Ширина Галина Антоновна,
МБОУ Мойганская СОШ
Оздоровительные моменты на уроке
Здоровье - сохранная деятельность
«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Гиппократ
Пальчиковая гимнастика.
« Рука является вышедшим наружу мозгом» (И.Кант)
Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папа. Этот пальчик - мама.
Этот пальчик - я. Это – вся моя семья.
Этот пальчик – маленький. Этот пальчик – славненький.
Этот пальчик – средненький. Этот пальчик – вредненький.
Этот пальчик – толстячок. А все вместе – кулачок.
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке будут буковку писать. Наши пальчики сплетём и соединим ладошки. А потом как только можем крепко – накрепко сожмём.
Пальцы в гости приходили, тук – тук – тук – стучались в дверь. Только дверь им не открыли: думали там страшный зверь.
Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем разжимать. Пальцы вытянулись дружно, а теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмёт быстрее?
Зрительная гимнастика :
Комплекс включает 8 упражнений. Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.
Упражнение 1. Горизонтальные движения глаз влево-вправо.
Упражнение 2. Движения глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
Упражнение 3. Круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Упражнение 4. Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.
Упражнение 5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
Упражнение 6. Сведение глаз на носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
Упражнение 7. Частые моргания глазами.
Упражнение 8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева или наклейте на одно маленький кружок из бумаги. Сфокусируйте взгляд на точке, затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удалённые предметы
Ах, как долго вышивали, глазки у ребят устали(поморгали). Посмотрели все в окно (вправо, влево). Ах, как солнце высоко (вверх). Мы глаза сейчас закроем (закрыли). В классе радугу построим, ладошками вверх по радуге пойдём (посмотреть вверх по дуге: вправо – влево) . Вправо, влево поворот, а потом скатимся вниз (вниз посмотрели). Жмурься сильно, но держись(зажмурить сильно, открыть, поморгать).
Релаксация на уроках.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»). Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Экологическое пространство
Проветривание помещений
Озеленение кабинета
Освещение кабинета
Физкультминутки
1
На болоте две подружки
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались
Полотенцем растирались
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево, наклонялись
И обратно возвращались.
2
Дружно помогаем маме
Мы бельё полощем сами
1, 2, 3, 4, 5…
Потянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.
3
Мелкие шажки – 1, 2, 3.
Лёгкие прыжки – 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка - 1, 2, 3.
Мягкая посадка - 1, 2, 3.
4
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
1 – росой она умывалась,
2 – изящно покружилась,
3 – нагнулась и присела
на 4 – улетела.
5
Поработали мы дружно, а теперь поспать нам нужно
Тише, тише, тишина
В нашу комнату пришла.
6
Руки в стороны
В полёт
Отправляем самолёт
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд
1,2,3,4,-полетел наш самолёт.
7
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
8
Топай мишка,
Хлопай мишка,
Приседай со мной, братишка
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
9
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо – не согнусь
За работу я возьмусь!
10
Ну-ка проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
11
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться,
Сильней подружиться
Неважно, что с книжкой
Знакомы давно мы
Пускай, и с героем
Отлично знакомы
И чем там закончится тоже известно
Хорошие книжки всегда интересны.
12
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Веело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим
До лампы дотянусь.
13
Хомка, хомка, хомячок, полосатенький
бочок, хомка раненько встаёт, щёчки моет,
шейку трёт, подметает хомка хатку и
выходит на зарядку. 1,2,3,4,5-хомка
сильным хочет стать.
14
По дорожке, по дорожке
скачем мы на правой ножке
и по этой же дорожке
скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
до лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке
мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнём
и домой пешком пойдём.
15
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
приседайте, приседайте,
пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
и писать, друзья, начните
16
Толя шёл, шёл, шёл,
Земляничку нашёл.
Сел, поел, дальше пошёл.
Миша шёл, шёл, шёл,
Мухомор нашёл, присел, посмотрел
И дальше пошёл……..
17
У медведя дом большой,
а у зайки маленький.
Мишка наш домой пошёл,
да и зайка маленький.