СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в начальных классах

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая учителем начальных классов,  я задумалась над вопросом: какова роль физического воспитания в обучении детей бережному отношению к здоровью?Для меня важно было не только обучить детей основным видам движений, организовать двигательную активность и физическое развитие детей, но и способствовать развитию компетентности младших школьников в области «здоровье», формированиюу них устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. Ответ на свой вопрос я нашла в применении здоровьесберегающих технологий. 

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в начальных классах»


"МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ "







Номинация

Образовательные технологии



Тема

«Здоровьесберегающие технологии

на уроках физкультуры в начальных классах»







Денисова Юлия Станиславовна,

учитель начальных классов

КГУ «Учебно-воспитательный и оздоровительный Центр»

















2014 год



г.Риддер




«Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечивает здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии»

В.Н.Касаткин


Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны быть полезными обществу. В национальной Программе «Здоровый образ жизни» говорится, что «одной из задач в области устойчивого развития страны является увеличение средней продолжительности жизни населения с внедрением и совершенствованием механизмов, обеспечивающих оздоровление нации. В этой связи актуальным является формирование общественного мнения и активности в пользу здорового образа жизни», но, напряженные и интенсивные условия современной жизни, усложнение учебных программ оказывают негативное влияние на здоровье ребенка. Поэтому, согласно Инструктивно-методического письма,одной из задач начального уровня образования является «обучение культуре поведения, здоровому образу жизни, соблюдению правил личной гигиены, правилам безопасности жизни». В связи с этим задачей нашего учреждения стало существенное изменение содержания и форм здоровьесберегающей деятельности в режиме преемственности и непрерывности. По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», поэтому в системе здоровьесберегающей деятельности наше учреждение соблюдает следующие условия:

  • соблюдение правильного режима труда и отдыха, нормализация учебной нагрузки учащихся с целью предотвращения умственного утомления, эмоционального стресса;

  • применение современных здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;

  • проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (гимнастика до уроков, гимнастика после сна, физкультминутки на уроках и занятиях, подвижные перемены и др.);

  • обеспечение рационального питания;

  • поддержание духовно-нравственного благополучия, воспитание положительных эмоций;

  • сохранение психического здоровья учащихся и воспитанников;

  • пропаганда ЗОЖ, личной гигиены, профилактика вредных привычек, воспитание культуры здоровья.

Работая учителем начальных классов, я задумалась над вопросом: какова роль физического воспитания в обучении детей бережному отношению к здоровью?Для меня важно было не только обучить детей основным видам движений, организовать двигательную активность и физическое развитие детей, но и способствовать развитию компетентности младших школьников в области «здоровье», формированиюу них устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. Ответ на свой вопрос я нашла в применении здоровьесберегающих технологий.

По определению Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению, и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». Петров В.О. подразумевает под здоровьесберегающими технологиями «систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования».

Осуществляя профессиональную деятельность, использую здоровьесберегающие технологии во всех направлениях: при организации учебной и внеклассной работы с учащимися начальных классов, соблюдении оптимального двигательного режима в учреждении, вовлечении родителей в образовательный процесс, повышении компетентности педагогов в области здоровьесбережения. Сегодня я остановлюсь лишь на одной из составляющих данной работы - уроке физической культуры.

Урок физической культуры является основной формой организации педагогической системы физического воспитания в начальной школе. Цель работы учителей, ведущих преподавание физической культуры в начальных классах: сохранить достаточно высокий уровень реального здоровья каждого ученика, вооружив растущего человека багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, методологией здоровья и средствами его формирования.

При построении учебно-воспитательного процесса урока физкультуры в начальной школе с позиции здоровьесбережения опираюсь на основные принципы:

  • принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

  • принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, развитие двигательной активности с учетом индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения;

  • принцип культуросообразности- включение в физическую культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности;

  • принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья- признание ребенка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности;

  • принцип здоровьетворческой активности- опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;

  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса, который предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека рассматривается в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье. Кроме того, необходимо вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Расширение функции урока физкультуры влечет за собой изменения и в целеполагании. Считаю, что урок физкультуры кроме решения задач в обучении детей разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений, развития физических качеств, обязан содействовать формированию у них устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. Поэтому на первый план я выдвинула не только образовательные, а еще и оздоровительные и валеологические задачи.


Стремясь к тому, чтобы применение в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий носило целенаправленный характер, я включила в него следующие компоненты:

  1. формирование у учащихся представления о высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести ЗОЖ;

  2. обучение способам деятельности, направленной на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии;

  3. формирование негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам;

  4. воспитание гуманистических ориентиров поведения, эмоционально-волевой системы;

  5. обучение необходимым для процесса здоровьесбережения знаниям и умениям, методикам по оздоровлению и укреплению организма;

  6. формирование системы гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма.


Таким образом, целеполагание урока физкультуры в системе здоровьесберегающей деятельности стало выглядеть следующим образом.

  • Оздоровительные цели:

  1. Создать условия для развития дыхательной, сердечнососудистой, мышечной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата.

  2. Способствовать профилактике нарушений осанки и заболеваний стопы, заболеваемости.

  3. Содействовать закаливанию организма.

  • Валеологические цели:

  1. Осуществлять пропаганду здорового образа жизни.

  2. Обеспечить усвоение теоретических знаний о режиме дня, двигательной активности, влиянии физических упражнений на здоровье человека, закрепление правил соблюдению личной гигиены, безопасности жизнедеятельности.

  3. Вооружить учащихся простейшим методам самоконтроля за состояние своего организма.

  • Воспитательные цели:

  1. Содействовать поддержанию мотивов учения, интереса к результатам своих достижений, физическому совершенствованию, привычки к ежедневным физическим занятиям.

  2. Обеспечить воспитание положительных черт личности,нравственных качеств, положительных эмоцийи готовности к проявлению волевых качеств.

  3. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию, воспитанию бережного отношения к инвентарю.

  • Развивающие цели:

  1. Развивать физические качества (скоростных, скоростно-силовых, координационных, ловкости и др.).

  2. Развивать умение слушать, выполнять команды, действовать по сигналу,готовность к быстрой смене деятельности.

  1. Развивать умения наблюдать за действиями других, действовать по образцу, работать самостоятельно, преодолевать трудности, использовать приобретённые умения и полученные знания в стандартной или нестандартной ситуациях.

  2. Развивать умение ориентироваться в пространстве, сторонах тела.

Соответствующий отбор содержания учебного предмета осуществляю на здоровьесберегающих подходах:

  • личностно-ориентированном, а именно: использование данных мониторинга состояния соматического и физического здоровья, физической подготовленности; учет особенностей возрастного развития младших школьников дозирование физических нагрузок, соответствующих функциональным возможностям организма ребенка;

  • деятельностном – развитие ребенка осуществляется в движениях;

  • здоровьесберегающем – обязательное сохранение здоровья учащегося в процессе обучения; создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

При выборе здоровьесберегающих технологий пользуюсь следующей классификацией:

В процессе физического воспитания на уроках физкультуры в начальной школе использую здоровьесберегающие технологии:

  • благоприятный психологический климат,

  • аутотренинг,

  • релаксация,

  • психогимнастика,

  • музыкотерапия


Осуществлению системного подхода к использованию здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры помогает разработанная мной циклограмма (Приложение 1) и методическая копилка оздоровительных методик (Приложение 2).

Немаловажен для сохранения здоровья ученикови врачебный контроль урока физической культуры. Для осуществления контроля ЧСС (частоты сердечных сокращений), построения графика пульсометрии, расчета общей и моторной плотности урока, выявления соответствия урока требованиям здоровьесбережения, я разработала протоколы посещения уроков физкультуры (Приложение 3). Они предназначены как для учителя, так и для администрации.

В процессе работы, я выявила, что наиболее эффективными с точки зрения формирования у школьников основ здорового образа жизни, являются интегрированные уроки физкультуры (Приложение 4). На таких уроках учащиеся не только выполняют основные виды движений, но и обучаются оздоровительным упражнениям, которые в дальнейшем могут использоваться ими самостоятельно, простейшим методам наблюдения за состоянием своего организма, познают секреты здоровья, основы безопасности жизнедеятельности. Проведение интегрированных уроков физической культуры валеологической направленности способствует расширению знаний детей о человеческом организме, влиянии физических упражнений на здоровье, развитии двигательных качеств, в конечном итоге, они содействуют формированию у детей основ здорового образа жизни. В своей практике использую следующие варианты интеграции: физкультура + валеология, физкультура + ОБЖ, физкультура + ПДД,физкультура + познание мира.

Здоровьесберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности учителя физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса, поэтому большую роль отвожу привлечению родителей к участию в образовательном процессе, Родители моих воспитанников являются частыми гостями и участниками уроков физкультуры (Приложение 5),физкультурных досугов и праздников. Принимая участие в таких мероприятиях, родители имеют возможность не только увидеть успехи и достижения своих детей, но и самим поучаствовать в увлекательных эстафетах, познакомиться с оздоровительными методиками, провести досуг с пользой для здоровья и получить заряд положительных эмоций.

Постоянно работаю над пополнением УМК. Для оптимизации процесса использования здоровьесберегающих технологий, организации работы по формированию основ ЗОЖ у участников образовательного процесса создала:

  • методические копилки комплексов ОРУ, гимнастики до уроков и оздоровительных методик;

  • «Банк игр»;

  • «Банк тестовпо теории физической культуры для учащихся начальных классов;

  • анкеты-опросники (Приложение 6) для учащихся и воспитанников для выявления уровня осознанного отношения к своему здоровью;

  • памятку для педагогов «Урок с позиции здоровьесбережения» (Приложение 7);

  • методические рекомендации для педагогов по организации оптимального двигательного режима в начальной школе и КПП (утверждено и рекомендовано к распространению на курсах ПК для учителей начальных классов ЭС ВКО ИПК ПР. протокол №8 от 20.03.2014 года);

  • сборник внеклассных мероприятий для учителей начальных классов «Вместе весело играть»;

  • сборник игр для организации подвижной перемены в начальной школе«Веселая переменка» (Приложение 8);

  • памятки для родителей «Здоровый образ жизни», «Оптимальный двигательный режим ребенка» (Приложение 9).


Построение учебно-воспитательного процесса урока физкультуры с позиции здоровьесбережения в конечном итоге влияет на результативность обучения по данному предмету, так как только здоровые дети в состоянии усваивать программный материал, выполнять учебные нормативы. Обращаясь к мониторингу успеваемости и качества знаний учащихсяНШ по физической культуре за три года можно говорить о стабильности уровня усвоения программы по физической культуре (См.таблицу 1).

Таблица 1.

Уч.год

класс

Количество

занимающихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество знаний

знаний

Процент успеваемости

средний балл

2011-2012

3

21

57%

43%

0

0

100%

100%

4,6

2012-2013

4

18

50%

50%

0

0

100%

100%

4,5

2013-2014

1

28

43%

57%

0

0

100%

100%

4,4


Кроме того, наблюдается положительная динамика уровня сформированности предметных компетенций (см.таблицу2)и уровня физической подготовленности младших школьников (см.диаграмму 1).

Таблица 2.


проявление двигательных качеств (ловкость, координация, гибкость)

знание теоретических основ предмета

двигательные действия и навыки

проявление скоростно-силовых двигательных качеств

наблюдение, выполнение упражнений по образцу

выполнение упражнений в нестандартной ситуации (игра, соревнование)

год

2011

2012

2013

2011

2012

2013

2011

2012

2013

2011

2012

2013

2011

2012

2013

2011

2012

2013

класс

2 кл.

3 кл.

4 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

средний уровень

2,4

2,7

2,9

2,3

2,3

2,6

2,5

2,7

2,8

2,3

2,4

2,6

2,7

2,8

2,9

2,5

2,7

2,8

умение выполнять команды и строевые упражнения

2011

2012

2013

2 кл.

3 кл.

4 кл.

2,7

2,8

2,9



Диаграмма 1.


Объективным результатом системы работы учителяпоукреплению и сохранению здоровья младших школьников являются то, что показатели физкультурных групп здоровья по итогам медицинского обследования (см.диаграмму2), а так же заболеваемости школьников(см.диаграмму3) остаются в норме на протяжении последних трех лет. (Для сравнения, в 2008 году процент учащихся 1 группы здоровья составлял 64%.)

Диаграмма 2.




Диаграмма 3.












Сокращается и количество учеников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе :

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

7 чел.

4 чел.

1 чел.

0

0


С целью самооценки школьниками уровня здоровья, выявления уровня сформированности у детей ценностного отношения к собственному здоровью провожу анкетирование, изучаю результаты опроса по самопознанию. Полученные в ходе опроса учащихся одного и того же класса в период 2010-2013 гг. результаты помогают делать выводы об эффективности применения здоровьесберегающих технологий, выявлять недостатки, корректировать деятельность в данном направлении (см.таблицу 3 и 4).

Таблица 3.

Класс

Считают, что их уровень здоровья

Знают, как вести ЗОЖ

Болеют редко или не болеют совсем

низкий

средний

достаточно высокий

высокий



1 класс

32%

16%

26%

26%

80%

70%

3 класс

0

40%

0

60%

90%

95%


получают информацию о ЗОЖ в учреждении

нравятся уроки физкультуры

родители говорят с ними о ЗОЖ часто или постоянно

постоянно или иногда делают дома утреннюю зарядку

занимаются или занимались ранее в спортивной секции или танцевальном кружке

1 класс

85%

95%

73%

65%

70%

4 класс

80%

95%

80%

50%

68%


Таблица 4.

Направление

Результаты опроса по самопознанию четвероклассников 2013 год

Ходят в городские спортивные секции и танцевальные кружки

64% учащихся

Имеют положительное отношение к спорту

76% учащихся

Мечтают связать свою жизнь с профессиональным спортом и занятием танцами

29% учащихся


Данные вышеперечисленных мониторингов помогают мне делать выводы об эффективности применения здоровьесберегающих технологий с учащимися начальных классов, выявлять недостатки, корректировать деятельность в данном направлении, так как убеждена, что учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом.





Заключение.


Организуя здоровьесберегающую работу на уроках физкультуры в начальной школе, нельзя не учитывать, что процесс формирования культуры здоровья подрастающего поколения длительный и постепенный. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходима стойкая мотивация. Очевидно, что обучение здоровью подразумевает не только физическое самосовершенствование, овладениями методиками оздоровления, но и формирование мотивационной и смысловой сферы здоровья: установки на здоровый образ жизни, потребности в самопознании и самосовершенствовании. Основанием для дальнейшей учебно-воспитательной деятельности на уроках физкультуры, направленной на реализацию здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни у младших школьников, я вижу в осуществлении личностно-ориентированного подхода. В данный момент веду разработку индивидуальной карты развития ребенка, расширяю круг диагностических материалов для отслеживания индивидуального уровня здоровья воспитанника Центра. Надеюсь, что дальнейшая работа позволит мне осуществлять здоровьесберегающую деятельность в нашем Центре еще более качественно и эффективно.




Закончить бы хотелось словами Н.А.Амосова:«Здоровье необходимо. Это базис счастья…Если нельзя вырастить ребёнка, что бы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!