СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии- залог успешного обучения в школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе  экспериментальной работы  нашей школы  лежат здоровьесберегающие технологии . Педагоги, изучив рекомендации Базарного, активно применяют их в своей деятельности. Гендерный подход в образовании - средство достижения успеха в процессе обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии- залог успешного обучения в школе»


Здоровьесберегающие

технологии - залог успешного обучения в современной школе.



Важнейшим условием деятельности педагогов стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения, которые предусматривают:

  • учет периодов работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

  • наличие эмоциональных разрядок на уроках;

  • чередование позы с учетом видов деятельности;

  • использование физкультурных пауз на уроках.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

В деятельности учитель должен ориентироваться на гигиенические показатели, характеризующие урок :

  1. обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете),

  2. температура и свежесть воздуха;

  3. рациональность освещения класса и доски,

  4. число видов учебной деятельности:

  • опрос учащихся,

  • письмо,

  • чтение,

  • слушание,

  • рассказ,

  • рассматривание наглядных пособий,

  • ответы на вопросы,

  • работа с тестами,

  • творческая и самостоятельная.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

Различные методы преподавания:

  • словесный,

  • наглядный,

  • аудиовизуальный,

  • самостоятельная работа и т.д.

Норма – не менее 3, правильнее-7.

Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.

  • Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Этому способствуют формы метода свободного выбора:

  • свободная беседа,

  • выбор действия,

  • выбор способа действия,

  • выбор способа взаимодействия,

  • свобода творчества.

Место и длительность применения технических средств обучения - в соответствии с гигиеническими нормами, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность.

Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

Психологический климат на уроке.

Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока (подготовка оценочных карт, рефлексия приучают ребят к ответственности, самостоятельности в принятии решений.).

На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию: выставить отметки в рабочие карты, в журнал, а также использовать эмоциональную оценку, задав вопросы ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», « В чем оказалось неудачным?».

Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, т.к. «2», «1» не ставятся. Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других ребят или в процессе самостоятельной работы.

Например, изучая с детьми в 7 классе тему: «Тип текста – рассуждение», я взяла тему: «Здоровый образ жизни человека», на котором мы рассмотрели газетные статьи по данной проблеме, изучили статистику, проанализировали содержание и дети сделали вывод, что нужно вести ЗОЖ. На следующем уроке написали свои статьи по темам «Если хочешь быть здоров…», «Спорт есть жизнь», «Мой любимый спортсмен».

При изучении темы «Правописание О-Е после шипящих на конце наречий» урок был построен по типу олимпийских игр. На уроке дети не только выполняли задания по теме, но и соревновались в разных видах спорта: волейболе, многоборью, баскетболе. «Побывав в бассейне», дети узнали из текста о различных видах плавания, о значении плавания для человека. В итоге обучающимся были вручены медали с оценками: «золотая медаль»-5, «серебро»-4, «бронзовый победитель» - 3. Таким образом, детям прививается любовь к спорту, происходит переосмысление образа жизни, моменты игры и неординарности увлекают ребят и привлекают к предмету.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных фрагментов создают благоприятную атмосферу и влияют на формирование психологического и физического здоровья учащихся.

В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:

  • обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания;

  • обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях.

  • обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему: эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности,

  • обучающиеся с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности: таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы).

Огромную роль играют темп и окончание урока. Окончание урока должно быть спокойным. При спокойном завершении урока учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом. А темп обязательно должен быть высоким.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!