ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках химии
В основе здоровьесберегающего образовательного процесса лежат дидактические принципы развивающего обучения, к которым относятся: принцип деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Такое обучение ориентировано на создание каждому школьнику условий для максимальной самореализации как личности.
Здоровьесберегающая деятельность учителя достаточно многообразна. Школьному педагогу по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность.
Обучение по здоровьесберегающим технологиям возможно только в ходе личностного общения, при обучении каждого ученика на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путем реализации различных форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная). Такой подход обеспечивает психологическую комфортность обучения.
Именно личностно-ориентированные технологии способствуют выявлению индивидуальности посредством: 1) опоры на субъектный опыт (анализ встречи мое — ваше); 2) учета избирательности при выборе формы работы, способа, типа ответа, характера; 3) оценки не только результата, а процесса его достижения (осознанное усвоение).
Еще один принцип — перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума домашних заданий, которые тоже должны содержать индивидуальную часть. Для этого учащимся предлагается во время учебного занятия на основе самоанализа отмечать на полях в тетради вопросы, вызывающие у них затруднения или требующие повторения дома.
Немаловажным является принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса у школьников к изучаемому материалу и процессу обучения, т. е. работа должна быть не только разноуровневой, но разнохарактерной. При этом обучение должно
быть личностно-значимым и осознанным, т.е. учащиеся должны понимать, как они могут применить знание химии в повседневной жизни. Знания, приобретенные при освоения курса, могут быть использованы и при решении различных задач общеобразовательных и специальных дисциплин, а также и других курсов. Мышление нуждается в чувственной наглядности и абстрактности. Подача информации должна быть многоканальной.
Все перечисленные приемы составляют основу здоровьесберегающих технологий, а важнейший ее результат — снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.
Основные современные требования к уроку химии с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75—80%;
- в содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т. д.) должно быть 4—7, а их смена осуществляться через 7 -10 мин.;
- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
в течение урока должно быть использовано не менее 2 -х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать, способствуют ли они активизации инициативы и творческого выражения учащихся.
- обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т. д.);
- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т. к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата — в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
- для увеличения работоспособности и подавления утомляемости можно включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-й и 35-й минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений, с 3—4 повторениями каждого);
- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности, работающих с разным контингентом обучающихся.
В современном мире важно развить умение самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными методами представления и извлечения информации. Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Оно то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.
Здоровьесберегающие технологии помогают формированию экологической культуры школьников — через усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества. Немаловажно и овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Корректировка курса химии заключается во включении заданий экологического характера в содержательную часть занятий. К примеру, при изучении темы «Кислород» (9 кл.) предлагаю учащимся помимо перечисления источников загрязнения воздуха и способов охраны воздуха от загрязнения решить задачу:
На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га. Какой объем кислорода (н. у.) могли бы выделить эти деревья в течение года? В среднем можно допустить, что один гектар хвойного леса выделяет 10 кг кислорода в сутки.
При изучении темы «Вода. Растворы» (8 кл.) и последующем повторении этой темы в 9, 11 классах провожу «Экологический аукцион», во время которого обсуждаем проблемы загрязнения водоемов. При этом тот учащийся, который последним правильно назвал способ защиты водоема от загрязнений различного рода, получает поощрение — флакон с дистиллированной водой. Аналогичный подход целесообразно применять и при рассмотрении защиты почв и воздуха от загрязнений.
Изучая проблему ограниченного количества пресной коды, следует уделить внимание учащихся на то, что к воде нужно относиться бережно, не допускать нерационального се использования. Может ли каждый из нас что-нибудь сделать, чтобы уменьшить расход пресной воды?
На уроке предлагается учащимся домашнее задание: ппровести расчеты потерь питьевой воды при ее утечке из водопроводного крана в течение дня, месяца, при условии:
-
- Вода непрерывно капает (определяют время, за которое наполнится стакан);
Вода течет тонкой струйкой (условие то же) Вот какие получены результаты:
Вопрос: Можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы уменьшить количество загрязняющих веществ в воде? Как Вы думаете, сколько в среднем находится химических веществ в одной городской квартире?
Оказывается, около 7 кг. А куда они «уходят» из квартиры? Их сливают в канализацию, а оттуда, так или иначе, в реку. Помнить об этом, аккуратно и экономно пользоваться средствами бытовой химии — это и означает внести свой вклад в благородное дело защиты окружающей среды, сохранения неповторимой красоты природы и всего живого.
Все люди стремятся к тому, чтобы их жизнь улучшалась. Улучшение жизни обычно связывается в нашем сознании с экономическим ростом. Повышение уровня жизни людей и рост экономики происходит за счет преобразования природных ресурсов в материальные ценности. При этом производятся отходы.
Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов биосферы уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недостатке ресурсов, загрязнении окружающей среды.
Из-за сложности этих явлений и разрозненности информации людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить собственный вклад в развитие ситуации.
Примеры задач с экологическим содержанием
-
- В результате аварии на производстве серной кислоты в. сточные воды массой 400 кг попало 3,2 кг оксида серы (VI). Вычислите массовую долю образовавшейся в сточных водах серной кислоты.
- В стратосфере на высоте 20—30 км находится слой озона, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. На каждого жителя в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая масса приходится в среднем на одного горожанина?
В 11 классе целесообразно проводить занятия по ее изучению
с применением проектных технологий. Для этого заранее (примерно за 2 недели до занятия) класс делится на группы. В течение подготовительного срока в группах изучается исследуемая проблема по заданному плану, и впоследствии ее результаты доводятся до сведения всего класса во время итоговой конференции. При этом приветствуется итоговое выступление группы с компьютерной презентацией, что соответствует вызовам современного образования.
В содержание занятий необходимо включать также элементы валеологии как науки о здоровом образе жизни: советы по правильному питанию, образу жизни, воспитанию стрессоустойчивости.
Актуальность такой работы связана с тем, что современная система образования в последнее время подвергается острой критике со стороны психиатров, психотерапевтов, дефектологов, психологов за отсутствие в учебных планах образовательных учреждений учебного предмета, который готовил бы молодого человека к жизни самым непосредственным образом, давая знания, которые помогали бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе, не оставаться беспомощным в планировании и осуществлении деловой карьеры и личной жизни, научились разбираться в себе и окружающем, беречь и сохранять на всю жизнь свое физическое и психическое здоровье.
Не обладая необходимыми в этой области знаниями, учащиеся и выпускники школ испытывают множество проблем, итогом которых вполне вероятно может стать полная неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, депрессивных расстройств, и компенсируемая во многих случаях курением, употреблением алкоголя и наркотиков.
Итак, в настоящее время к здоровьесберегающим относятся образовательные технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной
атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках химии
В основе здоровьесберегающего образовательного процесса лежат дидактические принципы развивающего обучения, к которым относятся: принцип деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Такое обучение ориентировано на создание каждому школьнику условий для максимальной самореализации как личности.
Здоровьесберегающая деятельность учителя достаточно многообразна. Школьному педагогу по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность.
Обучение по здоровьесберегающим технологиям возможно только в ходе личностного общения, при обучении каждого ученика на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путем реализации различных форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная). Такой подход обеспечивает психологическую комфортность обучения.
Именно личностно-ориентированные технологии способствуют выявлению индивидуальности посредством: 1) опоры на субъектный опыт (анализ встречи мое — ваше); 2) учета избирательности при выборе формы работы, способа, типа ответа, характера; 3) оценки не только результата, а процесса его достижения (осознанное усвоение).
Еще один принцип — перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума домашних заданий, которые тоже должны содержать индивидуальную часть. Для этого учащимся предлагается во время учебного занятия на основе самоанализа отмечать на полях в тетради вопросы, вызывающие у них затруднения или требующие повторения дома.
Немаловажным является принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса у школьников к изучаемому материалу и процессу обучения, т. е. работа должна быть не только разноуровневой, но разнохарактерной. При этом обучение должно
быть личностно-значимым и осознанным, т.е. учащиеся должны понимать, как они могут применить знание химии в повседневной жизни. Знания, приобретенные при освоения курса, могут быть использованы и при решении различных задач общеобразовательных и специальных дисциплин, а также и других курсов. Мышление нуждается в чувственной наглядности и абстрактности. Подача информации должна быть многоканальной.
Все перечисленные приемы составляют основу здоровьесберегающих технологий, а важнейший ее результат — снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.
Основные современные требования к уроку химии с комплексом здоровьесберегающих технологий:
рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75—80%;
в содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т. д.) должно быть 4—7, а их смена осуществляться через 7 -10 мин.;
в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
в течение урока должно быть использовано не менее 2 -х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать, способствуют ли они активизации инициативы и творческого выражения учащихся.
должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т. к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата — в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
для увеличения работоспособности и подавления утомляемости можно включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-й и 35-й минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений, с 3—4 повторениями каждого);
необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности, работающих с разным контингентом обучающихся.
В современном мире важно развить умение самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными методами представления и извлечения информации. Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Оно то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.
Здоровьесберегающие технологии помогают формированию экологической культуры школьников — через усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества. Немаловажно и овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Корректировка курса химии заключается во включении заданий экологического характера в содержательную часть занятий. К примеру, при изучении темы «Кислород» (9 кл.) предлагаю учащимся помимо перечисления источников загрязнения воздуха и способов охраны воздуха от загрязнения решить задачу:
На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га. Какой объем кислорода (н. у.) могли бы выделить эти деревья в течение года? В среднем можно допустить, что один гектар хвойного леса выделяет 10 кг кислорода в сутки.
При изучении темы «Вода. Растворы» (8 кл.) и последующем повторении этой темы в 9, 11 классах провожу «Экологический аукцион», во время которого обсуждаем проблемы загрязнения водоемов. При этом тот учащийся, который последним правильно назвал способ защиты водоема от загрязнений различного рода, получает поощрение — флакон с дистиллированной водой. Аналогичный подход целесообразно применять и при рассмотрении защиты почв и воздуха от загрязнений.
Изучая проблему ограниченного количества пресной коды, следует уделить внимание учащихся на то, что к воде нужно относиться бережно, не допускать нерационального се использования. Может ли каждый из нас что-нибудь сделать, чтобы уменьшить расход пресной воды?
На уроке предлагается учащимся домашнее задание: ппровести расчеты потерь питьевой воды при ее утечке из водопроводного крана в течение дня, месяца, при условии:
Вода непрерывно капает (определяют время, за которое наполнится стакан);
Вода течет тонкой струйкой (условие то же) Вот какие получены результаты:
Вопрос: Можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы уменьшить количество загрязняющих веществ в воде? Как Вы думаете, сколько в среднем находится химических веществ в одной городской квартире?
Оказывается, около 7 кг. А куда они «уходят» из квартиры? Их сливают в канализацию, а оттуда, так или иначе, в реку. Помнить об этом, аккуратно и экономно пользоваться средствами бытовой химии — это и означает внести свой вклад в благородное дело защиты окружающей среды, сохранения неповторимой красоты природы и всего живого.
Все люди стремятся к тому, чтобы их жизнь улучшалась. Улучшение жизни обычно связывается в нашем сознании с экономическим ростом. Повышение уровня жизни людей и рост экономики происходит за счет преобразования природных ресурсов в материальные ценности. При этом производятся отходы.
Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов биосферы уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недостатке ресурсов, загрязнении окружающей среды.
Из-за сложности этих явлений и разрозненности информации людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить собственный вклад в развитие ситуации.
Примеры задач с экологическим содержанием
В результате аварии на производстве серной кислоты в. сточные воды массой 400 кг попало 3,2 кг оксида серы (VI). Вычислите массовую долю образовавшейся в сточных водах серной кислоты.
В стратосфере на высоте 20—30 км находится слой озона, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. На каждого жителя в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая масса приходится в среднем на одного горожанина?
В 11 классе целесообразно проводить занятия по ее изучению
с применением проектных технологий. Для этого заранее (примерно за 2 недели до занятия) класс делится на группы. В течение подготовительного срока в группах изучается исследуемая проблема по заданному плану, и впоследствии ее результаты доводятся до сведения всего класса во время итоговой конференции. При этом приветствуется итоговое выступление группы с компьютерной презентацией, что соответствует вызовам современного образования.
В содержание занятий необходимо включать также элементы валеологии как науки о здоровом образе жизни: советы по правильному питанию, образу жизни, воспитанию стрессоустойчивости.
Актуальность такой работы связана с тем, что современная система образования в последнее время подвергается острой критике со стороны психиатров, психотерапевтов, дефектологов, психологов за отсутствие в учебных планах образовательных учреждений учебного предмета, который готовил бы молодого человека к жизни самым непосредственным образом, давая знания, которые помогали бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе, не оставаться беспомощным в планировании и осуществлении деловой карьеры и личной жизни, научились разбираться в себе и окружающем, беречь и сохранять на всю жизнь свое физическое и психическое здоровье.
Не обладая необходимыми в этой области знаниями, учащиеся и выпускники школ испытывают множество проблем, итогом которых вполне вероятно может стать полная неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, депрессивных расстройств, и компенсируемая во многих случаях курением, употреблением алкоголя и наркотиков.
Итак, в настоящее время к здоровьесберегающим относятся образовательные технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной
атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.