СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье сберегающие технологии в коррекционной работе с детьми ОВЗ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена технология проведения дыхательной гимнастики по А.Н.Стрельниковой. Используется на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье сберегающие технологии в коррекционной работе с детьми ОВЗ.»

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

К сожалению в ДОУ с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.

Следовательно, одной из основных задач  в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

- «Не навреди!»

- принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

- индивидуальности - соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

В настоящее время в ДОУ в работе с детьми с ОВЗ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Сохранения и стимулирования здоровья (физкультурные и динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для глаз, ортопедическая гимнастика).

2 Обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игротреннинги, занятия из серии «здоровье», самомассаж).

3 Коррекционные (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логоритмика).

Теперь подробнее рассмотрим одну из здоровьесберегающих технологий.

( Стрельникова А.Н. )



Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья.

Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь:

  • упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;

  • упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;

  • правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;

  • дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.

Основа гимнастики— носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Сентябрь.

ЛЕТО.

«Разминка»

Мы сегодня так играем

Нюхать воздух начинаем

Вдох-вдох-вдох-вдох

Гарью пахнет-ох-ох.



ДЕРЕВЬЯ.

«Хорошо нам наверху! Как же вы без нас внизу?»

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);

2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох)















ОКТЯБРЬ

ОСЕНЬ РАСКРАСАВИЦА.









«Ветер»

Сильный ветер вдруг подул,

Слезки с ваших щек сдул.

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вздох; впячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 секунды;

3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

ОВОЩИ.

«Сад-огород»

С тоя прямо. Смотрим вверх-вдох, смотрим вниз-вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи- внизу на грядке.

Вверх мы голову поднимем-

Фрукты спелые увидим,

А внизу растет редиска

И капуста близко- близко.





ФРУКТЫ.



«Удивимся»

Удивляться чему есть –

В мире всех чудес не счесть.

И.п. – о.с., сделать спокойный вздох;

1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох;

2 – и.п.

ОДЕЖДА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

«Любопытная Варвара»

С тоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать



НОЯБРЬ.

ОБУВЬ.

«Шаги»

Марш на месте

Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

ПОСУДА.

«Каша кипит»

Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди.

В тягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох.

Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф».

Повторить 3 – 4 раза.









ДЕКАБРЬ.

ИГРУШКИ.

«Паровозик»

Ходить по комнате делая попеременные движения руками и приговаривая «чух - чух –чух». Повторять в течении 20- 30 секунд.









Д ОМАШНИЕ ПТИЦЫ.

«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

И.п. – о.с.

1 – поднять руки в стороны (вдох);

2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

«Кошка охотится»

С тоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками-короткий и шумный вдох, (добыча справа, то же влево (добыча слева).

Вышла кошка на охоту-

Воробья поймать охота.

Влево-вправо приседаем-

Запах воробья вдыхаем.



Н ОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

«Задувание свечи»

Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно;

2 – губы сложить «трубочкой», сделать 3 коротких выдоха,

Условно стараясь задуть горящую свечу – «фу-фу-фу».

Во время упражнения корпус держать прямо.

ЯНВАРЬ.

Д ИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

«Ежик»

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

И.п. – о.с.

1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;

2 – поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз).

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

«Маятник»

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнем сначала.

И.п. – руки на поясе (вдох).

1 – наклон вправо (выдох);

2- и.п. (вдох);

3 – наклон влево (выдох);

4 – и.п. (вдох).

Выдох со звуком «т-у-у-х».

СЕМЬЯ.

«Вырасти большой»

Вырасти хочу скорей,

Добро делать для людей.

И.п. – о.с.

1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);

2 – опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).

Произносить звук «у-х-х».

ФЕВРАЛЬ.

М ОЯ РОДИНА РОССИЯ.

«Насос»

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

1 – наклон туловища в правую сторону (вдох);

2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

Повторить 6 – 8 наклонов в каждую сторону.

ТРАНСПОРТ.

«Воздушный шар поднимается»

Ты, как шарик полети,

Сверху землю огляди.

И .п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.

1 – поднять плечи и ключицы (вдох);

2 – опустить плечи и ключицы (выдох).







ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.

«Крылья»

Крылья вместо рук у нас,

Так летим – мы высший класс.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);

2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

МАРТ.

ВЕСНА.

« Хлопок»

Солнце мы хлопком все встретим,

Так полет свой отметим.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – поднять руки вверх (вдох);

2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох);

3 – развести руки в стороны (вдох);

4 –и.п. (выдох).

СПОРТ.

«Лыжник»

И. П. – ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м».












АПРЕЛЬ.

ПРОФЕССИИ.

«Регулировщик»

И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р». Повторить 5-6 раз.













МЕБЕЛЬ.

«Часики»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

















МАЙ.

ВРЕМЕНА ГОДА.

«Радуга»

И. П.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4секунды. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.; Рипол Классик - Москва, 2008.

2."Дыхательная гимнастика по методу Бутейко", под ред. Никитиной А.К. и Лосева В.Н., Москва "Здоровье", 1993г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!