СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках географии раскрывает проблемы здоровья населения России. 

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках географии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Раздел 1. Обоснование актуальности работы педагога



Быть здоровым!

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский
.




Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня происходят качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей.

Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Ориентация на идеи гуманизации и гуманитаризации в народном образовании неразрывно связана с проблемой комфортности личности, чувством удовлетворенности в реализации своих способностей и потребностей. Известно, к каким последствиям (психологическим и социальным) приводит не отвечающая способностям и возможностям ребенка учебная нагрузка (умственная и физическая): чрезмерная — вызывает перегрузку, перенапряжение организма и негативное отношение к процессу образования; заниженная — снижает интерес к учебной деятельности, не развивает в должной мере способности ученика. При этом невозвратно теряются задатки одаренности. Именно это наблюдается при унифицированных требованиях, единых программах школьного образования, не учитывающих индивидуальных особенностей учащихся. В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и здоровья индивида. В последние года накоплено достаточно много данных о том, что проблему здоровья нельзя решить только силами органов здравоохранения.

Раздел 2. Организационные, содержательные и методические формы обеспечения



«Не навреди!»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее –  физическое состояние или обучение”. По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих учеников?

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока я использую заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда  вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни.

В работе учителя географии я использую такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.

Снятие эмоционального напряжения

В своей работе я использую игровые технологии. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

На начальном этапе обучения географии это могут быть игровые задания для обобщения знаний («физические сказки», кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического явления, прибора или закона.

Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу, описании природных явлений, или при изучении материков и океанов.

Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» и «Путешествие песчинки», «Полет на воздушном шаре», «Восхождение на вулкан». Сюда же мы можем отнести использование физкультминуток.

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - утверждал К.Д.Ушинский.

Физкультминутки - это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Как бы ни был интересен урок, после 25 мин. от начала урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Я считаю, что доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель.

  • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекции поведение учащихся, оценка их знаний.

  • Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

  • Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

  • Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

  • Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать от излишних замечаний.

  • Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

  • Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

  • Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся.

     Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Хорошо показала себя практика самооценивания и взаимооценивания. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Здесь открываются большие возможности для интнграции географии и биологи.

На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде.

При изучении всех земных оболочек обязательно включаются вопросы о связанных с ними опасных природных явлений и их влиянии на живые организмы.

Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности классного руководителя

Принимая детей в 5 классе, свою главную цель в работе классного руководителя я видела в создании условий для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности, сохранив и по возможности укрепив своё здоровье. На момент поступления в 5 класс все дети были здоровы, имели 1 группу здоровья, посещали основную физкультурную группу. Однако статистика показывает, что к моменту окончания школы абсолютно здоровых детей практически нет. Поэтому я планирую работу классного руководителя так, чтобы сохранять и укреплять здоровье школьников.

По мнению большинства исследователей основой здоровьесбережения является отношение учащихся к своему здоровью, так как через мотивацию этого отношения можно осуществлять ценностно-ориентировочную деятельность детей по сохранению и укреплению личного здоровья.

Поэтому для достижения целевых ориентиров я определила следующие воспитательные задачи:

1) формировать у учащихся потребности в здоровье, в формировании культуры здорового образа жизни;

2) способствовать развитию познавательных интересов учащихся, поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;

3) создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;

4) обеспечить участие родителей в совместной работе по сдоровьесбережению детей, а также в коллективной творческой деятельности







Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии


Раздел 3. Результативность работы педагога


Моя работа по программе «Не навреди!» уже дает свои положительные результаты. Цели и задачи, поставленные перед педагогическим и ученическим коллективом школы, планомерно выполняются:

- учащиеся учатся осознавать и развивать личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения; развивать стратегии и навыки поведения, ведущие к здоровью и препятствующих поведению риска (навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; оценивать социальную ситуацию и принимать ответственность за собственное поведение в ней; избегать ситуации, связанные с риском ВИЧ-инфицирования, употребления наркотиков и других ПАВ; использовать альтернативные способы получения радости и удовольствия; получают навыки эффективного общения; разрешения конфликтных ситуаций;

- планомерно формируются системные знания и навыки о здоровом образе жизни, личной гигиене, физической культуре и закаливании; об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности, примерах и правилах самозащиты и поиске своевременной помощи со стороны взрослых; обеспечении безопасности собственных действий и предотвращении опасных ситуаций, дома, в школе, на улице, в общественных местах: о безопасности на водоемах, при пожаре, - а также умений и навыков оказания первой доврачебной помощи; о факторах, разрушающих здоровье (табак, алкоголь, наркотики).

- формируются системные знания и навыки законопослушного поведения;

- у детей появилось большее желание участвовать в организации и проведении мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми привело к следующим результатам:

- значительно снизились показатели тревожности, утомляемости полученные при психологической диагностике обучающихся 5 классов в начале учебного года;

- повысился познавательный интерес к предмету, успеваемость и качество обучения;

- исчезла проблема учебной дисциплины.

Ожидаемый результат при проведении здоровьесберегающих уроков - это повышение уровня физического и социального здоровья детей. Дети после такого урока проявляют хорошие умственные способности, любознательность, физически хорошо себя чувствуют. У них появляется мотивация к учебной деятельности: интерес к знаниям, интерес к изучаемому материалу.

Можно сделать вывод о том, что классный коллектив становится более сплочённым, дружным, активным. Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.

В результате мониторинга здоровья на протяжении 3-х лет, я убедилась, что количество учебных дней, пропущенных школьниками по болезни, значительно сократилось.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!