Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий совместно с логопедами детского сада и школы, началась в этом учебном году.
Для эффективности данной работы, нами был создан проект «Детский сад-школа».
Целью данного проекта - создание системы совместной работы логопедов детского сада и школы, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Две главных задачи которого являются:
Провести совместную логопедическую работу по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста
Приобщить детей к ценностям здорового образа жизни.
Проблема преемственности является одной из самых актуальных проблем нашего образования. В дошкольномвозрастезначительно легче предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолеватьвo время обучения в шкoле.В настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не справиться с этим заданием, необходимо полное взаимодействия семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени это школы.Я познакомившись ближе с работой своего коллеги, не буду тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьмивелась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. Расскажем как мы представляем рабoту пo предупреждению дисграфических и дислексическихoшибoк. Прoфилактикуoбеспечивает прoпедевтическая рабoта в системе oт чётких артикуляциoнных кинестезий в сoчетании с пальцевыми, oтслухoвых и зрительных oщущений к правильнoмувoсприятию-звук- буква-слoг-слoвo-предлoжение.Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб.
Дисграфия - нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов. При дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза, неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами, нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом.
Поэтому, в своей работе по предупреждению дисграфии, я использую зрительную, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, упражнения, игры по развитию фонематического слуха.
В марте 2017 года на базе МОУ «Туношёнская средняя школа имени Героя России Селезнёва А.А.» проводилась логопедическая работа по предупреждению дисграфии с дошкольниками подготовительной группы.
На нашем мероприятие, которое называлось «В гостях у Незнайки» дети познакомились со школой и правилами поведения в ней. В это развлечение были включены следующие здоровьесберегающие технологии:
Зрительная гимнастика
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
В своей работе я использую зрительную гимнастику Базарного В.Ф., гимнастику в стихах, лабиринты и т.д для ежедневного проведения.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. Я использую в работе пальчиковую гимнастику, упражнение «Кулак-ребро-ладонь», «Фонарики», различные дорисовки, штриховки, прохождение лабиринтов, графические диктанты и многое другое.
Регулярные занятия развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
После мероприятия весь дидактический материал используется в работе логопеда детского сада с детьми подготовительной группы. Ежемесячно для детей я подготавливаю дополнительный материал по профилактике дисграфии.
Ожидаемый результат:
Надеемся, что в результате использования системы занятий нашей «Программы профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста» в массовом и коррекционном образовательном учреждении снизится количество препятствий для полноценного обучения в рамках школьной программы, что позволит избежать проявлений дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Активизировано тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в работу по подготовке детей к школе. Составлен план сотрудничества с родителями воспитанников
У детей сформирована координация движений рук, кистей пальцев при написании ритмизированных росчерков, при вращении волчка, штриховки. Они умеют ориентироваться на плоскости – составлять серии рисунков, в том числе с использованием медиаторов, писать простые графические диктанты, выработана ритмизация движений руки (медленно и быстро). Умеют рисовать цифры от 9 до 1 (по сложности написания). Рисуют "буквицы", подписывают печатными буквами свои работы. Соблюдают основные правила гигиенического письма (посадка, наклон тетради, положение рук и ручки);
Дети дифференцируют на слух оппозиционно сходные звуки;
У детей сформированы навыки учебной деятельности, повышен уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление; улучшилась память и речь.
Здоровьесберегающие технологии в работе по предупреждению и профилактике дисграфии
Учитель-логопед МОУ «Туношёнская средняя школа
имени Героя России Селезнёва А.А.»
Паршина Е.В.
2017