СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающая среда в учреждениях дополниельного образования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь"

                                                                                                    Гораций

 

"Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья"

                                                                    Шопенгауэр

 

"Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне"

                                                                                                  Торо Г.

 

"Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"

                                                             Джон Локк

 

"Нельзя лечить тело, не леча душу"

                                             Сократ

  

              Великий немецкий поэт и мыслитель Генрих Гейне сказал: "Единственная красота, которую я знаю, это здоровье". Этими словами он подчеркнул эсте­тическую значимость здоровья. Вот почему мы ставим на один пьедестал по­нятия здоровье, счастье, красота.

              Концепция модернизации российского образования, ФГОС НОО  важной задачей перспективного развития школы определили сохранение и поддержание здоровья учащихся.

              Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значе­ние для формирования культуры здоровья учащихся. Только тогда, когда в учреждении будет создана такая среда возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровой жизни.

             Чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении физического благополучия учащихся, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих СанПи­Нам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом психиче­скому и социальному благополучию уделяется крайне мало внимания. По­этому при организации учебного процесса необходимо применения здоровь­есберегающих педагогических технологий для сохранения всех аспектов здоровья детей.

                Основными критериями, в соответствии с которыми учреждение считается работающим по здоровьесберегающей технологии, являются:

I. Коррекция нарушений соматического здоровья с использованием ком­плекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса. 

               В расписание занятий  необходимо вводить такие предметы, как хо­реография, ритмика, физкультура на свежем воздухе, физкультминутки на уроках. Применять упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимна­стики, также как упражнения для формирования правильной осанки.

 

II. Различные формы организации учебно – воспитательного процесса  с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.

               Нет человека, который не хотел бы быть здоровым, который не хотел бы много знать, быть интеллектуальным. Учеба – это труд, причем нелегкий, и при правильной организации он способен проносить радость творческих от­крытий. Чтобы эти чувства испытывал ребенок, надо выстраивать учебный процесс с опорой на основные побудительные факторы  – потребности и мотивы. Принуждение провоцирует агрессивно – репрессивную среду, ко­торая не может пройти бесследно как для педагога, так и для ребенка в плане их физического и нравственного здоровья. Большой объем подлежащего усвоению учебного материала отодвигает на задний план труд, гимнастику, спорт, игры. В случае перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачива­ются физическим здоровьем, а те, кто из-за своих природных возможностей не в силах освоить весь учебный материал - нравственным здоровьем. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом принципов изменения работоспособности ребенка. Диагностировать эмоциональное состояние ребенка на уроке можно с помо­щью метода цветописи  Луташкина, основанного на зависимости между со­стоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цве­тового спектра. Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние, восторг и радость. Зеленый – спокойствие, уравновешенность; синий – неудовлетво­ренность, грусть; фиолетовый – напряженность, тревожность; черный – упа­док, уныние; белый – равнодушие. Детям  предлагается оценить цве­том свое настроение. Результаты могут быть предоставлены в виде индиви­дуальной цветограммы, составляемой самим ребенком в рабочей тетради, и цветограммы всей группы.

III. Контроль за соблюдением санитарно – гигиенических норм организации , нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

                 Правильное построение учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности отдыха. Расписание оценивается положительно в том случае, если обра­зуется кривая с одним подъемом в среду или четверг или с двумя – в среду и пятницу. Расписание оценивается как нерациональное при наи­большей сумме баллов в понедельник и субботу.

                При умственной деятельности работоспособность сначала постепенно на­растает, потом устанавливается на определенном уровне, соответствующем высокой работоспособности, а затем развивается утомление. При первых признаках (частые отвлечения, частая смена поз, облокачивание, слабый ин­терес, отсутствие вопросов) нужно делать физкультпаузы. Например, исполь­зовать музыкальную аптечку, которой может пользоваться каждый, верящий в великую силу музыки.Для профилактики утомляемости рекомендуется слушать "Утро" Грига; романс "Вечерний звон"; мотив песни "Русское поле"; "Времена года" Чайковского. Полное расслабление можно получить от романса Шостаковича из кино­фильма "Овод", романса  Г. Свиридова к по­вести "Метель". Стимулирует работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум при­боя, звук водопада, шелест листьев. Стабилизируют кровяное давление и сердечную деятельность  "Свадебный марш" Мендельсона. Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огинского. Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у де­тей.

 

IV. Система медико–психологического, педагогического мониторинга со­стояния здоровья детей.

                 Мониторинг, т. е. динамическое наблюдение за условиями обучения, уров­нем учебной и общей нагрузки. Успех мониторинга зависит от того, насколько качественно собрана ин­формация в процессе его проведения. Это зависит от сознательного отноше­ния всех участников, включая детей и их родителей  к проводимому мо­ниторингу.

V. Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

                 Могут быть разработаны индивидуальные Программы здоровья, которые предполагают ответственное и сознательное отношение к своему здоровью, должны иметься паспорта здоровья.

VI. Служба психологической помощи педагогам и учащимися по пре­одолению стрессов, тревожности, формирование доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.

                 Педагог – человек, оказывающий воздействие на развитие ребенка, он способствует реализации его интеллектуального, физического, духовного по­тенциала, контролирует и корректирует его развитие. Для воспитания здоро­вых детей, педагог сам должен быть здоров душой и телом. Существующая социально-экономическая ситуация в стране отрицательно отразилась не только на социально – нравственном, но и на физическом состоянии педагогов, их здоровье. Среди причин, способствующих снижению здоровья педа­гогов, - отсутствие культуры здорового образа жизни. Культура здоровья – это система ценностей, определяющих образ жизни.

VII. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей и педагогов.

                Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и приучать жить в здоровье, т.е. здоровье должно стать образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители и общественность. Ведь факторами, определяющими уровень здоровья являются:  наследственность – определяет здоровье на 20 %;  условия внешней среды (природные и социальные)- на 20 %;   здравоохранение- на 10 % и  образ жизни человека -на 50 %. Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни.

                Разнообразных мероприятий, направленных на укрепление здоровья очень много. Вот некоторые из них:

 - Содержание каждого занятия должно быть здоровьесозидающим.

 - Уроки здоровья.

 - Полная оснащенность кабинетов, наличие комнаты релаксации.

 - Лекции, беседы, викторины, игры, соревнования, турниры, бои,  конкурсы…

 - Встречи с врачами, психологами, спортсменами и т. д.

 - Спортивные соревнования,  такие как "Рыцарский турнир", "Мама, папа, я – спортивная семья", "Веселые старты" и т. д.

 - Посещения уч-ся секций, спортивных клубов, кружков.

 

               Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Потому основной задачей «педагогики здоровья» является  формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

 

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающая среда в учреждениях дополниельного образования»

Здоровьесберегающая образовательная среда.

 

"Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь"

Гораций

 

"Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья"

Шопенгауэр

 

"Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне"

Торо Г.

 

"Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"

Джон Локк

 

"Нельзя лечить тело, не леча душу"

Сократ

  

    Великий немецкий поэт и мыслитель Генрих Гейне сказал: "Единственная красота, которую я знаю, это здоровье". Этими словами он подчеркнул эсте­тическую значимость здоровья. Вот почему мы ставим на один пьедестал по­нятия здоровье, счастье, красота.

    Концепция модернизации российского образования, ФГОС НОО  важной задачей перспективного развития школы определили сохранение и поддержание здоровья учащихся.

    Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значе­ние для формирования культуры здоровья учащихся. Только тогда, когда в учреждении будет создана такая среда возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровой жизни.

   Чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении физического благополучия учащихся, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих СанПи­Нам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом психиче­скому и социальному благополучию уделяется крайне мало внимания. По­этому при организации учебного процесса необходимо применения здоровь­есберегающих педагогических технологий для сохранения всех аспектов здоровья детей.

Основными критериями, в соответствии с которыми учреждение считается работающим по здоровьесберегающей технологии, являются:

I. Коррекция нарушений соматического здоровья с использованием ком­плекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса. 

В расписание занятий необходимо вводить такие предметы, как хо­реография, ритмика, физкультура на свежем воздухе, физкультминутки на уроках. Применять упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимна­стики, также как упражнения для формирования правильной осанки.


IIРазличные формы организации учебно – воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.

Нет человека, который не хотел бы быть здоровым, который не хотел бы много знать, быть интеллектуальным. Учеба – это труд, причем нелегкий, и при правильной организации он способен проносить радость творческих от­крытий. Чтобы эти чувства испытывал ребенок, надо выстраивать учебный процесс с опорой на основные побудительные факторы – потребности и мотивы. Принуждение провоцирует агрессивно – репрессивную среду, ко­торая не может пройти бесследно как для педагога, так и для ребенка в плане их физического и нравственного здоровья. Большой объем подлежащего усвоению учебного материала отодвигает на задний план труд, гимнастику, спорт, игры. В случае перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачива­ются физическим здоровьем, а те, кто из-за своих природных возможностей не в силах освоить весь учебный материал - нравственным здоровьем. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом принципов изменения работоспособности ребенка. Диагностировать эмоциональное состояние ребенка на уроке можно с помо­щью метода цветописи Луташкина, основанного на зависимости между со­стоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цве­тового спектра. Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние, восторг и радость. Зеленый – спокойствие, уравновешенность; синий – неудовлетво­ренность, грусть; фиолетовый – напряженность, тревожность; черный – упа­док, уныние; белый – равнодушие. Детям предлагается оценить цве­том свое настроение. Результаты могут быть предоставлены в виде индиви­дуальной цветограммы, составляемой самим ребенком в рабочей тетради, и цветограммы всей группы.

IIIКонтроль за соблюдением санитарно – гигиенических норм организации , нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

      Правильное построение учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности отдыха. Расписание оценивается положительно в том случае, если обра­зуется кривая с одним подъемом в среду или четверг или с двумя – в среду и пятницу. Расписание оценивается как нерациональное при наи­большей сумме баллов в понедельник и субботу.

     При умственной деятельности работоспособность сначала постепенно на­растает, потом устанавливается на определенном уровне, соответствующем высокой работоспособности, а затем развивается утомление. При первых признаках (частые отвлечения, частая смена поз, облокачивание, слабый ин­терес, отсутствие вопросов) нужно делать физкультпаузы. Например, исполь­зовать музыкальную аптечку, которой может пользоваться каждый, верящий в великую силу музыки.Для профилактики утомляемости рекомендуется слушать "Утро" Грига; романс "Вечерний звон"; мотив песни "Русское поле"; "Времена года" Чайковского. Полное расслабление можно получить от романса Шостаковича из кино­фильма "Овод", романса Г. Свиридова к по­вести "Метель". Стимулирует работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум при­боя, звук водопада, шелест листьев. Стабилизируют кровяное давление и сердечную деятельность  "Свадебный марш" Мендельсона. Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огинского. Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у де­тей.


IV. Система медико–психологического, педагогического мониторинга со­стояния здоровья детей.

Мониторинг, т. е. динамическое наблюдение за условиями обучения, уров­нем учебной и общей нагрузки. Успех мониторинга зависит от того, насколько качественно собрана ин­формация в процессе его проведения. Это зависит от сознательного отноше­ния всех участников, включая детей и их родителей к проводимому мо­ниторингу.

V. Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

Могут быть разработаны индивидуальные Программы здоровья, которые предполагают ответственное и сознательное отношение к своему здоровью, должны иметься паспорта здоровья.

VI. Служба психологической помощи педагогам и учащимися по пре­одолению стрессов, тревожности, формирование доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.

Педагог – человек, оказывающий воздействие на развитие ребенка, он способствует реализации его интеллектуального, физического, духовного по­тенциала, контролирует и корректирует его развитие. Для воспитания здоро­вых детей, педагог сам должен быть здоров душой и телом. Существующая социально-экономическая ситуация в стране отрицательно отразилась не только на социально – нравственном, но и на физическом состоянии педагогов, их здоровье. Среди причин, способствующих снижению здоровья педа­гогов, - отсутствие культуры здорового образа жизни. Культура здоровья – это система ценностей, определяющих образ жизни.

VII. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей и педагогов.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и приучать жить в здоровье, т.е. здоровье должно стать образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители и общественность. Ведь факторами, определяющими уровень здоровья являются:  наследственность – определяет здоровье на 20 %;  условия внешней среды (природные и социальные)- на 20 %;   здравоохранение- на 10 % и  образ жизни человека -на 50 %. Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни.

Разнообразных мероприятий, направленных на укрепление здоровья очень много. Вот некоторые из них:

 - Содержание каждого занятия должно быть здоровьесозидающим.

 - Уроки здоровья.

 - Полная оснащенность кабинетов, наличие комнаты релаксации.

 - Лекции, беседы, викторины, игры, соревнования, турниры, бои,  конкурсы…

 - Встречи с врачами, психологами, спортсменами и т. д.

 - Спортивные соревнования,  такие как "Рыцарский турнир", "Мама, папа, я – спортивная семья", "Веселые старты" и т. д.

 - Посещения уч-ся секций, спортивных клубов, кружков.


Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Потому основной задачей «педагогики здоровья» является формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!