СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье как социальная категория

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровье как социальная категория»

















Реферат на тему: «Здоровье как социальная категория».



















Подготовила студентка

Группы ТХ19-1

Яралова Анастасия

Состояние здоровья, здоровье населения предопределяется многими факторами: сущностью общественно-политического строя, социальной политикой, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций различных групп населения, условиями труда и быта, уровнем благосостояния, социальным обеспечением, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, развитием здравоохранения и медицины. Кроме социальных и биологических факторов здоровье населения во многом определяется субъективным отношением индивидуума к своему здоровью и здоровью окружающих людей, его образом жизни.

Здоровье отдельного человека фиксируется различными диагностическими методами и средствами и характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущением жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, целостностью и гармоничностью развития личности.

Жизнедеятельность — сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития.

Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности — общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность. Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.

В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или хроническое заболевание.

На постиндустриальном уровне развития цивилизованного общества отступили массовые эпидемии, но возникли другие опасные факторы жизнедеятельности, так или иначе связанные со здоровьем. Например, только здоровый физически и морально человек может безопасно для себя и других управлять личным автомобилем или катером, правильно определить момент перехода улицы с интенсивным движением транспорта, выдержать длительный перелет самолетом, заниматься подводным плаваньем на отдыхе и т.д.

Таким образом, жизнедеятельность, здоровье и безопасность в современных условиях очень тесно взаимосвязаны

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, которое зависит от социально-экономических изменений, условий социализации и отношения к собственному здоровью.

Актуальность физического воспитания населения очевидна. Наличие крепкого здоровья и высокой общей работоспособности базируются на необходимой физической подготовленности и нормальном физическом развитии.

Раскроем понятие здоровье более полно, как :

- отсутствие болезней;

- нормальное функционирование организма;

- динамическое равновесие организма в системе «человек-окружающая среда»;

- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

- способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

- способность к полноценному выполнению основных социальных функций (общение, образование, труд).

Здоровье как социальная категория – показатель национального престижа, фактор доверия к политической и экономической системе государства, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления.

Состояние здоровья объективно устанавливается по совокупности многих параметров: конституции телосложения, гигиенических, антропометрических, иммунологических, физиологических, биологических и других условий, социальных, климатических, географических, метеорологических.

Выделяются 3 компонента здоровья человека (здоровье индивида):

Физическое здоровье включает в себя показатели: уровень физического развития (вес, рост, объемы и т. п.), функциональная подготовленность организма к физической нагрузке (кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы), развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), адаптационные возможности организма (иммунитет на простудные и др. заболевания).

Духовное здоровье объединяет в себе психическое, нравственное здоровье, моральные принципы, общечеловеческие истины: добро, любовь, красоту, активное стремление к улучшению общественного строя. Социальное здоровье рассматривается как стремление человека к самосовершенствованию и самообразованию, активность в быту. Оно включает в себя показатели уровня жизни человека, социальные, жилищные условия, удовлетворение социальных потребностей.

Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Это явилось посылкой для создания теории здоровья. Проблема здоровья человека до сего дня была монополизирована медициной, которая является практически наукой о болезнях человека – «человекопатологией».

Гигиеническая наука также не в состоянии решить проблему охраны здоровья, т.к. в центре внимания ее стоит не человек, а те условия, в которых он существует. Научное направление, получившее название – «санология», обосновали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» - динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов. Основоположниками науки о здоровье человека по праву считается И.И.Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982 г.) разработал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Он издал в 1987 году монографию «Введение в валеологию – науку о здоровье», в которой считал, что эта наука должна быть интегральной, т.е. формироваться на основе медицины, биологии, экологии, психологии и других наук. Валеологию ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья.

Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков находятся под пристальным вниманием специалистов - валеологов.

В ряде регионов в учебных заведениях предусмотрена должность педагог – валеолог – организатор. Среди выпускников школ уже 80% школьников нельзя назвать здоровыми. По мере обучения растет частота таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, аллергические реакции, астматические синдромы, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.

Объективные причины недостатков учебных заведений:

- Неудобная мебель, несоблюдение воздушно-теплового и светового режима,

- Неправильное расписание учебных занятий, скудное финансирование.

- Неправильные действия педагогов и родителей: безграмотность в вопросах валеологии, равнодушие к здоровью детей, формальное отношение к своим обязанностям и др.

Критерии здоровья:

1)Общая выносливость. Физиологической основой является аэробная производительность, т.е. способность длительно выполнять работу, в которой участвует более половины мышечной массы тела с интенсивностью 50 % от критического уровня ( МПК-макс. Потр.кислорода), определяется в ф/к по тесту Купера, бегу на выносливость, тесту РВС-170.

2)Критерием здоровья является устойчивость нервной системы. Проявляется в нормальном сне, хорошей активности, отсутствием сонливости днем, естественных поведенческих реакциях во взаимоотношениях в семье, в коллективе.

3)Степень закаленности – способность устойчиво сохранять постоянство температуры тела. От закаленности зависит функция иммунных механизмов, защищающих от инфекции, вызываемых вирусами и инфекционно-аллергическими реакциями.

4)Отсутствие признаков деформации скелета или степень их выраженности могут служить критерием здоровья.

5)Недостатки этой системы оценки здоровья ? Назовите их ?

Критерии здоровья в упрощенном виде:

1.Соматическое и физическое здоровье - «я могу».

2.Психическое здоровье - «я хочу».

3.Нравственное здоровье - « я должен».

Признаки здоровья:

1. Иммунная система, специфическая и неспецифическая устойчивость к неблагоприятным повреждающим факторам.

2. Показатели роста и развития.

3. Функциональное состояние организма и его резервные возможности.

4. Наличие какого – либо заболевания или дефекта развития.

5. Уровень морально-волевых и мотивационных установок.

От чего зависит здоровье?

20% - от наследственности.

20 % - от внешних условий, экологии.

10 % - от деятельности системы здравоохранения.

50 % - от образа жизни человека.

Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать творческий потенциал.

Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:

1.Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом.

2.Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе.

3.Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (психофизическая, аутогенная тренировка).

4.Разумное использование методов закаливания.

5.Рациональное питание.

В августе 1999 года независимый исследовательский центр РОМИР провел специальный опрос среди 800 жителей крупных городов России в возрасте 16 – 45 лет с доходом не ниже среднего, чтобы выяснить отношение россиян к здоровому образу жизни. Оказалось, что западная мода на здоровый образ жизни в России пока не столь популярна, как в Европе и США. Так, 40 % опрошенных россиян заявили, что никогда вообще не занимаются спортом и физическими упражнениями, 25 % респондентов занимаются спортом несколько раз в неделю, 10 % практикуют спортивные тренировки 1 раз в неделю. 1-2 раза в месяц занимаются спортом 8 % опрошенных.

На отсутствие свободного времени для занятий спортом жалуются 45,7 % опрошенных. Фактор стоимости занятий спортом в тренажерном зале также играет существенную роль: 21,1 % респондентов указали, что именно дорогая стоимость занятий не позволяет им заниматься. 11,2 % участников опроса категорично заявили, что занятия спортом им вообще не нужны. 8,3 % слишком устают на работе, чтобы активно заниматься спортом.

О проблеме рационального питания более трети опрошенных россиян (36,4 %) вообще никогда не задумывались. Стараются придерживаться рационального питания 23,1 % респондентов. 6,4 % участников опроса являются активными сторонниками рационального питания. Таким образом, у россиян, живущих в крупных городах России и обладающих доходами не ниже среднего уровня, не всегда существует возможность регулярно заниматься спортом и рационально питаться.

Здоровье населения является междисциплинарной категорией. Этим понятием пользуются представители многих научных дисциплин. В социально-экономической, психологической, медицинской литературе выделяют понятия физическое, психическое, индивидуальное, общественное здоровье.

Индивидуальное здоровье оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д. Общественное здоровье отражает способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, осуществлять свои социальные функции, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения людей.

Под физическим здоровьем понимают естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем.

Психическое здоровье рассматривают как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера [3].

Для оценки состояния здоровья населения определенной территории более адекватным является понятие «здоровье как социально-экономическая категория». Данное понятие включает в себя многие аспекты, факторы, влияющие на обеспечение здоровья человеческой популяции: демографические, медицинские, социальные, экономические, образ и условия жизни людей.

Демографические аспекты можно оценить с помощью показателей рождаемости, смертности (в т. Ч. Детская, материнская смертность), ожидаемой продолжительности жизни, естественного прироста (убыли) населения, брачности, разводимости, детности и т.д

Медицинские аспекты, по оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, определяют здоровье популяции на 10-15%. В данную группу факторов, обычно, включают доступность, качество медицинских услуг, дефекты и недостатки оказания медицинской помощи, медицинскую активность населения.

Самое значительное влияние на общественное здоровье населения оказывают социальные, экономические факторы, условия и образ жизни людей. По оценкам различных экспертов это влияние можно оценить на уровне 45-55%.

Социальные и социально-экономические аспекты определяют условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры, а так же качество и уровень жизни.

Условия и образ жизни людей – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

На состояние здоровья накладывают свой отпечаток многие факторы, обусловленные как биологическими, так и социально-экономическими предпосылками. Более того, данные группы факторов взаимосвязаны. Так, существенное снижение защитного потенциала многих граждан России, явившееся следствием социально-экономических трудностей современного периода, развитие алкоголизма, ослабление механизмов самосохраняющего поведения приводит к заболеваниям и дефектам, многие из которых затем передаются потомству. В свою очередь больное и ослабленное поколение неспособно к интеллектуальному и физическому совершенствованию, к освоению новых современных видов деятельности, что блокирует возможности социально-экономического развития страны.

Появляются новые факторы, существенно влияющие на состояние здоровья нации, которые были неизвестны еще одно-два поколения назад. Так, уровень радиационного, химического, микроэлементного загрязнения окружающей среды вошел в число обстоятельств, серьезно воздействующих на заболеваемость как в целом по стране, так и по отдельным территориям в особенности.
Однако при этом основными факторами влияния на здоровье нации продолжают оставаться:
— условия труда, характер и уровень его оплаты;
— уровень соотношения занятости и безработицы, потенциальная и актуальная угроза утраты рабочего места и социального статуса;
— профессиональные вредности, т.е. воздействие вредных агентов, связанных с технологией и/или организацией данного вида деятельности;
— уровень и качество питания;
— жилищные условия;
— особенности образа жизни;
— вредные привычки (или зависимости: алкогольная, наркотическая, пищевая и т.д.);
— состояние окружающей среды;
— уровень и качество развития здравоохранения и санитарное состояние территории.
Очевидно, что от чисто медицинских факторов зависит только небольшая часть обстоятельств, положительно или отрицательно воздействующих на социальное или индивидуальное здоровье, поэтому уровень заболеваемости или обратный ему социальный показатель — уровень общественного здоровья, в значительной степени обусловлены также социальными и психологическими причинами.

К сожалению, в настоящее время показатели здоровья населения ухудшаются как по сравнению с серединой 80-х годов, так и по сравнению с началом 90-х гг. Происходит рост заболеваемости практически по всем учитываемым категориям (рост инфекционных и паразитарных болезней; расстройства питания, нарушения обмена веществ и ослабление иммунитета; болезни крови и кроветворных органов; злокачественные новообразования и т.д.). Особо большое влияние на ухудшение здоровья оказывает рост заболеваемости женщин. Происходит также значительный рост активного туберкулеза и других социальных болезней, в т.ч. передающихся половым путем.
За последние 5 лет возросло количество заболеваний детей в возрасте 0—14 лет. Чрезвычайно  негативна динамика состояния интеллектуального    и    психического здоровья детей. При профилактических осмотрах выявляется понижение остроты слуха, зрения, дефекты речи, сколиоз, нарушения осанки.
Учитывая значение здоровья в системе ценностей и приоритетов современного человека, серьезность тех ограничений, которые накладывает дефицит здоровья на социальное функционирование индивидов и групп, становится  очевидным,  какое   большое место занимают вопросы поддержания, возвращения здоровья, адаптации индивидов, утративших здоровье, к нормальному   существованию,   социальной  реабилитации   семей   и близкого окружения больных людей и инвалидов в деятельности социального работника. В настоящее время медико-социальная работа существует и как специальный вид деятельности — и как соответствующее содержание в деятельности любого социального работника.

Уровни рассмотрения здоровья как социальной категории:

1)макроуровень:

– ВВП страны.

– деятельность социальных институтов в сфере сохранения здоровья населения.

2)мезоуровень:

– принадлежность к социальной группе.

– социальные нормы и ценности, доминирующие в группе.

– сфера трудовой деятельности.

3)микроуровень:

– оценка собственного здоровья.

– уровень образования.

– поведение, связанное со здоровьем (самосохранительное поведение).

– отношение к собственному здоровью.

Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:

1)Социальное здоровье (благополучие);

2)Духовное (нравственное) здоровье;

3)Физическое здоровье.

Социальное благополучие – когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.

Духовное здоровье – здоровье нашего разума. Духовное здоровье зависит от:

- системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;

- умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.

Духовное здоровье достигается за счет умения:

- жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества

- прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;

- разрабатывать и оптимально адаптировать модель своего поведения применительно к окружающей среде.

Физическое здоровье – это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:

- двигательной активности человека;

- рационального питания;

- закаливания;

-соблюдения правил личной гигиены;

- безопасного поведения в повседневной жизни;

- оптимального сочетания умственного и физического труда;

- умения отдыхать;

- отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

При оценке физического здоровья используют четыре основных критерия:

1)Наличие или отсутствие хронических заболеваний;

2)Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;

3)Состояние основных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т.д.;

4)Степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.

Образ жизни – это показатель, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Здоровье человека на 60 % зависит от образа жизни, на 20 % - от окружающей среды, на 8% - от наследственности.

От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). Здоровье – главный дар, данный нам нашими предками и не всегда разумно и слишком расточительно расходуемый нами.

Под здоровым образом жизни понимают индивидуальную систему поведения человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:

1)Активные действия самого человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил, рациональное питание, соблюдение режима дня, сексуальное воспитание и т.д.).

2)Стремление человека избежать действия факторов, способствующих разрушению здоровья (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания и употребление спиртных напитков, безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений).

Важные составляющие здорового образа жизни – личная гигиена, доброжелательные отношения в семье и нравственное поведение.

Здоровый образ жизни – не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Особенно важно, чтобы с самого раннего детства подрастающее поколение стремилось ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Заболеваемость молодежи (людей в возрасте от 16 до 29 лет) за последние 5 лет увеличилась на 26 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 % (по данным ВОЗ).

Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода.

Поколениями разумных людей выработаны простые и понятные рекомендации по здоровому образу жизни:

1)Познай самого себя и не ставь перед собой нереальных целей;

2)Содержи свое тело в чистоте;

3)Правильно и хорошо питайся;

4)Трудись, соблюдая правила безопасности, режим труда и отдыха;

5)Правильно выбирай друзей;

6)Содержи свой внутренний мир в чистоте;

7)Научись говорить «нет» соблазнам;

8)Если чувствуешь себя больным, обратись к врачу; лекарства принимай по назначению врача, своевременно проходи профилактические осмотры и делай прививки.

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.

В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны – наряду с другими качественными характеристиками – приобретает роль ведущего фактора экономического роста.

Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.

Физическая подготовленность – это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).

Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.



 
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!