СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках химии

В основе здоровьесберегающего образовательного процес­са лежат дидактические принципы развивающего обучения, к которым относятся: принцип деятельности, непрерывно­сти, целостного представления о мире, минимакса, психо­логической комфортности, вариативности, творчества. Такое обучение ориентировано на создание каждому школьнику условий для максимальной самореализации как личности.

Здоровьесберегающая деятельность учителя достаточно многообразна. Школьному педагогу по силам укрепить здо­ровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность.

Обучение по здоровьесберегающим технологиям воз­можно только в ходе личностного общения, при обуче­нии каждого ученика на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифферен­циацией заданий по объему и сложности, а также путем реализации различных форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, инди­видуальная). Такой подход обеспечивает психологическую комфортность обучения.

Именно личностно-ориентированные технологии способствуют выявлению индивидуальности посред­ством: 1) опоры на субъектный опыт (анализ встре­чи мое — ваше); 2) учета избирательности при вы­боре формы работы, способа, типа ответа, характера; 3) оценки не только результата, а процесса его достижения (осознанное усвоение).

Еще один принцип — перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума до­машних заданий, которые тоже должны содержать индивидуальную часть. Для этого учащимся предлагается во время учебного занятия на основе самоанализа отмечать на полях в тетради вопросы, вызывающие у них затруднения или требующие повторения дома.

Немаловажным является принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения  утомления и поддержания интереса у школь­ников к изучаемому материалу и процессу обучения, т. е. работа должна быть не только разноуровневой, но  разнохарактерной. При этом обучение должно

быть личностно-значимым и осознанным, т.е. учащиеся должны   понимать, как они могут применить знание химии в повседневной жизни. Знания, приобретенные при освоения курса, могут быть использованы и при решении различных  задач общеобразовательных и специальных дисциплин, а также и других курсов. Мышление нуждается в  чувственной наглядности и абстрактности. Подача информации должна быть многоканальной.

Все перечисленные приемы составляют основу здоровьесберегающих технологий, а важнейший ее результат — снятие  учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

Основные современные требования к уроку химии с ком­плексом здоровьесберегающих технологий:

  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75—80%;
  • в содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способ­ствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  • количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т. д.) должно быть 4—7, а их смена осуществляться через 7 -10 мин.;
  • в урок необходимо включать виды деятельности, спо­собствующие развитию памяти, логического и крити­ческого мышления;

в течение урока должно быть использовано не менее 2 -х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать, способствуют ли они активи­зации инициативы и творческого выражения учащихся.

  • обучение должно производиться с учетом ведущих ка­налов восприятия информации учащимися (аудиовизу­альный, кинестетический и т. д.);
  • должен осуществляться контроль научности изучаемо­го материала;
  • необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мо­тивацию деятельности учащихся;
  • необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • на уроке нужно создавать благоприятный психологи­ческий климат и обязательно ситуации успеха и эмо­циональные разрядки, т. к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от пси­хологического климата — в недоброжелательной об­становке утомление наступает быстрее;
  • нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
  • для увеличения работоспособности и подавления утом­ляемости можно включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (луч­ше на 20-й и 35-й минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений, с 3—4 по­вторениями каждого);
  • необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима професси­ональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности, работающих с разным контингентом обучающихся.

В современном мире важно развить умение самостоя­тельно приобретать новые знания, пользуясь современными методами представления и извлечения информации. Само­образование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Оно то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Здоровьесберегающие технологии помогают форми­рованию экологической культуры школьников — че­рез усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, понимание многосторонней ценности природы как ис­точника материального и духовного развития общества. Немаловажно и овладение прикладными знаниями, прак­тическими умениями и навыками рационального приро­допользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.

Корректировка курса химии заключается во включе­нии заданий экологического характера в содержательную часть занятий. К примеру, при изучении темы «Кислород» (9 кл.) предлагаю учащимся помимо перечисления источ­ников загрязнения воздуха и способов охраны воздуха от загрязнения решить задачу:

На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га. Какой объем кислорода (н. у.) могли бы выделить эти деревья в течение года? В среднем можно допустить, что один гектар хвойного леса выделяет 10 кг кислорода в сутки.

При изучении темы «Вода. Растворы» (8 кл.) и после­дующем повторении этой темы в 9, 11 классах провожу «Экологический аукцион», во время которого обсуждаем проблемы загрязнения водоемов. При этом тот учащийся, который последним правильно назвал способ защиты водое­ма от загрязнений различного рода, получает поощрение — флакон с дистиллированной водой. Аналогичный подход целесообразно применять и при рассмотрении защиты почв и воздуха от загрязнений.

Изучая проблему ограниченного количества пресной коды, следует уделить внимание учащихся на то, что к воде нужно относиться бережно, не допускать нерационального се использования. Может ли каждый из нас что-нибудь сделать, чтобы уменьшить расход пресной воды?

На уроке предлагается учащимся домашнее задание: ппровести расчеты потерь питьевой воды при ее утечке из водопроводного крана в течение дня, месяца, при ус­ловии:

    1. Вода непрерывно капает (определяют время, за кото­рое наполнится стакан);

Вода течет тонкой струйкой (условие то же) Вот какие получены результаты:

Вопрос: Можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы умень­шить количество загрязняющих веществ в воде? Как Вы думаете, сколько в среднем находится химических веществ в одной городской квартире?

Оказывается, около 7 кг. А куда они «уходят» из квартиры? Их сливают в канализацию, а оттуда, так или иначе, в реку. Помнить об этом, аккуратно и эко­номно пользоваться средствами бытовой химии — это и означает внести свой вклад в благородное дело защи­ты окружающей среды, сохранения неповторимой красоты природы и всего живого.

Все люди стремятся к тому, чтобы их жизнь улучшалась. Улучшение жизни обычно связывается в нашем сознании с экономическим ростом. Повышение уровня жизни лю­дей и рост экономики происходит за счет преобразования природных ресурсов в материальные ценности. При этом производятся отходы.

Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов биосферы уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недо­статке ресурсов, загрязнении окружающей среды.

Из-за сложности этих явлений и разрозненности инфор­мации людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить собственный вклад в развитие ситуации.

Примеры задач с экологическим содержанием

    1. В результате аварии на производстве серной кислоты в. сточные воды массой 400 кг попало 3,2 кг оксида серы (VI). Вычислите массовую долю образовавшейся в сточных водах серной кислоты.
    2. В стратосфере на высоте 20—30 км находится слой озона, защищающий Землю от мощного ультрафиоле­тового излучения Солнца. На каждого жителя в воз­душном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая масса при­ходится в среднем на одного горожанина?

В 11 классе целесообразно проводить занятия по ее изучению

 с применением проектных технологий. Для этого заранее (примерно за 2 недели до занятия) класс делится на группы. В течение подготовительного срока в группах изучается исследуемая проблема по заданному плану, и впоследствии ее результаты доводятся до сведения всего класса во время итоговой конференции. При этом при­ветствуется итоговое выступление группы с компьютерной презентацией, что соответствует вызовам современного образования.

В содержание занятий необходимо включать также эле­менты валеологии как науки о здоровом образе жизни: советы по правильному питанию, образу жизни, вос­питанию стрессоустойчивости.

Актуальность такой работы связана с тем, что современ­ная система образования в последнее время подвергается острой критике со стороны психиатров, психотерапевтов, дефектологов, психологов за отсутствие в учебных планах образовательных учреждений учебного предмета, который готовил бы молодого человека к жизни самым непосред­ственным образом, давая знания, которые помогали бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе, не оставаться беспомощным в планировании и осуществлении деловой карьеры и личной жизни, научились разбираться в себе и окружающем, беречь и сохранять на всю жизнь свое физическое и психическое здоровье.

Не обладая необходимыми в этой области знаниями, учащиеся и выпускники школ испытывают множество про­блем, итогом которых вполне вероятно может стать полная неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических забо­леваний, в том числе сердечно-сосудистых, депрессивных расстройств, и компенсируемая во многих случаях курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Итак, в настоящее время к здоровьесберегающим от­носятся образовательные технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельно­сти детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании на­глядности и сочетании различных форм предоставле­нии информации, создании эмоционально благоприятной

атмосферы, формировании положительной мотивации  к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках химии

В основе здоровьесберегающего образовательного процес­са лежат дидактические принципы развивающего обучения, к которым относятся: принцип деятельности, непрерывно­сти, целостного представления о мире, минимакса, психо­логической комфортности, вариативности, творчества. Такое обучение ориентировано на создание каждому школьнику условий для максимальной самореализации как личности.

Здоровьесберегающая деятельность учителя достаточно многообразна. Школьному педагогу по силам укрепить здо­ровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность.

Обучение по здоровьесберегающим технологиям воз­можно только в ходе личностного общения, при обуче­нии каждого ученика на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифферен­циацией заданий по объему и сложности, а также путем реализации различных форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, инди­видуальная). Такой подход обеспечивает психологическую комфортность обучения.

Именно личностно-ориентированные технологии способствуют выявлению индивидуальности посред­ством: 1) опоры на субъектный опыт (анализ встре­чи мое — ваше); 2) учета избирательности при вы­боре формы работы, способа, типа ответа, характера; 3) оценки не только результата, а процесса его достижения (осознанное усвоение).

Еще один принцип — перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума до­машних заданий, которые тоже должны содержать индивидуальную часть. Для этого учащимся предлагается во время учебного занятия на основе самоанализа отмечать на полях в тетради вопросы, вызывающие у них затруднения или требующие повторения дома.

Немаловажным является принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса у школь­ников к изучаемому материалу и процессу обучения, т. е. работа должна быть не только разноуровневой, но разнохарактерной. При этом обучение должно

быть личностно-значимым и осознанным, т.е. учащиеся должны понимать, как они могут применить знание химии в повседневной жизни. Знания, приобретенные при освоения курса, могут быть использованы и при решении различных задач общеобразовательных и специальных дисциплин, а также и других курсов. Мышление нуждается в чувственной наглядности и абстрактности. Подача информации должна быть многоканальной.

Все перечисленные приемы составляют основу здоровьесберегающих технологий, а важнейший ее результат — снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

Основные современные требования к уроку химии с ком­плексом здоровьесберегающих технологий:

  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75—80%;

  • в содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способ­ствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

  • количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т. д.) должно быть 4—7, а их смена осуществляться через 7 -10 мин.;

  • в урок необходимо включать виды деятельности, спо­собствующие развитию памяти, логического и крити­ческого мышления;

в течение урока должно быть использовано не менее 2 -х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать, способствуют ли они активи­зации инициативы и творческого выражения учащихся.

  • обучение должно производиться с учетом ведущих ка­налов восприятия информации учащимися (аудиовизу­альный, кинестетический и т. д.);

  • должен осуществляться контроль научности изучаемо­го материала;

  • необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мо­тивацию деятельности учащихся;

  • необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

  • на уроке нужно создавать благоприятный психологи­ческий климат и обязательно ситуации успеха и эмо­циональные разрядки, т. к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от пси­хологического климата — в недоброжелательной об­становке утомление наступает быстрее;

  • нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

  • для увеличения работоспособности и подавления утом­ляемости можно включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (луч­ше на 20-й и 35-й минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений, с 3—4 по­вторениями каждого);

  • необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима професси­ональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности, работающих с разным контингентом обучающихся.

В современном мире важно развить умение самостоя­тельно приобретать новые знания, пользуясь современными методами представления и извлечения информации. Само­образование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Оно то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Здоровьесберегающие технологии помогают форми­рованию экологической культуры школьников — че­рез усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, понимание многосторонней ценности природы как ис­точника материального и духовного развития общества. Немаловажно и овладение прикладными знаниями, прак­тическими умениями и навыками рационального приро­допользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.

Корректировка курса химии заключается во включе­нии заданий экологического характера в содержательную часть занятий. К примеру, при изучении темы «Кислород» (9 кл.) предлагаю учащимся помимо перечисления источ­ников загрязнения воздуха и способов охраны воздуха от загрязнения решить задачу:

На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га. Какой объем кислорода (н. у.) могли бы выделить эти деревья в течение года? В среднем можно допустить, что один гектар хвойного леса выделяет 10 кг кислорода в сутки.

При изучении темы «Вода. Растворы» (8 кл.) и после­дующем повторении этой темы в 9, 11 классах провожу «Экологический аукцион», во время которого обсуждаем проблемы загрязнения водоемов. При этом тот учащийся, который последним правильно назвал способ защиты водое­ма от загрязнений различного рода, получает поощрение — флакон с дистиллированной водой. Аналогичный подход целесообразно применять и при рассмотрении защиты почв и воздуха от загрязнений.

Изучая проблему ограниченного количества пресной коды, следует уделить внимание учащихся на то, что к воде нужно относиться бережно, не допускать нерационального се использования. Может ли каждый из нас что-нибудь сделать, чтобы уменьшить расход пресной воды?

На уроке предлагается учащимся домашнее задание: ппровести расчеты потерь питьевой воды при ее утечке из водопроводного крана в течение дня, месяца, при ус­ловии:

    1. Вода непрерывно капает (определяют время, за кото­рое наполнится стакан);

Вода течет тонкой струйкой (условие то же) Вот какие получены результаты:

Вопрос: Можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы умень­шить количество загрязняющих веществ в воде? Как Вы думаете, сколько в среднем находится химических веществ в одной городской квартире?

Оказывается, около 7 кг. А куда они «уходят» из квартиры? Их сливают в канализацию, а оттуда, так или иначе, в реку. Помнить об этом, аккуратно и эко­номно пользоваться средствами бытовой химии — это и означает внести свой вклад в благородное дело защи­ты окружающей среды, сохранения неповторимой красоты природы и всего живого.

Все люди стремятся к тому, чтобы их жизнь улучшалась. Улучшение жизни обычно связывается в нашем сознании с экономическим ростом. Повышение уровня жизни лю­дей и рост экономики происходит за счет преобразования природных ресурсов в материальные ценности. При этом производятся отходы.

Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов биосферы уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недо­статке ресурсов, загрязнении окружающей среды.

Из-за сложности этих явлений и разрозненности инфор­мации людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить собственный вклад в развитие ситуации.

Примеры задач с экологическим содержанием

    1. В результате аварии на производстве серной кислоты в. сточные воды массой 400 кг попало 3,2 кг оксида серы (VI). Вычислите массовую долю образовавшейся в сточных водах серной кислоты.

    2. В стратосфере на высоте 20—30 км находится слой озона, защищающий Землю от мощного ультрафиоле­тового излучения Солнца. На каждого жителя в воз­душном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая масса при­ходится в среднем на одного горожанина?

В 11 классе целесообразно проводить занятия по ее изучению

с применением проектных технологий. Для этого заранее (примерно за 2 недели до занятия) класс делится на группы. В течение подготовительного срока в группах изучается исследуемая проблема по заданному плану, и впоследствии ее результаты доводятся до сведения всего класса во время итоговой конференции. При этом при­ветствуется итоговое выступление группы с компьютерной презентацией, что соответствует вызовам современного образования.

В содержание занятий необходимо включать также эле­менты валеологии как науки о здоровом образе жизни: советы по правильному питанию, образу жизни, вос­питанию стрессоустойчивости.

Актуальность такой работы связана с тем, что современ­ная система образования в последнее время подвергается острой критике со стороны психиатров, психотерапевтов, дефектологов, психологов за отсутствие в учебных планах образовательных учреждений учебного предмета, который готовил бы молодого человека к жизни самым непосред­ственным образом, давая знания, которые помогали бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе, не оставаться беспомощным в планировании и осуществлении деловой карьеры и личной жизни, научились разбираться в себе и окружающем, беречь и сохранять на всю жизнь свое физическое и психическое здоровье.

Не обладая необходимыми в этой области знаниями, учащиеся и выпускники школ испытывают множество про­блем, итогом которых вполне вероятно может стать полная неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических забо­леваний, в том числе сердечно-сосудистых, депрессивных расстройств, и компенсируемая во многих случаях курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Итак, в настоящее время к здоровьесберегающим от­носятся образовательные технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельно­сти детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании на­глядности и сочетании различных форм предоставле­нии информации, создании эмоционально благоприятной

атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!