СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в малокомплектной начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся, ведь именно к этому нас призывает ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в малокомплектной начальной школе»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ташёлка Менжинский филиал муниципального района Ставропольский Самарской области





IX окружная научно-практическая конференция педагогов


«ОТК-2016. Образование. Технологии. Качество»







Здоровьесберегающие технологии

в малокомплектной начальной школе









Учитель начальных классов

Подувеева Наталья Анатольевна







2016г.









Содержание.


І. Введение………………………………………………………………………3


ІІ. Основная часть…………………………………………………………….5


ІІІ Заключение………………………………………………………………... 13


IV. Список литературы…………………………………………………….....14


V.Приложение ……………………………………………………………...…15

































«Первое богатство – это здоровье». (Р. Эмерсон)


I Введение.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся, ведь именно к этому нас призывает ФГОС.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.[6]

Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:

-организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии;

-выполнение требований СанПиН;

-игровые оздоровительные технологии;

-веселые физкультминутки на уроках в начальной школе;

-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;

-дыхательная гимнастика;

-игровой массаж;

-формирование навыков здорового образа жизни;

-роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни;

- взаимосвязь показателей заболеваемости обучающихся с организацией их учебной деятельности. [3]

Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. [1]

Цель сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность.

Задачи:

- развить у учащихся навыки сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;

- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

- воспитание культуры здоровья;

- развитие творческих способностей;

- мотивация на здоровый образ жизни;

- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

Добиться развития личности, научить учиться, при этом сохранить и укрепить здоровье детей, используя УМК «Школа России».

Задача учителя сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон.[7]




II. Основная часть.

В 2013 – 2014 учебном году я набрала первоклассников и включилась в работу по УМК «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова.

Наблюдая за детьми в первые дни занятий в школе, отметила, что не все включаются в общие дела, у некоторых проявляется тревожность, настороженность, хотя большинство первоклассников – это шумные, подвижные, эмоциональные, без комплексов дети.

Изучив национальную образовательную инициативу Д.А.Медведева «Наша новая школа» от 04.02.2010г., в пункте №5 документа «Сохранение и укрепление здоровья школьников» говорится:

«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья –дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».

Решила я провести в своём классе психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе.

В ходе обработки результатов мною было установлено, что 65% детей легко включились в школьную жизнь. Эти первоклассники в основном из благополучных семей. Они хорошо подготовлены к школе, почти все из них обладают широким кругом познавательных интересов, с удовольствием отвечают на уроках, легко вступают в коммуникативные отношения с учителями и сверстниками.

20% учащихся (средняя дезадаптация) отличаются неравномерностью развития, то есть при достаточно высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения. Эти ученики инфантильны, на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнить задания или правильно ответить.

15% учащихся вошло в третью группу, которую можно назвать «группой риска». У них наблюдаются множественные нарушения: невротические симптомы; гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность; инертность нервной системы; низкая мотивация учебной деятельности; нарушения интеллектуальной деятельности.


Направления.

Реализацию намеченных задач разработала по следующим направлениям:




Основные принципы здоровьесбережения на уроках в малокомплектной начальной школе.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих правил.

Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главной целью учителя должно быть –научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, готовность и умение задать вопрос. Задавание вопросов является показателем:

  • включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

  • проявлением и тренировкой познавательной активности;

  • показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

1 этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

2 этап: ученики формулируют и задают вопросы;

3 этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика представлены в таблице № 1.

Критерии здоровьесбережения.

Характеристика.

Обстановка и гигиенические условия в классе.

Температура в классе – 18-20

Влажность – 30-50%

Освещенность – Кео=1,5% Ксв=0,25

Количество видов учебной деятельности.

Опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. - 4 – 7.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

Не более 10 минут.

Количество видов преподавания.


Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа – не менее 3-х.

Чередование видов преподавания.

Не позже чем через 10 – 15 минут.

Наличие и место методов, способствующих активации.


Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) – не менее 6 – 8.

Место и длительность применения ТСО.

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения – в соответствии с САНПИНами.

Поза учащегося, чередование позы.

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек – на 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Наличие мотивации деятельности на уроке.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу – присутствует в полной мере.

Психологический климат на уроке.1

Преобладают положительные эмоции.

Эмоциональные разрядки на уроке.


Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие – 2-3.

Плотность урока.

Количество времени, затраченное школьником на работу – не менее 60%, и не более 75 – 80%.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности – не ранее 40 мин.

Темп окончания урока.

Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя!

[Приложение 1]

Нетрадиционные формы организации уроков.

  • Использование игровых ситуаций на уроках.

  • Разыгрывание диалогов, сценок литературных сюжетов.

  • Занимательные упражнения, фантазирование.

  • Наглядность.

  • Творческий характер домашнего задания.

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам. Например, для уроков русского языка я тщательно подбираю упражнения, которые позволяют мне решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья моих учеников. Я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения мне помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые я постоянно использую в своей работе. Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до сознания детей мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни. [Приложение 2].

Оздоровительные моменты на уроках.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Массаж для стопы ног, используя массажный коврик, который дети сделали сами на уроках технологии.

Дыхательная гимнастика. Укрепление дыхательной мускулатуры. Уменьшение заболеваний дыхательной системы.

Пальчиковая гимнастика. Использую воздушный шарик наполненный солью, крупами, который дети сами сделали на уроках технологии. Лепим пальчиками фигурки зверей.

Массаж пальцев перед письмом, протирание ладошек «Скалка», покатать ручку между ладонями, применяю также сосновые шишки для пальчиковой гимнастики.

Провожу игру с пальчиками «Жил был мальчик», «Две сороконожки», «Игра на клавишах»

Гимнастика для глаз.

На уроках ИЗО учащиеся нарисовали одной краской свой воображаемый остров. Я эти картинки использую на уроках как гимнастику для глаз. Например. Посмотрите на картину, где всё оранжевое. Закройте глаза и начинайте представлять путешествие по оранжевому острову: вверху небо, справа дерево, слева цветы, внизу -речка, вверху - белочка - все оранжевое.

Для гимнастики глаз имеется плакат для ребят, использование которого помогло рассмотреть и выучить движение для расслабления глазных мышц.

Также дети любят играть в «Бабочку». К кончику указки прикрепляю бабочку и начинаю движение, а дети следят глазами за движением бабочки.

Систематически в процессе обучения в начальных классах в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения. Любимая игра «Платочек», прыгалки через скакалку.

Здоровьесберегающая среда в воспитательном процессе

Проведение внеклассных спортивных мероприятий, на которых пропагандируется здоровый образ жизни.

Проведение дней здоровья, осенний и весенний кроссы, лыжные соревнования «Лыжня зовет!», «Зарница», спортивные эстафеты, некоторых праздников («Осенний балл», «Новый год», День Космонавтики»). Утренники «В гостях у Айболита», «Азбука здоровья», «Правильное питание», «Путешествие в страну Здоровья», походы, экскурсии, отдельных уроков разных предметов (физкультура, изобразительное искусство, технология, окружающий мир) на природе. [Приложение 3]

Ведение информационно – профилактической работы.

Проведение тематических классных часов, способствующих формированию у учащихся представления о здоровом образе жизни (урок здоровья: «Режим дня», «Если хочешь быть здоров», «Вредные и полезные привычки», «В гостях у Гигиены» и др.) Понятие «правильное питание» успешно формируется в процессе реализации программы «Разговор о правильном питании». Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.

Фотографии с мероприятий: «Ярмарка овощей», «Проекты о здоровой пищи», «Вредные и полезные продукты». Учились готовить «витаминный салат», проводили опыты с «Фантой» , «Кока-колой» и монеткой.

Фотографии со спортивных мероприятий («Зарница», «Лыжня зовет!», «Кросс», «Веселые старты», турпоходы всей школой, ПДД). Каждый праздник не обходится без спортивного конкурса.

Проведение родительских собраний, посвященных здоровью детей («Трудности адаптации первоклассников к школе», « Режим дня в жизни школьника», «Физкультура и спорт в семье», «Компьютер – друг или враг?»)

С первых дней пребывания детей в школе формируются навыки самообслуживания: дети учатся правильно ухаживать за своей одеждой, быстро переодеваться, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, строиться парами, правильно вести себя в столовой.

Профилактика здоровья. Коррекционная деятельность

Выполняется контроль за выполнением медицинских рекомендаций для учащихся, нуждающихся в коррекции здоровья (корригирующая гимнастика, соблюдение диет).

В классе практикуется пересадка детей по четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения на доску. Прогулки на свежем воздухе. Правильное питание. Предупреждение болезней. Дети на кружке «Умелые ручки» изготовили защитный амулет от гриппа для себя, для членов своей семьи, для детей детского сада.

Провожу тематические классные часы, способствующие формированию у учащихся представления о здоровом образе жизни (уроки здоровья, «Режим дня», «Если хочешь быть здоров», «Вредные и полезные привычки», «В гостях у Гигиены» и др.)

Провожу родительские собрания, посвященные здоровью детей («Трудности адаптации первоклассников к школе», « Режим дня в жизни школьника», «Физкультура и спорт в семье», «Компьютер – друг или враг?»)

С учащимися 2-4 класса выпустили буклеты- памятки о спорте, о правильном питании для родителей и уч-ся школы. [Приложение 4]

Организационная деятельность

Здоровьесберегающие технологии предполагают и охрану безопасности и жизнедеятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Поэтому в каждом классе проведена пожарная сигнализация;

проветривание помещений; озеленение кабинета; освещение кабинета.

Учебный день в школе начинается общешкольной зарядкой.

Перемены организованы следующим образом:

1-я перемена: «Дежурная» - наведение порядка в классной комнате, очередное проветривание, уход за зелёными растениями,

2-я перемена: «Питательная»- завтрак в столовой,

3-я перемена «Оздоровительная»- прогулка на свежем воздухе,

4-я перемена: «Игровая»- органы самоуправления класса (физорги, староста), вожатые со старшеклассниками проводят игры в коридоре школы.

Двигательный режим учащихся 1 класса. Таблица 2.

Виды движений

Продолжительность

Кто проводит

Гимнастика до уроков

5 мин

Учитель физической культуры, физорг

Подвижные

оздоровительные

минутки во время уроков

По 5 мин на каждом

уроке

Учитель

Гимнастика для глаз

По 2 мин на уроке

Учитель

Комплекс упраж­нений на мышеч­ное расслабление (релаксацию)

1-2 мин на каждом уроке

Учитель

Комплекс упражнений для форми­рования правиль­ной осанки

2-3 мин на каждом уроке (постоянный контроль за посадкой)

Учитель

Подвижные игры на переменах

10-15 мин на каждой

перемене

Учитель, вожа­тые класса, уче­ники класса

Урок физкультуры

45 мин 3 раза в неделю

Учитель

Прогулки на све­жем воздухе с под­вижными играми

от 15 мин

ежедневно

Учитель



Результаты.

Работа с использованием здоровьесберегающих технологий в малокомплектной начальной школе уже дает положительную динамику уровня успешности учащихся. В этом помогает УМК «Школа России». Мои учащиеся начальной школы занимают призовые места в школьных и районных спортивных соревнованиях.

УМК «Школа России» способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей. У учащихся формируется начальное представление о ЗОЖ..

Использование идей природосообразного обучения, заложенных в УМК «Школа России», позволяет сохранить в классе психологический климат, способствующий сохранению психического и физического здоровья учащихся.

III. Заключение

Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока и уходящих из школы детей.

  • 1.Снижение ОРЗ у учащихся.

  • 2.Положительная динамика психологического состояния.

  • 3.Снижение опорно-двигательной системы.

  • 4. Повышение приоритета ЗОЖ.

  • 5. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.[9].

В заключение хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги, общественность.

Положительным результатом своей работы по использованию здоровьесберегающих технологий стали мои выпускники, выбравшие профессию медика, повара-технолога, физинструктора. Многие мальчики нашей маленькой школы занимаются в секции футбола.


IV. Список литературы

    1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

    2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

    3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

    4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

    5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

    6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

    7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

    8. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

    9. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

    10. Статья «Наша новая школа» от 04.02.2010г. в пункте №5 документа «Сохранение и укрепление здоровья школьников»







Приложение 1



Урок русского языка в 1 классе



Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Тип урока: Комбинированный

Учебник «Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

УМК «Школа России»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная и групповая

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Цель: 1) познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов, действий предметов; развивать речь; 2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ - учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими

ЛИЧНОСТНЫЕ –проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-понимать причины успеха в учебной деятельности;

-формировать чувство сострадания и сопереживания; воспитывать любовь к природе, наблюдательность

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Универсальные учебные действия:

регулятивные

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

-уметь строить речевые высказывания, использовать слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов;

-делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

-работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Демонстрационный материал: плакаты с изображением паровоза и вагонов «Речь», «Предложение», «Слово», «Звуки и буквы»; мелодии: «Голубой вагон»; слайд-картина «Зимний лес», «Заяц и лиса»; слайды с текстами для самоконтроля, слайд-таблица, слайд для рефлексии с изображением снеговиков.

Раздаточный материал: карточки для работы в парах, в группах, индивидуальные карточки для рефлексии.

Таблица формирования универсальных учебных действий

Этапы урока

Формирование предметных умений


Формирование УУД

Организационный

момент

Привитие культуры умственного труда. Подготовка кистей рук к письменной работе. «Воздушный шарик, наполненный солью» и «Шариковая ручка»

Р.Планирование учебного сотрудничества

Актуализация знаний

Самоопределение к деятельности

Закрепление знаний учащихся об устной и письменной речи, о предложениях и словах.

Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно.

Этапы изучения нового материала

Постановка учебной задачи

Формирование умений добывать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения; развитие навыка работы с теоретической частью учебника.

Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.

П. Умения строить речевые высказывания

К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.

Применение знаний и способов действий

Работа в парах

Распределение слов по группам

Отработка умения отличать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы.

Р.Планирование действий, с учётом конечного результата. К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.

Самоконтроль

Развитие навыков само- и взаимопроверки.

Р. Контроль – сличение с эталоном.

Динамическая пауза

Мы писали, мы писали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

(Шаги ногами на месте на массажном коврике под счет учителя.)

Ручками похлопаем.

(Хлопки в ладоши.)

Раз присядем,

(Приседания.)

Быстро встанем,

(Повороты туловища. Ходьба на месте на массажном коврике)

Улыбнемся,

Тихо сядем.

Работа по развитию речи



Развивать умения логически излагать свои мысли, правильно строить предложения; привлекать внимание учеников к правильным нормам произношения слов с целью развития навыков культуры речи.

П. Умения строить речевые высказывания, соблюдать логическое следование мыслей.

Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий.

К. Умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.

Разминка для глаз «Воображаемый остров» .

Посмотрите на рисунок, где всё голубое, закройте глаза и представьте себя на голубом острове. Вверху голубые облака, справа дерево с птичкой, слева елочка, внизу зайчик.

Работа в группах

Расширение словарного запаса учащихся, развитие речи, умение отличать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы.

П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения.


Р.Планирование действий, с учётом конечного результата.

К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.

Динамическая пауза для рук

«Сосновые шишки» (движение пальчиков)

Актуализация знаний

Работа по учебнику

Формировать умения находить слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы, составлять предложения.

П. Умения распределять слова на группы по вопросам,


Р. Планирование действий, с учётом конечного результата.

Взаимоконтроль

Развитие навыков само и взаимопроверки.

Р. Ко,нтроль – взаимопроверка.

Обобщение

Рефлексия

Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу.

Л. Формировать эмоциональную потребность в самовыражении, позитивной моральной самооценке и моральных чувствах.


Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

Подготовка кистей рук к письму. Физкультминутка для кистей рук, пальчиков.

-Покатали в руках и между пальчиками шариковую ручку.

-Возьмите воздушный шарик в руки, вылепите фигурку животного.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Мы продолжаем путешествовать на нашем паровозе. Чтобы отправиться в путь, поиграем в игру «Закончи предложение».

Речь – это…(средство общения между людьми).

Речь бывает…(устная и письменная).

Речь состоит из…(предложений).

Предложение содержит…(законченную мысль).

Предложение состоит из…(слов).

3. Самоопределение к деятельности. Запись числа. Чистописание.

- Какое сегодня число? Запишите. ( Списывание с доски.)

- Упражнение в чистописании спряталось в загадке.

Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою,

Но солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

- На первой строке напишем букву, которая в слове «сосулька» не обозначает звука. (Мягкий знак) А зачем такая буква нужна? (Письмо в тетради ьь в соединении)

- На второй строке напишем букву, которая обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.

(Буква л). Письмо в тетради лл в соединении.

Этапы изучения нового материала.

4. Определение темы, целей и задач урока.

Учитель: Прочтите слова.

(На доске записаны слова: щенок, весёлые, ребята, бегает, маленький, играют )

- На какие группы можно разделить данные слова?

-Что общего у слов щенок, ребята? (Называют предметы).

-Что общего у слов весёлые, маленький? (Называют признаки предметов).

-Что общего у слов бегает, играют? (Называют действия предметов).

-Какие предложения можно составить из этих слов?

-Сколько слов в каждом предложении?

-Назовите тему урока.

5. Получение информации из учебника (с. 21, упр. 6)

-Рассмотрите схему. Что могут называть слова?

-На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления?

Приведите примеры.

-На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов?

Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов.

Приведите примеры.

Применение знаний и способов действий.

6. Работа в парах.

Учитель: Мы отправляемся в заочное путешествие по зимнему лесу. Чтобы сесть в вагон, надо заполнить «билет». Учитель раздаёт «билеты» (карточки с заданиями для работы в парах).

Учитель: Проверьте себя по слайду. (Кто? Что? Мороз, снег, волк.

Какой? Морозный, снежный, голодный. Что делает? Морозит, порхает, воет).

- А теперь в путь.

7. Динамическая пауза. Мы писали, мы писали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

(Шаги ногами на месте на массажном коврике под счет учителя.)

Ручками похлопаем.

(Хлопки в ладоши.)

Раз присядем,

(Приседания.)

Быстро встанем,

(Повороты туловища. Ходьба на месте на массажном коврике)

Улыбнемся,

Тихо сядем.

8. Работа по развитию речи. Картина - слайд «Зима в лесу».

Учитель: Вот мы и приехали. Рассмотрите внимательно картину, назовите неживые предметы. Что вы видите?

Дети: лес, снег, сугроб, деревья, небо, куст, ветка, ствол…

Учитель: Мало кто отважится отправиться в лес зимой. По глубокому снегу идти трудно. Поэтому людей здесь сейчас не увидишь. Однако жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью, даже зимой. Лес – это дом для зверей и птиц. Они хозяева леса, у них своя жизнь, которую никто не вправе нарушать. Хотите увидеть чудеса, станьте невидимками. Вот у дерева сугроб. Интересно, кто притаился там?

Загадка. Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт, белого найдёт. (Заяц и лиса.)

Слайд «Заяц и лиса зимой»

Учитель: Расскажите, как заяц живёт зимой? (Ответы детей)

Врагов у зайца много. Но живёт он и не тужит. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ножки и шубка. К зиме шубка светлеет. А у беляка она совсем белая. Почему зайца называют косым? Глаза у зайца по бокам головы. Ими он может увидеть, что делается позади него. Уши длинные. Ими он слышит даже слабый мышиный шорох и даже во сне.

А кто знает, как живёт лиса? (Ответы детей)

9. Динамическая пауза. «Воображаемый остров» .

Посмотрите на рисунок, где всё голубое, закройте глаза и представьте себя на голубом острове, что вы видите? Кого вы видите?

10. Групповая работа. Слайд «План работы».

Учитель: Работаем группами. Вам надо отгадать загадки и выполнить задание по плану. Из загадок вы узнаете, кого ещё можно встретить зимой в лесу.

1 группа «Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?»

2 группа «Спинкою зеленовата, животиком желтовата. Чёрненькая шапочка и полоска шарфика».

3 группа «Серой шерстью он покрыт, и клыки его страшны. Он охотится на зайцев, все в лесу его боятся».

4 группа «Чёрный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор».

5 группа «Не голос – громкая труба, большая верхняя губа, на нём громадные рога».

ПЛАН РАБОТЫ

  1. Отгадайте загадку.

  2. Заполните таблицу.

Предмет

Признак предмета

Действие предмета




11. Проверка групповой работы.

-Назовите слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы они отвечают?

-Почему у вас нет слов, отвечающих на вопрос Что?

-Назовите слова, которые обозначают признак предмета. На какой вопрос они отвечают?

-Назовите слова, которые обозначают действие предмета. На какой вопрос они отвечают?

12. Динамическая пауза. «Сосновые шишки» (движение пальчиков)

13. Актуализация знаний. Работа по учебнику.

С. 22, упр.8

-Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните свой ответ.

-Выполните задание.

14. Взаимопроверка.

15. Обобщение. Итог урока.

Учитель: Быстро время пролетело, и идёт к концу урок.

Так давайте без задержки подведём всему итог.

Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо потрудились на уроке, пусть ваш снеговик на билете улыбнётся вам. Если что-то не поняли на уроке или не довольны своим трудом - пусть он задумается.

( Появляется слайд с изображением снеговиков). Ученики дорисовывают изображение.

Учитель: Поднимите билет, у кого снеговик улыбнулся.

Мне было с вами интересно. Спасибо за урок!












Приложение 2



Внеклассное занятие в 1-4 классах

Тема: «Турнир по сказкам А.С.Пушкина с элементами подвижных игр»

Цель: использовать игровую форму для обобщения и углубления знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина, создать у детей радостное, эмоциональное настроение.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина.

Развивающие: развивать позитивное, логическое мышление, формировать умение выразительного чтения; развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание.

Воспитательные: прививать любовь к родному языку и русской поэзии; воспитывать артистические способности, чувство дружбы, коллективизма, командный дух, умение действовать согласованно.

Место проведения: класс.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, рисунки детей, презентация, карточки «рыбки» и «петушки», конверты с письмами, листочки, карандаши, обруч, рисунок ястреба, удочка, рыбки.

Домашнее задание: прочитать сказки А.С. Пушкина, нарисовать иллюстрации к сказкам, инсценировать отрывок из любой сказки А.С. Пушкина в пантомиме.

Дети разбиваются на две команды: 1 – «Золотая рыбка», 2- «Золотой петушок».

Ход занятия.

Ведущий

Друзья Людмилы и Руслана!

На звуки вещего Баяна

Спешите к нам скорей сюда,

Где величавый дуб стоит

И Лукоморье всех манит!

Где сам поэт великий

Вас снова в сказки пригласит!



- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в страну, где живут сказки А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбки», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях» и тд.

(Звучит музыка из оперы Римского- Карсакова «Золотой петушок»).

Ведущий. Наш литературный турнир мы начинаем с вопросов – разминки.

За каждый правильный ответ команда получает жетон. Так будет на всех этапах игры.

I конкурс «Разминка».



Вопросы команде «Золотой петушок»

- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? (Ки-ри-ку-ку, царствуй лежа на боку!).

- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказка о рыбаке и рыбке»? ( Дурачина ты, простофиля).

- откуда эти строки?

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

2) вопросы команде «Золотая рыбка»

- С чем пришел невод? (первый раз - с тиной, второй раз – с травой морскою, третий раз - с золотой рыбкой).

- О каком времени года идет речь в начале «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (О зиме).

- Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? ( 7 торговых городов да 140 теремов).

- Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?

(«Весть царевну в глушь лесную

И , связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам»)

- Чем угрожала злая царевна Чернавке? ( рогаткой).

II конкурс «Лучший художник»

- По одному игроку из каждой команды закрытыми глазами должны нарисовать рыбку, петушка.

III конкурс «Да – нет»

Команде «Золотой петушок»

- Царь Дадон и Шамаханская девица? (Да)

- Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)

- Королевич Елисей и мертвая царевна? ( Да).

Команде «Золотая рыбка»

- Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)

- Попадья и Золотая рыбка? (Нет)

- Царь Салтан и 33 богатыря? (Да).

IV конкурс «Бой петухов»

Ведущий.

Только в сказках золотые

Лишь бывают петухи.

А у нас здесь есть лихие,

Удалые, озорные

Петухи- озорники!

- А сейчас мы проведем подвижную игру «бой петухов».

Из каждой команды приглашаются по одному участнику. Они встают в круг обруча. Прыгая на одной ноге и держа руки за спиной, сцепленными (как петухи), участники игры пытаются «выбить» противника из круга. Побеждает команда, которая больше всех «выбила» из круга участников другой команды.

V конкурс «Письмо»

Ведущий.

- Пока шел «Бой петухов», к нам пришли два письма от царя Дадона, он устал царствовать лёжа на боку и решил свой ум потренировать. Шлет вам свои вопросы, да не простые , а мудреные ( достает лист из первого конверта и читает вопрос команде «Золотой петушок» ).

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

- Кто это и из какой сказки? (старуха из «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ведущий.

- Ну, а теперь вопрос команде «Золотая рыбка»

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь!...

- О каком фрукте идет речь и из какой он сказки? (яблоко «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Ведущий.

- Молодцы! Справились с заданием. Помните, каким метки стрелком был Гвидон. Интересно посмотреть, какие вы стрелки. Проведем конкурс «Меткий стрелок»

VI конкурс «Меткий стрелок»

- С определенного расстояния каждому участнику команды нужно шариком попасть в рисунок коршуна. Побеждает та команда, у которой больше всех попаданий.

VII конкурс «Вспомните стихи»

Вот попался мне листок,

А на нем – обрывки строк,

Вспомнить мне их помогите,

Вы стихи восстановите!

Листок команде «Золотой петушок».

Ветер по морю ….. (гуляет)

И кораблик …… (подгоняет);

Он бежит себе …. (в волнах)

На раздутых ….. (парусах).

Учащиеся: «Сказка о царе Салтане».

Листок команде «Золотая рыбка)

Царь с царевною …. (простился),

И в дорогу … (снарядился),

И царевна …. (у окна)

Стала ждать его …. (одна).

Учащиеся: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

VIII. Конкурс – домашнее задание.

Ведущий. Молодцы! Каждая команда подготовила домашнее задание: надо показать в пантомиме отрывок из любой сказки, другая команда должна отгадать сказку.

Команды «Золотая рыбка» и «Золотой петушок» показывают свои домашние заготовки

IХ конкурс капитанов.

Ведущий. Объявляю конкурс капитанов!

На листах, вырезанных в виде рыбок и петушков, с обратной стороны написаны вопросы. Капитаны берут по очереди листы и отвечают на вопросы.



Вопросы капитану команды «Золотой петушок»

С каких слов начинается «Сказка о попе и о его работнике Балде»? («Жил- был поп, толоконный лоб»)

Назовите верного сторожа царя Дадона? (петушок).

Кем хотела стать старуха? («Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою»).

Вопросы капитану команды «Золотая рыбка».

  1. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (в комара, муху, шмеля).

  2. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу).

  3. В какой сказке царица умерла о радости? («Сказка о мертвой царевне и о сем богатырях»).

Капитаны отвечают на вопросы и получают жетоны.

Х. конкурс «Рыбак»

- От каждой команды по одному игроку выходят удить удочкой рыбу. Поймал – получи жетон.

Поведение итогов. Награждаются победители.

Ведущий. К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова – алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Все скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза!

Даже если мы уже не дети,

В тридцать, сорок или шестьдесят,

Убегаем мы игрою в детство,

Убегаем к Пушкину опять!

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над темным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом!

И так будет бесконечно. Пушкин будет с вами всю жизнь! На этом наше занятие закончено! Спасибо!



Приложение 3

1.Презентация «Путешествие в страну Здоровье»

2.Буклет о здоровье





Приложение 4





Родительское собрание
Тема: Компьютер в жизни семьи и школьника

Задачи собрания:

  1. Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия компьютера в жизни ребенка.

  2. Определить наименования и количество компьютерных игр.

Вопросы для обсуждения:

  1. Роль компьютера в жизни ребенка.

  2. Влияние компьютерных игр на формирование характера и познавательной сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии:

  1. Считаете ли вы, что компьютер должен быть в числе главных предметов обихода?

  2. Какие компьютерные игры, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

  3. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать свободное время у компьютера ребенком? Предположите возможные варианты.

Ход собрания

Вступительное слово учителя.
– Компьютер в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие игры необходимы детям? Нужно ли выключать компьютер, если мы считаем, что компьютерная игра не будет полезна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.

Немного статистики:
· Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет играют в компьютерные игры ежедневно.
· Время ежедневных игр ребенком составляет в среднем более двух часов.
· 5 0 % детей «висят» в сети Интернет подряд, безо всякого выбора и исключений.
· 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет играют в одни и те же игры от 5 до 40 раз подряд.
· 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили компьютер, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим  вопросам:

    1. Сколько раз в неделю ты пользуешься компьютером?

    2. Ты сидишь у компьютера один или со своей семьей?

    3. Ты любишь играть во все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные игры?

    4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

  1. Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.

  2. Физкультминутка для глаз необходима при работе за компьютером, перерыв 20 минут.

Упражнение 1.Крепко закрыть глаза на 3 – 5 секунд. Потом открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторит 6—8 раз.

Упражнение 2. Быстрое моргание 1 – 2 минуты.

Упражнение 3. Закрыть веки. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 минуты (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 4. Поднять взгляд кверху. Опустить взгляд вниз. Отвести взгляд в правую сторону. Отвести взгляд в левую сторону. Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение 5.Смотреть прямо вдаль 1 минуту.

Физкультурно-спортивные. Представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц.



  1. Дискуссия.
    Далее возможна дискуссия по  вопросам:

    1. Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить сидеть в сети Интернет или ограничить ребенка определенными играми?

    2. Что дает ребенку компьютер? Есть ли в компьютерных играх, особенно для первоклассников, нечто положительное?

Проводится  обсуждение  проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся 10-летнего возраста о компьютерных играх.
Игра дает возможность:
– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
– понять с помощью компьютера, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
Комментарий  учителя,  обсуждение.
К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я играю в компьютерные игры».

Рекомендации родителям:
1) Вместе с детьми определять количество и вид игр для совместной деятельности взрослыми и детьми на последующую неделю.
2) Обсуждать любимые игры взрослых и детей.
3) Компьютер не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
4). Необходимо исключить игры со сценами насилия, убийства из обихода ребенка. Он привыкает к ним и даже может испытывать от этого удовольствие

  1. Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на  вопросы:

-Сколько времени проводит ваш ребенок у компьютера?

-Задает ли вопросы после игры?

-Какие игры предпочитает?

-Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», « Чем ты занимался, опять у компьютера сидел?» и т. д.

Родителям на заметку:
Необходимо помнить о том, что влияние компьютера и компьютерных игр на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на мониторе. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает компьютерная игра.


































34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!