблемы.

4. Кросс-культурный подход. Здоровье – это социо-культурная переменная, его характеристики относительны и детерминированы специфическими социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира. Проведённые в рамках данного подхода экспериментальные исследования показали, например, что некоторые нарушения психического здоровья, характерные для европейца, всецело обусловлены специфическими особенностями западной цивилизации, присущим ей духом соперничества и индивидуализма. Поэтому они практически не встречаются, например, у папуасов или эскимосов.

5 . Дискурсивный подход. Дискурсивная модель – это сложившаяся в ходе культурно-исторического развития определённых сообществ устойчивая система общих правил, принципов и способов интерпретации (объяснения и описания) какого-либо феномена или группы феноменов, предполагающая использование специализированного языка описания. Любое представление о здоровье может быть исследовано как продукт определённого дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной и психической реальности.

6 . Аксиологический подход. Здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определённое положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, также как и их переоценка, кризис, рассматривается в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него. Аксиологический подход был предложен Платоном, который здоровое состояние души поместил в иерархию основных человеческих и божественных благ. В настоящее время появляется всё больше работ, посвящённых осмыслению здоровья как основополагающей ценности культуры, и как ценностной ориентации, определяющей социальное и психическое бытие конкретной личности.

7 . Интегративный подход. Любые объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия.  Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья можно сформулировать ряд а ксиоматических положений (« аксиомы здоровья »): 1. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье – идеал. 2. Каждый человек здоров условно. Ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым. 3. Каждый человек может быть здоров в определённых условиях (климат, пища, условия труда и т.д.). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

7 . Интегративный подход. Любые объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия.

Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья можно сформулировать ряд а ксиоматических положений (« аксиомы здоровья »):

1. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье – идеал.

2. Каждый человек здоров условно. Ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым.

3. Каждый человек может быть здоров в определённых условиях (климат, пища, условия труда и т.д.). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЭТАЛОНОВ ЗДОРОВЬЯ   В структуре любого социо-культурного эталона здоровья выделяются следующие компоненты: наиболее общее представление о феномене здоровья; эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик; устоявшееся представление об основных условиях и принципах здорового существования; информация о путях или способах оздоровления личности, отражающая культурно-исторический опыт различных сообществ. Кроме того, любому социокультурному эталону здоровья соответствует определённый тип интерпретации болезни .   Наиболее часто выделяется три самых распространённых эталона здоровья: античный эталон, адаптационный эталон и антропоцентрический эталон.

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЭТАЛОНОВ ЗДОРОВЬЯ

 

В структуре любого социо-культурного эталона здоровья выделяются следующие компоненты:

  • наиболее общее представление о феномене здоровья;
  • эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик;
  • устоявшееся представление об основных условиях и принципах здорового существования;
  • информация о путях или способах оздоровления личности, отражающая культурно-исторический опыт различных сообществ.

Кроме того, любому социокультурному эталону здоровья соответствует определённый тип интерпретации болезни .

 

Наиболее часто выделяется три самых распространённых эталона здоровья: античный эталон, адаптационный эталон и антропоцентрический эталон.

   Характеристики социокультурных эталонов здоровья      ВИДЫ ЭТАЛОНОВ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭТАЛОНОВ Дефиниция здоровья АНТИЧНЫЙ Внутренняя согласованность. Оптимальное соотношение элементов человеческой природы. Характеристики здоровой личности АДАПТАЦИОННЫЙ ЭТАЛОН АНТРОПОЦЕНТРИ-ЧЕСКИЙ ЭТАЛОН Приспособленность индивида к окружающей среде 1.Уравновешенность ЭТАЛОН Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности 2.Самообладание 1. Приспособленность к природному окружению. 1. Стремление к самоактуализации, творческая спонтанность. 3.Господство разума над страстями 2. Соответствие социальным нормам (нормальность). 2. Конгруэнтность. 4.Духовная автономия 3. Способность поддерживать оптимальный уровень функционирования (стрессоустойчивость). 4. Гармоничная включённость в сообщество людей 3. Духовная автономия. 4. Целостность.

Характеристики социокультурных эталонов здоровья  

ВИДЫ ЭТАЛОНОВ

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭТАЛОНОВ

Дефиниция здоровья

АНТИЧНЫЙ

Внутренняя согласованность. Оптимальное соотношение элементов человеческой природы.

Характеристики здоровой личности

АДАПТАЦИОННЫЙ

ЭТАЛОН

АНТРОПОЦЕНТРИ-ЧЕСКИЙ ЭТАЛОН

Приспособленность индивида к окружающей среде

1.Уравновешенность

ЭТАЛОН

Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности

2.Самообладание

1. Приспособленность к природному окружению.

1. Стремление к самоактуализации, творческая спонтанность.

3.Господство разума над страстями

2. Соответствие социальным нормам (нормальность).

2. Конгруэнтность.

4.Духовная автономия

3. Способность поддерживать оптимальный уровень функционирования (стрессоустойчивость).

4. Гармоничная включённость в сообщество людей

3. Духовная автономия.

4. Целостность.

Основные условия и принципы оздоровления Пути оздоровления 1.Умеренность 1. Очистительный ритуал 2.Забота о себе 1.Природосообразность 2. Катартика 2.Всесторонняя социализация личности. 1.Открытость опыту. 1. Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормативами). 3.«Жизнь согласно природе» 1. Творческое самораскрытие. 2. Единение с природой (жизнь в согласии с собственной биологической природой и в гармонии с природным окружением). 3. Гимнастика и музыка 2.Развие, личностный рост. 3.Примирение биологического и социального начал в человеке 4. Философия и «работа над собой» 2. Самопознание. 3.Интеграция 3. Гуманизация межличностных отношений. 4. Оздоровление общества. 3. Духовные практики самосовершенствования (медитация, аскеза и т.д.). 4. Мистический путь освобождения .

Основные условия и принципы оздоровления

Пути оздоровления

1.Умеренность

1. Очистительный ритуал

2.Забота о себе

1.Природосообразность

2. Катартика

2.Всесторонняя социализация личности.

1.Открытость опыту.

1. Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормативами).

3.«Жизнь согласно природе»

1. Творческое самораскрытие.

2. Единение с природой (жизнь в согласии с собственной биологической природой и в гармонии с природным окружением).

3. Гимнастика и музыка

2.Развие, личностный рост.

3.Примирение биологического и социального начал в человеке

4. Философия и «работа над собой»

2. Самопознание.

3.Интеграция

3. Гуманизация межличностных отношений.

4. Оздоровление общества.

3. Духовные практики самосовершенствования (медитация, аскеза и т.д.).

4. Мистический путь освобождения .

В целом, ни один из эталонов не может дать полной картины здоровой личности. Ни внутренняя согласованность (античный эталон), ни социальная адаптация (адаптационный эталон), ни самореализация (антропоцентрический эталон) сами по себе в отдельности не могут служить основной характеристикой психического здоровья. Феномен здоровья всегда редуцируется и искажается в различных проекциях (естественно-научных, гуманитарных, философских). Здоровье как целостный феномен представляет собой явление более высокого порядка и большей сложности, нежели его отдельные всегда ограниченные (редуктивные) интерпретации). Поэтому те «проекции» здоровья, которые мы находим в плоскостях различных научных концепций и социальных представлений, часто противоречат друг другу. Один и тот же человек в различных системах интерпретации его поведения предстаёт, то как здоровый или нормальный индивидуум, то как больной, неуравновешенный, склонный к психопатологии . Социально адаптированный и приспособленный человек может восприниматься как здоровый, если мы рассматриваем его в свете адаптационной модели. Однако стоит рассмотреть его внутриличностный план и сферу внутриличностного конфликта, как мы находим этого же человека неуравновешенным, смятённым и дисгармоничным. Например, древнегреческий философ Диоген, живший, по преданию, в бочке и постоянно эпатировавший жителей Афин, может рассматриваться нами как образец асоциального образа жизни и дезадаптации, тогда как античному сознанию он, подобно любому другому подлинному философу, представлялся носителем душевного здоровья, ибо был свободен и невозмутим, жил в согласии с самим собой и собственной природой. То есть, рассматривая различные эталоны здоровья и созданные на их основе модели, нам следует помнить, что это лишь проекции, отражающие отдельные аспекты более сложного многомерного явления.

 Сопоставление признаков наук о здоровье человека   Определяющие признаки науки  Основные направления науки Медицина  Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение, предупреждение Основная концепция, доктрина Гигиена  Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания Человек и его заболевания ВАЛЕОЛОГИЯ Человек, подверженный заболеваниям Объект Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания Человек и его здоровье, здоровый образ жизни изучения Среда обитания и условия жизнедеятельности человека Практически здоровый человек

Сопоставление признаков наук о здоровье человека

Определяющие признаки науки

Основные направления науки

Медицина

Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение, предупреждение

Основная концепция, доктрина

Гигиена

Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания

Человек и его заболевания

ВАЛЕОЛОГИЯ

Человек, подверженный заболеваниям

Объект

Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека

Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания

Человек и его здоровье, здоровый образ жизни

изучения

Среда обитания и условия жизнедеятельности человека

Практически здоровый человек

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Болезни человека, причины и механизмы их развития, диагностика, лечение и профилактика заболеваний МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные характеристики среды его обитания Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Здоровье человека и его резервы, их оценка, развитие, укрепление функциональных возможностей Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения, коррекции их отклонений от нормы Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения Укрепление здоровья через формирование здорового образа жизни

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Болезни человека, причины и механизмы их развития, диагностика, лечение и профилактика заболеваний

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ

Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные характеристики среды его обитания

Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения

Здоровье человека и его резервы, их оценка, развитие, укрепление функциональных возможностей

Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности

Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения, коррекции их отклонений от нормы

Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения

Укрепление здоровья через формирование здорового образа жизни

 ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ     ФИЗИЧЕСКОЕ  ПСИХИЧЕСКОЕ  СОЦИАЛЬНОЕ   с о с т о и т из   З Д О Р О В Ь Е з а в и с и т от    ОБРАЗ ЖИЗНИ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЯ МЕДИЦИНА  50-55% 20-25% 20% 8-10%   На ОЖ можно влиять Преподаватель не может на это влиять психолого-педагогическими средствами.  

ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

 

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ

 

с о с т о и т из

  З Д О Р О В Ь Е

з а в и с и т от

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЯ МЕДИЦИНА

50-55% 20-25% 20% 8-10%

 

На ОЖ можно влиять Преподаватель не может на это влиять

психолого-педагогическими

средствами.

 

ВИДЫ ГИПОКИНЕЗИИ И ПРИЧИНЫ ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Виды гипокинезии Физиологическая Классификационный признак – причина и мотивация гипокинезии Влияние генетических факторов, наличие моторной «дебильности», аномалии развития Привычно-бытовая Привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативности, бытовой комфорт, пренебрежение ФК Клиническая Ограничение объёма движений вследствие производственной необходимости. Заболевания опорно-двигательного аппарата; болезни и травмы, требующие длительного постельного режима. Школьная («нозогенная») Неправильная организация учебно-воспитательного процесса: перегрузка учебными занятиями, игнорирование физического воспитания, отсутствие свободного времени. Климатогеографическая Неблагоприятные климатические и географические условия, ограничивающие двигательную активность Экспериментальная Моделирование сниженной двигательной активности для проведения медико-биологических исследований.

ВИДЫ ГИПОКИНЕЗИИ И ПРИЧИНЫ ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Виды

гипокинезии

Физиологическая

Классификационный признак – причина

и мотивация гипокинезии

Влияние генетических факторов, наличие моторной «дебильности», аномалии развития

Привычно-бытовая

Привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативности, бытовой комфорт, пренебрежение ФК

Клиническая

Ограничение объёма движений вследствие производственной необходимости. Заболевания опорно-двигательного аппарата; болезни и травмы, требующие длительного постельного режима.

Школьная

(«нозогенная»)

Неправильная организация учебно-воспитательного процесса: перегрузка учебными занятиями, игнорирование физического воспитания, отсутствие свободного времени.

Климатогеографическая

Неблагоприятные климатические и географические условия, ограничивающие двигательную активность

Экспериментальная

Моделирование сниженной двигательной активности для проведения медико-биологических исследований.

Основные последствия гиподинамии на организменном уровне атрофия тканей с уменьшением функциональных резервов (по закону «свёртывания функций за ненадобностью»); «водителем ритма» организма становится не естественная активность человека, а доминирующий (самый слабый, больной) морфофункциональный очаг, патологически изменённая система; перестраивается весь обмен веществ: минеральный, жировой, белковый, углеводный, водный; изменения в иммунологических свойствах организма и терморегуляции

Основные последствия гиподинамии

на организменном уровне

  • атрофия тканей с уменьшением функциональных резервов (по закону «свёртывания функций за ненадобностью»);
  • «водителем ритма» организма становится не естественная активность человека, а доминирующий (самый слабый, больной) морфофункциональный очаг, патологически изменённая система;
  • перестраивается весь обмен веществ: минеральный, жировой, белковый, углеводный, водный;
  • изменения в иммунологических свойствах организма и терморегуляции

Основные последствия гиподинамии на социально-психологическом уровне

  • выключает конечное звено стрессовой реакции – движение . Это ведёт к перенапряжению ЦНС, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведёт к переходу стресса в дистресс ;
  • ухудшение внешних социально привлекательных физических качеств приводит к расстройствам в эмоциональной сфере . Устойчивая утрата равновесия в эмоциональной сфере, снижение самообладания значительно изменяют и стиль поведения человека, делая его часто непредсказуемым ;
  • длительные аффективные переживания могут стать причиной патологического развития личности , её дезинтеграции. Могут включаться механизмы психологической защиты нравственно не приемлемые в обществе (обман, унижение других, пользование служебным, семейным положением, криминализация, аутизм и др.);
  • дефекты в нравственной сфере, неправильный выбор ценностных ориентаций приводит к доминированию негативных черт характера (зависть, трусость, педантизм, обидчивость, настороженность, эгоцентризм и др.) и снижает психическую компоненту здоровья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!